Saffire - The Uppity Blues Women - Блюз дерзких женщин
02.02.2013
Блюз говорит о спасении здесь и сейчас. Госпел говорит о спасении, которое ждет впереди. Так что, блюз — это такой психиатр для бедных. " Гайя Адегбалола
К истории вопроса
Я листаю блюзовую энциклопедию. Солидную. Этакий увесистый, на полкило том. Кого тут только нет! Блюзме- ны современные, старые, мужчины, женщины, белые, черные, солисты, ансамбли... Годы 30-е, 50-е, 70-е, 90-е... Глаз и мозг выхватывают из текста отдельные фразы, абзацы, кусочки биографий. Разные, очень разные судьбы собраны под этой обложкой. Но никого похожего на тот коллектив, о котором я хочу рассказать, не попадается. Он уникален. Не хочу сказать — неповторим. Отчего же — может быть, где- нибудь, когда-нибудь... Но пока нет — раньше и сейчас другой такой блюзовой группы ни я, ни энциклопедия не знаем. О группе той, кстати, здесь тоже есть статья. Небольшая, но содержательная. По накопившимся заслугам. Хотя это и не великие основатели, не ниспровергатели-революционеры, не суперпопулярные мегазвезды. Что нет, то нет. Это просто абсолютно своеобразная блюзовая группа. Честная. Со своим лицом. Со своими вкусами в музыке. Со своим отношением к блюзу. Называется она замысловато: Saffire — The Uppity Blues Women.
...Знаете, какая разница между акустическим и электрическим блюзом? Примерно такая же, как между чернобелым и цветным кино. Цветное кино снимать легче? Это дураки так думают. Умные знают, что не легче ничуть, просто другие средства, другие способы решения задач. И снимают хорошее кино. А дураки — нет. Они думают, что если показать зеленую траву, синее небо и одеть героев в яркие тряпки, то все остальное придет само собой. Так и в блюзе. Ремесленники почему-то думают, что свое равнодушие, то есть нежелание или неумение вложить в то, чем занимаешься, хотя бы кусочек собственной души, легче всего спрятать в обилии электронных примочек, в специальной обработке звука и вообще, в как можно большем количестве внешних эффектов. Но это срабатывает только на первых порах, да и то не всегда. И слушают не их, не ремесленников, а настоящих Мастеров. И помнят тоже Мастеров.
Примерно также обстоят дела и в блюзе акустическом. Только тут собственную несостоятельность спрятать еще труднее. Есть только естественный голос человека и (или) инструмента. Звук и тишина. Как в черно-белом кино. Соотношение черного и белого, звука и тишины, оттенки, полутона рождают чудо, имя которому — искусство. Сегодня редко снимают черно-белое кино, сегодня не так часто услышишь акустический блюз. Для кого-то из его исполнителей — это маньеризм, кокетство с ретро-модой. Но для большинства из тех, кто играет акустический блюз, — это живая, прекрасная музыка. А еще — это настоящее чувство, это правда, которой не можешь не поделиться с другими, это непосредственная связь с истоками, это продолжение великих традиций, заложенных теми, кто пел блюз в двадцатые годы прошлого века — Ледбелли и Блайнд Лемон Джефферсон, Бесси Смит и Сиппи Уоллес. Одними из лучших в Америке исполнителей акустического блюза сегодня являются три женщины, работающие вместе под названием Saffire — The Uppity Blues Women.
