Pachora - Опытное производство на вязальной фабрике
14.05.1999
Фирма издает диски. Фирма ведет продюсерскую деятельность, организует фестивали, содержит джазовые клубы, владеет довольно мощной медиа-сетью. Веников фирма не вяжет, но название ее столь же парадоксально, алогично и вызывающе, как и большая часть музыки, которую она поддерживает, распространяет и издает: "Knitting Factory" ("Вязальная фабрика").
Музыкальный авангард, то, что мы до сих пор называем "андеграундом", в Нью-Йорке постепенно поменял название и отчасти форму. Теперь его именуют "downtown music" (музыка центра города, средоточия и смешения культур). Такой вот downtown jazz и стал главной специализацией этой нью-йоркской "фабрики". Что ж, фабрика как фабрика - есть на ней "изделия, запущенные в серию": имена раскрученные, хорошо известные уже не только в Штатах, шагнувшие из андегра... тьфу! - даунтауна в общенациональные чарты - такие, как Джон Зорн или Кадзутоки Умедзу. Но "директор фабрики" Майкл Дорф смотрит в будущее: как на каждом серьезном предприятии, у него тоже есть свое "опытное производство".
В новых клубах молодые, честолюбивые, жаждущие самовыражения музыканты получают возможность представить всем желающим свои идеи. Кто-то играет только один вечер, кто-то - пару раз в неделю. И если обнаруживается, что данный солист или группа интересны не только его родным и друзьям, что зал наполняется в достаточной степени, если концерт привлекает внимание прессы, то тогда есть все шансы на более серьезный ангажемент, в более просторном зале, можно думать и о записи диска. Короче говоря, есть все шансы перейти из "опытного производства" в "серийное" и работать дальше уже на качественно ином уровне. В последние пару лет такой путь прошел на "Вязальной фабрике" ансамбль "Pachora".
Безусловно, не он один. Новые имена появляются (и исчезают) в мире авангарда достаточно часто. Однако есть основания поговорить об этом коллективе подробнее. При всей типичности "Pachora" для нью-йоркского даунтауна (ну, кажется выучил новый термин), содержание творчества этого коллектива позволяет говорить и о некоторых новых тенденциях в "производственной программе" "Knitting Factory". До сих пор здесь находили поддержку музыканты, развивавшие и сочетавшие идеи фри-джаза, альтернативной рок-музыки и академического авангарда (Билл Уэйр, Уильям Хукер, "Sex Mob", покойный Томас Чапин и др.) или подпитывающие свою музыку солидными инъекциями еврейского, восточноевропейского или ближневосточного фольклора ("Masada" Джона Зорна, "New Klezmer Trio", "Hasidic New Wave" и др.). "Pachora" знаменует своим появлением более широкий поворот авангарда к world music самого разнообразного происхождения. Собственно говоря, такой подход тоже не нов. Достаточно вспомнить такую видную фигуру фри-джаза, как Дон Черри. Но, пожалуй, только у "Pachora" не джаз приглашает в гости мировой фольклор, а скорее, сам находится в гостях.
В недлинной истории этого коллектива хватает, тем не менее, темных мест. Мало того, что я понятия не имею, что означает это название (по звучанию подозреваю нечто южнославянское, так как главный источник вдохновения музыкантов - фольклор Балкан и Турции), но даже не знаю в точности, как его писать: на обложке второго альбома группы оно выглядело как "PAcHORA". Но давайте примем более традиционный вариант и обратимся к фактам, сомнений не вызывающим.
Итак, "Pachora" - это квартет. В него входят Крис Спид (Chris Speed), Брэд Шепик (Brad Shepik), Скули Сверрисон (Skuli Sverrisson) и Джим Блэк (Jim Black). Все четверо - люди еще довольно молодые. Один из участников (догадайтесь кто) - скандинав, выходец из Исландии, трое остальных - родом из Сиэтла. И здесь хочется прибегнуть к небольшой интерлюдии. Похоже, этот город на дальнем северо-западе США особенно располагает к музыкальным экспериментам. В Сиэтле работает очаровавшее половину редакции "Jazz-квадрата" авангардное акустическое трио "Trillian Green", здесь начинали и такие звезды "Knitting Factory", как Бригган Краус и Уэйн Хорвиц. Так что значительная часть нью-йоркского авангарда вызревает в штате Вашингтон.
