Баюшки-баю: этот ласковый усыпляющий ритм, эта музыка слов – одни из первых звуков, которые слышит вступающий в жизнь маленький человечек. Так выглядит эта простейшая колыбельная по-русски. Да-ди – это то же самое, только по-амхарски. Так убаюкивают малышей в Эфиопии. Так назвала свой четвертый альбом эфиопская певица Минешу (полное имя – Минешу Кифле Тедла).
Минешу родилась на востоке страны, в городе Дыре-Дауа (Geletuma – “Спасибо!» так называется одна из песен альбома, посвященная родному городу певицы). Уже в 17 лет Минешу, переехав в столицу страны Аддис-Абебу, вошла в состав труппы Национального театра Эфиопии, где познакомилась с грандами местной сцены и многому у них научилась. В 1996 году Минешу отправилась в Европу, и, после недолгой остановки в Бельгии, окончательно поселилась в Нидерландах. Минешу часто гастролирует в Европе и Африке, выступала, к примеру, на панафриканских фестивалях искусств вместе с такими признанными звездами, как Анжелик Киджо или Салиф Кейта.
В новом альбоме из 13 песен, записанном в одной из студий Эйндховена, все тексты принадлежат ее перу, а музыку и аранжировки Минешу сочиняла в тесном сотрудничестве со своим клавишником, музыкальным директором проекта и со-продюсером Эриком ван де Лестом. World music, а именно к этому направлению приндлежит альбом Daa Dee, многолика, но Минешу и ван де Лест выбрали вариант, максимально адаптированный для западного слушателя. В большой команде музыкантов, работавших над проектом, преобладают голландцы, играющие на саксофонах, гитарах и других «западных» инструментах. В саунд альбома вплетен звук только двух традиционных эфиопских инструментов, выдувной одноствольной деревянной флейты и эфиопской лютни месенку, на которых обычно играют народные певцы – азмари. В Daa Dee на них играют земляки Минешу. При всем при этом Минешу широко использует мелодические и ритмические рисунки разных регионов Эфиопии. Особенно тут надо отметить стиль тицита – своего рода аналог афроамериканского блюза или португальской музыки фаду – здесь тоже преобладают грустно-ностальгические нотки. В этой манере Минешу поет титульную песню альбома, а также такие песни, как Yetal или Yeselam Ayer. Но есть тут и более веселые, энергичные номера, такие, как Hailo Gaja, есть эфиопский вариант госпел: Temesgen, горячее обращение к создателю всего сущего. Так что, программа весьма разнообразна и интересна, альбом слушать легко, но аутентичность народной музыки в какой-то степени принесена в жертву этой легкости звучания. Впрочем, это компенсируется также богатым модуляциями, глубоким и красивым голосом эфиопской певицы.
(Minyeshu Kifle Tedla - lead and backing voc; Eric van de Lest – keyb, dr, perc, p, backing voc; Bas Bouma - dr, perc; Wouter Schueler, Leon Steuns – saxes; Anton Goudsmit, Paul Willemse, Gijs Batelaan – g; Wilbrand Meischke, Guy Wanzambi – b; Mellie Oudejans – vi; Arefayne Bisrat – masenqo; Rob Keeris, Peter de Hoop – tb; Harm Langermans– tp; Mike Roelofs– keyb; Yimam Mohammed - washint fl; Edward Capel – cl;)
Итак, вот они долгожданные «Лунные народные сказки», появление которых я предвкушал в тексте о впечатлениях от первого альбома российской группы «Мыс Луны» под названием «Мы с Луны» (ищите его на сайте). ...
Творческие гены известного американского художника Нормана Рокуэлла своеобразно передались его внучке Абигайль. Линии и цвету она предпочла звук и тембр. Но чуткость к деталям, тщательность в работе и мастерство у джазовой певицы Абигайль Рокуэлл на ...
Сан-Франциско – Иерусалим – Нью-Йорк: так выглядит географически жизненный путь басистки и композитора Эйди Мейерсон. Родилась она в самом красивом городе Калифорнии, так что по рождению является американкой. Однако, когда Эйди было ...
«…Эдисон Эванс открывает свою дискографию не как робкий новичок, а как уже много знающий и умеющий мастер с большим потенциалом развития – и в качестве инструменталистки, и в качестве композитора.» - так заканчивался два ...
Американский пианист и клавишник Алан Паскуа – музыкант именитый. Он играл в одном из первых джаз-роковых ансамблей, Lifetime Тони Уильямса, он выступал вместе с Джеком ДеДжонеттом, Дэйвом Холландом, братьями Брекерами, Гэри Бартоном, Шейлой ...
Веселая обложка и столь же позитивный альбом. Итальянский пианист Альберто Пибири с юных лет любил джаз и боготворил Оскара Питерсона. В технике игры он старался брать пример со своего кумира, а организовав трио (как у Питерсона!), часто исполнял ...
Далеко не первое и наверняка не последнее признание в любви к бразильской музыке, точнее к той ее части, которая именуются певучим и изящным, как сама эта музыка, словом: босса-нова. Тем не менее, именно этот проект поражает многим. Наверное, ...
Добро пожаловать в мир финской новоджазовой музыки! Трио, состоящее из Альфа Форсмана, Тапани Вариса и Ээро Савелы, объединяет музыкантов разных поколений. Барабанщик Альф (или Аффе) Форсман – ветеран финского рока и джаза, игравший в 80-х ...
Одинокие человеческие фигурки едут вверх и вниз по эскалаторам на обложке нового альбома Аллена Остин-Бишопа, но название этого проекта в противовес картинке оптимистично утверждает: No One Is Alone («Никто не одинок»). О том же говорит ...
Мне представляется, что Omindá – главный на сегодня проект в творческой биографии бразильского певца, гитариста, композитора и киноактера Андре Абуджамры. Он шел к реализации этого проекта целых 11 лет! Да, разумеется, параллельно он ...
Когда саксофонист доходит до полуфинала конкурса имени Телониуса Монка (это случилось с Эндрю Гулдом в 2013 году), это говорит о его классе довольно веско. В своем родном Нью-Йорке Эндрю пользуется заслуженным уважением со стороны коллег. Он играл ...
Блистающая медь инструментов, нарядные стильные одежды музыкантов, слаженная работа духовых пачек, виртуозные соло, зовущий к танцу горячий ритм, безукориненный лидер, управляющий этой музыкальной машиной из пары десятков исполнителей – ...