nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Roomful of Blues - Маленький блюзовый биг-бэнд

Roomful of Blues - Маленький блюзовый биг-бэнд  "Мы не запиливаем наши старые хиты до полного занудства. Мы всегда движемся вперед. Наша группа — живой и развивающийся коллектив..."
Chris Vachon, гитарист Roomful of Blues

"Roomful of Blues дает наглядный пример того, что такое современный блюз с сочетании с традиционным свингом"
The Times, London


Лондонская газета The Times лаконична и точна в своей характеристике этой, самой большой нынче, блюзовой команды — по сути, мини-биг-бэнда. Парадокс Roomful of Blues с первого взгляда заключается в том, что они умудряются нравиться и старшему поколению, и на их концерты с удовольствием ходит молодежь. Причем ничего такого супермодного или, напротив, чисто ретро-ностальгичного они слушателю не предлагают. Просто они тридцать с лишним лет назад совершенно случайно наткнулись на сочетание стилей, которое только в конце 90-х начнет завоевывать весь мир под названием нео-свинг. Даже удивительно, почему при всегдашней популярности Roomful of Blues у них столько времени почти не было подражателей? Достаточно сказать, что на протяжении всех семидесятых — целое десятилетие (!) — они были практически единственным в мире бэндом в своем стиле!

Сейчас, когда новосвинговые команды плодятся как грибы после дождя, а известные группы, типа Squirrel Nut Zippers, Brian Setzer Orchestra, Big Bad Vodoo Daddy уже почти десять лет подряд активно внедряют свинг в поп-культуру, все это кажется естественным и привычным. Но "Румфулы"-то были первыми, не будем забывать об этом. Причем в те времена, когда только рок-музыка казалась единственным прогрессирующим направлением...

"Мы опередили время на 20 лет. Но мы никогда не были чисто свинговой командой. Нам просто нравилось делать такую музыку, точно так же, как и нравилось делать ДРУГОЙ блюз". — Rich Lataille, саксофонист группы.

А знаете ли вы, что и поклонником, и другом Roomful of Blues до самой своей смерти в 1984 году был не кто иной, как Каунт Бейси — руководитель знаменитейшего с середины ХХ века тоже свингового, но уже не блюзового, а джазового бэнда? Он называл "Румфулов" самой горячей блюзовой командой, которую он только когда-либо слышал, регулярно ходил на их концерты и даже играл вместе с ними. Если вы скажете, что для Каунта Бейси это была просто родная по духу музыка, то я могу назвать еще одного их знаменитого фаната — Стиви Рэй Воэна, сурового и неистового рок-блюзмена, внешне далекого от всякого свинга. Мало того — духовая секция Roomful of Blues выступала вместе с Воэном в его легендарном концерте в Карнеги-Холле в 1984 г.

В общем, парадоксы парадоксами, а группа живет, выпускает альбомы и концертирует уже тридцать семь лет, а ее популярность и мастерство и не думают сходить на нет. Интересно, что из "отцов-основателей" Roomful of Blues — гитариста и певца Дюка Робилларда (Duke Robillard), пианиста Эла Копли (Al Copley), басиста Ларри Педуцци (Larry Peduzzi) и барабанщика Фрэна Кристина (Fran Christina), впервые собравшихся вместе в 1967 г., — в теперешнем составе уже никого нет. Единственным истинным старожилом "Румфулов" остается альт/тенор-саксофонист Рич Латэй (Rich Latallier), которого Дюк Робиллард пригласил в группу с другим саксофонистом и новым барабанщиком в 1970 г. А потом музыканты в бэнде менялись так часто, что обо всех я вам и не расскажу — только об основных. Достаточно упомянуть, что всего за это время через группу прошло 43 участника!!!