Саксофонист и кларнетист Спид - наиболее эрудированный член квартета, музыкант с ярким композиционным мышлением и один из основных авторов музыки для "Pachora". Еще в 1994г. он получил грант от бостонской Консерватории Новой Англии за свою сюиту, посвященную Элберту Эйлеру. Но его страсть - это не только фри-джаз, но и восточноевропейский, особенно балканский фольклор, и именно в рамках "Pachora" он получил возможность соединить оба своих увлечения. Но Крис работает не только в этих рамках. Он выступает и записывается с целым рядом авангардных коллективов: "Tim Berne's Bloodcount", квинтет Миры Мелфорд, септет Джеймса Эмери. Спид сотрудничал и с такими звездами, как Джон Зорн и Энтони Брэкстон. Есть у него уже и один сольный альбом - "Yeah No" на лейбле "Songlines". Интересно, что в то время, как в других проектах он широко пользуется и тенор- и альт-саксофонами, для "Pachora" Крис играет только на кларнете, стремясь к аутентичному фольклорному звучанию.
Брэда Шепика (его настоящая фамилия выглядит несколько сложнее - Schoeppach) условно можно считать гитаристом квартета. Но только условно. Реально же Брэд пользуется разнообразными, в том числе электрифицированными, фольклорными родственниками классической "испанки": это и девятиструнный португальский вариант, и саз, и ряд других инструментов. Его увлеченность world music больше проявляется в любви к необычным тембрам и свежим звуковым краскам. Шепик еще в Сиэтле вошел в состав местной группы "Babkas". Он много ездит и записывается с "Electric Bebop Band" Пола Мотиана, "Tiny Bell Trio" Дейва Дугласа, а кроме того, руководит и собственной группой "Commuters".
Сверрисон - это прекрасный басист, тяготеющий к рецептам музыки фьюжн. Однако мастерство его столь универсально, что он является желанным партнером в любом составе, исполняющем альтернативную музыку. Есть на счету этого исландца и первый сольный альбом - "Seremonie". Этот диск, изданный австралийской фирмой "Extreme", встретил очень теплый прием в кругах музыкального даунтауна.
Барабанщика Блэка в тех же кругах называют самым ярким ударником, появившимся за последние годы. Это тоже чрезвычайно гибкий музыкант, умеющий с легкостью войти в музыкальный мир любого ансамбля. С непривычной метрикой и контрастами темпов в музыке "Pachora" он справляется безукоризненно. Его взаимопониманию с партнерами, очевидно, помогает то, что они играют вместе и в других проектах. Так, с Шепиком и Дейвом Дугласом он составляет группу "Tiny Bell Trio", а со Спидом Джим Блэк работает в "Tim Berne's Bloodcount". Кроме того, у Блэка есть и собственный коллектив - группа "Human Feel", также исполняющая авангардный джаз.
И вот эту вышеупомянутую четверку объединил проект, где во главу угла стал фольклор славян балканского полуострова, греков, турок. Фольклор, исполняемый с высокой степенью аутентичности, даже когда речь идет не об аранжировках народных тем, а об авторских композициях. Конечно, такая музыка очень далека не только от традиционного джаза, но и от джаза мейнстримовского. Здесь сохраняется только импровизационность, только характерные для джаза приемы чередования сольных и коллективных фрагментов и... и некое чувство свободы, отсутствие жестких гармонических, метрических, интонационных рамок - то, чего нет в чистом фольклоре и чем в избытке обладает джаз, особенно авангардный.
В 1997г. вышел первый альбом квартета - "Pachora". Новизна, свежесть и, если хотите, теплота и человечность этой музыки сразу позволили группе занять отдельное место в пестром калейдоскопе продукции "Knitting Factory". Об ансамбле заговорили. Особо отмечали композиции "Paidushko" и "Ranitsa" (название, ласкающее ухо любого белоруса: "раница" по-белорусски означает "утро"), а также "турецкую" пьесу "Pinar Bosi/ Yarim Hova". Успех группы вышел за пределы даунтауна, о "Pachora" тепло написал в "Нью-Йорк Таймс" Бен Ратлиф.
Через год вышел второй и пока последний диск группы - "Unn". Этот альбом мне уже довелось рецензировать в "Jazz-квадрате" (см. #4/99) и не хотелось бы повторяться. Скажу только, что "турецкая" тематика здесь несколько потеснила "славянскую": похоже, "Pachora" все дальше углубляется на Восток.
