Оркестр Олега Лундстрема - Русский джаз родом из Китая
01.01.2000
Оркестру Олега Лундстрема почти столько же лет, сколько и самому джазу. Рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, созданный ровно 70 лет назад в Харбине, и поныне собирающий премии и награды прославленный джазовый оркестр сыграет 30 мая в концертном зале "Дзинтари". Дирижер - Георгий Гаранян.
Хоть джаз изобретение чисто американское, ему давно уже покорился весь мир. Нет ничего удивительного в том, что одним из мировых мэтров джаза стал родившийся в 1916 году в Чите русский музыкант Олег Лундстрем, чей дед по отцовской линии был шведом, а бабка по матери - гречанкой.
Кстати, бабушка-гречанка, певшая в церковном хоре, была единственным музыкантом в его роду. Отец Лундстрема был преподавателем - сначала в Читинской гимназии, а потом в Харбинском политехническом институте (после отъезда в 1921 году в Маньчжурию отца пригласили работать на Китайско-Восточной железной дороге). По стопам отца Олег пошел учиться в Политехнический институт, правда, параллельно осваивал игру на скрипке в музыкальном техникуме.
Все перевернула случайная находка - пластинка с записями оркестра почти никому не известного тогда Дюка Эллингтона. Олег и его друзья заболели джазом, Луи Армстронгом, фокстротом и начали потихоньку играть на танцах, на слух воспроизводя запомнившиеся пьесы с американских пластинок. 1934-й - это год рождения нового джаз-оркестра, который состоял из девяти молодых людей, чьи родители работали на КВЖД. Руководителем выбрали Олега Лундстрема - выбрали не просто так, а путем демократической процедуры голосования.
В 1946-м они уже выступали в Шанхае - в отелях и танцзалах. Их было уже 11, затем 19. Сегодня оркестр Олега Лундстрема - старейший в мире непрерывно существующий джазовый оркестр. И между прочим, в прошлом году впервые побывал с гастролями на своей "исторической родине" - в Китае, где сегодня по-прежнему любят джаз и где в барах шанхайских отелей, если верить легендам, до сих пор играют музыканты-ветераны, выступавшие там еще в 30-е годы...
В 1947-м оркестр в полном составе приехал в СССР, в Казань, где музыканты стали учиться в консерватории. Олег Лундстрем окончил ее по классам композиции и симфонического дирижирования. Но в сталинские времена джаз был не очень-то в чести, зато с наступлением "оттепели" по распоряжению министра культуры на базе коллектива был создан Концертный эстрадный оркестр под управлением Олега Лундстрема.
С этих пор биографию оркестра составляет перечень гастролей, записей (10 грампластинок с джазовой музыкой на фирме "Мелодия"!), концертов, фестивальных выступлений (Таллин, Прага, София, Голландия, Индия, Америка, Франция...), наград и призов.
В оркестре Олега Лундстрема начинали свой путь на сцену многие именитые музыканты - Майя Кристалинская, Алла Пугачева, Ирина Понаровская, Ирина Отиева, Валерий Ободзинский и Георгий Гаранян (именно ему в 2002 году 86-летний патриарх джаза передал свою дирижерскую палочку).
Новое время тоже не обошло наградами Олега Лундстрема - он лауреат премии "Овация", Государственной премии России, премии "Триумф", кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством", а на Площади Звезд в Москве заложена его именная плита. Лундстрем знает цену наградам, ибо познал и горечь опалы. Он любит повторять: "Всегда, когда жизнь пыталась выбить нас из седла, мы протестовали только тем, что продолжали играть джаз".
После смерти Чарли Мингуса его дело взялась продолжать Сью Мингус, прожившая рядом с ним много лет и как никто понимавшая все его чувства и устремления. Никогда еще история джаза не знала вдову музыканта, которая бы так много сделала для сохранения ...
Вторая половина 90-х увидела небывалый рост интереса к этнической музыке во всем мире и моду на все этническое. По крайней мере, на музыкальном фронте это означает хорошие новости: европейские культурные фонды выделяют тонны евро на гастроли и ...
«Tsvetochnyui15» – это первый в истории музыкальный бренд, старающийся уйти далеко за пределы исключительно музыкального искусства. Это союз, который держится на доверии между участниками, что в свою очередь является катализатором для постановки ...
Поддерживать жизнь творческого коллектива даже на протяжении десятка лет бывает не просто. 1 апреля ( 2017 года – прим.пер .) ансамбль традиционного джаза «Ренессанс» на полном серьезе можно поздравить с сорокалетием. Этот ...
На праздновании 50-летия известного киевского журналиста, музыкального продюсера и неустанного популяризатора джаза Алексея Когана ведущий вечера и не менее известный Владимир Фейертаг, объявляя выход на сцену группы Apple Tea, назвал ее самым ...
Бегона Олавиде Аризкун— одна из самых интересных молодых испанских певиц, исполняющих один очень редкий вид музыки— музыку испанских арабов, вторгшихся на территорию вестготского королевства и завоевавших Иберийский полуостров в раннем ...
«Мне хотелось бы видеть возрождение кантри-блюза более молодыми людьми. Больше людей сейчас ходят на концерты, учатся играть музыку. Именно поэтому я продолжаю исполнять традиционную музыку. Я не хочу, чтобы она умерла.» Джон Кефас ...
Старшее поколение советских фанов группы Chicago впервые услышало их песни в коротковолновом эфире "Голоса Америки" в ожидаемых с нетерпением субботних программах "90 минут танцевальной музыки". Теперь, тридцать лет спустя, мы можем ...
Фолк-группа Drobinska – это редчайший сплав болгарских, македонских, сербских и румынских мелодий, собранных Олегом Дробинским ("Наеховичи", экс-"Добраночь") в путешествиях по Венгрии, Румынии, Боснии и Герцеговине, а также в Кишиневской ...
Прошло уже около трех месяцев после окончания Дней джаза в Ереване, а отголоски этого события все еще слышны. Люди обсуждают, судачат, делают выводы и заключения. И сегодня мне бы хотелось рассказать о коллективе, который вызвал больше всего ...
"Мощно, шокирующе, великолепно... Мгновенно узнаваемая гитара Чарли Бэйти и уникальные юмористически-лирические песни Рика Эстрина делают группу одним из самых удачных проектов, синтезирующих блюз, свинг, джаз, рокабилли, и обеспечивают ей все ...
Джаз уже довольно давно, приблизительно со времен окончания эры Свинга, перестал быть поп-музыкой. На авансцену общественных вкусов на родине джаза вышли другие направления, генетически с ним связанные, но изменившиеся до неузнаваемости. Возвращение ...