Прошло уже около трех месяцев после окончания Дней джаза в Ереване, а отголоски этого события все еще слышны. Люди обсуждают, судачат, делают выводы и заключения. И сегодня мне бы хотелось рассказать о коллективе, который вызвал больше всего разговоров и споров в дни фестиваля. Речь о молодежном коллективе INTO.
Для начала, без ложной скромности хочу заметить, что был первым (ну ладно, одним из первых), кто два года тому назад обратил внимание на творчество этого, совсем тогда молодого, ансамбля. Два года назад квартет образовался, дал сольный концерт и сразу же записал свой дебютный альбом. С первых же дней своего существования стиль музыки, в котором они начали творить, вызвал шквал вопросов и споров. Хотя ребята и собирались для того, чтобы играть джаз, результат их совместного музицирования стал совершенно другим. О том, во что трансформировались первоначальные индивидуальные идеи каждого из ребят, писалось в газетах и говорилось по местному радио и телевидению много раз. Это некая смесь классики, джаза и фолка, причем с авангардным уклоном. В программу квартета включены произведения Х.Хэнкока, М.Дэвиса, Д.Гиллеспи, М.Миллера. А.Хачатуряна, Комитаса и. конечно, оригинальные композиции участников ансамбля. «Стилевая мешанина», скажет придирчивый читатель. Да, если бы ребята играли их в традиционной манере, или, как это принято говорить, «снимали» бы партии. Но все дело в том. что стиль, в котором работает коллектив, абсолютно новый и необычный для армянской джазовой сцены. Первый намек на разъяснение дает «подназвание» квартета - квартет академического неоджаза. До начала их выступлений обычно даже самые подкованные в джазе фанаты спрашивали, что это означает. После двух-трех композиций всем все стало ясно. Для того, чтобы очень постараться описать их музыку словами, надо сделать следующее.
Возьмите за основу средневековые армянские тараканы (церковные песнопения), круто замесите их на приемах джазовых новаторов Сесила Тейлора и Орнетта Коулмена, добавьте стилистику мастеров классического авангарда (Лигети, Лютославский, например) и все это сильно размешайте. Вы получите примерное представление о музыке, исполняемой квартетом. Обычно джазовые музыканты брались за переработки классических произведений. Тут мы имеем прямо противоположную картину — джаз, переданный с помощью приемов и инструментария классического жанра. И не забудьте изрядную долю фольклора. Представили? Во всяком случае, президент Ассоциации джазовых журналистов Говард Мендел (США) назвал этот коллектив "самым оригинальным и непредсказуемым" на сегодняшней армянской сцене. А авторитетнейший джазовый журнал "DownBeat" (ноябрь 2002 г.) пошел еще дальше — критик журнала сравнил "INTO" с "великим и ужасным" американским составом Art Ensemble of Chicago и предложил переименовать армянский коллектив в Art Ensemble of Armenia по аналогии с ансамблем Лестера Боуи и Роско Митчелла.
Я надеюсь,теперь все стало понятно.
Справка 1. Сегодня состав квартета отличается от первоначального. В него входят : студент четвертого курса ереванской консерватории флейтист и композитор Арам Ованисян, студент третьего курса консерватории виолончелист Артем Манукян, аспирант консерватории пианист и композитор Рубен Сатян и перкуссионист Эдуард Арутюнян. Все музыканты, за исключением Арама Ованисяна имеют за плечами богатый джазовый опыт, играли в различных «взрослых» джазовых составах - Сатян играл боп в «Chico & Friends», Манукян играл на контрабасе в квинтете Александра «Саш» Григоряна и на бас-гитаре в юношеском джаз-рок составе Pokrjazz, ну, а Эдуард Арутюнян, самый опытный из них, является постоянным участником, на мой взгляд, лучшего армянского джазового состава "TIME REPORT". У всех троих большой, но разностилевой опыт в джазе (боп, этно-джаз, ориентальная музыка, джаз-рок) и это очевидно и сказалось на той музыке, которую сегодня играет коллектив. А если сюда добавить факт того, что флейтист квартета — лауреат первой премии армяно-бельгийского конкурса композиторов «Амадеус», многократный лауреат фестиваля «Концерт концертов», обладатель премии Армфилармонии за лучшее симфоническое произведение, то становится понятным, откуда в их музыке такое сильное влияние современной авангардной классики. За два года в составе поменялся один участник - кларнетист и композитор Мартын Улиханян (кстати, руководитель собственного квинтета, играющего свинг а-ля Гудмен) покинул коллектив в результате творческих разногласий. Его место и занял перкуссионист Арутюнян, добавивший в звучание коллектива больше ориенталистики, внутренней энергии и даже мистики.