...Смазливая мордашка, хорошая фигурка, эффектный наряд — женщина на сцене всегда ценилась шоу-бизнесом. Как блестяще доказывает сегодня шоу-бизнес российский, даже умение петь при этом вовсе не обязательно. Телеэкраны и сцены концертных залов забиты со знанием дела раскрученными "фанерными" певицами, ловко вертящими задом и умело раскрывающими рот, желательно большой и чувственный. "Там" внешний эффект тоже всегда был в цене, только вот умению петь уделялось несколько большее внимание. И в поп-музыке, и в музыке кантри, и в бродвейских шоу было, есть и наверняка еще будет много и солисток, и женских вокальных групп, на которые просто приятно смотреть, чтобы они ни исполняли. Для рок-музыки, по крайней мере пока она еще существовала в контркультурном варианте, симпатичный внешний вид исполнительниц догмой не был — вспомните хотя бы толстуху Касс Эллиот из Mamas And Papas. И для джаза тоже, несмотря на наблюдающуюся в последние годы инвазию очень привлекательных вокалисток, начавшуюся с феномена Дайа- ны Кролл. И для блюза — аналогично. Но, тем не менее, ансамбль из трех исполнительниц далеко не модельной внешности, две из которых — белые, а одна — темнокожая, двух из которых уже никак, а третью лишь с большой натяжкой можно отнести хотя бы к бальзаковскому возрасту, исполнительниц, которые при этом смогли превратить свой ансамбль в один из самых успешных в мире блюза, — такой ансамбль бо-о-ольшая редкость! Впрочем, об этом я уже говорил чуть выше. Вы ведь не забыли? Этот ансамбль называется Saffire — The Uppity Blues Women. И его участницам наплевать на проблемы возраста, веса и объема талии!
К вопросу истории
История любого коллектива начинается с точки пересечения биографий его участников. Не исключение здесь и Saffire — The Uppity Blues Women. Но для того, чтобы понять, почему и как эти биографии пересеклись, есть смысл проследить, с чего все начиналось. По крайней мере, в отношении двух основательниц ансамбля: певицы, гитаристки, исполнительницы на губной гармонике, композитора и автора текстов Гайи Адегбалолы (Gaye Adegbalola) и певицы, пианистки, гитаристки, исполнительницы на казу, композитора и автора текстов Энн Рэбсон (Ann Rabson).
Темнокожая девочка по имени Гайя Тодд родилась в южном штате Вирджиния, в небольшом городке Фредериксберг, памятном лишь кровавыми сражениями времен Гражданской войны в США. Случилось это в 1944 году. Семья Гайи принадлежала к среднему классу, что в условиях строго сегрегированного в те годы общества автоматически выдвигало ее родителей в число видных людей в черной общине. Кларенс Тодд был первым в истории Фредериксбурга темнокожим членом попечительского совета местной школы. Глэдис Тодд работала в молодежном баре. Оба они любили музыку, и Гайя начала интересоваться ею с самого детства. Отец время от времени на любительском уровне играл джаз, а мать исправно приносила с работы отыгравшие свое пластинки из тамошнего джюк-бокса. Гайя научилась играть на флейте и делала это настолько здорово, что три года подряд входила в сборный школьный оркестр штата. Но первые свои деньги она заработала не музыкой. Первым трудовым опытом стала работа в прачечной, где она за 45 центов в час сортировала грязное белье. Этот опыт как нельзя лучше способствовал возникновению у Гайи жгучего интереса к социальным проблемам.
Продолжать учебу в колледже она уехала в Новую Англию, а оттуда в самом начале 60-х перебралась в Нью- Йорк. И все шестидесятые годы, самые жаркие в истории Америки XX века, годы, наполненные борьбой против расовой дискриминации, за равные права, против Вьетнамской войны и против социальной несправедливости, годы политических убийств, яростных демонстраций и студенческих волнений, годы, когда, казалось, призрак новой гражданской войны явственно навис над страной, Гайя провела в этом городе — эпицентре всего, что происходило в Америке. Ее занимали в эти годы три вещи: учеба, музыка и общественная жизнь.
Человек очень одаренный и разносторонне талантливый, Райя училась хорошо, но учеба на первый план в списке ее приоритетов все же не выходила. Куда важнее была музыка. Еще в колледже соседка по комнате обучила ее нескольким гитарным аккордам, а уж слушать музыку и танцевать Гайя могла сутки напролет. Как позже она вспоминала, "я могла танцевать всю ночь под музыку Чака Берри, Джеймса Брауна, Этты Джеймс, Рэя Чарльза, The Shirelles, Рут Браун, Айка и Тины Тернер. Именно эти артисты сформировали мои музыкальные вкусы". Позже она открыла для себя Нину Симон, джаз, госпел, блюз: "Нина привела меня к Бесси Смит, и я уже никогда больше не уходила из этого мира. Блюзовые корни джаза стали для меня совершенно очевидны".
