Вторая половина 90-х увидела небывалый рост интереса к этнической музыке во всем мире и моду на все этническое. По крайней мере, на музыкальном фронте это означает хорошие новости: европейские культурные фонды выделяют тонны евро на гастроли и записи музыкантов '"третьего мира* (культурно- империалистический, на самом деле термин). Секрет популярности таких звезд как Сезария Эвора кроется именно в этом. В чартах укоренились такие таланты, как марокканка Наташа Атлас,Сайнхо Намчылак и Хуун-Хуур-Ту из Тувы. Джазовая диаспора отреагировала своеобразными опытами этно-фыожн: волковские 'Вершки и корешки", Mastоdon Боба Рутмана, трио Анатолия Вапирова. Но не будем идеализировать ситуацию. Мода на этнику дала импульс волне симуляторов и подделок, Как грибы после дождя повырастали салоны, специализирующиеся на продаже благовоний, мистических текстов, одежды с восточной символикой и прочей эзотерической параферналией. Однако любопытнее всего. во что позитивное воплотились эхо и отголоски этого взрыва у нас, на украинской окраине. На мой взгляд, многое из этого нашло выражение в жизни и творчестве одесской труппы "Человеки".
Коллектив существует с 2002 года. Его движущей силой является творческий тандем вокалиста и мультиин- струменталиста Александра "Саххара" Куценко и контрабасиста, композитора и визионера Виталия Фесенко. В то время, как его сверстники тащились от поп-музыки, Саххар (р. в 1977) штудировал фольклор Африки и Востока, совершенствуя тувинское искусство горлового пения Он вышел из тусовки анонимных, в основном, умельцев, мастеривших барабаны из жестяных пивных кегов "Балтика". новозеландские диджериду (инструменты для заклятия духов стихий), бамбуковые флейты, шейкеры, трещетки, хоммусы (дрымбы). Эти люди не позиционировали себя в качестве музыкантов, но регулярно устраивали шаманские шабаши с использованием самодельных и народных инструментов Среди них — фотографы. художники, архитекторы. По сей день ореолом таинственности окружены такие имена, как Муслим, Бузук, другие, не отложившиеся в моей памяти.
Виталий Фесенко (р. в 1970) представлялся молодежи каким-то абсолютно запредельным персонажем, виртуозом, даже гуру. Соратник Андрея Прозорова, студент Чекасина, виртуоз, участник буквально тысяч сешнов и дюжины фестивалей. Он заваривал зеленый чай, курил трубку и. в манере Владимира Волкова, мог запросто. на контрабасе, смычком изобразить нечто среднее между апокалиптическим трэш-"запилом" и Паганини. Открытый человек, готовый играть и беседовать с любым без снобизма. В один прекрасный день, "набравшись наглости", по его собственным словам, Саххар явился на реп-точку Виталия в ДКС, где тот репетировал с тремя или четырьмя составами. Некоторые из их участников позднее стали относительно постоянными (группа концептуально избегает всякого постоянства) "человеками". Это — перкуссионист Саша Костюченко, пианистка Роксана Смирнова, саксофонист Андрей Мешаков и трубач Мирослав Пятников. Музыканты с безупречными джазовыми регалиями, исполняющие этнический материал. В музыке "Человеков" вы найдете и украинский фольклор, и "горлянку", и цыганщину, и рок. И все это служит канвой для импровизации. В любой момент стилистика меняется столь же неожиданно, как реальность в произведениях Филиппа К Дика. На смену еврейскому фрейлах спешит драм-энд- бэйсовый грув. сыгранный вживую — никакой электроники.
"Человеки' много концертируют. Еще в 2001 году шла молва о каких-то непонятных шаманствах в 'Сусанине'. От той эпохи остались нарезки, фрагменты, импровизации и композиции с участием более десятка музыкантов (и слушателей-соучастников), заботливо собранные Куценко на самиздатском компакт диске "Музыка без крыш", изданном для друзей супер-ограниченным тиражом в 2003-м. Потом было запрещенное администрацией "Студио 21* несостоявшееся выступление на фестивале 'Культурный герой" - однако чего стоила получасовая репетиция в фойе зала, на лестнице! Затем "медузная" фаза (как и у Pитмless) 2003-2004: Саххар + Майк Хентц на дрымбе + кельнские The Cologne Connection - клавишник Матиас Кюль (экс-Damo Suzuki Band) и барабанщик Джанни: лучший концерт Medusa- festival 2003. Фесенко + Саххар + электрические Spontamisneba на "Medusa-раrtу Reanlmation Roots в ДКС 2003. Концерты в apт-студии "Медуза" в Одессе 2004. Небольшое шюу в "Макондо" и большой сольный концерт на берегу моря в ’Эпицентре'’, организованный Reanimation Roots. Абсолютно неповторимый yгар в "Контрабасе" на джаз-карнавальной аfterparty с привлечением флейтиста Хайнца фон Херманна (Австрия) и поляков Адама Перончика (тенор) и Гжегора Гжиба (ударные). И, наконец, блестящее выступление и финальном гала-концерте Джаз-карнавала у Оперного. "Человеки" — мастера ангажировать энергетический поток слушателя, захватить его в свой вихрь и унести прочь. На их выступлениях люди танцуют так, как вы никогда не увидите ни в одном диско. Это танец души, празднующей союз с телом.