Музыка, которую исполняет квартет, не имеет аналогов в Армении. Это музыка для головы, а не для ног и рук. Слушая ее, вы вряд ли будете притоптывать ножкой или щелкать пальцами. По своей форме и своему воздействию это более подходит к классике. Суть же и мелодика явно восходят к фольклорным корням. Ну, а приемы, которыми это все осуществляется, безусловно джазовые.
На прошедшем в апреле фестивале джаза ребята произвели настоящий фурор. Обработки народных мелодий, авторские композиции Рубена Сатяна, собственные версии известных джазовых стандартов не оставили в зале никого равнодушным. Самые восторженные отзывы об услышанном принадлежали джазовым корифеям старой школы Мартыну Вартазаряну, Ерванду Ерзинкяну, Левону Малхасяну, до фестиваля высказывавшимся, мягко выражаясь, чересчур настороженно. Кстати, такое же неприятие самобытной манеры игры квартета выражали многие менее значимые армянские музыканты, да и любители. Причем, как это часто бывает, делали они это заочно, не слышав собственно, музыки. После выступления все барьеры были преодолены и полоса отчуждения исчезла. Музыканты долго принимали поздравления от специалистов, коллег-джазменов и благодарных слушателей.
Справка 2. Имена музыкантов хорошо знакомы любителям классической музыки Закавказья. Дело в том, что на 50 процентов INTO состоит из участников ансамбля современной классической музыки AUS, которому посвящают статьи ведущие газеты Армении и Грузии (ребята выступали с сольными концертами и в соседней республике) и дают самые высокие оценки музыковеды Армении. Костяком этого авангардного ансамбля, специально для которого уже пишут свои произведения многие современные западные композиторы, являются два музыканта INTO - Арам Ованисян и Артем Манукян. А Эдуард Арутюнян является постоянным членом филармонического оркестра Армении. Так, что ребята - не случайные люди в музыке.
В те дни телеэфир был буквально забит картинками этих молодых музыкантов. Дело в том, что именно этот квартет пригласили озвучивать конкурс джазовых рисунков и их более чем необычная и захватывающая музыка чуть не отвлекала внимание публики от основного действа - конкурса молодых художников. В тот день телевизионный дневник фестиваля был посвящен на 50 процентов им. Через пару дней состоялась джазовая викторина среди студентов ВУЗов. Благодаря ребятам из INTO, составившим костяк команды, консерватория вышла победителем в этом конкурсе. И опять - дневник фестиваля был наполнен информацией об участниках квартета. Ну, и наконец, день выступления INTO стал их звездным часом. Какими только эпитетами не награждали квартет - от «самый оригинальный состав Армении», до «джазовой надежды Армении». К сожалению, в разделе серьезной музыки в Армении не проводится никаких конкурсов, хит-парадов, и т.п. Если бы у нас было нечто подобное существующим в России и на Западе многочисленным конкурсам и опросам, то квартет INTO следовало бы удостоить такой обязательной номинации как «артист, заслуживающий большего внимания». В качестве доказательства, следует отметить, что после концерта самым большим дефицитом был диск квартета. Его жаждали получить многочисленные слушатели, организаторы, старшие товарищи. И наконец, именно ребята из INTO - Рубен Сатян и Артем Манукян - были приглашены озвучивать прием в американском посольстве, посвященный завершению Дней джаза. Говорят, восхищенные многочисленные гости, представители других посольств, пригласили играть ребят и в другие посольства в дни их национальных праздников.