Музыка и политика, особенно в те годы, были тесно связаны друг с другом. Увлекшись черной музыкой, Гайя естественным образом стала и горячей активисткой борьбы афро-американцев за свои права. Она участвовала в многочисленных демонстрациях, студенческих sit- in's, пела песни протеста, а в 1966 году вступила в одну из самых радикальных политических организаций черных американцев — Black Power. Многие темнокожие американцы в те годы искали опору и источник гордости в своих африканских корнях (если вы помните, Херби Хэнкок тоже какое-то время величал себя африканским именем Мвандиши). Гайя Тодд также решила сменить фамилию: с тех пор и на всю дальнейшую жизнь она стала Гайя Адегбалола (на языке одного из народов Нигерии это слово означает "Я предъявляю свои королевские права" — вот так и не иначе!) Но, к счастью, "расисткой наоборот" Гайя не стала. Возможно, этому помешало рождение ребенка: в 1969 году у нее появился сын, который тоже получил наряду с обычным и "идеологическое" имя — Джуно Лумумба (имя первого президента независимого Конго). Кстати, сегодня Джуно Лумумба Кахлил - тоже музыкант, играет на гитаре и губной гармонике, поет и довольно известен в Нью-Йорке среди поклонников стилей "готик" и "индастриал".
Рождение сына заставило Гайю вернуться домой, в тихий и провинциальный Фредериксберг. Здесь она какое- то время возглавляла театральную труппу Harambee 360, затем вернулась в науку — занималась биохимией, бактериологией, а потом решила, что ее призвание—делиться знаниями с детьми. В 1971 году Гайя пошла преподавать в школу и начала это делать так страстно и талантливо (как и все, за что берется),что в 1982 году была признана в родном штате Вирджиния Учительницей Года. В школе Гайя проработала до 1988 года, когда музыка заставила отказаться от всего остального.
А поворот к такому развитию событий наметился в 1977 году, когда Гайя решила усовершенствовать свое мастерство игры на гитаре и начала брать уроки у Энн Рэбсон.
В отличие от Адегбалолы, для Энн Рэбсон музыка с юности была и остается главным делом жизни. Немногим моложе Гайи, Энн родилась в Нью-Йорке, однако в основном ее детство прошло в штате Огайо. Блюзом она увлеклась с ранних лет. Уже в четыре года услышала, как исполняет блюз Биг Билл Брунзи, и навсегда "заболела" этой музыкой. К семнадцатилетию отец подарил Энн гитару и в этом, уже довольно зрелом для первых шагов возрасте, она начала учиться игре на гитаре. Прогрессировала, однако, так быстро, что уже в 18 лет, будучи еще старшеклассницей, начала петь и играть на гитаре профессионально. Образцом для подражания она выбрала одну из первых женщин-гитаристок в блюзе Мемфис Минни (Memphis Minnie). Рэбсон часто играла блюз и соло, и в самых разных составах. По странному стечению обстоятельств и она, после рождения дочери, выбрала местом жительства Фредериксберг, переехав сюда в 1971 году. Здесь Энн продолжала время от времени выступать в разных городских клубах и давать уроки игры на гитаре. Одной из ее учениц и была Гайя Адегбалола. Это событие стало важным в биографии обоих женщин.
Во-первых, они подружились, хотя и сегодня, глядя на Энн и Гайю на фотографиях, трудно себе представить двух столь не похожих друг на друга людей. Но обоих объединила любовь к музыке, упорство в достижении целей и бешеный темперамент, в случае с Энн коварно замаскированный внешностью добродушной толстухи
— домохозяйки в очках. Во- вторых, Гайя, со свойственной ей страстью, успешно преодолевала премудрости гитарной техники и вскоре также начала выступать с сольными концертами. Энн тоже не прекращала эту деятельность, хотя нужда в деньгах заставила ее в 1978 году устроиться на работу в качестве компьютерного аналитика, что, впрочем, не мешало одновременно выступать с концертами по вечерам. Более того, на рубеже 80-х, уже в 35-летнем возрасте, она вдруг решила научиться играть блюз и на фортепьяно. Сложности обучения игре в столь, скажем так, зрелом возрасте, ее ничуть не смущали. "Когда Вам 35, вы относитесь к учебе с большим вниманием, вы больше рискуете", — говорила она. Энн не только прекрасно овладела техникой игры на фортепьяно, но на сегодняшний день стала одним из лучших пианистов — исполнителей barrelhouse blues своего поколения.
