nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

INTO - Джазовая надежда Армении

INTO - Джазовая надежда Армении  Прошло уже около трех месяцев после окончания Дней джаза в Ереване, а от­голоски этого события все еще слышны. Люди об­суждают, судачат, делают выводы и заключения. И сегодня мне бы хотелось рассказать о коллективе, который вызвал больше всего разговоров и споров в дни фестиваля. Речь о молодежном коллективе INTO.

Для начала, без ложной скромности хочу заметить, что был первым (ну ладно, одним из первых), кто два года тому назад обратил внимание на творчество этого, совсем тогда молодо­го, ансамбля. Два года назад квартет образовался, дал со­льный концерт и сразу же записал свой дебютный аль­бом. С первых же дней свое­го существования стиль му­зыки, в котором они начали творить, вызвал шквал во­просов и споров. Хотя ребя­та и собирались для того, чтобы играть джаз, резуль­тат их совместного музици­рования стал совершенно другим. О том, во что транс­формировались первона­чальные индивидуальные идеи каждого из ребят, писа­лось в газетах и говорилось по местному радио и теле­видению много раз. Это не­кая смесь классики, джаза и фолка, причем с авангард­ным уклоном. В программу квартета включены произ­ведения Х.Хэнкока, М.Дэвиса, Д.Гиллеспи, М.Миллера. А.Хачатуряна, Комитаса и. конечно, оригинальные композиции участников ан­самбля. «Стилевая мешани­на», скажет придирчивый читатель. Да, если бы ребята играли их в традиционной манере, или, как это приня­то говорить, «снимали» бы партии. Но все дело в том. что стиль, в котором работа­ет коллектив, абсолютно но­вый и необычный для ар­мянской джазовой сцены. Первый намек на разъясне­ние дает «подназвание» квартета - квартет академичес­кого неоджаза. До начала их выступлений обычно даже самые подкованные в джазе фанаты спрашивали, что это означает. После двух-­трех композиций всем все стало ясно. Для того, чтобы очень постараться описать их музыку словами, надо сделать следующее.

Возьмите за основу сред­невековые армянские тара­каны (церковные песнопе­ния), круто замесите их на приемах джазовых новато­ров Сесила Тейлора и Ор­нетта Коулмена, добавьте стилистику мастеров клас­сического авангарда (Лиге­ти, Лютославский, напри­мер) и все это сильно разме­шайте. Вы получите при­мерное представление о му­зыке, исполняемой кварте­том. Обычно джазовые му­зыканты брались за перера­ботки классических произ­ведений. Тут мы имеем пря­мо противоположную кар­тину — джаз, переданный с помощью приемов и инст­рументария классического жанра. И не забудьте изряд­ную долю фольклора. Пред­ставили? Во всяком случае, президент Ассоциации джа­зовых журналистов Говард Мендел (США) назвал этот коллектив "самым ориги­нальным и непредсказуе­мым" на сегодняшней ар­мянской сцене. А авторитет­нейший джазовый журнал "DownBeat" (ноябрь 2002 г.) пошел еще дальше — критик журнала сравнил "INTO" с "великим и ужасным" амери­канским составом Art Ensemble of Chicago и пред­ложил переименовать ар­мянский коллектив в Art Ensemble of Armenia по ана­логии с ансамблем Лестера Боуи и Роско Митчелла.

Я надеюсь,теперь все ста­ло понятно.

Справка 1. Сегодня со­став квартета отличается от первоначального. В него входят : студент четвертого курса ереванской консерва­тории флейтист и компози­тор Арам Ованисян, студент третьего курса консервато­рии виолончелист Артем Манукян, аспирант консер­ватории пианист и компо­зитор Рубен Сатян и перкус­сионист Эдуард Арутюнян. Все музыканты, за исключе­нием Арама Ованисяна име­ют за плечами богатый джа­зовый опыт, играли в раз­личных «взрослых» джазо­вых составах - Сатян играл боп в «Chico & Friends», Ма­нукян играл на контрабасе в квинтете Александра «Саш» Григоряна и на бас-гитаре в юношеском джаз-рок соста­ве Pokrjazz, ну, а Эдуард Ару­тюнян, самый опытный из них, является постоянным участником, на мой взгляд, лучшего армянского джазо­вого состава "TIME REPORT". У всех троих большой, но разностилевой опыт в джазе (боп, этно-джаз, ориенталь­ная музыка, джаз-рок) и это очевидно и сказалось на той музыке, которую сегодня иг­рает коллектив. А если сюда добавить факт того, что флейтист квартета — лауре­ат первой премии армяно-­бельгийского конкурса ком­позиторов «Амадеус», мно­гократный лауреат фестива­ля «Концерт концертов», об­ладатель премии Армфилармонии за лучшее симфо­ническое произведение, то становится понятным, отку­да в их музыке такое сильное влияние современной аван­гардной классики. За два го­да в составе поменялся один участник - кларнетист и композитор Мартын Улиханян (кстати, руководитель собственного квинтета, иг­рающего свинг а-ля Гудмен) покинул коллектив в резуль­тате творческих разногла­сий. Его место и занял пер­куссионист Арутюнян, доба­вивший в звучание коллек­тива больше ориенталисти­ки, внутренней энергии и даже мистики.

