nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Little Charlie And The Nightcats - Блюзовые ночные коты Маленького Чарли

Little Charlie And The Nightcats - Блюзовые ночные коты Маленького Чарли  "Мощно, шокирующе, великолепно... Мгновенно узнаваемая гитара Чарли Бэйти и уникальные юмо­ристически-лирические песни Рика Эстрина дела­ют группу одним из самых удачных проектов, синте­зирующих блюз, свинг, джаз, рокабилли, и обес­печивают ей все возраста­ющую популярность"
- Living Blues -


"Гитарист Чарли Бэйти играет с редкой интелли­гентностью и вкусом, а песни и вокал Рика Эстри­на ярки и наполнены на­стоящей блюзовой мудро­стью... К тому же он играет на губной гармошке так, словно учился, сидя на ко­ленях у самого Литтл Уол­тера"
- Down Beat -


"Little Charlie And The Nightcats идут своим соб­ственным блюзовым пу­тем. Задорное, прочувст­вованное, оджазованное... да просто клевое звуча­ние, сатирические, ост­рые, умные тексты и абсо­лютно убойные гитарные и гармошечные соло. Ка­жется, что интереснее уже просто не может быть"
- Blues Revue -


"Гитара Чарли Бэйти... это просто опасная вещь"
- Buddy Guy -


То, что блюз, в общем-то, не обязан всегда быть зауныв­ным и меланхоличным, сред­ний любитель знает. Или до­гадывается. Но то, что он мо­жет быть настолько жизнера­достным, остроумным и вир­туозным, ощущаешь только после того, как послушаешь группу Little Charlie And The Nightcats.

В 50-е — 60-е годы прошло­го века в Чикаго большой по­пулярностью пользовалась группа Литтл Уолтера Джекобса Little Walter And The Night Cats. Уолтер бесподобно играл на губной гармошке, причем стал первым, кто электрифи­цировал этот инструмент. А в 1975 в Калифорнийском уни­верситете Беркли молодой па­рень по имени Чарли Бэйти (Charlie Baty), страстный по­читатель Литтл Уолтера, со­брал блюзовый бэнд. Сам он, как нетрудно догадаться, иг­рал на гармошке и исполнял вместе с группой вещи своего кумира. Почему он назвал свой коллектив Littie Charlie And The Nightcats, надеюсь, объяснять тоже не нужно.

А вот дальше все поверну­лось довольно неожиданным образом. Чарли познакомил­ся с другим молодым энтузиа­стом блюза, Риком Эстрином (Rick Estrin), сочиняющим и поющим неплохие песенки, и решил пригласить его к себе в группу. Тот был не против, но... его основным инструментом (кроме вокала) была тоже губ­ная гармоника. Причем он владел ею получше Чарли и уже успел поиграть вместе с Джонни Янгом и даже с самим Мадди Уотерсом.

Ничего не поделаешь, лиде­ру группы пришлось отло­жить гармошку и взять в руки гитару. Он никогда раньше се­рьезно не учился на ней иг­рать — так, знал несколько ак­кордов и мог с грехом попо­лам аккомпанировать лиди­рующему инструменту. Зато он слушал очень много заез­жих блюзовых бэндов — и раньше, и в то время, когда со­брал свою группу.

Ему было жаль своей гар­мошки, позже в интервью он шутил на тему своего прежне­го инструмента: "Я любил иг­рать на губной гармонике, и к тому же даже вполне прилич­ная гармошка была значи­тельно дешевле гитары. Сразу купить себе Фендер Стратокастер мало кому из молодых людей по карману..."

