Общеизвестно, что пытаться передать музыку словами – дело почти безнадежное. Альтернативой остается сравнение с чем-то хорошо знакомым. В этой связи попробуйте представить себе «балканский джаз» Эмира Кустурицы (если вы не очень хорошо знаете No Smoking Orchestra, то уж фильмы этого человека, обильно сдобренные такой музыкой, наверняка слышали). Представили? А теперь мысленно проделайте следующее: во-первых, замените цыганскую жизнерадостность на еврейскую печаль, а во-вторых допустите, что звучат только кларнеты и перкуссия – и вы получите примерное представление о музыке альбома "Café Rembrandt".
Кафе с таким названием находилось в 30-х годах ХХ века в Вене, и было очень популярным «еврейским клубом» в те времена. Потом, при нацистах, оно исчезло вместе со своими завсегдатаями. Ювал Миценмахер и его коллеги из Doumka Clarinet Ensemble как бы воскрешают атмосферу этого заведения, одновременно скорбя по погибшим жертвам Холокоста. Наряду с клезмерскими мотивами, музыканты в своих собственных пьесах (а их большинство на диске) вводят в ткань своих пьес мотивы балканские и средиземноморские, преимущественно левантийские. Звучат здесь и традиционные румынские и македонские мелодии.
Такая музыка очень близка Ювалу Миценмахеру, человеку, влюбленному в перкуссионные инструменты разных стран и народов – от Латинской Америки до Арабского Востока. В данном проекте он играет именно на восточных инструментах. Его партнеры, трио из французского города Лиона, взяли на вооружение всю палитру звучаний кларнета – от пикколо до баса, и это придает музыке особую эмоциональность, способность передать самые разные оттенки чувств. Диск был записан во Франции достаточно давно, еще в 1999 году, но только теперь, благодаря переизданию альбома на суб-лейбле известной немецкой фирмы Enja, музыка Ювала и лионских кларнетистов стала доступной более широкому кругу любителей world music с еврейским акцентом.
Кроме Mwendo Dawa и сольных проектов у Сюзанны Линдеборг и Ове Йоханссона есть коллектив, который никак нельзя обойти вниманием. Это LJ DUO – дуэт тенор-саксофона и пианино, оснащенный неизменным для работ Линдеборг и Йоханссона компьютером. ...
Средиземье или Нарния, созданные воображением Толкиена и Льюиса, отсутствуют на карте, однако придуманная жизнь в этих мирах волнует миллионы людей. И такое возможно не только в литературе. Немецкий музыкант Норберт Штайн, вдохновленный идеей ...
Юрий Михайлов – человек, за скромной внешностью которого скрывается неординарнейшая личность современности. Его смело можно назвать отцом белорусского блюз-рока. Безумная любовь Ковбоя (как он часто именует себя в своих бессмертных произведениях) к ...
На этом диске представлен дуэт прославленных мастеров свинга разных поколений: 80-летнего Баки Пиццарелли и ровно вдвое более молодого Фрэнка Виньолы. В буклете к альбому предлагается подойти к джазу как к разговору. О чём же могут беседовать ...
Что мы знаем об украинском джазе? Не ведаю как ты, уважаемый читатель, но о себе скажу честно: практически ничего. Но это не значит, что на Украине нет джаза. Нет, это совсем не так! Уверен, что в любой республике пост- советского пространства, ...
Все альбомы калифорнийского джазового вокалиста Рона Каплана, которые мне приходилось слышать до сих пор, были записаны им в сопровождении небольшой аккомпанирующей группы музыкантов. На сей раз, звуковое пространство нового альбома Рон решительно ...
Номад – это, как известно, кочевник. Можно только догадываться, какой смысл вкладывал Ференц Шнетбергер в название своего очередного альбома. Возможно, он вспомнил о своих кочевых предках, венгерских цыганах. Не исключено также, что он имел ...
Наверное, для многих ирландский джаз остается в тени своего островного соседа. Вот и мне было очень интересно познакомиться с дебютным альбомом ансамбля Organics из Дублина. Это органное трио, причем, если верить пресс-релизу группы, New Light – ...
Альбом «Psychicemotus» 1965 года считается лучшим альбомом Юзефа Латифа периода его сотрудничества с лэйблом Impulse, а этот период (1963-1966 годы), в свою очередь – наиболее успешным в истории всего его творческого пути. Вместе с тем, ...
Творчество венгерского гитариста Аттилы Золлера способно одним только этим альбомом реабилитировать грустную участь его инструмента в эпоху электрического гитарного фьюжн. То, что гитара в джазе способна не только выть, как сирена, или наигрывать ...
Практически каждый год, начиная с сентября – октября в «Jazz – Квадрат» для «CD – Обзора» начинают поступать диски рождественской тематики. В этом году рождественский подарок нам сделала известная баварская ...
Помимо таких традиционных центров джаза, как Нью-Йорк и Калифорния, в разных уголках Америки есть немало замечательных мастеров этой музыки. На северо-западе тихоокеанского побережья Штатов джазовое сообщество уже несколько десятилетий выглядит ...