Pachora - Опытное производство на вязальной фабрике
14.05.1999
Фирма издает диски. Фирма ведет продюсерскую деятельность, организует фестивали, содержит джазовые клубы, владеет довольно мощной медиа-сетью. Веников фирма не вяжет, но название ее столь же парадоксально, алогично и вызывающе, как и большая часть музыки, которую она поддерживает, распространяет и издает: "Knitting Factory" ("Вязальная фабрика").
Музыкальный авангард, то, что мы до сих пор называем "андеграундом", в Нью-Йорке постепенно поменял название и отчасти форму. Теперь его именуют "downtown music" (музыка центра города, средоточия и смешения культур). Такой вот downtown jazz и стал главной специализацией этой нью-йоркской "фабрики". Что ж, фабрика как фабрика - есть на ней "изделия, запущенные в серию": имена раскрученные, хорошо известные уже не только в Штатах, шагнувшие из андегра... тьфу! - даунтауна в общенациональные чарты - такие, как Джон Зорн или Кадзутоки Умедзу. Но "директор фабрики" Майкл Дорф смотрит в будущее: как на каждом серьезном предприятии, у него тоже есть свое "опытное производство".
В новых клубах молодые, честолюбивые, жаждущие самовыражения музыканты получают возможность представить всем желающим свои идеи. Кто-то играет только один вечер, кто-то - пару раз в неделю. И если обнаруживается, что данный солист или группа интересны не только его родным и друзьям, что зал наполняется в достаточной степени, если концерт привлекает внимание прессы, то тогда есть все шансы на более серьезный ангажемент, в более просторном зале, можно думать и о записи диска. Короче говоря, есть все шансы перейти из "опытного производства" в "серийное" и работать дальше уже на качественно ином уровне. В последние пару лет такой путь прошел на "Вязальной фабрике" ансамбль "Pachora".
Безусловно, не он один. Новые имена появляются (и исчезают) в мире авангарда достаточно часто. Однако есть основания поговорить об этом коллективе подробнее. При всей типичности "Pachora" для нью-йоркского даунтауна (ну, кажется выучил новый термин), содержание творчества этого коллектива позволяет говорить и о некоторых новых тенденциях в "производственной программе" "Knitting Factory". До сих пор здесь находили поддержку музыканты, развивавшие и сочетавшие идеи фри-джаза, альтернативной рок-музыки и академического авангарда (Билл Уэйр, Уильям Хукер, "Sex Mob", покойный Томас Чапин и др.) или подпитывающие свою музыку солидными инъекциями еврейского, восточноевропейского или ближневосточного фольклора ("Masada" Джона Зорна, "New Klezmer Trio", "Hasidic New Wave" и др.). "Pachora" знаменует своим появлением более широкий поворот авангарда к world music самого разнообразного происхождения. Собственно говоря, такой подход тоже не нов. Достаточно вспомнить такую видную фигуру фри-джаза, как Дон Черри. Но, пожалуй, только у "Pachora" не джаз приглашает в гости мировой фольклор, а скорее, сам находится в гостях.
В недлинной истории этого коллектива хватает, тем не менее, темных мест. Мало того, что я понятия не имею, что означает это название (по звучанию подозреваю нечто южнославянское, так как главный источник вдохновения музыкантов - фольклор Балкан и Турции), но даже не знаю в точности, как его писать: на обложке второго альбома группы оно выглядело как "PAcHORA". Но давайте примем более традиционный вариант и обратимся к фактам, сомнений не вызывающим.
Итак, "Pachora" - это квартет. В него входят Крис Спид (Chris Speed), Брэд Шепик (Brad Shepik), Скули Сверрисон (Skuli Sverrisson) и Джим Блэк (Jim Black). Все четверо - люди еще довольно молодые. Один из участников (догадайтесь кто) - скандинав, выходец из Исландии, трое остальных - родом из Сиэтла. И здесь хочется прибегнуть к небольшой интерлюдии. Похоже, этот город на дальнем северо-западе США особенно располагает к музыкальным экспериментам. В Сиэтле работает очаровавшее половину редакции "Jazz-квадрата" авангардное акустическое трио "Trillian Green", здесь начинали и такие звезды "Knitting Factory", как Бригган Краус и Уэйн Хорвиц. Так что значительная часть нью-йоркского авангарда вызревает в штате Вашингтон.