И вот вам еще один, очередной парадокс — музыканты, в том числе и руководители Roomful of Blues, сменялись постоянно, а стиль и популярность группы оставались неизменными, ну, может быть, с самыми незначительными вариациями, примерно с 1969 года. Правда, про самые первые шаги тогда еще четверки блюзменов под предводительством Робилларда сейчас мало кто помнит — они ведь играли очень жесткий и бескомпромиссный чикагский блюз-рок. Наверняка они добились бы успеха и в таком качестве, но Робиллард в конце шестидесятых наткнулся на старые джамп-блюзовые записи пианиста Бадди Джонсона (Buddy Johnson).

"Я нашел его альбом Rock'n'Roll Stage Show. Там был потрясающий бэнд с великолепными аранжировками и разными вокалистами. Он звучал тогда для меня как идеальный ансамбль". — Duke Robillard

И вот в 1970-71 лицо группы резко меняется. Приходят саксофонисты Рич Латэй, Грег Пикколо (Greg Piccolo), Дуг Джеймс (Doug James), новый свинговый барабанщик Джон Росси (John Rossi), и бэнд быстро становится героем местных танцплощадок. Да, кстати, происходило все это в городке Вестерли, штат Род Айленд. В кафе Knickerbocker они завоевали свою репутацию, там же в 1974 году играли вместе с самим Каунтом Бейси и провели на сцене этого заведения целых 15 лет с перерывами на частые гастрольные поездки.

Робиллард познакомился с легендарным композитором Доком Помусом (Doc Pomus), который много помогал группе, а в 1977 году посодействовал им в заключении первого контракта с лейблом Island. Все шло как по маслу, популярность росла, в 1979 вышел второй их альбом, Let's Have A Party, но в следующем году Дюк Робиллард внезапно покинул свой коллектив и занялся сольной карьерой.

Чаще всего после такого события группы либо распадаются, либо меняют лицо с приходом нового лидера. Roomful of Blues избежал и того, и другого. То есть новый лидер появился, конечно, — им стал известнейший сейчас гитарист, обладатель большого количества блюзовых призов им. У.Хэнди, Ронни Эрл (Ronnie Earl), — но бэнд продолжил свою свинговую линию в блюзе, причем с еще большим успехом.

Один год с ними выступала вокалистка Лу Энн Бэртон (Lou Ann Barton), а потом неожиданно запел саксофонист Грег Пикколо. Да так удачно, что в первом альбоме, записанным новым составом, он взял на себя весь вокал. Духовая секция пополнилась прекрасным трубачом Бобом Эносом (Bob Enos), тромбонистом Порки Коэном (Porky Cohen), новым басистом, который, впрочем, через пару лет опять сменился... В общем, люди приходили (и уходили) почти постоянно, а группа оставалась сама собой.

Забавно комментирует свои первые гастроли Боб Энос. Его пригласили в состав бэнда в 81 году сразу после выхода нового альбома Hot Little Mama и буквально после одного концерта с участием Эноса "Румфулы" укатили в очередной тур по США. Боб ожидал нечто вроде большого удобного автобуса в дорогу для группы, записывающей альбомы и имеющей национальную известность, а когда увидел, на чем должны отправляться в путь десять человек команды, то малость обалдел.

"Они притащились в девятиместном Шевроле, на прицепе у которого был небольшой трейлер, — рассказывал Боб, смеясь, — и я подумал: о, мой Бог, куда же я попал?"

Но ему не довелось пожалеть о своем выборе. Roomful of Blues в восьмидесятых годах обрел уже международную репутацию, которая позволила им работать с настоящими легендами старого блюза. Три альбома, записанные группой с Эдди Винсоном (Eddie "Cleanhead" Vinson) в 1982, с Биг Джо Тернером (Big Joe Turner) в 1983 и с Эрлом Кингом (Earl King) в 1988, принесли им три номинации на Грэмми, несколько номинаций на премию У.Хэнди, победы в национальных блюзовых чартах и все возрастающую популярность. Достаточно сказать, что в то время они собирали на концертах народу побольше, чем Стиви Рэй Воэн или Fabulous Thunderbird, а духовая секция бэнда участвовала в записи альбома Колина Джеймса Colin James And The Little Big Band, ставшим дважды платиновым.

