Один из продюсеров этого альбома и автор liner notes, обладатель нескольких Грэмми и Латинских Грэмми Кабир Сегел пишет: «Вы никогда не слышали ничего подобного China Caribe. Я тоже». Полностью солидарен с этим мнением. Я тоже никогда не слышал такой музыке и, вдобавок, знаю крайне мало о культурных и исторических контактах двух столь разных регионов: Китая и островов Карибского бассейна. Оказывается, они начались еще в 60-х годах ХIХ века, когда гонимые нуждой китайские эмигранты начали достаточно массово перебираться в Западное полушарие. Они появились и в США, и в Канаде, но на какой-то период «столицей» китайских эмигрантов стала Гавана.
Современный китайский пианист и композитор Лю Донфен обратился к теме китайско-карибских контактов, представив изданный 8 июня на Zoho Music альбом, сонористическая необычность которого способна удивить самого пресыщенного слушателя. Но дело, разумеется, не только в экзотических звучаниях, а в подлинном и очень убедительном синтезе джаза, традиций китайской музыки и латинских ритмов. Такой эксперимент логично продолжает предыдущую творческую практику этого музыканта. Лю родился на северо-востоке Китая, в Шэньяне, провинция Ляонин. Он получил классическое образование, а позже увлекся джазом в целом и латинскими его разновидностями в частности. Лю постигал тонкости этой музыки непосредственно на месте, продолжив свою учебу в Гаване. Свое мастерство ему даже довелось демонстрировать перед руководителями обоих стран – Си Цзинпином и Раулем Кастро. И вот – новый шаг, альбом China Caribe.
Все композиции для этого проекта написал сам Лю Донфен. Основными его партнерами при записи альбома стали представители латинского джаза – известный перкуссионист венесуэльского происхождения Роберто Кинтеро, пуэрториканский басист Джон Бенитес и ударник Фрэнсис Бенитес. В отдельных треках помогают Лю и китайские музыканты: исполнительницы на национальных струнных инструментах Мин Сяофэн и Ян Фейфей, а в стартовом треке In The Clouds – пекинская фолк-группа Hanggai Band, состоящая из монголов из Внутренней Монголии и непосредственно китайцев (ханьцев) и продвигающая на китайской сцене музыку монгольских степей.
Эта самая стартовая композиция, где под фанковые ритмы бас-гитары и ударных звучит горловое пение и монгольский струнный инструмент моринхуур (англоамериканский мир называет его чаще horsehead fiddle), своей экспрессией, буйством красок и невроятным обаянием сразу отправляет слушателя, пользуясь боксерской терминологией, в состояние грогги, из которого его на время выводят несколько следующих пьес. В Mirror Images явно больше джаза и латины, в I Know You прежде всего обращаешь внимание на незаурядное мастерство Лю-пианиста, а его композиторский трибьют Колтрейну Coltrane’s Tune – это модальный джаз с отсылками к Countdown и даже к дэвисовской Tune Up. Но зато Colorful Clouds Chasing the Moon, где фортепьяно модерирует звучания китайской пипы и афро-кубинской ритмики, и Fisherman’s Song At Dusk с каким-то неземным звучанием эрху – это настоящий синтез китайской и карибской музыки. Своего апогея он достигает, на моей взгляд, в пьесе Arcadia с солирующими фортепьяно и пипой на фоне типично джаз-роковой подосновы. Пипа вдобавок придает музыке оттенок некоей сладкой грусти, соотносящейся с недостижимостью пасторального благоденствия в несуществующей Аркадии. И в финале Лю потчует слушателя мощными грувами диалога фортепьяно и баса в самой длинной композиции Moophy, словно подводя эффектную черту альбому, который стал для меня (думаю, и для всех, кто его услышит) настоящим открытием.
Crossing Paths или «Пересечение путей» - название многозначное. Бразильский вариант латинского джаза (а именно в этой стилистике сделан представляемый альбом) – это пересечение путей бразильской традиционной музыки и современного ...
Это будет не совсем обычный обзор, потому что речь идет о не совсем обычной работе. Я даже затрудняюсь сказать, чему он посвящен в большей степени: музыке или истории. Скорее всего, ни тому, ни другому, а рассказу о потрясающей верности человека ...
Джек ДеДжонетт, Боб Минцер, Майк Майниери, Рэйчел Зет… Этот перечень имен выглядит, как список победителей в опросе на тему «лучший джазмен мира» по разным номинациям, но на самом деле это не так. Это список участников проекта Rainbow Gravity, ...
Американский ирландец Шон Патрик Нунан подобен Протею: в каждом новом проекте он иной и пристегнуть его творчество к какой-то определенной стилистике просто невозможно. Перед тем, как писать эти строки я полистал в Сети отзывы критиков о его музыке. ...
В 2016 году живущий в Нью-Йорке бразильский гитарист Серхио Перейра выпустил свой дебютный альбом Swingando. Наш сайт писал о нем, ту рецензию можно найти и прочесть и об альбоме, и о творческом пути самого музыканта, опытного гитариста и ...
Дамы-саксофонистки уже давно не сенсация в современном джазе, но, с другой стороны, в элиту они пока пробираются с трудом. Навскидку могу назвать только блистательную сопрано-саксофонистку Джейн Айру Блум. Кто знает, может быть, играющая ...
Красиво и афористично пел великий блюзмен Мадди Уотерс: «У блюза был сынок, и его назвали рок-н-ролл». Продолжая эту геналогическую линию, поволю себе такое сравнение: … однажды он познакомился с хиллбилли из семейства кантри, и у ...
Уже не раз имя саксофониста / мультиинструменталиста из Чикаго Шоуна Максвелла появляется в нашем «CD-Обзоре», но впервые он гостит с новым своим проектом Shawn Maxwell’s New Tomorrow. Music In My Mind – его второй альбом с ...
В области традиционного свингового джаза, в отличие от авангарда или фьюжн, Америка, родина этой музыки, остается безоговорочным законодателем мод. Но старушка Европа и в этой сфере способна выдвинуть очень ярких исполнителей. К их числу относится и ...
Не скрою, вкус сливовицы мне всегда приятен. Правда, я имею ввиду при этом не соответствущий спиртной напиток, к которому отношусь скорее индифферентно, а одноименный итальянский ансамбль из Неаполя Slivovitz, «отведывать» который ...
Пол-века назад, в 1968 году, впервые увидела свет пластинка с этим названием на обложке: Soft Machine. С тех пор Soft Machine превратилась в легенду, навсегда войдя в историю рок-музыки в целом и такого его направления, как прог-рок, в частности. ...
Чтобы добраться из Довера, Нью-Хемпшир, что в Новой Англии, до Нового Орлеана, надо пересечь практически все Соединенные Штаты с севера на юг. Впрочем, жители Довера, а также многих других городов в США и за ее пределами, могут попасть в самое ...