Саксофонист и кларнетист Спид - наиболее эрудированный член квартета, музыкант с ярким композиционным мышлением и один из основных авторов музыки для "Pachora". Еще в 1994г. он получил грант от бостонской Консерватории Новой Англии за свою сюиту, посвященную Элберту Эйлеру. Но его страсть - это не только фри-джаз, но и восточноевропейский, особенно балканский фольклор, и именно в рамках "Pachora" он получил возможность соединить оба своих увлечения. Но Крис работает не только в этих рамках. Он выступает и записывается с целым рядом авангардных коллективов: "Tim Berne's Bloodcount", квинтет Миры Мелфорд, септет Джеймса Эмери. Спид сотрудничал и с такими звездами, как Джон Зорн и Энтони Брэкстон. Есть у него уже и один сольный альбом - "Yeah No" на лейбле "Songlines". Интересно, что в то время, как в других проектах он широко пользуется и тенор- и альт-саксофонами, для "Pachora" Крис играет только на кларнете, стремясь к аутентичному фольклорному звучанию.
Брэда Шепика (его настоящая фамилия выглядит несколько сложнее - Schoeppach) условно можно считать гитаристом квартета. Но только условно. Реально же Брэд пользуется разнообразными, в том числе электрифицированными, фольклорными родственниками классической "испанки": это и девятиструнный португальский вариант, и саз, и ряд других инструментов. Его увлеченность world music больше проявляется в любви к необычным тембрам и свежим звуковым краскам. Шепик еще в Сиэтле вошел в состав местной группы "Babkas". Он много ездит и записывается с "Electric Bebop Band" Пола Мотиана, "Tiny Bell Trio" Дейва Дугласа, а кроме того, руководит и собственной группой "Commuters".
Сверрисон - это прекрасный басист, тяготеющий к рецептам музыки фьюжн. Однако мастерство его столь универсально, что он является желанным партнером в любом составе, исполняющем альтернативную музыку. Есть на счету этого исландца и первый сольный альбом - "Seremonie". Этот диск, изданный австралийской фирмой "Extreme", встретил очень теплый прием в кругах музыкального даунтауна.
Барабанщика Блэка в тех же кругах называют самым ярким ударником, появившимся за последние годы. Это тоже чрезвычайно гибкий музыкант, умеющий с легкостью войти в музыкальный мир любого ансамбля. С непривычной метрикой и контрастами темпов в музыке "Pachora" он справляется безукоризненно. Его взаимопониманию с партнерами, очевидно, помогает то, что они играют вместе и в других проектах. Так, с Шепиком и Дейвом Дугласом он составляет группу "Tiny Bell Trio", а со Спидом Джим Блэк работает в "Tim Berne's Bloodcount". Кроме того, у Блэка есть и собственный коллектив - группа "Human Feel", также исполняющая авангардный джаз.
И вот эту вышеупомянутую четверку объединил проект, где во главу угла стал фольклор славян балканского полуострова, греков, турок. Фольклор, исполняемый с высокой степенью аутентичности, даже когда речь идет не об аранжировках народных тем, а об авторских композициях. Конечно, такая музыка очень далека не только от традиционного джаза, но и от джаза мейнстримовского. Здесь сохраняется только импровизационность, только характерные для джаза приемы чередования сольных и коллективных фрагментов и... и некое чувство свободы, отсутствие жестких гармонических, метрических, интонационных рамок - то, чего нет в чистом фольклоре и чем в избытке обладает джаз, особенно авангардный.
В 1997г. вышел первый альбом квартета - "Pachora". Новизна, свежесть и, если хотите, теплота и человечность этой музыки сразу позволили группе занять отдельное место в пестром калейдоскопе продукции "Knitting Factory". Об ансамбле заговорили. Особо отмечали композиции "Paidushko" и "Ranitsa" (название, ласкающее ухо любого белоруса: "раница" по-белорусски означает "утро"), а также "турецкую" пьесу "Pinar Bosi/ Yarim Hova". Успех группы вышел за пределы даунтауна, о "Pachora" тепло написал в "Нью-Йорк Таймс" Бен Ратлиф.
Через год вышел второй и пока последний диск группы - "Unn". Этот альбом мне уже довелось рецензировать в "Jazz-квадрате" (см. #4/99) и не хотелось бы повторяться. Скажу только, что "турецкая" тематика здесь несколько потеснила "славянскую": похоже, "Pachora" все дальше углубляется на Восток.
