nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

"Человеки" - Бит человеческих сердец


"Человеки" - Бит человеческих сердец
Вторая половина 90-х увиде­ла небывалый рост интереса к этнической музыке во всем мире и моду на все этниче­ское. По крайней мере, на му­зыкальном фронте это озна­чает хорошие новости: евро­пейские культурные фонды выделяют тонны евро на га­строли и записи музыкантов '"третьего мира* (культурно- империалистический, на са­мом деле термин). Секрет по­пулярности таких звезд как Сезария Эвора кроется имен­но в этом. В чартах укорени­лись такие таланты, как ма­рокканка Наташа Атлас,Сайнхо Намчылак и Хуун-Хуур-Ту из Тувы. Джазовая диаспора отреагировала своеобразны­ми опытами этно-фыожн: волковские 'Вершки и корешки", Mastоdon Боба Рутмана, трио Анатолия Вапирова. Но не будем идеализировать си­туацию. Мода на этнику дала импульс волне симуляторов и подделок, Как грибы после дождя повырастали салоны, специализирующиеся на продаже благовоний, мисти­ческих текстов, одежды с восточной символикой и прочей эзотерической параферналией. Однако любопытнее все­го. во что позитивное вопло­тились эхо и отголоски этого взрыва у нас, на украинской окраине. На мой взгляд, мно­гое из этого нашло выраже­ние в жизни и творчестве одесской труппы "Человеки".

Коллектив существует с 2002 года. Его движущей си­лой является творческий тан­дем вокалиста и мультиин- струменталиста Александра "Саххара" Куценко и контра­басиста, композитора и ви­зионера Виталия Фесенко. В то время, как его сверстники тащились от поп-музыки, Саххар (р. в 1977) штудиро­вал фольклор Африки и Вос­тока, совершенствуя тувин­ское искусство горлового пе­ния Он вышел из тусовки анонимных, в основном, умельцев, мастеривших ба­рабаны из жестяных пивных кегов "Балтика". новозеланд­ские диджериду (инструмен­ты для заклятия духов сти­хий), бамбуковые флейты, шейкеры, трещетки, хоммусы (дрымбы). Эти люди не позиционировали себя в ка­честве музыкантов, но регу­лярно устраивали шаман­ские шабаши с использова­нием самодельных и народ­ных инструментов Среди них — фотографы. художни­ки, архитекторы. По сей день ореолом таинственности окружены такие имена, как Муслим, Бузук, другие, не от­ложившиеся в моей памяти.

Виталий Фесенко (р. в 1970) представлялся молоде­жи каким-то абсолютно за­предельным персонажем, виртуозом, даже гуру. Сорат­ник Андрея Прозорова, сту­дент Чекасина, виртуоз, участник буквально тысяч сешнов и дюжины фестива­лей. Он заваривал зеленый чай, курил трубку и. в манере Владимира Волкова, мог за­просто. на контрабасе, смыч­ком изобразить нечто сред­нее между апокалиптиче­ским трэш-"запилом" и Пага­нини. Открытый человек, готовый играть и беседовать с любым без снобизма. В один прекрасный день, "набрав­шись наглости", по его соб­ственным словам, Саххар явился на реп-точку Виталия в ДКС, где тот репетировал с тремя или четырьмя состава­ми. Некоторые из их участни­ков позднее стали относи­тельно постоянными (группа концептуально избегает вся­кого постоянства) "человека­ми". Это — перкуссионист Са­ша Костюченко, пианистка Роксана Смирнова, саксофо­нист Андрей Мешаков и тру­бач Мирослав Пятников. Му­зыканты с безупречными джазовыми регалиями, ис­полняющие этнический ма­териал. В музыке "Человеков" вы найдете и украинский фольклор, и "горлянку", и цы­ганщину, и рок. И все это слу­жит канвой для импровиза­ции. В любой момент стили­стика меняется столь же нео­жиданно, как реальность в произведениях Филиппа К Дика. На смену еврейскому фрейлах спешит драм-энд- бэйсовый грув. сыгранный вживую — никакой электро­ники.