С начала 80-х лет Гайя и Энн стали выступать вместе. В 1984 году они уже официально сформировали дуэт, назвав его Saffire — The Uppity Blues Women. Дуэт начал не без успеха выступать, обеим дамам это занятие нравилось все больше и больше. В 1987 году, пригласив басистку и сложив свои капиталы, "дерзкие блюзовые женщины" (приблизительно так можно перевести на русский язык вторую часть названия группы) записали и издали за свои деньги под грифом Saffire Records кассету — свой первый альбом Middle Aged Blues. Он состоял из 12 песен, а стартовым исполнительницы поставили "программный" номер Гайи Адегбалолы Middle Age Blues Boogie. Видимо, только сделав это, они осознали, что вступают в какой-то новый этап своей жизни и начали сжигать мосты. Блюз, концерты, гастрольные поездки требовали все больше и больше времени. В день, когда ее дочь окончила колледж, Энн Рэбсон бросила работу и полностью посвятила себя музыке. Также поступила и Гайя Адегбалола. От нерегулярных концертов по 25 долларов за вечер они перешли к полной риска и проблем жизни музыкантов-профессионалов.
Свою выстраданную первую программу Гайя и Энн послали в качестве демо-записи в Чикаго, Брюсу Иглауэ- ру, основателю независимого лэйбла Alligator Records, одной из лучших специализирующихся на блюзе фирм звукозаписи. Можно себе представить, сколько демо-записей получал и получает Иглауэр, подлинный энтузиаст и тонкий ценитель блюза. Кроме того, в то время Брюс вообще никогда еще нe работал с исполнителями акустического блюза. Тем не иенее, кассета из Фредериксберга привлекла его вниманиe. Позже Иглауэр вспомнил: "Мне почему-то хотелось вновь и вновь слушать эту кассету. И я подумал, что если она так нравится мне, то почему бы этой музыке не прийтись по вкусу и другим людям. Но я ни на минуту не предполагал, что эффекг будет именно таким".
Брюс говорит об эффекте от издания первого диска ансамбля. В 1989году, после определенных колебаний, он подписал контракт с Saffire — The Uppity Blues Women. Уже в следующем году вышел их дебютный альбом, названный именем группы. И он, совершенно неожиданно для всех, включая исполнительниц, произвел, как говорят в таких случаях, эффект разорвавшейся бомбы. Диск никому не известных провинциальных дамочек стал самым успешным с коммерческой точки зрения релизом Alligator Records. Пресса наперебой восторгалась и текстами, и музыкой исполняемых песен. Первой на диске шла все та же композиция Адегбалолы с чуть измененным названием: Middle Aged Blues Boogie. В 1990 году Гайя получила высшую блюзовую награду Америки — премию имени Хэнди за эту песню, ставшую Песней Года. Из скромных дебютанток "дерзкие блюзовые женщины" в мгновение ока превратились в звезд общенационального масштаба.
Последующие альбомы — Hot Flash (1991) и Broad Casting (1992) закрепили позиции группы в элите американского блюза. Saffire — The Uppity Blues Women много гастролировали, и их тогдашняя басистка столь напряженного графика не выдержала. На обложке Broad Casting мы видим уже только Гайю и Энн. Но записывали они этот альбом в гораздо более широком формате. Помимо таких гостей, как Лэрри Грей, Тони Зет, Стив Фройнд, в работе над диском участвовала и мультиинструменталистка Андра Фэй. Она и стала новым постоянным членом ансамбля.