Когда Чарли взялся за гитару и попробовал для начала про­сто на слух скопировать кого-нибудь из знаменитостей, то оказалось, что у него есть при­рожденное чувство инстру­мента. Ему даже не пришлось брать уроки у профессиона­лов — когда ресурсы игры на слух были исчерпаны, он наку­пил учебников и засел за них. И был получен почти неверо­ятный результат — музыкант блестяще освоил большинст­во блюзовых, ритм-энд-блю- зовых и даже джазовых гитар­ных стилей... по самоучителям. Сегодня он считается одним из самых разносторонних и виртуозных блюзовых гита­ристов в США. Кстати, может быть, вы думаете, что он учил­ся в музыкальном колледже? Ничего подобного. Если бы не блюз, быть ему посейчас обыч­ным учителем математики в школе.

Впрочем, ему приходилось работать, чтобы зарабатывать на жизнь, вплоть до подписа­ния контракта с Alligator Records. Но об этом потом. А тогда, целых десять лет — с 1976 до 1986 — Little Charlie And The Nightcats были обыч­ной местной клубной группой в Сакраменто. Чарли осваивал гитару, вникая во все новые и новые стили. Вот что он отве­чал на вопрос одного из ин­тервьюеров, хотел ли он быть таким, как Джими Хендрикс: "Нет, у меня все было по-другому. Я не хотел походить на Хен­дрикса, я хотел быть, как Бадди Гай. Мне кажется, и Хендрикс хотел того же... Одна из черт блюза, которую я любил и люблю больше всего, это его неисчерпаемость. Он не зави­сит от моды, и в нем главное — это традиции. Джаз тоже вы­шел из блюза — у них есть об­щие черты и сейчас. Я слушал очень много таких джазовых гитаристов, как Кенни Бар­релл, Лу Холте, и пытался по­нять, из каких нот состоят ак­корды, которые они играют. Часто это звучало очень похо­же на блюз, но более сложный и красивый, чем традицион­ный. Чтобы разобраться в этом окончательно, я купил учебник Мики Бэйкера (Mickey Baker), стал его изу­чать, больше ходить на джазо­вые концерты... Но вообще-то гитаристом, который дейст­вительно здорово повлиял на мой стиль, был Чарли Крисчиан, хотя я его слышал только в записи. Мои любимые джазмены — это Крисчиан и Чарли Паркер, и если попытаться оп­ределить мой стиль, то я играю в манере Чарли Крисчиана, но в контексте блюзового бэнда наподобие Литтл Уолтера".

Узнав такое, становится по­нятным, почему гитара Чарли Бейти одновременно так по­хожа и непохожа на традици­онную блюзовую гитару. Про­сто в ней слишком много джа­зовых черт. В блюзе это быва­ет нечасто — виртуозность и усложненность считаются излишними. В принципе оно верно, но бывают и исключе­ния. Одно из них — Литтл Чарли. Впрочем, он не зло­употреблял своей виртуозно­стью и никогда не уходил от блюзовых традиций. Что бы он ни добавлял к блюзу — джаз, буги-вуги, рокабилли, — все это органически перера­батывалось и не портило ори­гинал.

Маленький Чарли необы­чен еще и другой своей чер­той. Он, формальный лидер группы, не является ни ее фронтменом, ни автором пе­сен. Эти роли играет гармошечник и вокалист Рик Эстрин, с которым он вместе ра­ботает и дружит уже двадцать пять лет. Гитаристу почти все­гда во всех интервью задают вопрос: как же так, не обидно ли ему иногда, что так получа­ется? Он отвечает: "Я никогда не стремился стать вокалис­том. Я пытался, конечно, по­рой выходить к микрофону, но это всегда получалось пло­ско и невыразительно. Навер­ное, это оттого, что у меня нет и никогда не было стремле­ния находиться в центре вни­мания. А Рик Эстрин идеально подходит на эту роль — он де­лает настоящее шоу. Правда, порой возникает путаница: зрители-новички частенько называют его Чарли, потому что он фронтмен".

