Баюшки-баю: этот ласковый усыпляющий ритм, эта музыка слов – одни из первых звуков, которые слышит вступающий в жизнь маленький человечек. Так выглядит эта простейшая колыбельная по-русски. Да-ди – это то же самое, только по-амхарски. Так убаюкивают малышей в Эфиопии. Так назвала свой четвертый альбом эфиопская певица Минешу (полное имя – Минешу Кифле Тедла).
Минешу родилась на востоке страны, в городе Дыре-Дауа (Geletuma – “Спасибо!» так называется одна из песен альбома, посвященная родному городу певицы). Уже в 17 лет Минешу, переехав в столицу страны Аддис-Абебу, вошла в состав труппы Национального театра Эфиопии, где познакомилась с грандами местной сцены и многому у них научилась. В 1996 году Минешу отправилась в Европу, и, после недолгой остановки в Бельгии, окончательно поселилась в Нидерландах. Минешу часто гастролирует в Европе и Африке, выступала, к примеру, на панафриканских фестивалях искусств вместе с такими признанными звездами, как Анжелик Киджо или Салиф Кейта.
В новом альбоме из 13 песен, записанном в одной из студий Эйндховена, все тексты принадлежат ее перу, а музыку и аранжировки Минешу сочиняла в тесном сотрудничестве со своим клавишником, музыкальным директором проекта и со-продюсером Эриком ван де Лестом. World music, а именно к этому направлению приндлежит альбом Daa Dee, многолика, но Минешу и ван де Лест выбрали вариант, максимально адаптированный для западного слушателя. В большой команде музыкантов, работавших над проектом, преобладают голландцы, играющие на саксофонах, гитарах и других «западных» инструментах. В саунд альбома вплетен звук только двух традиционных эфиопских инструментов, выдувной одноствольной деревянной флейты и эфиопской лютни месенку, на которых обычно играют народные певцы – азмари. В Daa Dee на них играют земляки Минешу. При всем при этом Минешу широко использует мелодические и ритмические рисунки разных регионов Эфиопии. Особенно тут надо отметить стиль тицита – своего рода аналог афроамериканского блюза или португальской музыки фаду – здесь тоже преобладают грустно-ностальгические нотки. В этой манере Минешу поет титульную песню альбома, а также такие песни, как Yetal или Yeselam Ayer. Но есть тут и более веселые, энергичные номера, такие, как Hailo Gaja, есть эфиопский вариант госпел: Temesgen, горячее обращение к создателю всего сущего. Так что, программа весьма разнообразна и интересна, альбом слушать легко, но аутентичность народной музыки в какой-то степени принесена в жертву этой легкости звучания. Впрочем, это компенсируется также богатым модуляциями, глубоким и красивым голосом эфиопской певицы.
(Minyeshu Kifle Tedla - lead and backing voc; Eric van de Lest – keyb, dr, perc, p, backing voc; Bas Bouma - dr, perc; Wouter Schueler, Leon Steuns – saxes; Anton Goudsmit, Paul Willemse, Gijs Batelaan – g; Wilbrand Meischke, Guy Wanzambi – b; Mellie Oudejans – vi; Arefayne Bisrat – masenqo; Rob Keeris, Peter de Hoop – tb; Harm Langermans– tp; Mike Roelofs– keyb; Yimam Mohammed - washint fl; Edward Capel – cl;)
Ветеран нью-йоркской даунтаун-сцены Бобби Превит давно зарекомендовал себя классным барабанщиком. Порукой тому его многочисленные записи с Джоном Зорном, Эллиоттом Шарпом, Джейн Айрой Блум, Уэйном Гурвицем, Марти Эрлихом и другими звездами ...
Во внешности 62-хлетнего Брюса Формэна есть что-то ковбойское. Глядя на его подтянутую фигуру и сухощавое лицо, кажется, что одень ему стетсоновскую шляпу, джинсы и клетчатую рубаху – и получится отличный типаж для очередного вестерна. Ну, а ...
В прошлом году Fantastic Swimmers Виктора Семашко разразились «Лагерными песнями» - мощной импровизационной рефлексией на тему сталинских репрессий. Нынче трио Buben Naruszewicz Baisan ответило альбомом «1937». Там на ...
В прошлом году Леонид Нарушевич «отметился» на нашем сайте двумя очень разными альбомами: Enighet Ensamhet от трио Бубен –Нарушевич – Байсан и Kola в рамках его постоянного проекта „Князь Мышкин». Они словно ...
Классическими инструментами для исполнения классического танго, каким оно сложилось в 30-е – 50-е годы прошлого века в Аргентине, считают фортепьяно, контрабас, скрипку и, прежде всего, бандонеон. Гитара и, тем более, флейта употреблялись чаще ...
Третье появление канадского музыканта кубинского происхождения в нашем СD-обзоре. Последний раз его имя можно было увидеть на наших страницах в 2016-м, в связи с Blues, Etc…, дуэтным альбомом Дель Джанко и Джимми Баускилла. Обзор той работы ...
Исколесив пол-Америки, умудренная опытом певица и актриса Кармела Рапаццо остановилась в наименее американском из городов страны, Новом Орлеане, чтобы воспеть ему хвалу своим новым (шестым в дискографии) альбомом Howlin’ At The Moon. А начался ...
Новый релиз Line Art Records – это новая встреча с американской пианисткой Кэрол Либовиц, исполнительницей с хорошей классической школой и вкусом к импровизационной музыке. Дуэт – один из любимых ее форматов. Ранее мы писали о дуэте ...
Дуэт исполнительниц, из которых творчество одной (Кэрол Либовиц) неплохо знакомо нашим постоянным читателям, а вот с другой (Биргитта Флик) встречаемся впервые. Пианистка из Нью-Йорка с академическим багажом и высокой репутацией в джазовом авангарде ...
Португалия одной из первых в Европе выстроила обширную колониальную империю, раскинувшуюся по трем континентам и одной из последних (в середине 70-х) ее окончательно растеряла. Но остался огромный португалоязычный мир с африканскими Анголой и ...
Ученые-антропологи уверенно утверждают, что прародиной homo sapiens является Африка. Таким образом, где бы мы ни жили и к какой расе не принадлежали, через NNN поколений все мы – родственники с африканцами. С этой точки зрения творческий союз ...
Почти пол-века назад Майлс Дэвис совершил очередной резкий поворот в своей долгой и успешной карьере, дав старт новому направлению, получившему название джаз-рок, именуемому также музыкой фьюжн. Альбомами конца 60-х, в первую очередь In a Silent Way ...