Андра Фэй МакИнтош (Andra Faye McIntosh) значительно моложе своих коллег. Она родилась и выросла в Индианаполисе, там работала медсестрой. Музыкой и пением увлекалась с детства, мечтала о покупке пианино. Но родительский дом был слишком маленьким, и от этой идеи пришлось отказаться. Тогда выбор пал на "малогабаритную" скрипку, на которой Андра начала играть с 12 лет. Из всех музыкальных стилей Андра предпочитала блюз, но в различных местных ансамблях на любительском уровне играла самую разную музыку. С 1984 года она начала ездить в Западную Вирджинию на ежегодные июльские легние слеты поклонников блюза. Там познакомилась и подружилась с Энн и Гайей, которые впервые приехали сюда в 1987 году. Под влиянием этого знакомства Андра начала активно учиться технике вокала, а также игре на гитаре и мандолине. Предложение в 1992 году поучаствовать в сессиях записи альбома Broad Casting было, тем не менее, для нее полной неожиданностью. "Я очень нервничала, — вспоминала Андра, — Бросилась спрашивать совета у других музыкантов. Это выглядело так, словно я нашла на улице выигрышный лотерейный билет и всячески пыталась от него избавиться". Но в результате все прошло так здорово, что ей было сделано официальное предложение присоединиться к Saffire — The Uppity Blues Women. На тот момент она еще не играла на контрабасе, а именно басистка нужна была ансамблю больше всего. За несколько месяцев Андра Фэй освоила инструмент и сегодня ансамбль трудно представить без этой разносторонне одаренной и влюбленной в блюз исполнительницы.
С Андрой дела у Saffire — The Uppity Blues Women пошли еще веселее. Группа много гастролирует, появляется в популярных радио и телевизионных программах, например, во Fresh Air на National Public Radio или в
The Jenny Jones Show. Первый же записанный в новом составе альбом Old, New, Borrowed & Blue (1994) и, особенно, следующий, Cleaning House (1996) показали, что ансамбль вышел на новую, более высокую ступень развития. В Cleaning House много оригинальных, написанных участницами коллектива песен (из 17 композиций шесть созданы Адегбалолой и три — Рэбсон), а Фэй проявила себя не только как мультиинструменталистка, играющая здесь еще и на гитаре, но и как очень яркая певица, добавившая новые краски в вокальную палитру ансамбля (она солирует в шести композициях). В 1998 году вышел концертный альбом Live & Uppity, выросший из трехконцертного ангажемента группы в Barns of Wolf Trap в октябре 1997 года. Здесь наряду со старыми, классическими хитами Saffire — The Uppity Blues Women, вроде Middle Aged Blues Boogie или Mr. Insurance Man, прозвучали и новые песни, получившие широкую известность, — такие, как Silver Beaver и Cold Pizza And Warm Beer. Интересно, что ни одна из участниц трио не поет здесь больше двух песен подряд: Адегбалола и Фэй солируют в пяти композициях, а Рэбсон—даже в шести.
В 2001 году Saffire — The Uppity Blues Women выпустили свой седьмой на "Аллигаторе" и восьмой в карьере альбом — Ain't Gonna Hush!. Он подтвердил высокую репутацию группы в кругах поклонников блюза и, судя по уровню продаж, изрядно расширил их число. В ансамбле сложилось и закрепилось своеобразное "разделение труда". Адегбалола остается главным поставщиком первоклассных песен, ведущей вокалисткой и основным рупором идей Saffire — The Uppity Blues Women в общении с журналистами. Рэбсон — бесспорно, самый сильный инструменталист, как в игре на гитаре, так и на фортепьяно. Ее темпераменту может позавидовать любой рок-музыкант. Журналистка Елена Скай из Blues Revue признается, что до Энн Рэбсон ей не приходилось встречать пианистов, способных порвать струну на стейнвеевском рояле. Не удивительно, что на сегодняшний день на личном счету Энн семь номинаций на премию Хэнди в разных категориях, последняя из которых была получена в 2003 году. Фэй расцвечивает разнообразными звуковыми красками музыку ансамбля и одновременно предлагает слушателям иной, чуть более "прохладный", но не менее эффектный вариант вокала. Она же является самым ярким шоумэном (точнее, шоу- вумэн) в Saffire. Пока этот рецепт действует безотказно, хотя новых альбомов Saffire — The Uppity Blues Women со времени издания Ain't Gonna Hush! не появлялось.
