В начале 1957 года в музыкальной жизни Латвии произошло знаменательное событие: при Латвийской государственной филармонии был создан Рижский эстрадный оркестр (РЭО). Он внес неоценимый вклад в становление латвийского джаза. Уже летом того года состоялись первые концерты по Латвии. В Риге оркестр дебютировал в Доме офицеров (сегодня – Дом Рижского латышского общества). А на главной – филармонической сцене, концерты прошли в предновогодние декабрьские вечера. Ровно 50 лет тому назад.
Первым руководителем оркестра стал композитор Рингольд Оре. В РЭО играли лучшие из лучших. В полном составе вошел в него созданный за год до этого секстет Латвийского радио в составе: Гунар Кушкис – кларнет, саксофон, Эдуард Абелскалнс – вибрафон, Георгий Славецкий – гитара, Раймонд Паулс – фортепиано, Эгил Шварц – контрабас, Харалд Брандо – ударные инструменты. Яркими импровизациями выделялись в РЭО трубачи Борис Коган и Вячеслав Шкенев, тромбонисты Алдис Амолиньш и Улдис Крастс. С восторгом принимала публика джазовую певицу оркестра Айно Балыню, замечательно исполнявшую репертуар Эллы Фитцджеральд. Уверен, в 57-м году, в разгар холодной войны с Западом, никто и нигде в СССР не пел джазовые темы, да еще и на английском языке (!) – на сцене государственных филармоний. Следует сказать, что и секстет радио – ядро РЭО – стал явлением не только в Латвии. Ведь ничего похожего на радиоволнах всесоюзного эфира в то время не звучало. Люди впервые услышали совершенно новый саунд. Секстет, созданный студентами консерватории Эгилом Шварцем и Раймондом Паулсом для студийных записей на радио по своему звучанию и манере исполнения напоминал легендарную группу Бенни Гудмана – Лайонела Хэмптона, когда на отличной ритмической основе ведущие голоса принадлежат кларнету и вибрафону. И вот, в 56-м зазвучали на волнах латвийского радио – Lullaby Of Birdland, Caravan, The Man I Love... Джазовые композиции секстета вызывали восхищение радиослушателей. Бесспорно, в то время ведущим джазовым музыкантом-импровизатором являлся в Латвии Гунар Кушкис. Вся джазовая жизнь в городе в 50-е годы крутилась вокруг этой незаурядной личности. А молодым музыкантам секстета особенно хотелось дерзать в джазе. И опять происходит невероятное в структуре всесоюзного радио: в Латвии каждую субботу начинает идти в прямом эфире радиопередача "Полчаса в ритме джаза". Музыканты секстета в этом случае играли вчетвером: Кушкис, Паулс, Шварц, Брандо и Айно Балыня. В концертах РЭО, секстету предоставлялась возможность выступить отдельно, с несколькими композициями из своего репертуара. Ажиотаж вокруг каждого выступления оркестра создавал для публики проблему с приобретением билетов. И филармония постоянно проводила дополнительные концерты.
...Как завороженный, с широко раскрытыми глазами слушал я первые концерты РЭО. Мое воображение поражали сидящие на сцене музыканты – в красивых синих пиджаках с блестящими инструментами. Вжимался в кресло, когда слитное и мощное звучание оркестра обрушивалось на публику. С интересом наблюдал, как после сыгранной темы к одиноко стоящему на авансцене микрофону быстрыми шагами подходили музыканты и начинали импровизировать... Это было что-то! Когда солировал барабанщик, все погружалось в темноту, и только луч прожектора выхватывал сидящего на возвышении музыканта, виртуозно обрабатывающего палочками ударную установку. А при появлении на сцене очаровательной Айно Балыни мое юное сердце начинало учащенно биться...
Джаз в филармонии. Новое качество восприятия. В то время я уже достаточно много слушал джазовой музыки в радиопередачах Уиллиса Коновера Time For Jazz, на грампластинках... В клубе Рижского электромеханического завода, всегда заполненном до отказа, отличный свинг играл на танцах оркестр Ивара Мазурса – пианиста и аранжировщика, одного из пионеров латвийского джаза. Многие приходили в клуб с одной целью – послушать лучший в городе джазовый оркестр. И на танцах в Интерклубе в составе квинтета увлеченно играли молодые музыканты: тенор-саксофонист Раймонд Раубишко, трубач Айвар Круминьш, барабанщик Зигурд Резевский... Но возможность СЛУШАТЬ джазовую музыку (а не танцевать под нее) в зале Государственной филармонии явилось настоящим сюрпризом. Такое в истории латвийского джаза произошло ВПЕРВЫЕ.
