«Кто ты такой, если ты не можешь быть самим собой?» - такой бескомпромиссный вопрос задает слушателю в названии стартовой композиции своего нового альбома Гюнтер Хампель, сопровождая его столь же бескомпромиссной музыкой. Поначалу неподготовленного слушателя она может просто ошеломить яростной звуковой лавиной, диссонансами и хаотичностью. Этот классический фри-джаз достойно поддерживает завоеванное еще в 60-е годы немецким авангардом реноме одного из самых крутых в Европе.
И Гюнтер Хампель имел и имеет к этому более чем непосредственное отношение. Музыкант легендарный, он начинал еще в 50-е годы, успел посотрудничать с массой знаменитостей в Европе и Америке, и сам на сегодня безусловно является таковой. Лейбл Birth Records Хампель основал еще в 1969 году и все тридцать шесть лет издает на ней собственную музыку, ничуть не потерявшую за эти годы ни в экспрессии, ни в фантазии, ни в любви ее создателя к свободной импровизации. Так что, Гюнтер Хампель всегда оставался и остается самим собой и имеет право на вопрос, приведенный в начале этого текста.
Альбом "Emissions" записан Хампелем с его европейским трио, в которое входят музыканты, младшие его минимум на два поколения. Этот замешанный на фри-джазе сплав опыта с молодостью выглядит вполне крепким. Мультиинструменталист Хампель играет здесь на вибрафоне, бас-кларнете и флейте. Из всех его трех инструментов я особо выделил бы вибрафон. Звучит он у Гюнтера на удивление мягко, и когда в бушующем фри-джазовом море звуков неожиданно рассыпаются его серебряные трели, это выглядит очень неожиданно и эффектно. Надо сказать, что после «боевого крещения» первой пьесой, другие композиции диска воспринимаются легче. Молодые коллеги Гюнтера, особенно саксофонист Шлеермахер, вполне раскрепощенно взаимодействуют с лидером, и с какого-то момента вы обнаруживаете, что уже вполне свободно ориентируетесь в непростом музыкальном мире, выстроенном Хампелем, и даже получаете от этого удовольствие. Не исключено, что это произойдет уже на второй, самой длинной (почти 26 минут) пьесе "Emission workout", ну а уж дальше все будет просто здорово!
P.S. В специальном вкладыше – листовке к альбому, типа «прочти и передай товарищу», независимый лейбл Гюнтера просит публиковать вместе с рецензиями электронный адрес фирмы для прямого распространения ее релизов. Не могу отказать:
Помимо таких традиционных центров джаза, как Нью-Йорк и Калифорния, в разных уголках Америки есть немало замечательных мастеров этой музыки. На северо-западе тихоокеанского побережья Штатов джазовое сообщество уже несколько десятилетий выглядит ...
Даже не глядя на обложку альбома, уже минуты через две звучания диска вы безошибочно определите цвет кожи исполнителей. Музыка альбома Break Out настолько характерна по звучанию, в котором преобладают мотивы соул, фанка и ритм-энд-блюза, что ...
Не секрет, что джазовые музыканты часто и охотно используют известные произведения поп- и рок-исполнителей как основу для своих импровизаций. Особо знаменитые даже удостаиваются трибьют -альбомов. В последнем случае правда зачастую подобный опус ...
Ножки – это непременный атрибут обложек альбомов серии Departure Lounge, издаваемой среди прочих серий австралийским лейблом Petrol Records. В отличие от серии The Beach, в которой вышел пока только один альбом, в этой серии уже было несколько ...
Эрик ван Аро щедро одарен самыми разнообразными талантами: он активно работал в сфере театрального искусства, занимался продюсерской деятельностью, знаком с работой в масс-медиа. Но прежде всего Эрик – певец. И еще бы ему не петь! Ван Аро хоть ...
В свои по меркам джаза ещё юношеские 32 Джон Эллис добился немалого. Самым примечательным был 2002 год, когда Джон стал вторым в престижном конкурсе Thelonious Monk International Saxophone Competition и затем присоединился к Charlie Hunter’s trio. ...
Пятый по счету альбом новозеландской группы Twinset стал вторым, с которым получили возможность познакомиться читатели «Jazz – Квадрата» (рецензию на их предыдущую работу Mystical Soul см. № 2/05). На сей раз, братья Ибсли и Пол ...
Честно признаемся, Кориэлл преподнёс сюрприз. Нет, в том, что Лэрри может играть любую музыку и делать из неё джаз, сомнений никогда не было. Но последние релизы как-то не предполагали такого развития событий. Преобладали полуакустические и совсем ...
Испанский ансамбль Marlango возник в 1998 году, когда актриса и певица госпел Леонор Уотлинг и пианист, композитор и дирижер с академическим образованием Алехандро Пелайо обнаружили, что им интересно вместе сочинять и исполнять песни, а с ...
Для того чтобы открыть для себя творчество Фароа Сандерса, великого тенор-саксофониста и мистика free-джаза, этот диск 1973 года, несомненно, подходит больше всего. «Elevation», как, впрочем, и все записи Сандерса для Impulse, представляют собой ...
Кажется, постепенно мы подобрались к такому этапу развития музыки, когда почти всё можно называть ёмким словом "фьюжн". Вот и данный альбом в разных источниках относят преимущественно к этому жанру, что явно требует дополнительного разъяснения. Это ...
На обложке своего нового альбома Теренс Бланчард выглядит персонажем какого-то фантастического фильма, этаким бравым пилотом, ведущим свой звездолет сквозь космическую тьму. В определенном смысле такое сравнение не лишено оснований. И действительно, ...