Возможно, тут сказалось увлечение участниц ансамбля сольными проектами. В 1999 году Гайя Адегбалола издала на Alligator Records свой первый сольный альбом — Bitter Sweet Blues. Я имел удовольствие рецензировать этот диск в № 5- 6/2000 нашего журнала и могу повторно засвидетельствовать, что альбом получился столь же ярким и необычным, сколь и сама Гайя. В нем почти поровну собственных композиций Адегбалолы, во многом автобиографичных, из-за чего альбом обрел в чем-то исповедальный характер, и песен ее духовных учительниц — Бесси Смит, Ма Рэйни, Нины Симон. Акустическая гитара Рори Блок, продюсировавшей альбом, усилила инструментальную сторону этого проекта. В 2004 году на лейбле Hot Toddy Music появился еще один сделанный "на стороне" альбом Адегбалолы: вместе с Родди Барнсом (Roddy Barnes) был реализован проект Neo-Classic Blues, почти полностью составленный из старых блюзов 20-х и 30-х годов.
Энн Рэбсон также имеет на своем счету один собственный альбом Music Makin' Mama, вышедший на Аллигаторе в 1997 году. Он получил очень хорошую прессу. Энн вновь проявила себя здесь как блестящая инструменталистка, талантливая сочинительница песен и... человек, способный собрать отличную команду партнеров! Продюсировал проекг вместе с ней сам Брюс Иглауэр, "в гости" к Энн пришли в этом проекте классики пидмонтского блюза Cephas 8 Wiggins, известный блюзмэн Боб Марголин, саксофонист, игравший в Roomful Of Blues, Грег Пикколо и, среди прочих, ее родная сестра, скрипачка Мими Рэбсон, играющая несколько иную музык\ в ансамблях Kiezmer Conservatory Band и RESQ. С ансамблем Saffire — The Uppity Blues Women Энн Рэбсон объездила пол-мира, но неугомонной Энн словно мало этого, с не меньшей активностью она гасгролирует и соло—от Гонконга до Чехии. Дорога — ключевое слово многих блюзов, и Энн чувствует это слово, как мало кто иной: "Я упускаю своего мужа, и свою дочь, и своих кошек и собак, но я действительно люблю быть в дороге. Я люблю путешествовать и встречаться с людьми". Очень часто участвует она и в проектах других исполнителей блюза. Приглашают ее весьма охотно!
Суть вопроса
Так в чем же секрет успехов Saffire — The Uppity Blues Women, как вместе, так и по отдельности? При всем уважении к талантам участниц ансамбля, как инструменталисток, думаю, в первую очередь секрет таится в том, что и как они поют.
В последние десятилетия прошлого века и в начале нынешнего музыкальные вкусы американцев все больше смещаются по вектору с названием "ретро". Мы видим это в джазе, опять-таки особенно вокальном. Предполагаю, что сходные тенденции наметились и в блюзе. Отсюда и рост интереса к творческому наследию славных блюзменов прошлого, к акустическому звучанию в блюзе. К тем, кто любил подобную музыку всегда, прибавилась солидная группа новых слушателей. А альбомы и концерты Saffire — The Uppity Blues Women всегда составлены примерно по одному рецепту: собственные сочинения исполнительниц здесь соседствуют с песнями из репертуара тех, кто составляет славу блюза. Ма Рэйни, Бесси Смит, Виктория Спайви, Элберта Хантер, Биг Мама Торнтон. И другой ряд имен, из менее давнего, иногда совсем близкого прошлого: Нина Симон, Этта Джеймс, Коко Тейлор. Saffire сегодня и сейчас продолжают эту великую традицию. Старые песни звучат у Saffire так, словно вокалистки сдувают пыль времени со строк, которые когда-то выпевали другие, как правило, черные губы. И строки обретают новую силу, убедительность, мощь, они снова живут и снова волнуют сердца людей.