В группе опять происходили изменения. Грегу Пикколо проблемы со здоровьем не позволяли все время петь, и его сначала подменял Кейт Данн (Keith Dunn), а затем, уже на более долгий срок, вокалист и гармошечник Кертис Сальгадо (Curtis Salgado). Появился новый классный "поющий" органист Рон Леви (Ron Levy). А в 1987 году, сразу после выхода "живого" альбома Live At Lupo's Heartbreak Hotel, бэнд в очередной раз лишился лидера — ушел (и опять-таки в сольное путешествие по блюзу) Ронни Эрл.

Этот удар бэнд перенес тяжелее, чем уход Робилларда, но в конце концов все образумилось. Их концертный график в принципе никогда не прерывался, но отсутствие нового материала привело к семилетнему перерыву в выпуске собственных авторских альбомов. Вообще-то новый лидер появился хотя и не сразу, но довольно быстро, и даже не один! В 1990 в группу пришел новый гитарист, композитор и (в последнее время) продюсер Крис Вашон (Chris Vachon). Его талант и лидерство очень помогли "Румфулам" и на сцене, и в работе над новыми песнями, но, к сожалению, он не был ярким фронтменом-вокалистом, в котором бэнд крайне нуждался.

К саксофонисту Грегу Пикколо вновь вернулся голос (что вынудило уйти Кертиса Сальгадо), в группе поменялись тромбонист, басист и клавишник, но все это было не то. Грег сам понимал, что как вокалист он не вполне дотягивает до идеала, и в 1991 году позвонил своему приятелю, гармошечнику и вокалисту Шугару Рэю Норсия, и пригласил занять место фронтмена в Roomful Of Blues.

Норсия в этот период как раз был ведущим музыкантом в группе Sugar Ray And The Bluetones, которую он собрал еще в 1979 году вместе с Ронни Эрлом. Но не задумываясь принял предложение. Он знал "Румфулов" лучше, чем кто бы то ни было со стороны, и всегда восхищался их стилем. Дело в том, что Рэй был завсегдатаем кафе Knickerbocker еще в те времена, когда бэнд только начинал завоевывать популярность и даже неоднократно участвовал в их ранних концертах. Кстати, это именно он подсунул в свое время Дюку Робилларду несколько пластинок Бадди Джонсона из своей коллекции и тем самым подвигнул его на новый стиль. Поэтому Норсия влился в группу органично и практически мгновенно, и его мягкий, вкрадчивый голос почти на целое десятилетие стал визитной карточкой группы.

Пока набирался новый материал, "Румфулы" даже успели в 1991 принять участие в записи альбома рок-певицы Пэт Бенатар True Love. Но уже к 1994 году они были в состоянии выпустить свой очередной диск Dance All Night. Обороты набирались такими темпами, что следующий альбом Turn It On! Turn It Up! вышел уже в следующем, 1995 году, и стал номинантом Грэмми на "лучший традиционный блюзовый альбом". Он пробил группе дорогу на рок-радиостанции и до сих пор остается самым продаваемым их диском. В штате Род Айленд 13 октября 1995 года было объявлено "Днем Roomful Of Blues", в журнале Downbeat два года — в 1996 и 1998 — критики объявляли их "Лучшей блюзовой группой", и тоже два раза группа становилась обладательницей премии им. У. Хэнди.

В 1997 году вышло сразу два новых альбома бэнда, и... из него ушел Норсия вместе с еще половиной участников. Музыканты попросту устали. Хоть у них теперь и был комфортабельный автобус для поездок, тем не менее, постоянные гастроли действовали изматывающе.