По-настоящему, конечно, Little Charlie And The Nightcats — это Чарли и Рик. Барабан­щик и басист время от време­ни меняются, но без одного из этих двух представить себе группу невозможно. Рик Эстрин — блестящий гармошечник и не менее блестящий со­чинитель блюзов. Песни, ко­торые пишет Рик, полны жи­вого юмора, это всегда ма­ленькие истории с фабулой, завязкой и развязкой, что то­же не вполне обычно для тра­диционного блюза. Его вещь My Next Ex-Wife с пятого по счету альбома Night Vision по­лучила в 1993 г. премию им. У.Хэнди как лучшее сочине­ние года, и еще несколько пе­сен, которые он написал для Коко Тэйлор, Роберта Крэя и Джона Хэммонда, были вмес­те с их альбомами номиниро­ваны на Грэмми.

Но это все случилось уже после 1986 года. А тогда они крепко призадумались над тем, как им все-таки зарабаты­вать на жизнь своей музыкой. Группа сделала демо-записи, и Чарли разослал их по семи различным лейблам. Через несколько месяцев он полу­чил ответ с приглашением от фирмы Blind Pig. Музыканты уже почти подписали кон­тракт, когда им позвонил пре­зидент Alligator Records Брюс Иглауэр и сказал: "Подождите немного. Я специально при­лечу, послушаю вас, и тогда поговорим". Такой стиль сра­зу понравился Чарли, а когда он пообщался с Брюсом, ко­торый остановился у него до­ма, то понял, что хочет иметь дело только с "Аллигатором".

В 1987 году вышел первый альбом Little Charlie And The Nightcats — All The Way Crazy, и начались бесконечные турне и концерты. "Аллигатор" как независимый и не очень круп­ный лейбл работает именно таким образом — раскручива­ет своих артистов и их альбо­мы, организуя множество гас­трольных поездок по США и за рубежом. С того времени груп­па выпустила на "Аллигаторе" уже девять альбомов, послед­ний — That's Big — в 2002 году. Чарли даже жаловался: "Когда мы только подписали кон­тракт, мне казалось, что на нас оказывается некоторое давле­ние — мы должны были выпус­кать альбом за альбомом — каждые год-полтора. Так оно вначале и было, но потом мы стали записываться реже. Я ду­маю, один альбом в два-три го­да — это то, что нужно".

Но жаловался он, конечно, не всерьез. Он ведь достиг то­го, о чем мечтал, — зарабаты­вать на жизнь, играя блюз. А это удел далеко не всех блюзменов, даже более-менее изве­стных. Несмотря на изрядное число изданных дисков, Little Charlie And The Nightcats груп­па больше концертная, чем студийная. Они даже альбомы свои пишут фактически в ре­жиме концерта, вживую, поч­ти без дублей. Чарли Бейти ка­тегорически против много­кратного перезаписывания и редактирования готового ма­териала: "Думаю, что наши аль­бомы становятся все лучше. Мы с Риком теперь сами про­дюсируем свои работы, пото­му что знаем, как это нужно де­лать с нашей музыкой. Когда мы приходим в студию и все идет своим чередом, и мы иг­раем так, как настроены делать это в данный момент, то луч­ший вариант на записи всегда первый. Даже если где-то есть небольшая ошибка, мы пред­почитаем оставить все как есть. Это называется честным отношением к музыке".

В наше время честное отно­шение к музыке можно встре­тить только в непопсовых жа­нрах, таких, как академическая классика, джаз, блюз, рок... Во всяком случае, душу и сердце настоящего меломана не мо­гут не согреть такие слова нео­бычного лидера группы, кото­рый не хочет быть фронтме­ном: "У меня никогда не было цели делать хиты. Я хочу про­сто играть музыку, которую я люблю, и мне кажется, что в этом смысле мне близки джа­зовые музыканты — они увле­чены прежде всего своим творчеством и красивой музы­кой. Для меня главное — caма музыка, а не какое-то особенное звучание или всякие фокусы с MIDI, которые делают в студии или где-то еще. Я считаю, что лучше всего просто взять в руки инструменты и играть вживую без всяких там специальных штучек".