В феврале 1999г. группа отправилась в большое турне по Западной Европе: Германия, Франция, Испания... Группу слушают. О ее музыке спорят. Один из представителей администрации "Вязальной фабрики" Велибор Педевски откровенен до цинизма: "Я рос в этих местах и, знаете, устал от этого дерьма. Но сами ребята мне нравятся". Что ж, г-н Педевски имеет право на свое мнение. Лично мне эти ребята тоже нравятся. Вот только в разряд "дерьма" я бы их музыку относить не стал. Да и не только я. Бесстрастная статистика показывает падение спроса на "чистый" джаз и неуклонный рост популярности world music. Люди, уставшие от стандартизированной поп-музыки, обращаются к фольклору, и не только к своему. Какой-нибудь привыкший к кантри Джон Смит из штата Колорадо начинает с интересом слушать традиционную музыку Балкан и Атласских гор, Японии и Иранского нагорья. И гидом-проводником здесь служит именно джаз. Кто знает, может быть, как раз на пути союза с world music и лежит столбовая дорога его дальнейшего развития? В этом случае музыка группы "Pachora" может в будущем стать мейнстримом!
Бегона Олавиде Аризкун— одна из самых интересных молодых испанских певиц, исполняющих один очень редкий вид музыки— музыку испанских арабов, вторгшихся на территорию вестготского королевства и завоевавших Иберийский полуостров в раннем ...
«Мне хотелось бы видеть возрождение кантри-блюза более молодыми людьми. Больше людей сейчас ходят на концерты, учатся играть музыку. Именно поэтому я продолжаю исполнять традиционную музыку. Я не хочу, чтобы она умерла.» Джон Кефас ...
Старшее поколение советских фанов группы Chicago впервые услышало их песни в коротковолновом эфире "Голоса Америки" в ожидаемых с нетерпением субботних программах "90 минут танцевальной музыки". Теперь, тридцать лет спустя, мы можем ...
Фолк-группа Drobinska – это редчайший сплав болгарских, македонских, сербских и румынских мелодий, собранных Олегом Дробинским ("Наеховичи", экс-"Добраночь") в путешествиях по Венгрии, Румынии, Боснии и Герцеговине, а также в Кишиневской ...
Прошло уже около трех месяцев после окончания Дней джаза в Ереване, а отголоски этого события все еще слышны. Люди обсуждают, судачат, делают выводы и заключения. И сегодня мне бы хотелось рассказать о коллективе, который вызвал больше всего ...
"Мощно, шокирующе, великолепно... Мгновенно узнаваемая гитара Чарли Бэйти и уникальные юмористически-лирические песни Рика Эстрина делают группу одним из самых удачных проектов, синтезирующих блюз, свинг, джаз, рокабилли, и обеспечивают ей все ...
Джаз уже довольно давно, приблизительно со времен окончания эры Свинга, перестал быть поп-музыкой. На авансцену общественных вкусов на родине джаза вышли другие направления, генетически с ним связанные, но изменившиеся до неузнаваемости. Возвращение ...
Есть такое расхожее понятие: новое лицо. Новое лицо в джазе, в литературе, на эстраде и так далее. В случае с ансамблем Medeski, Martin & Wood (далее для краткости будем обозначать его просто аббревиатурой MMW) впору, однако, говорить не о ...
Надрывный звук цыганских гитар опять начинает соблазнять мир романтикой страсти и странствий — так же, как когда-то в прокуренных джазовых клубах послевоенного Парижа. Такие прославленные гитаристы, как голландец Джимми Розенберг (Jimmy ...
Блюз говорит о спасении здесь и сейчас. Госпел говорит о спасении, которое ждет впереди. Так что, блюз — это такой психиатр для бедных. " Гайя Адегбалола К истории вопроса Я листаю блюзовую энциклопедию. Солидную. Этакий увесистый, на ...
В одном темном-темном городе, на одной темной-темной улице, в одном темном- темном джаз-клубе... Стоп, стоп, стоп. На самом деле все обстоит строго наоборот. Город темным назвать трудно, особенно в летние месяцы, когда над ним опускается ...
Ten Years Before, In March'95 (Intro) Весенний мартовский день подходил к концу, и еще не успевшее утомиться яркое оранжевое солнце клонилось к закату. Его ускользающие лучи отражались в окнах домов старого Арбата и близлежащих переулков в виде ...