В первых программах оркестра звучала музыка Джорджа Гершвина, Исаака Дунаевского, вариации на популярные танцевальные мелодии в обработках Оре, Шварца, Паулса... Звучали известные темы из кинофильма "Серенада солнечной долины" с удивительно точными по стилю импровизациями Гунара Кушкиса.
Через два года РЭО возглавил Эгил Шварц, музыкант и композитор с большими организаторскими способностями. Искренне любящий джаз. Вскоре в оркестре появились молодые, необычайно талантливые, глубоко пропитанные джазом музыканты – тенор-саксофонисты Виталий Долгов и Александр Пищиков. От "колтрейновских" импровизаций 18-летнего Пищикова просто дух захватывало. Своей игрой он сразил всех – музыкантов и любителей джаза. В те годы "Саня" (только так все его и звали) стал бесспорным лидером в среде музыкантов латвийского джаза. Еще более значительную роль в РЭО сыграл Долгов. Он проявил себя и необычайно одаренным аранжировщиком. Удивительно тонко вникал в музыкальную ткань композиций, в совершенстве освоив язык и специфические особенности афроамериканского джаза. И стало еще более насыщенным и сочным звучание оркестра. Появился динамичный и упругий свинг. Вскоре в репертуаре РЭО появились в аранжировках Долгова темы Каунта Бэйси, Дюка Эллингтона, Квинси Джонса... Теперь оркестр до мельчайших нюансов и абсолютно точно передавал манеру игры и саунд знаменитых американских биг-бэндов. На рубеже 50-60 годов я побывал на многих концертах приезжавших в Ригу джаз-оркестров: Леонида Утесова, Эдди Рознера, Бориса Ренского, Константина Орбеляна. И думаю, не ошибусь, если снова скажу: в те годы никто в Союзе, из государственных эстрадных оркестров не исполнял с филармонической сцены джазовые композиции американских авторов. А в РЭО так "по-штатски" они звучали! Концерты всегда начинались с темы Skyliner, которая сразу создавала в зале приподнятое настроение. Публика восторженно принимала, в аранжировках Долгова, известные джазовые темы – Too Close For Comfort, Shiny Stockings, Swingin' The Blues, Don't Getaround Much Anymore, Four Brothers... Ведь увлеченные джазом отправлялись на концерты РЭО с одной единственной целью – насладиться джазовой классикой, импровизациями солистов и вокалом Айно Балыни – певицы с удивительно джазовым по тембру голосом. С аншлагами проходили выступления оркестра и во многих республиках Союза. Особенно горячий прием за исполнение джазовой классики оказывали латвийским музыкантам в Закавказье. К сожалению, "весь этот джаз" в РЭО закончился в середине 60-х.
В 1964-ом руководителем РЭО стал композитор Раймонд Паулс. Только в первые два года в репертуаре оркестра звучали джазовые темы… Запомнилась сюита на темы оперы Гершвина "Порги и Бесс" в аранжировке Алниса Закиса. Однако, в дальнейшем лицо биг-бэнда изменилось кардинально. РЭО сократился по составу, и он стал по-настоящему эстрадным оркестром. Теперь его роль была – аккомпанировать вокалистам, исполняющим песни Паулса. Многие покинули РЭО. Уезхали в Москву, в оркестр Эдди Рознера, Пищиков и Долгов. В оркестр Олега Лундстрема ушла Айно Балыня. Вместо них в РЭО пришли: Раймонд Раубишко, Айвар Круминьш, Пауль Миерлейс, Ивар Бирканс... Правда, в 1970-м, во время гастролей по Чехословакии, РЭО приглашали принять участие в Пражском джазовом фестивале, а вскоре совершенно неожиданно Всесоюзная фирма "Мелодия" выпустила пластинку – "РЭО в ритме джаза". Жаль только, что подобная пластинка не вышла в свет в то время, когда оркестр имел в своем составе первоклассных джазмэнов, и в репертуаре его джазовая музыка занимала достойное место.