Ну что ж, кто умеет, тот играет. Ночные коты Маленького Чарли доказали, что они-то умеют. Ищите их альбомы, слушайте. А будете в Америке, заезжайте в Сакраменто - может быть, вам повезет и вы как раз попадете на их концерт. Blues Lives!!!

Евгений ДОЛГИХ

Jazz-Квадрат, №4/2002


стиль
блюз
автор
Евгений ДОЛГИХ
страна
США
музыкальный стиль
современный блюз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела ансамбли

  • стиль: джаз, джаз
В мировом джазе много кубинских имен. Перкуссионисты, пианисты, духовики… А вот названий мало. По большому счету, только один кубинский ансамбль остался в джазовой истории: ансамбль Irakere. Появившись в разгар эры фьюжн, он сумел добавить к ...
  • стиль: блюз, блюз
"Мы не запиливаем наши старые хиты до полного занудства. Мы всегда движемся вперед. Наша группа — живой и развивающийся коллектив..." Chris Vachon, гитарист Roomful of Blues "Roomful of Blues дает наглядный пример того, что такое современный блюз с ...
  • стиль: джаз, джаз
В начале 1957 года в музыкальной жизни Латвии произошло знаменательное событие: при Латвийской государственной филармонии был создан Рижский эстрадный оркестр (РЭО). Он внес неоценимый вклад в становление латвийского джаза. Уже летом того года ...
  • стиль: этно, этно
Белорусская группа "Троiца" сформировалась в начале 1996 года, в составе Д.Лукьянчика (ударные), В.Шкиленка (гитары) и главного вдохновителя коллектива Ивана Ивановича Кирчука. Иван в то время работал в минском училище искусств на отделении ...
  • стиль: джаз, джаз
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи 1975 года И.-Э.Берендта о "Модерн Джаз Квартете". Тогда между музыкантами произошел разрыв и джазовая общественность широко обсуждала это событие. В начале 70-годов между Джоном Льюисом и Милтом Джексоном ...
  • стиль: джаз, джаз
"Это величайшая группа на земле", – сказал про них Дэйв Мэттьюз, когда SOULIVE играли перед его выступлением. Вы еще не слышали про них? Да, возможно, эта группа не очень известна за пределами мира джаза, но ее музыка привлекает все больше и больше ...
  • стиль: джаз, джаз
Оркестру Олега Лундстрема почти столько же лет, сколько и самому джазу. Рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, созданный ровно 70 лет назад в Харбине, и поныне собирающий премии и награды прославленный джазовый оркестр сыграет 30 мая в концертном зале ...
  • стиль: джаз, джаз
Бесчисленно много наберется джазменов, искренне или неискренне верящих в то, что они никогда никого не копировали. А на самом-то деле , тех, кто никого не копировал и никому не подражал, совсем мало. И в то, что к таким самобытным оригиналам ...
  • стиль: джаз, джаз
Владимир Белов: контрабас, бас-гитара. Лидер проекта. Екатерина Гаврилова: фортепиано, клавиши. Александр Сторожук: ударные. Евгения Летун: вокал. Позапрошлой осенью к дежурному ответу на дежурный вопрос "Как дела?" Владимир Белов добавил ...
  • стиль: джаз, джаз
Фирма издает диски. Фирма ведет продюсерскую деятельность, организует фестивали, содержит джазовые клубы, владеет довольно мощной медиа-сетью. Веников фирма не вяжет, но название ее столь же парадоксально, алогично и вызывающе, как и большая часть ...
  • стиль: джаз, джаз
После смерти Чарли Мингуса его дело взялась продолжать Сью Мингус, прожившая рядом с ним много лет и как никто понимавшая все его чувства и устремления. Никогда еще история джаза не знала вдову музыканта, которая бы так много сделала для сохранения ...
  • стиль: этно, этно
Вторая половина 90-х увиде­ла небывалый рост интереса к этнической музыке во всем мире и моду на все этниче­ское. По крайней мере, на му­зыкальном фронте это озна­чает хорошие новости: евро­пейские культурные фонды выделяют тонны евро на га­строли и ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com