"Вместе с Roomful Of Blues мы давали около 250 концертов в год. Но со временем мы становимся старше, и нас начинает тянуть домой. Когда вы молоды, то жизнь в дороге влечет вас, но сейчас я уже не хочу проводить вне дома так много времени..." — Sugar Ray Norcia

Оставшаяся отважная четверка во главе с гитаристом Крисом Вашоном не сдалась. Через год новый состав из девяти человек выпускает очередной альбом There Goes The Neighborhood. Очередной новый вокалист "Румфулов", Маккинли Мак Одем (McKinley "Mac" Odom), делает небольшой крен в сторону соула и отчасти джаза. Этот же состав с небольшими изменениями записывает еще один диск, Watch You When You Go, на этот раз более энергичный и быстрый. Но во всех этих работах чувствуется какая-то несогласованность, особенно с привычным, ставшим уже традиционным для группы джамп-блюзом. Назревают очередные перемены.

И вот в 2002 году Roomful Of Blues претерпевает очередной метаморфоз состава и... возвращается к живому, танцевальному, свинговому блюзу, одновременно сменив лейбл. На Alligator Records в 2003 году выходит последний на сегодня проект бэнда That's Right!. Группа будто возрождается во времена своего свингового дебюта, но играет мощнее, увереннее, техничнее, к тому же приобретя в лице Марка Дюфрейна (Mark DuFresne) великолепно подходящего ей по стилю и голосу вокалиста (и гармошечника).

"Румфулы" доказали, что им любые перипетии нипочем — другого примера подобного долголетия и упорства в сохранении собственного стиля при практически полном неоднократном изменении состава группы я и не припомню. Они заслуживают того, чтобы перечислить их последний сценический ряд поименно и воскликнуть: "Так держать!".

Итак, Roomful Of Blues образца 2003 года: Крис Вашон — гитара, композиция, продюсерство; Марк Дюфрейн — вокал и губная гармоника (диапазон голоса в три с половиной октавы, между прочим!); Марк Стивенс — клавишные; Брэд Халлен — бас-гитара (играл, как ни покажется странным, с Игги Поупом и другими панковскими группами); Джесон Корбьер — ударные (самый младший из нынешних "Румфулов" — он только появился на свет, когда Дюк Робиллард уже покинул первый состав группы); Боб Энос — труба (самый яркий из всех духовиков за всю историю группы, не скрывает, что откровенно подражает Луи Армстронгу); Рич Латэй — альт и тенор-саксофон (старожил группы, и как он-то до сих пор не устал от всех этих гастролей?); Марк Эрли — тенор и баритон-саксофон (давний поклонник группы, откликнулся на приглашение мгновенно — вечером ему позвонили домой в Бостон, и наутро он был уже на месте!)

Дискография Roomful Of Blues:

Roomful Of Blues - 1977 (Island Rec.)
Let's Have A Party - 1979 (Mango Rec.)
Hot Little Mama - 1981 (Blue Flame / Varrick)
Eddie "Cleanhead" Vinson & Roomful Of Blues - 1982 (Muse)
Blues Train [with Big Joe Turner] - 1983 (Muse)
Dressed Up To Get Messed Up - 1984 (Varrick)
Live At Lupo's Heartbreak Hotel - 1987 (Varrick)
Glazed [with Earl King] - 1988 (Black Top)
The First Album [переиздание первого альбома] - 1992 (Varrick)
Dance All Night - 1994 (Bullseye Blues)
Turn It On! Turn It Up! - 1995 (Bullseye Blues)
Rhythm And Bones / Porky Cohen With Roomful Of Blues - 1996 (Bullseye Blues)
Under One Roof - 1997 (Bullseye Blues)
Roomful Of Christmas - 1997 (Bullseye Blues)
There Goes The Neighborhood - 1998 (Bullseye Blues)
Swingin' And Jumpin' [сборка] - 1999 (32 Jazz)
The Blues'll Make You Happy, Too [сборка] - 2000 (Rounder)
Watch You When You Go - 2001 (Rounder)
That's Right - 2003 (Alligator Rec.)
Standing Room Only - 2005 (Alligator Rec.)