Вы обратили внимание, что речь идет практически всегда именно об исполнительницах блюза? Да, это еще один секрет Saffire — The Uppity Blues Women. Сегодня часто встречаешь рассуждения о разнообразии тем в блюзе, что это совершенно не обязательно грустная музыка, что в ритмах блюза вполне можно петь и о веселых вещах, о мелких проблемах, и что, в сущности, блюз — музыка оптимистичная. И это все действительно так. Но Saffire почти сразу нашли свою тему в блюзе и до сих пор ее придерживаются, как в сольных, так и в общих альбомах. Они поют блюзы, исполнявшиеся женщинами, они сочиняют песни о женщинах и их проблемах, главный адресат их песен — это тоже женщины. При этом Гайя, Энн и Андра считают, что их группа вовсе не является рупором ни воинственного феминизма, ни столь же воинственного движения за права сексуальных меньшинств (Адегбалола при этом уже давно не скрывает собственную принадлежность к лесбийскому меньшинству) . Вот как, к примеру, говорит об этом Андра Фэй: "Это слово (феминизм — Л А) сегодня слишком затерто. Мы — женщины, и у нас есть свои вполне определенные взгляды по различным вопросам. Мы — сильные женщины, и мы хотим, чтобы другие женщины тоже стали сильными. И мы хотим, чтобы мужчины в нашей жизни тоже были сильными. Думаю, мы скорее не феминистки, а гуманистки".
Многие их высказывания и интервью, в первую очередь Гайи Адегбалолы, чрезвычайно любопытны, особенно, когда знаешь английский и любовь в странах с английским языком к словесным каламбурам. Гайя, к примеру, говоря об истории блюза, употребляет термин SHEstory вместо HIstory, а главные действующие лица здесь, соответственно, SHEroes. Гайя осталась очень недовольна известным документальным сериалом знаменитого Мартина Скорсезе Blues в связи е тем, что о женщинах в нем сказано слишком мало. "Только в блюзовой лирике можно обнаружить документированную историю темнокожих представительниц рабочего класса начала XX века. Я могу обвинять историков, обвинять музыковедов. А могу сама рассказывать об этой истории", — считает она.
Об истории блюза, так как они ее видят, "дерзкие женщины" регулярно рассказывают в своих дисках и концертах. Но не забывают при этом и о современности. И именно здесь, на мой взгляд, один из основных секретов их успеха. Главный адресат песен Saffire — The Uppity Blues Women — средняя американка любого цвета кожи, среднего возраста, домохозяйка или работающая, замужняя или одинокая, обремененная детьми или мечтающая о них, но, как правило, не очень счастливая. А есть ли на свете женщина, которая скажет о себе, что она абсолютно счастлива? Разумеется, нет. Всегда есть какие-то проблемы, омрачающие жизнь. И певицы из Saffire, как заправские психоаналитики, говорят об этих проблемах со своими подругами в зрительных залах и ищут рецепты, как поправить дело. При этом, табуированных тем для "дерзких женщин" просто не существует.
Они говорят со сцены и со своих дисков абсолютно обо всем. Так повелось с первого громкого хита группы — Middle Aged Blues Boogie, раскрывающего нехитрую истину о том, что любовь ищут женщины любого возраста. Таков и Silver Beaver — блюз о вибраторе. Таков и жутковатый блюз Nightmare — песня с сольного альбома Гайи, посвященная проблемам инцеста. Такова и песня со странным названием "1--800--799-7233" — это номер телефона горячей линии Национальной Ассоциации по борьбе с Домашним Насилием; чтобы позвонить по этому номеру женщинам тоже надо преодолеть себя, и Saffire помогает им в этом. Адегбалола приводит здесь горькие строки: "Надежда — это хороший завтрак, но нет хуже блюда на ужин". А есть еще и Hungry Women's Blues, и I Lost My Baby To Another Man, и I'd Rather Be Alone, и Big Ovaries, и песня, которую я назвал бы программной: Bitch With а Bad Attitude ("Сучка с плохим поведением"). Здесь Адегбалола подробно объясняет, что именно так некоторые мужчины называют некоторых женщин (а они просто хотят быть независимыми), что есть весьма известные "сучки" (Стрейзанд, Рэбсон и МакИнтош), и что "сучки" хотят всего лишь всегда и во всем самостоятельно отвечать за свои слова и дела.