В феврале 1999г. группа отправилась в большое турне по Западной Европе: Германия, Франция, Испания... Группу слушают. О ее музыке спорят. Один из представителей администрации "Вязальной фабрики" Велибор Педевски откровенен до цинизма: "Я рос в этих местах и, знаете, устал от этого дерьма. Но сами ребята мне нравятся". Что ж, г-н Педевски имеет право на свое мнение. Лично мне эти ребята тоже нравятся. Вот только в разряд "дерьма" я бы их музыку относить не стал. Да и не только я. Бесстрастная статистика показывает падение спроса на "чистый" джаз и неуклонный рост популярности world music. Люди, уставшие от стандартизированной поп-музыки, обращаются к фольклору, и не только к своему. Какой-нибудь привыкший к кантри Джон Смит из штата Колорадо начинает с интересом слушать традиционную музыку Балкан и Атласских гор, Японии и Иранского нагорья. И гидом-проводником здесь служит именно джаз. Кто знает, может быть, как раз на пути союза с world music и лежит столбовая дорога его дальнейшего развития? В этом случае музыка группы "Pachora" может в будущем стать мейнстримом!
Владимир Белов: контрабас, бас-гитара. Лидер проекта. Екатерина Гаврилова: фортепиано, клавиши. Александр Сторожук: ударные. Евгения Летун: вокал. Позапрошлой осенью к дежурному ответу на дежурный вопрос "Как дела?" Владимир Белов добавил ...
После смерти Чарли Мингуса его дело взялась продолжать Сью Мингус, прожившая рядом с ним много лет и как никто понимавшая все его чувства и устремления. Никогда еще история джаза не знала вдову музыканта, которая бы так много сделала для сохранения ...
Вторая половина 90-х увидела небывалый рост интереса к этнической музыке во всем мире и моду на все этническое. По крайней мере, на музыкальном фронте это означает хорошие новости: европейские культурные фонды выделяют тонны евро на гастроли и ...
«Tsvetochnyui15» – это первый в истории музыкальный бренд, старающийся уйти далеко за пределы исключительно музыкального искусства. Это союз, который держится на доверии между участниками, что в свою очередь является катализатором для постановки ...
Поддерживать жизнь творческого коллектива даже на протяжении десятка лет бывает не просто. 1 апреля ( 2017 года – прим.пер .) ансамбль традиционного джаза «Ренессанс» на полном серьезе можно поздравить с сорокалетием. Этот ...
На праздновании 50-летия известного киевского журналиста, музыкального продюсера и неустанного популяризатора джаза Алексея Когана ведущий вечера и не менее известный Владимир Фейертаг, объявляя выход на сцену группы Apple Tea, назвал ее самым ...
Бегона Олавиде Аризкун— одна из самых интересных молодых испанских певиц, исполняющих один очень редкий вид музыки— музыку испанских арабов, вторгшихся на территорию вестготского королевства и завоевавших Иберийский полуостров в раннем ...
«Мне хотелось бы видеть возрождение кантри-блюза более молодыми людьми. Больше людей сейчас ходят на концерты, учатся играть музыку. Именно поэтому я продолжаю исполнять традиционную музыку. Я не хочу, чтобы она умерла.» Джон Кефас ...
Старшее поколение советских фанов группы Chicago впервые услышало их песни в коротковолновом эфире "Голоса Америки" в ожидаемых с нетерпением субботних программах "90 минут танцевальной музыки". Теперь, тридцать лет спустя, мы можем ...
Фолк-группа Drobinska – это редчайший сплав болгарских, македонских, сербских и румынских мелодий, собранных Олегом Дробинским ("Наеховичи", экс-"Добраночь") в путешествиях по Венгрии, Румынии, Боснии и Герцеговине, а также в Кишиневской ...
Прошло уже около трех месяцев после окончания Дней джаза в Ереване, а отголоски этого события все еще слышны. Люди обсуждают, судачат, делают выводы и заключения. И сегодня мне бы хотелось рассказать о коллективе, который вызвал больше всего ...
"Мощно, шокирующе, великолепно... Мгновенно узнаваемая гитара Чарли Бэйти и уникальные юмористически-лирические песни Рика Эстрина делают группу одним из самых удачных проектов, синтезирующих блюз, свинг, джаз, рокабилли, и обеспечивают ей все ...