Евгений ДОЛГИХ


стиль
блюз
автор
Евгений ДОЛГИХ
страна
США
музыкальный стиль
блюз-рок


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела ансамбли

  • стиль: этно, этно
Белорусская группа "Троiца" сформировалась в начале 1996 года, в составе Д.Лукьянчика (ударные), В.Шкиленка (гитары) и главного вдохновителя коллектива Ивана Ивановича Кирчука. Иван в то время работал в минском училище искусств на отделении ...
  • стиль: джаз, джаз
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи 1975 года И.-Э.Берендта о "Модерн Джаз Квартете". Тогда между музыкантами произошел разрыв и джазовая общественность широко обсуждала это событие. В начале 70-годов между Джоном Льюисом и Милтом Джексоном ...
  • стиль: джаз, джаз
"Это величайшая группа на земле", – сказал про них Дэйв Мэттьюз, когда SOULIVE играли перед его выступлением. Вы еще не слышали про них? Да, возможно, эта группа не очень известна за пределами мира джаза, но ее музыка привлекает все больше и больше ...
  • стиль: джаз, джаз
Оркестру Олега Лундстрема почти столько же лет, сколько и самому джазу. Рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, созданный ровно 70 лет назад в Харбине, и поныне собирающий премии и награды прославленный джазовый оркестр сыграет 30 мая в концертном зале ...
  • стиль: джаз, джаз
Бесчисленно много наберется джазменов, искренне или неискренне верящих в то, что они никогда никого не копировали. А на самом-то деле , тех, кто никого не копировал и никому не подражал, совсем мало. И в то, что к таким самобытным оригиналам ...
  • стиль: джаз, джаз
Владимир Белов: контрабас, бас-гитара. Лидер проекта. Екатерина Гаврилова: фортепиано, клавиши. Александр Сторожук: ударные. Евгения Летун: вокал. Позапрошлой осенью к дежурному ответу на дежурный вопрос "Как дела?" Владимир Белов добавил ...
  • стиль: джаз, джаз
Фирма издает диски. Фирма ведет продюсерскую деятельность, организует фестивали, содержит джазовые клубы, владеет довольно мощной медиа-сетью. Веников фирма не вяжет, но название ее столь же парадоксально, алогично и вызывающе, как и большая часть ...
  • стиль: джаз, джаз
После смерти Чарли Мингуса его дело взялась продолжать Сью Мингус, прожившая рядом с ним много лет и как никто понимавшая все его чувства и устремления. Никогда еще история джаза не знала вдову музыканта, которая бы так много сделала для сохранения ...
  • стиль: этно, этно
Вторая половина 90-х увиде­ла небывалый рост интереса к этнической музыке во всем мире и моду на все этниче­ское. По крайней мере, на му­зыкальном фронте это озна­чает хорошие новости: евро­пейские культурные фонды выделяют тонны евро на га­строли и ...
  • стиль: джаз, джаз
«Tsvetochnyui15» – это первый в истории музыкальный бренд, старающийся уйти далеко за пределы исключительно музыкального искусства. Это союз, который держится на доверии между участниками, что в свою очередь является катализатором для постановки ...
  • стиль: джаз, джаз
Поддерживать жизнь творческого коллектива даже на протяжении десятка лет бывает не просто. 1 апреля ( 2017 года – прим.пер .) ансамбль традиционного джаза «Ренессанс» на полном серьезе можно поздравить с сорокалетием. Этот ...
  • стиль: джаз, джаз
На праздновании 50-летия известного киевского журналиста, музыкального продюсера и неустанного популяризатора джаза Алексея Когана ведущий вечера и не менее известный Владимир Фейертаг, объявляя выход на сцену группы Apple Tea, назвал ее самым ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com