Но дело не только в темах. Блюзы Saffire были бы невыразимо скучны, назидательны или походили бы на скверные страшилки, если бы Гайя, Энн и Андра не вкладывали бы в них не только боль, но и надежду, не только душу, но и юмор, не только правду, но и энергию. Исполнительницы всегда готовы посмеяться не только над козлами мужского и курицами женского рода, но и над собой. Они не "над" и не "под" своей публикой и покупателями своих дисков. Они рядом, они — "одни из" и, может быть, в этом главный секрет успеха Saffire — The Uppity Blues Women.
Вторая половина 90-х увидела небывалый рост интереса к этнической музыке во всем мире и моду на все этническое. По крайней мере, на музыкальном фронте это означает хорошие новости: европейские культурные фонды выделяют тонны евро на гастроли и ...
«Tsvetochnyui15» – это первый в истории музыкальный бренд, старающийся уйти далеко за пределы исключительно музыкального искусства. Это союз, который держится на доверии между участниками, что в свою очередь является катализатором для постановки ...
Поддерживать жизнь творческого коллектива даже на протяжении десятка лет бывает не просто. 1 апреля ( 2017 года – прим.пер .) ансамбль традиционного джаза «Ренессанс» на полном серьезе можно поздравить с сорокалетием. Этот ...
На праздновании 50-летия известного киевского журналиста, музыкального продюсера и неустанного популяризатора джаза Алексея Когана ведущий вечера и не менее известный Владимир Фейертаг, объявляя выход на сцену группы Apple Tea, назвал ее самым ...
Бегона Олавиде Аризкун— одна из самых интересных молодых испанских певиц, исполняющих один очень редкий вид музыки— музыку испанских арабов, вторгшихся на территорию вестготского королевства и завоевавших Иберийский полуостров в раннем ...
«Мне хотелось бы видеть возрождение кантри-блюза более молодыми людьми. Больше людей сейчас ходят на концерты, учатся играть музыку. Именно поэтому я продолжаю исполнять традиционную музыку. Я не хочу, чтобы она умерла.» Джон Кефас ...
Старшее поколение советских фанов группы Chicago впервые услышало их песни в коротковолновом эфире "Голоса Америки" в ожидаемых с нетерпением субботних программах "90 минут танцевальной музыки". Теперь, тридцать лет спустя, мы можем ...
Фолк-группа Drobinska – это редчайший сплав болгарских, македонских, сербских и румынских мелодий, собранных Олегом Дробинским ("Наеховичи", экс-"Добраночь") в путешествиях по Венгрии, Румынии, Боснии и Герцеговине, а также в Кишиневской ...
Прошло уже около трех месяцев после окончания Дней джаза в Ереване, а отголоски этого события все еще слышны. Люди обсуждают, судачат, делают выводы и заключения. И сегодня мне бы хотелось рассказать о коллективе, который вызвал больше всего ...
"Мощно, шокирующе, великолепно... Мгновенно узнаваемая гитара Чарли Бэйти и уникальные юмористически-лирические песни Рика Эстрина делают группу одним из самых удачных проектов, синтезирующих блюз, свинг, джаз, рокабилли, и обеспечивают ей все ...
Джаз уже довольно давно, приблизительно со времен окончания эры Свинга, перестал быть поп-музыкой. На авансцену общественных вкусов на родине джаза вышли другие направления, генетически с ним связанные, но изменившиеся до неузнаваемости. Возвращение ...
Есть такое расхожее понятие: новое лицо. Новое лицо в джазе, в литературе, на эстраде и так далее. В случае с ансамблем Medeski, Martin & Wood (далее для краткости будем обозначать его просто аббревиатурой MMW) впору, однако, говорить не о ...