Прекратил свое существование Рижский эстрадный оркестр в конце 70-х, уже руководимый, по иронии судьбы, превосходным джазовом трубачом Айваром Круминьшем. Но воскресить дух джаза в оркестре было уже невозможно.
А два самородка, которые начинали свой творческий путь в РЭО – Виталий Долгов и Александр Пищиков еще много лет щедро отдавали свой талант российскому джазу. Особенно Долгов. Ведь именно он своим уникальным даром аранжировщика еще с середины 60-х (более 40 лет!) создавал джазовое лицо оркестрам Эдди Рознера, Вадима Людвиковского, Олега Лундстрема, Игоря Бутмана...
И сегодня, вспоминая созданный 50 лет тому назад Рижский эстрадный оркестр, необходимо отметить главное: РЭО стал первым оркестром в Латвии, представляющим джазовую классику с филармонической сцены. Со сцены, на которой звучала музыка симфоническая, камерная, народная... И публика стала понимать: джаз заслуживает уважения, его надо слушать чаще и слушать в концертном зале, серьезно и внимательно, как и любой другой высокий музыкальный жанр.
«Tsvetochnyui15» – это первый в истории музыкальный бренд, старающийся уйти далеко за пределы исключительно музыкального искусства. Это союз, который держится на доверии между участниками, что в свою очередь является катализатором для постановки ...
Поддерживать жизнь творческого коллектива даже на протяжении десятка лет бывает не просто. 1 апреля ( 2017 года – прим.пер .) ансамбль традиционного джаза «Ренессанс» на полном серьезе можно поздравить с сорокалетием. Этот ...
На праздновании 50-летия известного киевского журналиста, музыкального продюсера и неустанного популяризатора джаза Алексея Когана ведущий вечера и не менее известный Владимир Фейертаг, объявляя выход на сцену группы Apple Tea, назвал ее самым ...
Бегона Олавиде Аризкун— одна из самых интересных молодых испанских певиц, исполняющих один очень редкий вид музыки— музыку испанских арабов, вторгшихся на территорию вестготского королевства и завоевавших Иберийский полуостров в раннем ...
«Мне хотелось бы видеть возрождение кантри-блюза более молодыми людьми. Больше людей сейчас ходят на концерты, учатся играть музыку. Именно поэтому я продолжаю исполнять традиционную музыку. Я не хочу, чтобы она умерла.» Джон Кефас ...
Старшее поколение советских фанов группы Chicago впервые услышало их песни в коротковолновом эфире "Голоса Америки" в ожидаемых с нетерпением субботних программах "90 минут танцевальной музыки". Теперь, тридцать лет спустя, мы можем ...
Фолк-группа Drobinska – это редчайший сплав болгарских, македонских, сербских и румынских мелодий, собранных Олегом Дробинским ("Наеховичи", экс-"Добраночь") в путешествиях по Венгрии, Румынии, Боснии и Герцеговине, а также в Кишиневской ...
Прошло уже около трех месяцев после окончания Дней джаза в Ереване, а отголоски этого события все еще слышны. Люди обсуждают, судачат, делают выводы и заключения. И сегодня мне бы хотелось рассказать о коллективе, который вызвал больше всего ...
"Мощно, шокирующе, великолепно... Мгновенно узнаваемая гитара Чарли Бэйти и уникальные юмористически-лирические песни Рика Эстрина делают группу одним из самых удачных проектов, синтезирующих блюз, свинг, джаз, рокабилли, и обеспечивают ей все ...
Джаз уже довольно давно, приблизительно со времен окончания эры Свинга, перестал быть поп-музыкой. На авансцену общественных вкусов на родине джаза вышли другие направления, генетически с ним связанные, но изменившиеся до неузнаваемости. Возвращение ...
Есть такое расхожее понятие: новое лицо. Новое лицо в джазе, в литературе, на эстраде и так далее. В случае с ансамблем Medeski, Martin & Wood (далее для краткости будем обозначать его просто аббревиатурой MMW) впору, однако, говорить не о ...
Надрывный звук цыганских гитар опять начинает соблазнять мир романтикой страсти и странствий — так же, как когда-то в прокуренных джазовых клубах послевоенного Парижа. Такие прославленные гитаристы, как голландец Джимми Розенберг (Jimmy ...