Завораживающая, назойливая, мрачная, почти гипнотическая музыка. Если попытаться ее классифицировать, то она вынужденно попадает куда-то на границу между эмбиентом, электронным хаусом и минималистическим авангардом. Если пытаться ассоциировать саунд с эмоциональными характеристиками, то на ум сразу приходят слова: меланхолия, сдержанность, строгость, отстраненность. Если поискать художественные аналогии, то в первую очередь это будут Морис Вламинк и Эдвард Мюнх. Короче, джаза как такового здесь минимум.
Зато здесь есть Настроение. Именно так — с большой буквы. Нечасто попадаются такие альбомы, которые притягивают и вовлекают в свое действо почти насильно, несмотря на жанровую чуждость. Оторваться от этой музыки было просто невозможно, хотя ни изысков в аранжировках, ни ярких мелодий, ни виртуозности исполнения — ну вроде почти ничего особенного в ней не происходило. И вот этого оставшегося от критического взгляда "почти" оказалось достаточно. Лично я затрудняюсь дать ему определение. Ну мистика какая-то: простенький электронный фон, простенькая гитара, совсем уж примитивный орган, спокойные до полудремы ударные, а результат полон жизни и, что главное, того самого Настроения.
Отдельно хотелось бы остановиться на единственной неавторской вещи альбома. Ею является не что иное, как обработка вечнозеленой "Summertime" Гершвина. В "эмбиентной" подаче "Друзей Дина Мартинеса" она явила нам еще одну свою грань — восточно-медитативную и философски-рассудительную одновременно. Никаких импровизаций — просто повторение мелодии, каждый раз скомпонованной несколько по-иному. Результат, тем не менее, стопроцентный. А еще впечатляет неожиданное подключение к группе в двух других эпизодах струнного квартета — очень драматично и в результате ничуть не хуже известных работ современных академических композиторов-минималистов.
Единственная закавыка — об этом я уже упоминал в начале — любителям Джаза (опять-таки с большой буквы) эта музыка может оказаться все же чуждой. Ну, тут уж ничего не поделаешь. Остается только надеяться, что у большинства читателей нашего журнала кругозора и широты взгляда будет достаточно, чтобы оценить этот необычный проект по достоинству, если он им попадется в руки. Что достаточно вероятно — продукция "Knitting Factory" в последнее время стремительно набирает популярность, в том числе и у нас.
Вот же случается: и вроде музыкант с солидным послужным списком, и партнеры у него во время записи — можно только мечтать, и запись преотличного качества, и репертуар разнообразный. А общее впечатление от работы — среднее. Идти на баррикады не ...
При всем уважении к замечательному певцу Кевину Мэхогэни, одному из самых сильных джазовых вокалистов мира, не он, на мой взгляд, стал главным героем этого альбома. И не ветеран-тромбонист Джимми Неппер, и не альт-саксофонист Чарльз Макферсон. И ...
"Спасибо Господу Всемогущему за то, что он позволил этим песням высоко, подобно орлам, взлететь над блюзовым миром и достичь сердец всех подлинных любителей блюза," — так высокопарно открывает свой новый альбом гитарист и певец Рой Гэйнс, ...
При желании можно провозгласить этот альбом, появившийся на грани веков, синтетической музыкой будущего, можно — предвестником конца джаза, а можно — неудачной и претенциозной халтурой. Все зависит от точек зрения, а они по поводу этого ...
У нового альбома Джона Скофилда короткое, как резкий выдох, название. По нему очень легко предположить, что здесь, как и в предыдущем, весьма успешном альбоме Скофилда "A Go Gо" (см. "Jazz-квадрат", № 9-10/ 98) царят фанковые настроения, которые ...
На самом деле это не Верхний Египет, а Нижний Нью-Йорк. Или так называемый Down Town, махровейший представитель которого Уэйн Хорвиц считается одним из наиболее передовых мультиклавишников современности. Если бы где-то в 70-х годах увидели этот его ...
Завершающая часть гигантского фри-джазового триптиха, созданного канадским пианистом Гленом Холлзом и его коллегами. С первыми двумя частями этого проекта "Jazz-Квадрат" уже знакомил своих читателей в №1-2/2000. Если во главу угла в понятии ...
Разумеется, столь экзотическое имя автор этого проекта получил не при крещении. Просто в 1959 г., в возрасте 11 лет, неизгладимое впечатление оставил у него концерт африканского ансамбля барабанщиков и танцоров под названием "Babatunde Olatunji And ...
Самый первый номер нашего журнала (№ 1/ 97) вышел с портретом Аркадия Шилклопера на обложке и под шапкой: "Первый сольный проект "Hornology" всемирно известного валторниста Аркадия Шилклопера — совершенно уникальная работа в истории ...
Склонность многих СНГ- ских джазовых музыкантов к латиноамериканским ритмам бесспорна и устойчива. Каждый воплощает ее по-своему, а вот Андрей Кондаков, в силу природной гигантомании, выбрал самый естественный путь: нашел хороших бразильских ...
Бася Шектер — лидер ансамбля "Дочь Фараона", основавшая его в середине 90-х годов в Нью-Йорке, судя по всему человек не просто талантливый, но еще и чрезвычайно энергичный, деятельный и даже дерзкий в своих творческих устремлениях. ...
Первый в жизни чикагского композитора и клавишника Джорджа МакРея альбом и одновременно первый релиз в истории совсем новой, организованной им же в январе 2000 года, фирмы звукозаписи. Вы наверняка представили себе молодого и полного надежд ...