«Кто ты такой, если ты не можешь быть самим собой?» - такой бескомпромиссный вопрос задает слушателю в названии стартовой композиции своего нового альбома Гюнтер Хампель, сопровождая его столь же бескомпромиссной музыкой. Поначалу неподготовленного слушателя она может просто ошеломить яростной звуковой лавиной, диссонансами и хаотичностью. Этот классический фри-джаз достойно поддерживает завоеванное еще в 60-е годы немецким авангардом реноме одного из самых крутых в Европе.
И Гюнтер Хампель имел и имеет к этому более чем непосредственное отношение. Музыкант легендарный, он начинал еще в 50-е годы, успел посотрудничать с массой знаменитостей в Европе и Америке, и сам на сегодня безусловно является таковой. Лейбл Birth Records Хампель основал еще в 1969 году и все тридцать шесть лет издает на ней собственную музыку, ничуть не потерявшую за эти годы ни в экспрессии, ни в фантазии, ни в любви ее создателя к свободной импровизации. Так что, Гюнтер Хампель всегда оставался и остается самим собой и имеет право на вопрос, приведенный в начале этого текста.
Альбом "Emissions" записан Хампелем с его европейским трио, в которое входят музыканты, младшие его минимум на два поколения. Этот замешанный на фри-джазе сплав опыта с молодостью выглядит вполне крепким. Мультиинструменталист Хампель играет здесь на вибрафоне, бас-кларнете и флейте. Из всех его трех инструментов я особо выделил бы вибрафон. Звучит он у Гюнтера на удивление мягко, и когда в бушующем фри-джазовом море звуков неожиданно рассыпаются его серебряные трели, это выглядит очень неожиданно и эффектно. Надо сказать, что после «боевого крещения» первой пьесой, другие композиции диска воспринимаются легче. Молодые коллеги Гюнтера, особенно саксофонист Шлеермахер, вполне раскрепощенно взаимодействуют с лидером, и с какого-то момента вы обнаруживаете, что уже вполне свободно ориентируетесь в непростом музыкальном мире, выстроенном Хампелем, и даже получаете от этого удовольствие. Не исключено, что это произойдет уже на второй, самой длинной (почти 26 минут) пьесе "Emission workout", ну а уж дальше все будет просто здорово!
P.S. В специальном вкладыше – листовке к альбому, типа «прочти и передай товарищу», независимый лейбл Гюнтера просит публиковать вместе с рецензиями электронный адрес фирмы для прямого распространения ее релизов. Не могу отказать:
Запись живого выступления Чета Бэйкера во главе небольшой группы (гитара, бас, труба) на 7-м джазовом фестивале в Мюнстере (Германия). Стереотип подчеркнуто строгого, почти аскетического формата «джаз-бэнда для звездного лидера» с самого начала ...
Пятый по счету альбом норвежской группы Dadafon вызвал у меня массу положительных эмоций. Правда, с джазом они не имели почти ничего общего, а носили, скорее, ностальгический характер. Я услышал настоящую рок-музыку, добротную, берущую за душу, ...
Eveneven – название проекта норвежского тромбониста, известного под именем Even Kruse Skatrud. Прежде его можно было заметить в различных джазовых составах и больших оркестрах, однако в этом году он появляется на сцене со своим собственным сольным ...
Очень симпатичная вариация на тему «не стареют душой ветераны». Корки Сигел и Джим Шуолл начинали в Чикаго еще в одно время с Полом Баттерфилдом и Майком Блумфилдом, то есть принадлежали к первому поколению белых музыкантов, начавших в ...
Переиздание альбома 1983 года, относящегося к периоду наибольшей творческой свободы Эбби Линкольн. 80-е прошли у великой джаз-дивы под знаком сознательного сотрудничества с маленькими лэйблами, вроде Enja или Inner City – это давало ей замечательную ...
Большая, даже по джазовым меркам, продолжительность композиций на этом релизе объясняется не какой-то особенной импровизационной идеей, которая овладела музыкантами, терзая и мучая их все отведенное на это время – нет. Все 20 или 30 минут каждой ...
Наверное, Джим Пейни не самый известный среди широкой джазовой общественности барабанщик, хотя начинал он ещё в далёкие 50-е. Но авторитет его среди профессионалов очень высок. Джим зарекомендовал себя на фанковой, соул и джазовой сцене не только ...
Этот московский коллектив явно обладает своеобразным, узнаваемым звучанием: достаточно изучить инструментарий. Можно было бы даже предположить, что по музыке — это нечто вроде камерно замкнутого музицирования, реминисценций на темы, доставшиеся нам ...
Понятие провинциальности в искусстве живо и сегодня, в эпоху всемирной сети и всевластия масс-медиа. Но вот с географией оно не связано никак. Вполне заурядные, эпигонские по своему духу проекты в большом количестве производятся в самых крупных ...
Дебютный альбом Шона Максвелла Originаls писался около двух лет. Это качественное, завораживающее творение, в котором автор выступил как профессиональный джазовый исполнитель, композитор и аранжировщик. Шон Максвелл начал свою карьеру кларнетиста в ...
Название этого диска говорит само за себя. "Slovak jazz" – это подарок от восьми лучших словацких джазовых исполнителей, получив и прослушав который становится ясно, что в этой стране джаз тоже играют профессионально, качественно и с сильным ...
Показательный «живой» альбом биг-бэнда Оливера Нельсона, который маэстро возглавлял на протяжении последних десяти лет своей жизни, с 1966 по 1975 год. До 1966 года Нельсон снискал себе славу как сопрано-саксофонист, талантливый композитор и ...