Надрывный звук цыганских гитар опять начинает соблазнять мир романтикой страсти и странствий — так же, как когда-то в прокуренных джазовых клубах послевоенного Парижа. Такие прославленные гитаристы, как голландец Джимми Розенберг (Jimmy Rosenberg) и французский мастер цыганского джаза Морено (Moreno), американский ансамбль Willie & Lobo и скандинавский Hot Club de Norvege уверенно осваивают музыкальную область, которую когда-то открыл миру легендарный Джанго Рейнхардт. Но среди всех новых исполнителей Robin Nolan Trio выделяется самым стремительным успехом на международной музыкальной сцене.
В 1992-м году, после французского фестиваля Джанго Рейнхардта, проходившего в Samois-sur-Sein, музыканты вернулись в Лондон совершенно потрясенными. И создали трио, в которое вошли гитарист Робин Нолан (Robin Nolan), контрабасист Пол Мидер (Paul Meader) и ритм-гитарист Энтони Вилльямс (Anthony Williams). Вскоре они переехали работать в Амстердам. Участвуя в импровизированных джемах на площади Leidesplein и продавая сделанные в домашних условиях собственные записи на улицах, трио быстро завоевало репутацию яркого и стильного ансамбля. Их невероятно подвижные страстные мелодии в сочетании с бибоповскими гармониями потрясали слушателей.
Слава этого трио с головокружительной быстротой распространилась по Европе, предвосхищая их дебютное выступление на фестивале Джанго Рейнхардта в 1994 году. "На фестивале нам устроили овацию стоя где-то около 2000 поклонников цыганского свинга, — вспоминает Нолан. — Это был великий день для всех нас".
Вскоре последовали приглашения на джазовые фестивали в Монреаль, Барселону и Гаагу (North Sea Jazz Festival). A позже музыкантов пригласили на гастроли в 15 странах. "Нас также позвали на Загребский джазовый фестиваль в Хорватии, — рассказывает Мидер. — Это было во время конфликта в Косово, и многие наши не очень информированные друзья думали, что мы летим в военную зону. Во время пересадки мы услышали объявление, что наш рейс задерживается на 90 минут из-за того, что НАТО заняло воздушное пространство, но никого это особенно не впечатлило".
Возможно, из-за того, что в 1999 году, когда музыканты выступали на флоридском Tropical Heat Wave Festival, на ритм-гитаре играл Кевин, младший брат Робина, в магазине грампластинок не было продано ни одного диска трио с записью этого концерта — хотя это было достаточно зрелое выступление. Но эта ситуация, к счастью, вскоре изменилась.
Дальше последовало включение в сенсационный "сборный" альбом Gypsy Swing (выпущенный в 2000 году лейблом акустической музыки Refined Records). Robin Nolan Trio было представлено на нем двумя мелодиями из кинофильма "Осень в Нью-Йорке", в котором снимались звезды Ричард Гир и Уайнона Райдер. "Когда нам сообщили о том, что режиссер выбрал нас, — признается Мидер, — мы кричали от радости и чуть не потопили катер на реке Майами, распивая шампанское. Песня Odra полностью звучит первые пять минут фильма в исполнении на гитаре".
Альбом Mediterranean Blues стал первым альбомом группы, поступившим в международную продажу. В него вошли две основные мелодии из фильма: And Then There Were Three и From the Banks of the Odra. А также девять инструментальных композиций, в которых представлена смесь всех компонентов, входящих в музыку цыганского свинга — джаз, свинг, "латина" и фламенко. Страстное, знойное звучание Luna Tango, драматически-чувственное Bolero Blue и полное кипучей энергии Where Do We Go from Here наглядно демонстрируют богатые возможности и яркую самобытность Robin Nolan Trio. Они мастерски смешивают импровизационные акустические соло, крепкие свинговые ритмы и страстность стиля фламенко в по-настоящему волнующую слушателей музыку. Участников Robin Nolan Trio можно смело признать новыми королями цыганского свинга.
П.Д. Биросик
Перевод Дины КУРМАНГАЛИЕВОЙ
Jazz-Квадрат, №6/2002