Музыка, которую испол­няет квартет, не имеет ана­логов в Армении. Это музы­ка для головы, а не для ног и рук. Слушая ее, вы вряд ли будете притоптывать нож­кой или щелкать пальцами. По своей форме и своему воздействию это более под­ходит к классике. Суть же и мелодика явно восходят к фольклорным корням. Ну, а приемы, которыми это все осуществляется, безусловно джазовые.

На прошедшем в апреле фестивале джаза ребята произвели настоящий фу­рор. Обработки народных мелодий, авторские компо­зиции Рубена Сатяна, собст­венные версии известных джазовых стандартов не ос­тавили в зале никого равно­душным. Самые восторжен­ные отзывы об услышанном принадлежали джазовым корифеям старой школы Мартыну Вартазаряну, Ер­ванду Ерзинкяну, Левону Малхасяну, до фестиваля вы­сказывавшимся, мягко вы­ражаясь, чересчур насторо­женно. Кстати, такое же не­приятие самобытной мане­ры игры квартета выражали многие менее значимые ар­мянские музыканты, да и любители. Причем, как это часто бывает, делали они это заочно, не слышав соб­ственно, музыки. После вы­ступления все барьеры были преодолены и полоса от­чуждения исчезла. Музыкан­ты долго принимали позд­равления от специалистов, коллег-джазменов и благо­дарных слушателей.

Справка 2. Имена музы­кантов хорошо знакомы лю­бителям классической му­зыки Закавказья. Дело в том, что на 50 процентов INTO состоит из участников ан­самбля современной клас­сической музыки AUS, кото­рому посвящают статьи ве­дущие газеты Армении и Грузии (ребята выступали с сольными концертами и в соседней республике) и да­ют самые высокие оценки музыковеды Армении. Кос­тяком этого авангардного ансамбля, специально для которого уже пишут свои произведения многие со­временные западные ком­позиторы, являются два му­зыканта INTO - Арам Ова­нисян и Артем Манукян. А Эдуард Арутюнян является постоянным членом филар­монического оркестра Ар­мении. Так, что ребята - не случайные люди в музыке.

В те дни телеэфир был буквально забит картинка­ми этих молодых музыкан­тов. Дело в том, что именно этот квартет пригласили оз­вучивать конкурс джазовых рисунков и их более чем не­обычная и захватывающая музыка чуть не отвлекала внимание публики от ос­новного действа - конкурса молодых художников. В тот день телевизионный днев­ник фестиваля был посвя­щен на 50 процентов им. Че­рез пару дней состоялась джазовая викторина среди студентов ВУЗов. Благодаря ребятам из INTO, составив­шим костяк команды, кон­серватория вышла победи­телем в этом конкурсе. И опять - дневник фестиваля был наполнен информаци­ей об участниках квартета. Ну, и наконец, день выступ­ления INTO стал их звезд­ным часом. Какими только эпитетами не награждали квартет - от «самый ориги­нальный состав Армении», до «джазовой надежды Ар­мении». К сожалению, в раз­деле серьезной музыки в Ар­мении не проводится ника­ких конкурсов, хит-парадов, и т.п. Если бы у нас было не­что подобное существую­щим в России и на Западе многочисленным конкур­сам и опросам, то квартет INTO следовало бы удосто­ить такой обязательной но­минации как «артист, заслу­живающий большего вни­мания». В качестве доказа­тельства, следует отметить, что после концерта самым большим дефицитом был диск квартета. Его жаждали получить многочисленные слушатели, организаторы, старшие товарищи. И нако­нец, именно ребята из INTO - Рубен Сатян и Артем Ману­кян - были приглашены оз­вучивать прием в американ­ском посольстве, посвящен­ный завершению Дней джа­за. Говорят, восхищенные многочисленные гости, представители других по­сольств, пригласили играть ребят и в другие посольства в дни их национальных пра­здников.

Справка 3- Музыка кото­рую исполняет квартет, аб­солютно не коммерческая. Приложить ее негде — ни в джаз-клубе, ни на джэм-сейшене, ни на какой-нибудь презентации. Выступать с этой программой музыкан­ты могут только на концер­тах и фестивалях. Репетиру­ют они по домам, их спонсо­рами и продюсерами высту­пают папы-мамы, родствен­ники и друзья. Чтобы не за­стояться, ребята вынужден­ны играть в других коллек­тивах, исполняя коммерчес­кий, не свойственный им репертуар, так сказать, на­ступая на горло собствен­ной песне.

