Завораживающая, назойливая, мрачная, почти гипнотическая музыка. Если попытаться ее классифицировать, то она вынужденно попадает куда-то на границу между эмбиентом, электронным хаусом и минималистическим авангардом. Если пытаться ассоциировать саунд с эмоциональными характеристиками, то на ум сразу приходят слова: меланхолия, сдержанность, строгость, отстраненность. Если поискать художественные аналогии, то в первую очередь это будут Морис Вламинк и Эдвард Мюнх. Короче, джаза как такового здесь минимум.
Зато здесь есть Настроение. Именно так — с большой буквы. Нечасто попадаются такие альбомы, которые притягивают и вовлекают в свое действо почти насильно, несмотря на жанровую чуждость. Оторваться от этой музыки было просто невозможно, хотя ни изысков в аранжировках, ни ярких мелодий, ни виртуозности исполнения — ну вроде почти ничего особенного в ней не происходило. И вот этого оставшегося от критического взгляда "почти" оказалось достаточно. Лично я затрудняюсь дать ему определение. Ну мистика какая-то: простенький электронный фон, простенькая гитара, совсем уж примитивный орган, спокойные до полудремы ударные, а результат полон жизни и, что главное, того самого Настроения.
Отдельно хотелось бы остановиться на единственной неавторской вещи альбома. Ею является не что иное, как обработка вечнозеленой "Summertime" Гершвина. В "эмбиентной" подаче "Друзей Дина Мартинеса" она явила нам еще одну свою грань — восточно-медитативную и философски-рассудительную одновременно. Никаких импровизаций — просто повторение мелодии, каждый раз скомпонованной несколько по-иному. Результат, тем не менее, стопроцентный. А еще впечатляет неожиданное подключение к группе в двух других эпизодах струнного квартета — очень драматично и в результате ничуть не хуже известных работ современных академических композиторов-минималистов.
Единственная закавыка — об этом я уже упоминал в начале — любителям Джаза (опять-таки с большой буквы) эта музыка может оказаться все же чуждой. Ну, тут уж ничего не поделаешь. Остается только надеяться, что у большинства читателей нашего журнала кругозора и широты взгляда будет достаточно, чтобы оценить этот необычный проект по достоинству, если он им попадется в руки. Что достаточно вероятно — продукция "Knitting Factory" в последнее время стремительно набирает популярность, в том числе и у нас.
Ох, не верьте этим нежным прикосновениям пальцев к клавишам рояля, этим ленивым пощипываниям струн контрабаса, этим трепетным поглаживаниям щеточками тарелок, которые вы услышите в самом начале альбома! Японка Сатоко Фудзии с чисто азиатским ...
Судя по всему, пример Дайаны Кролл оказался сильно заразительным для еще более молодых по сравнению с ней и куда менее (пока!) известных исполнителей эдакого слегка салонного, мягкого, изящного джаза. Уж больно Тирни Саттон напоминает то, что делает ...
Кенни Нил — блюзмен потомственный. И вышел он из обширного блюзового семейства Нилов из Батон-Ружа, городка, что утопает в болотной топи, в самом сердце тех самых болот Дельты. Блюз Кенни Нила носит звуковой оттиск земли, напоенной песней отчаяния и ...
Такое нечасто услышишь. Уж больно сложно закрученная смесь всего, чего только можно. Нью-Орлеанские традиции и карибские ритмы, прямолинейный джаз-рок, панк, кантри и душераздирающий саксофоновый блюз. Иногда кажется, что такое уже слышал на записях ...
Одна из крупнейших американских независимых звукозаписывающих компаний Rounder Records Group издала в прошлом году несколько интересных альбомов, в том числе и новый очень красивый альбом американского композитора, виолончелиста и клавишника Мартина ...
Новый шедевр всемирно известного синтезаторного гения. Обращаясь к истокам доисторических культур, Джон Серрье продолжает соединять в своей музыке Землю и Космос, на этот раз в соавторстве с флейтистом Гари Строутсосом. Тематически альбом "Hidden ...
Слишком много на сегодняшний день развелось королей блюза. Зато вот блюзовая королева только одна — и зовут ее Коко Тейлор. Так считает (с незначительным преувеличением) американский "Boston Globe". Все, кто не поверит в это, и возьмется слушать ...
Один из самых любопытных проектов прошедшего года. Помимо основного названия, Дон Байрон предпослал своей новой работе подзаголовок: "Arias And Lieder". И первый итальянский, и второй немецкий термины довольно красноречиво указывают на связь проекта ...
Трубач из Милуоки Эдди Аллен пришел в джаз в начале 80-х годов. Как может судить по этой дате сам читатель, это уже весьма опытный музыкант, сложившийся мастер с определенными вкусами и своей индивидуальной манерой игры. Аллен работает в Нью-Йорке и ...
Еще один запевший инструменталист. Вы замечали, как охотно и легко берутся петь на сцене опытные джазмены-духовики? Неиграющие вокалисты редко могут сравниться с ними в импровизационной свободе и выигрывают за счет природных вокальных данных. Это, ...
С ансамблем "Ritual Trio" барабанщика и перкуссиониста Кахиля эль-Забара читатели уже встречались в № 6/98. У нынешнего их альбома, скоренько переизданного в России, не меньше достоинств. Очередной гость трио, знаменитый тенорист Фарао Сандерс ...
Альбом начинается с такой обезоруживающе-красивой мелодии, что кажется невозможным что-то об этом еще говорить, тем более, комментировать творчество, декларированное как романтическое. Попытаюсь лишь дать представление об этой музыке. К тому же, ...