Завораживающая, назойливая, мрачная, почти гипнотическая музыка. Если попытаться ее классифицировать, то она вынужденно попадает куда-то на границу между эмбиентом, электронным хаусом и минималистическим авангардом. Если пытаться ассоциировать саунд с эмоциональными характеристиками, то на ум сразу приходят слова: меланхолия, сдержанность, строгость, отстраненность. Если поискать художественные аналогии, то в первую очередь это будут Морис Вламинк и Эдвард Мюнх. Короче, джаза как такового здесь минимум.
Зато здесь есть Настроение. Именно так — с большой буквы. Нечасто попадаются такие альбомы, которые притягивают и вовлекают в свое действо почти насильно, несмотря на жанровую чуждость. Оторваться от этой музыки было просто невозможно, хотя ни изысков в аранжировках, ни ярких мелодий, ни виртуозности исполнения — ну вроде почти ничего особенного в ней не происходило. И вот этого оставшегося от критического взгляда "почти" оказалось достаточно. Лично я затрудняюсь дать ему определение. Ну мистика какая-то: простенький электронный фон, простенькая гитара, совсем уж примитивный орган, спокойные до полудремы ударные, а результат полон жизни и, что главное, того самого Настроения.
Отдельно хотелось бы остановиться на единственной неавторской вещи альбома. Ею является не что иное, как обработка вечнозеленой "Summertime" Гершвина. В "эмбиентной" подаче "Друзей Дина Мартинеса" она явила нам еще одну свою грань — восточно-медитативную и философски-рассудительную одновременно. Никаких импровизаций — просто повторение мелодии, каждый раз скомпонованной несколько по-иному. Результат, тем не менее, стопроцентный. А еще впечатляет неожиданное подключение к группе в двух других эпизодах струнного квартета — очень драматично и в результате ничуть не хуже известных работ современных академических композиторов-минималистов.
Единственная закавыка — об этом я уже упоминал в начале — любителям Джаза (опять-таки с большой буквы) эта музыка может оказаться все же чуждой. Ну, тут уж ничего не поделаешь. Остается только надеяться, что у большинства читателей нашего журнала кругозора и широты взгляда будет достаточно, чтобы оценить этот необычный проект по достоинству, если он им попадется в руки. Что достаточно вероятно — продукция "Knitting Factory" в последнее время стремительно набирает популярность, в том числе и у нас.
В современном джазе как-то привилось достаточно жесткое разделение на "джаз вообще" (забудем на время о стилистических отличиях) и "джаз афро-кубинский" или "джаз латинский". Все, что хотя бы в малейшей степени напоминает латиноамериканские мотивы, ...
Насколько мне не изменяет память, итальянская блюзовая музыка никогда не фигурировала в обзорах нашего журнала. Случилось так, что летом этого года мне довелось познакомиться (заочно) с одной из лучших блюзовых певиц Италии Лаурой Феделе. У нас ...
Честно говоря, рецензировать данный сборник ранних записей двух наиболее знаменитых ансамблей Луи Армстронга должен был бы не я, а кто-то из тех, кто в подробностях знаком с творчеством Армстронга периода 20-х годов. Но в любом случае данное полное ...
Если не ошибаюсь, этот альбом — третий в дискографии арт-джаз-фолк трио "Тригон". По сравнению с предыдущими работами, состав ансамбля несколько изменился: новым басистом стал Александр Мурзак. Впрочем, эта замена ни в общем звучании, ни в ...
Многие пьесы Шекспира буквально нашпигованы звучной итальянской географией. Местом действия или хотя бы завязкой сюжета они, от "Двух веронцев" и до "Бури", тесно связаны с Аппенинским полуостровом. Великий драматург буквально обессмертил некоторые ...
В детстве я не любил губную гармонику, так как она ассоциировалась у меня с кадрами кинохроники начала войны, на которых солдаты фюрера беззаботно ехали по завоеванным землям, пиликая на этих незатейливых инструментах. Попозже, спасибо Бобу Дилану и ...
Представьте себе пожилого слепого темнокожего блюзмена. Представили? А теперь вспомните характерный облик козлинобородого Дяди Сэма, как его любили изображать советские карикатуристы. Затем попытайтесь объединить эти два образа. Не получается? Тогда ...
Очень интересная, тонкая работа швейцарского комбо! Несмотря на то, что альбом имеет подзаголовок "acoustic ambient jazz", определяющий момент эмбиента присутствует в этой спокойной, но полной внутренней энергии музыке скорее скрыто. В целом же она ...
Печальный диск с неоднозначным, особенно в русском переводе, названием, которое, к сожалению, тоже несет именно печальный оттенок. "Последние записи" — это действительно последние прижизненные записи выдающегося гитариста венгерского ...
Все-таки мы привыкли к тому, что традиционный, "корневой", миссиссипский блюзовый стиль сразу же ассоциируется у нас с несколько однообразными, заунывными песнями под достаточно простой, "подвывающий" гитарный аккомпанемент. Однако многие ...
Джон Вуббенхорст — великолепный американский флейтист, ученик знаменитого индийского мастера игры на бамбуковой флейте бансури — Хари Прасада Чаурасьи (Hariprasad Chaurasya). Джон играет в основном индийскую музыку и является виртуознейшим мастером ...