Чем обычно заканчивают­ся подобные истории? Пра­вильно - или же коллектив находит спонсора, доброго дядю, который дает денежки на аренду зала, на проведе­ние концертов, на запись альбома, на поездку, в про­тивном же случае, творчест­во, не поддерживаемое ма­териально, начинает чах­нуть. Если дальнейшее раз­витие событий пойдет по второму варианту, для наше­го джазового общества это будет большой потерей.

Армен МАНУКЯН

Jazz-Квадрат, №3/2003




стиль
джаз
автор
Армен МАНУКЯН
страна
Армения
музыкальный стиль
авангард, академическая музыка, этно-джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела ансамбли

  • стиль: джаз, джаз
На праздновании 50-летия известного киевского журналиста, музыкального продюсера и неустанного популяризатора джаза Алексея Когана ведущий вечера и не менее известный Владимир Фейертаг, объявляя выход на сцену группы Apple Tea, назвал ее самым ...
  • стиль: этно, этно
Бегона Олавиде Аризкун— одна из самых интересных молодых испанских певиц, исполняющих один очень редкий вид музыки— музыку испанских арабов, вторгшихся на территорию вестготского королевства и завоевавших Иберийский полуостров в раннем ...
  • стиль: блюз, блюз
«Мне хотелось бы видеть возрождение кантри-блюза более молодыми людьми. Больше людей сейчас ходят на концерты, учатся играть музыку. Именно поэтому я продолжаю исполнять традиционную музыку. Я не хочу, чтобы она умерла.» Джон Кефас ...
  • стиль: джаз, джаз
Старшее поколение советских фанов группы Chicago впервые ус­лышало их песни в ко­ротковолновом эфире "Голоса Америки" в ожидаемых с нетерпе­нием субботних про­граммах "90 минут тан­цевальной музыки". Те­перь, тридцать лет спу­стя, мы можем ...
  • стиль: этно, этно
Фолк-группа Drobinska – это редчайший сплав болгарских, македонских, сербских и румынских мелодий, собранных Олегом Дробинским ("Наеховичи", экс-"Добраночь") в путешествиях по Венгрии, Румынии, Боснии и Герцеговине, а также в Кишиневской ...
  • стиль: блюз, блюз
"Мощно, шокирующе, великолепно... Мгновенно узнаваемая гитара Чарли Бэйти и уникальные юмо­ристически-лирические песни Рика Эстрина дела­ют группу одним из самых удачных проектов, синте­зирующих блюз, свинг, джаз, рокабилли, и обес­печивают ей все ...
  • стиль: джаз, джаз
Джаз уже довольно давно, приблизительно со времен окончания эры Свинга, перестал быть поп-музыкой. На авансцену общественных вкусов на родине джаза вышли другие направления, генетически с ним связанные, но изменившиеся до неузнаваемости. Возвращение ...
  • стиль: джаз, джаз
Есть такое расхожее понятие: новое лицо. Новое лицо в джазе, в литературе, на эстраде и так далее. В случае с ансамблем Medeski, Martin & Wood (далее для краткости будем обозначать его просто аббревиатурой MMW) впору, однако, говорить не о ...
  • стиль: джаз, джаз
Надрывный звук цыганских гитар опять начинает соблаз­нять мир романтикой страсти и странствий — так же, как когда-то в прокуренных джа­зовых клубах послевоенного Парижа. Такие прославлен­ные гитаристы, как голландец Джимми Розенберг (Jimmy ...
  • стиль: блюз, блюз
Блюз говорит о спасении здесь и сейчас. Госпел говорит о спасении, которое ждет впереди. Так что, блюз — это такой психиатр для бедных. " Гайя Адегбалола К истории вопроса Я листаю блюзовую энцик­лопедию. Солидную. Этакий увесистый, на ...
  • стиль: джаз, джаз
В одном темном-темном го­роде, на одной темной-тем­ной улице, в одном темном- темном джаз-клубе... Стоп, стоп, стоп. На самом деле все обстоит строго наобо­рот. Город темным назвать трудно, особенно в летние месяцы, когда над ним опус­кается ...
  • стиль: блюз, блюз
Ten Years Before, In March'95 (Intro) Весенний мартовский день подходил к концу, и еще не успевшее утомиться яркое оранжевое солнце клони­лось к закату. Его ускользаю­щие лучи отражались в ок­нах домов старого Арбата и близлежащих переулков в виде ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com