Динамика концертных выступлений подчиняется логике стартующего локомотива. Некий трансатлантический Буковина-Балканы-Лондон-Ныо-Йорк-Ныо-Орлеан экспресс. Не зря на первых порах "Человеки" позиционировались как этно-панк коллектив. хотя стилистически в них нет ничего от панка. Панк был скорее в их отношении: всегда приветствовались непосредственность, угар, юмор, нарочитость, хулиганство. Сегодня, когда страсти поулеглись, и пришла пора зрелости. 'Человеки" называют то, что они играют, "чело-beat". Челоbeat? Ироничный реверанс в сторону брэйкбита Фэтбой Слима и афро-6ита Фела Аникулапо Кути?'Лишь на поверхности. У каждой эпохи — свой собственный неповторимый бит. Тоталитарный - массовый, технократический; стук механических машин и скрип мыслительных приборов. Индастриал, электро, техно. Моно- тонность идущих на работу толп, стоящих у станков производителей благ цивилизации. Но есть и другой полюс. Твой индивидуальный уникальный человеческий бит. И, конечно же, коллективное биение человеческих сердец - целый квинтет человеческих сердец, выстукивающих каждое свой риггм. Ритм — рука на пульсе времени.
"Человеки" подчеркивают именно человечность, хрупкость, земную природу музыки. Предельную естественность и реальность созданных человеческими руками инструментов. Корни, тепло и резонанс дерева (контрабас, бамбуковая флейта). Зеркальная чистота и блеск, ртутная стремительность меди (труба). Поток, беспредельность. огонь человеческого голоса, ставшего инструментом. Глубина превратившихся в диджериду легких, по которым как ветер поднимается в горло человеческий голос Обретая божественную природу своего образа и подобия. Громоподобный. молниеносный как все стихии. Тихий, как дождь. Страстный и уверенный, как ветер. И снова мерный, человечный, земной..
"Мы не запиливаем наши старые хиты до полного занудства. Мы всегда движемся вперед. Наша группа — живой и развивающийся коллектив..." Chris Vachon, гитарист Roomful of Blues "Roomful of Blues дает наглядный пример того, что такое современный блюз с ...
В начале 1957 года в музыкальной жизни Латвии произошло знаменательное событие: при Латвийской государственной филармонии был создан Рижский эстрадный оркестр (РЭО). Он внес неоценимый вклад в становление латвийского джаза. Уже летом того года ...
Белорусская группа "Троiца" сформировалась в начале 1996 года, в составе Д.Лукьянчика (ударные), В.Шкиленка (гитары) и главного вдохновителя коллектива Ивана Ивановича Кирчука. Иван в то время работал в минском училище искусств на отделении ...
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи 1975 года И.-Э.Берендта о "Модерн Джаз Квартете". Тогда между музыкантами произошел разрыв и джазовая общественность широко обсуждала это событие. В начале 70-годов между Джоном Льюисом и Милтом Джексоном ...
"Это величайшая группа на земле", – сказал про них Дэйв Мэттьюз, когда SOULIVE играли перед его выступлением. Вы еще не слышали про них? Да, возможно, эта группа не очень известна за пределами мира джаза, но ее музыка привлекает все больше и больше ...
Оркестру Олега Лундстрема почти столько же лет, сколько и самому джазу. Рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, созданный ровно 70 лет назад в Харбине, и поныне собирающий премии и награды прославленный джазовый оркестр сыграет 30 мая в концертном зале ...
Бесчисленно много наберется джазменов, искренне или неискренне верящих в то, что они никогда никого не копировали. А на самом-то деле , тех, кто никого не копировал и никому не подражал, совсем мало. И в то, что к таким самобытным оригиналам ...
Владимир Белов: контрабас, бас-гитара. Лидер проекта. Екатерина Гаврилова: фортепиано, клавиши. Александр Сторожук: ударные. Евгения Летун: вокал. Позапрошлой осенью к дежурному ответу на дежурный вопрос "Как дела?" Владимир Белов добавил ...
Фирма издает диски. Фирма ведет продюсерскую деятельность, организует фестивали, содержит джазовые клубы, владеет довольно мощной медиа-сетью. Веников фирма не вяжет, но название ее столь же парадоксально, алогично и вызывающе, как и большая часть ...
После смерти Чарли Мингуса его дело взялась продолжать Сью Мингус, прожившая рядом с ним много лет и как никто понимавшая все его чувства и устремления. Никогда еще история джаза не знала вдову музыканта, которая бы так много сделала для сохранения ...
«Tsvetochnyui15» – это первый в истории музыкальный бренд, старающийся уйти далеко за пределы исключительно музыкального искусства. Это союз, который держится на доверии между участниками, что в свою очередь является катализатором для постановки ...
Поддерживать жизнь творческого коллектива даже на протяжении десятка лет бывает не просто. 1 апреля ( 2017 года – прим.пер .) ансамбль традиционного джаза «Ренессанс» на полном серьезе можно поздравить с сорокалетием. Этот ...