«Кто ты такой, если ты не можешь быть самим собой?» - такой бескомпромиссный вопрос задает слушателю в названии стартовой композиции своего нового альбома Гюнтер Хампель, сопровождая его столь же бескомпромиссной музыкой. Поначалу неподготовленного слушателя она может просто ошеломить яростной звуковой лавиной, диссонансами и хаотичностью. Этот классический фри-джаз достойно поддерживает завоеванное еще в 60-е годы немецким авангардом реноме одного из самых крутых в Европе.
И Гюнтер Хампель имел и имеет к этому более чем непосредственное отношение. Музыкант легендарный, он начинал еще в 50-е годы, успел посотрудничать с массой знаменитостей в Европе и Америке, и сам на сегодня безусловно является таковой. Лейбл Birth Records Хампель основал еще в 1969 году и все тридцать шесть лет издает на ней собственную музыку, ничуть не потерявшую за эти годы ни в экспрессии, ни в фантазии, ни в любви ее создателя к свободной импровизации. Так что, Гюнтер Хампель всегда оставался и остается самим собой и имеет право на вопрос, приведенный в начале этого текста.
Альбом "Emissions" записан Хампелем с его европейским трио, в которое входят музыканты, младшие его минимум на два поколения. Этот замешанный на фри-джазе сплав опыта с молодостью выглядит вполне крепким. Мультиинструменталист Хампель играет здесь на вибрафоне, бас-кларнете и флейте. Из всех его трех инструментов я особо выделил бы вибрафон. Звучит он у Гюнтера на удивление мягко, и когда в бушующем фри-джазовом море звуков неожиданно рассыпаются его серебряные трели, это выглядит очень неожиданно и эффектно. Надо сказать, что после «боевого крещения» первой пьесой, другие композиции диска воспринимаются легче. Молодые коллеги Гюнтера, особенно саксофонист Шлеермахер, вполне раскрепощенно взаимодействуют с лидером, и с какого-то момента вы обнаруживаете, что уже вполне свободно ориентируетесь в непростом музыкальном мире, выстроенном Хампелем, и даже получаете от этого удовольствие. Не исключено, что это произойдет уже на второй, самой длинной (почти 26 минут) пьесе "Emission workout", ну а уж дальше все будет просто здорово!
P.S. В специальном вкладыше – листовке к альбому, типа «прочти и передай товарищу», независимый лейбл Гюнтера просит публиковать вместе с рецензиями электронный адрес фирмы для прямого распространения ее релизов. Не могу отказать:
Не секрет, что джазовые музыканты часто и охотно используют известные произведения поп- и рок-исполнителей как основу для своих импровизаций. Особо знаменитые даже удостаиваются трибьют -альбомов. В последнем случае правда зачастую подобный опус ...
Ножки – это непременный атрибут обложек альбомов серии Departure Lounge, издаваемой среди прочих серий австралийским лейблом Petrol Records. В отличие от серии The Beach, в которой вышел пока только один альбом, в этой серии уже было несколько ...
Эрик ван Аро щедро одарен самыми разнообразными талантами: он активно работал в сфере театрального искусства, занимался продюсерской деятельностью, знаком с работой в масс-медиа. Но прежде всего Эрик – певец. И еще бы ему не петь! Ван Аро хоть ...
В свои по меркам джаза ещё юношеские 32 Джон Эллис добился немалого. Самым примечательным был 2002 год, когда Джон стал вторым в престижном конкурсе Thelonious Monk International Saxophone Competition и затем присоединился к Charlie Hunter’s trio. ...
Пятый по счету альбом новозеландской группы Twinset стал вторым, с которым получили возможность познакомиться читатели «Jazz – Квадрата» (рецензию на их предыдущую работу Mystical Soul см. № 2/05). На сей раз, братья Ибсли и Пол ...
Честно признаемся, Кориэлл преподнёс сюрприз. Нет, в том, что Лэрри может играть любую музыку и делать из неё джаз, сомнений никогда не было. Но последние релизы как-то не предполагали такого развития событий. Преобладали полуакустические и совсем ...
Испанский ансамбль Marlango возник в 1998 году, когда актриса и певица госпел Леонор Уотлинг и пианист, композитор и дирижер с академическим образованием Алехандро Пелайо обнаружили, что им интересно вместе сочинять и исполнять песни, а с ...
Для того чтобы открыть для себя творчество Фароа Сандерса, великого тенор-саксофониста и мистика free-джаза, этот диск 1973 года, несомненно, подходит больше всего. «Elevation», как, впрочем, и все записи Сандерса для Impulse, представляют собой ...
Кажется, постепенно мы подобрались к такому этапу развития музыки, когда почти всё можно называть ёмким словом "фьюжн". Вот и данный альбом в разных источниках относят преимущественно к этому жанру, что явно требует дополнительного разъяснения. Это ...
На обложке своего нового альбома Теренс Бланчард выглядит персонажем какого-то фантастического фильма, этаким бравым пилотом, ведущим свой звездолет сквозь космическую тьму. В определенном смысле такое сравнение не лишено оснований. И действительно, ...
Есть музыка, которую хочется сравнить с резким, размашистым рисунком, выполненным плакатным пером. Есть другая, напоминающая гладкое, с тщательно прописанными деталями, полотно в духе классицизма. Есть музыка, похожая на картину сюрреалиста. Музыка ...
О стилистике дебютного диска польского музыканта и композитора Марцина Новаковского недвусмысленно говорят как название альбома, так и название выпустившего его лейбла. Хотя Smooth Night и первый альбом в дискографии Марцина, но сам он далеко не ...