"Человеки' много концер­тируют. Еще в 2001 году шла молва о каких-то непонят­ных шаманствах в 'Сусани­не'. От той эпохи остались нарезки, фрагменты, импро­визации и композиции с уча­стием более десятка музы­кантов (и слушателей-соучастников), заботливо со­бранные Куценко на самиздатском компакт диске "Му­зыка без крыш", изданном для друзей супер-ограничен­ным тиражом в 2003-м. По­том было запрещенное администрацией "Студио 21* несостоявшееся выступление на фестивале 'Культур­ный герой" - однако чего стоила получасовая репети­ция в фойе зала, на лестнице! Затем "медузная" фаза (как и у Pитмless) 2003-2004: Саххар + Майк Хентц на дрымбе + кельнские The Cologne Con­nection - клавишник Матиас Кюль (экс-Damo Suzuki Band) и барабанщик Джанни: лучший концерт Medusa- festival 2003. Фесенко + Саххар + электрические Spontamisneba на "Medusa-раrtу Reanlmation Roots в ДКС 2003. Концерты в apт-студии "Ме­дуза" в Одессе 2004. Небольшое шюу в "Макондо" и большой сольный концерт на бе­регу моря в ’Эпицентре'’, организованный Reanimation Roots. Абсолютно неповторимый yгар в "Контрабасе" на джаз-карнавальной аfterparty с привлечением флейтиста Хайнца фон Херманна (Ав­стрия) и поляков Адама Перончика (тенор) и Гжегора Гжиба (ударные). И, наконец, блестящее выступление и финальном гала-концерте Джаз-карнавала у Оперного. "Человеки" — мастера анга­жировать энергетический поток слушателя, захватить его в свой вихрь и унести прочь. На их выступлениях люди танцуют так, как вы ни­когда не увидите ни в одном диско. Это танец души, празднующей союз с телом.

Динамика концертных вы­ступлений подчиняется логи­ке стартующего локомотива. Некий трансатлантический Буковина-Балканы-Лондон-Ныо-Йорк-Ныо-Орлеан экспресс. Не зря на первых по­рах "Человеки" позициони­ровались как этно-панк кол­лектив. хотя стилистически в них нет ничего от панка. Панк был скорее в их отношении: всегда приветствовались непосредственность, угар, юмор, нарочитость, хулиганство. Сегодня, когда страсти поулеглись, и пришла пора зрелости. 'Человеки" называ­ют то, что они играют, "чело-beat". Челоbeat? Ироничный реверанс в сторону брэйкби­та Фэтбой Слима и афро-6ита Фела Аникулапо Кути?'Лишь на поверхности. У каждой эпохи — свой собственный неповторимый бит. Тотали­тарный - массовый, техно­кратический; стук механиче­ских машин и скрип мысли­тельных приборов. Индас­триал, электро, техно. Моно- тонность идущих на работу толп, стоящих у станков про­изводителей благ цивилизации. Но есть и другой полюс. Твой индивидуальный уникальный человеческий бит. И, конечно же, коллективное биение человеческих сердец - целый квинтет человече­ских сердец, выстукивающих каждое свой риггм. Ритм — рука на пульсе времени.

"Человеки" подчеркивают именно человечность, хруп­кость, земную природу музы­ки. Предельную естественность и реальность создан­ных человеческими руками инструментов. Корни, тепло и резонанс дерева (контра­бас, бамбуковая флейта). Зеркальная чистота и блеск, ртутная стремительность ме­ди (труба). Поток, беспре­дельность. огонь человече­ского голоса, ставшего ин­струментом. Глубина превра­тившихся в диджериду лег­ких, по которым как ветер поднимается в горло человеческий голос Обретая боже­ственную природу своего образа и подобия. Громоподобный. молниеносный как все стихии. Тихий, как дождь. Страстный и уверенный, как ветер. И снова мерный, чело­вечный, земной..

Сергей КЛЕЙН

Jazz- Квадрат, №3/2005






стиль
этно
страна
Украина
музыкальный стиль
авангард, этно-джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела ансамбли

  • стиль: джаз, джаз
  • страна: США
  • музыкальный стиль: кул, мэйнстрим
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи 1975 года И.-Э.Берендта о "Модерн Джаз Квартете". Тогда между музыкантами произошел разрыв и джазовая общественность широко обсуждала это событие. В начале 70-годов между Джоном Льюисом и Милтом ...
  • стиль: джаз, джаз
  • страна: США
  • музыкальный стиль: мэйнстрим, фанк
"Это величайшая группа на земле", – сказал про них Дэйв Мэттьюз, когда SOULIVE играли перед его выступлением. Вы еще не слышали про них? Да, возможно, эта группа не очень известна за пределами мира джаза, но ее музыка привлекает все больше ...
  • стиль: джаз, джаз
  • страна: Россия
  • музыкальный стиль: свинг
Оркестру Олега Лундстрема почти столько же лет, сколько и самому джазу. Рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, созданный ровно 70 лет назад в Харбине, и поныне собирающий премии и награды прославленный джазовый оркестр сыграет 30 мая в ...
© 2022 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com