Завораживающая, назойливая, мрачная, почти гипнотическая музыка. Если попытаться ее классифицировать, то она вынужденно попадает куда-то на границу между эмбиентом, электронным хаусом и минималистическим авангардом. Если пытаться ассоциировать саунд с эмоциональными характеристиками, то на ум сразу приходят слова: меланхолия, сдержанность, строгость, отстраненность. Если поискать художественные аналогии, то в первую очередь это будут Морис Вламинк и Эдвард Мюнх. Короче, джаза как такового здесь минимум.
Зато здесь есть Настроение. Именно так — с большой буквы. Нечасто попадаются такие альбомы, которые притягивают и вовлекают в свое действо почти насильно, несмотря на жанровую чуждость. Оторваться от этой музыки было просто невозможно, хотя ни изысков в аранжировках, ни ярких мелодий, ни виртуозности исполнения — ну вроде почти ничего особенного в ней не происходило. И вот этого оставшегося от критического взгляда "почти" оказалось достаточно. Лично я затрудняюсь дать ему определение. Ну мистика какая-то: простенький электронный фон, простенькая гитара, совсем уж примитивный орган, спокойные до полудремы ударные, а результат полон жизни и, что главное, того самого Настроения.
Отдельно хотелось бы остановиться на единственной неавторской вещи альбома. Ею является не что иное, как обработка вечнозеленой "Summertime" Гершвина. В "эмбиентной" подаче "Друзей Дина Мартинеса" она явила нам еще одну свою грань — восточно-медитативную и философски-рассудительную одновременно. Никаких импровизаций — просто повторение мелодии, каждый раз скомпонованной несколько по-иному. Результат, тем не менее, стопроцентный. А еще впечатляет неожиданное подключение к группе в двух других эпизодах струнного квартета — очень драматично и в результате ничуть не хуже известных работ современных академических композиторов-минималистов.
Единственная закавыка — об этом я уже упоминал в начале — любителям Джаза (опять-таки с большой буквы) эта музыка может оказаться все же чуждой. Ну, тут уж ничего не поделаешь. Остается только надеяться, что у большинства читателей нашего журнала кругозора и широты взгляда будет достаточно, чтобы оценить этот необычный проект по достоинству, если он им попадется в руки. Что достаточно вероятно — продукция "Knitting Factory" в последнее время стремительно набирает популярность, в том числе и у нас.
Самарский пианист Григорий Файн (р.1949 г.) был хорошо знаком отечественным любителям джаза еще в те годы, когда город, в котором он является одним из столпов джазовой жизни, еще числился Куйбышевым. В последнее время Григорий достаточно ...
«Мясо!» - так характеризует мой сын – студент понравившуюся ему музыку, книгу, фильм. Вряд ли американский музыкант Гай Форсит ориентировался на наш молодежный сленг, называя свой альбом «Стейк». Для Форсита это просто ...
"Итальянский непостоянный оркестр" 10 лет назад основал известный трубач (понятно, итальянец) Пино Минафра. Он и сейчас руководит этим ансамблем, который постепенно превратился из бэнда, собирающегося только для отдельных выступлений, что ...
Еще одно интересное коллекционное издание, специально адресованное преданным господа Рамы и господа Шивы, людям, занимающимся медитацией и просто любителям индийской духовной музыки. Известный американский певец и мультиинструменталист Jai ...
Дженни Эванс — урожденная англичанка, с 20 лет живущая в Мюнхене, дипломированный лингвист, актриса, владелица джаз-клуба, лидер ансамбля, автор текстов ко многим песням и, несомненно, одна из лучших европейских джазовых певиц. Обладательницу ...
Первый собственный проект молодого, но далеко уже не начинающего тромбониста Джоша Роузмена ясно показывает, в какую сторону движется современный джаз. А идет он ко все большей эклектике и размыванию всяческих границ. Роузмен поработал с такими ...
Этот проект не отнесешь напрямую к world music, но джаз здесь звучит с сильнейшим этническим акцентом. И акцент этот — африканский. Разумеется, Африка — это прежде всего ритм, но предположение, что рождается он исключительно с помощью ...
Кенни Баррон принадлежит к числу тех весьма известных музыкантов, которые чаще выступают в роли участников малых групп, нежели как лидеры собственного коллектива. Дуэты, трио без явного лидерства кого-либо из их участников — вот, пожалуй, та ...
Что ж, послушаем, как человек из Питера делает блюз. Исполняет он и собственные вещи, и аранжировки известных тем Питера Грина, Джими Хендрикса, Джуниора Уэллса, Джона Ли Хукера, Альберта Коллинза и некоторых других. И тут, когда предоставляется ...
Kodo — сотрясающие сердца барабанщики из Японии. Группа Kodo была образована в начале 70-х годов, в период разрушения традиционных ценностей и преобладания западной материалистичной культуры в жизни японского общества. Создатели группы ...
К моменту записи этого альбома, изданного в России по лицензии, Кристи Джонстон было 28 лет. Для блюза возраст совсем молодой. И слушая That Would Be Fine, работу вполне зрелую и цельную, трудно поверить, что Кристи впервые взяла в руки гитару всего ...
Шеф лэйбла Майкл Дорф сам выступил в качестве продюсера этого альбома, разительно непохожего на знакомые мне другие издания «Knitting Factory». Что это, изменение репертуарной политики фирмы, что-то иное? Не знаю, но сама необычность ...