«Кто ты такой, если ты не можешь быть самим собой?» - такой бескомпромиссный вопрос задает слушателю в названии стартовой композиции своего нового альбома Гюнтер Хампель, сопровождая его столь же бескомпромиссной музыкой. Поначалу неподготовленного слушателя она может просто ошеломить яростной звуковой лавиной, диссонансами и хаотичностью. Этот классический фри-джаз достойно поддерживает завоеванное еще в 60-е годы немецким авангардом реноме одного из самых крутых в Европе.
И Гюнтер Хампель имел и имеет к этому более чем непосредственное отношение. Музыкант легендарный, он начинал еще в 50-е годы, успел посотрудничать с массой знаменитостей в Европе и Америке, и сам на сегодня безусловно является таковой. Лейбл Birth Records Хампель основал еще в 1969 году и все тридцать шесть лет издает на ней собственную музыку, ничуть не потерявшую за эти годы ни в экспрессии, ни в фантазии, ни в любви ее создателя к свободной импровизации. Так что, Гюнтер Хампель всегда оставался и остается самим собой и имеет право на вопрос, приведенный в начале этого текста.
Альбом "Emissions" записан Хампелем с его европейским трио, в которое входят музыканты, младшие его минимум на два поколения. Этот замешанный на фри-джазе сплав опыта с молодостью выглядит вполне крепким. Мультиинструменталист Хампель играет здесь на вибрафоне, бас-кларнете и флейте. Из всех его трех инструментов я особо выделил бы вибрафон. Звучит он у Гюнтера на удивление мягко, и когда в бушующем фри-джазовом море звуков неожиданно рассыпаются его серебряные трели, это выглядит очень неожиданно и эффектно. Надо сказать, что после «боевого крещения» первой пьесой, другие композиции диска воспринимаются легче. Молодые коллеги Гюнтера, особенно саксофонист Шлеермахер, вполне раскрепощенно взаимодействуют с лидером, и с какого-то момента вы обнаруживаете, что уже вполне свободно ориентируетесь в непростом музыкальном мире, выстроенном Хампелем, и даже получаете от этого удовольствие. Не исключено, что это произойдет уже на второй, самой длинной (почти 26 минут) пьесе "Emission workout", ну а уж дальше все будет просто здорово!
P.S. В специальном вкладыше – листовке к альбому, типа «прочти и передай товарищу», независимый лейбл Гюнтера просит публиковать вместе с рецензиями электронный адрес фирмы для прямого распространения ее релизов. Не могу отказать:
Уверен: многих из читающих эти строки еще даже не было на свете, когда в 1976 году в Калифорнии страстный поклонник блюзового харпера Литтл Уолтера Чарли Бэйти организовал группу с почти таким же названием, как у своего кумира: Little Charlie And ...
Выражаясь языком кинокритиков, Pago Libre – это арт-хаус джаза. Но и арт-хаус бывает разным. Иногда за сложностью языка не стоит ничего, кроме скуки, зауми и отсутствия каких-либо креативных идей. Но бывает иначе. И тогда пресловутая сложность ...
Родни Джонс (родился в 1956) из того поколения, что продолжило славные традиции корифеев классической джазовой гитары Уэса Монтгомери, Гранта Грина, Кенни Баррелла... Начав с соул -джаза и модного тогда фанка, Родни полнее всего смог проявить свой ...
В этом голосе вы не узнаете певицу Нору Джонс. В этой музыке не узнаете блюзмена Питера Малика. Но это они! Сначала было Слово! В описываемом случае у истоков истории был побег прилежной молодой пианистки, ученицы Школы исполнительства и ...
Поклонники фри-джаза и авангарда несомненно постарались познакомиться с этим альбомом сразу после его выхода (3 мая 2005). Обзор адресован скорее любителям современных более "массовых" направлений джаза, ищущих что-то новое и интересное. ...
Я не стал перечислять все инструменты, на которых играет Никола Яритц: их полный список занимает на обложке альбома почти две строчки, набранные очень мелким шрифтом. Важно, что все они – это латиноамериканские перкуссионные инструменты. ...
You don’t know my name – так звучит название шестой композиции альбома. Действительно, кто такой этот Джо Джонсон? Что вы знаете о нем? Боюсь, что мало чего! Я не знал ничего, пока в руки не попал этот диск. Один Интернет портал назвал его софомором ...
Те десять музыкантов, что перечислены в технических данных альбома – это еще далеко не весь Chicago Afrobeat Project. Состав ансамбля столь же динамичен и текуч, как и музыка, которую он исполняет. В концертах этого коллектива участвует еще и ...
Один из лучших итальянских джазовых трубачей, уроженец Сардинии Паоло Фрезу – человек невероятно разносторонних вкусов. Он играет все, начиная от этноджаза и до современной академической музыки. Но в квинтете Paolo Fresu 5et он играет более ...
Виолончель – инструмент, характерный прежде всего для академической музыки, и любое ее использование в композициях иных жанров сразу же придает пьесе облик необычный и изысканный. Это хорошо понимает виолончелист симфонического оркестра из ...
Как следует из названия, этот очередной проект клавишника Владимира Иванова и гитариста группы "Моральный Кодекс" Николая Девлет-Кильдеева вдохновлен большой любовью русского человека к творчеству Чарли Паркера, великого черного саксофониста. Что же ...
Композиции в двух последних авторских альбомах Сергея Проня обладают таким мощным динамическим диапазоном и великолепным владением трубой солиста, что позволяют уже сразу по выходу отнести их к джазовой классике великих трубачей Мира и России как по ...