Справка 3- Музыка которую исполняет квартет, абсолютно не коммерческая. Приложить ее негде — ни в джаз-клубе, ни на джэм-сейшене, ни на какой-нибудь презентации. Выступать с этой программой музыканты могут только на концертах и фестивалях. Репетируют они по домам, их спонсорами и продюсерами выступают папы-мамы, родственники и друзья. Чтобы не застояться, ребята вынужденны играть в других коллективах, исполняя коммерческий, не свойственный им репертуар, так сказать, наступая на горло собственной песне.
Чем обычно заканчиваются подобные истории? Правильно - или же коллектив находит спонсора, доброго дядю, который дает денежки на аренду зала, на проведение концертов, на запись альбома, на поездку, в противном же случае, творчество, не поддерживаемое материально, начинает чахнуть. Если дальнейшее развитие событий пойдет по второму варианту, для нашего джазового общества это будет большой потерей.
После смерти Чарли Мингуса его дело взялась продолжать Сью Мингус, прожившая рядом с ним много лет и как никто понимавшая все его чувства и устремления. Никогда еще история джаза не знала вдову музыканта, которая бы так много сделала для сохранения ...
Вторая половина 90-х увидела небывалый рост интереса к этнической музыке во всем мире и моду на все этническое. По крайней мере, на музыкальном фронте это означает хорошие новости: европейские культурные фонды выделяют тонны евро на гастроли и ...
«Tsvetochnyui15» – это первый в истории музыкальный бренд, старающийся уйти далеко за пределы исключительно музыкального искусства. Это союз, который держится на доверии между участниками, что в свою очередь является катализатором для постановки ...
Поддерживать жизнь творческого коллектива даже на протяжении десятка лет бывает не просто. 1 апреля ( 2017 года – прим.пер .) ансамбль традиционного джаза «Ренессанс» на полном серьезе можно поздравить с сорокалетием. Этот ...
На праздновании 50-летия известного киевского журналиста, музыкального продюсера и неустанного популяризатора джаза Алексея Когана ведущий вечера и не менее известный Владимир Фейертаг, объявляя выход на сцену группы Apple Tea, назвал ее самым ...
Бегона Олавиде Аризкун— одна из самых интересных молодых испанских певиц, исполняющих один очень редкий вид музыки— музыку испанских арабов, вторгшихся на территорию вестготского королевства и завоевавших Иберийский полуостров в раннем ...
«Мне хотелось бы видеть возрождение кантри-блюза более молодыми людьми. Больше людей сейчас ходят на концерты, учатся играть музыку. Именно поэтому я продолжаю исполнять традиционную музыку. Я не хочу, чтобы она умерла.» Джон Кефас ...
Старшее поколение советских фанов группы Chicago впервые услышало их песни в коротковолновом эфире "Голоса Америки" в ожидаемых с нетерпением субботних программах "90 минут танцевальной музыки". Теперь, тридцать лет спустя, мы можем ...
Фолк-группа Drobinska – это редчайший сплав болгарских, македонских, сербских и румынских мелодий, собранных Олегом Дробинским ("Наеховичи", экс-"Добраночь") в путешествиях по Венгрии, Румынии, Боснии и Герцеговине, а также в Кишиневской ...
"Мощно, шокирующе, великолепно... Мгновенно узнаваемая гитара Чарли Бэйти и уникальные юмористически-лирические песни Рика Эстрина делают группу одним из самых удачных проектов, синтезирующих блюз, свинг, джаз, рокабилли, и обеспечивают ей все ...
Джаз уже довольно давно, приблизительно со времен окончания эры Свинга, перестал быть поп-музыкой. На авансцену общественных вкусов на родине джаза вышли другие направления, генетически с ним связанные, но изменившиеся до неузнаваемости. Возвращение ...
Есть такое расхожее понятие: новое лицо. Новое лицо в джазе, в литературе, на эстраде и так далее. В случае с ансамблем Medeski, Martin & Wood (далее для краткости будем обозначать его просто аббревиатурой MMW) впору, однако, говорить не о ...