Kristo Rodzevski - The Rabbit and the Fallen Sycamore
08.05.2018
C 1999 года родившийся в городе Битола македонец Кристо Родзевски живет и работает в Нью-Йорке. Кристо поет, играет на акустической гитаре, пишет музыку, в которой сливаются авангардный джаз, этника и фолк-рок, сам же сочиняя для нее тексты. А еще он – практикующий психиатр. Так что, Кристо входит в узкий круг психиатров – музыкантов, который можно было бы назвать клубом Дэнни Цейтлина, по имени известного американского джазового пианиста и психиатра по совместительству. Впрочем, эта сторона его карьеры – за пределами наших интересов. Поговорим лучше о его творческом пути в музыке.
Путь впечатляет: от игры на улицах европейских городов в начале 90-х до игры уже в городских концертных залах в родной Македонии и других странах Европы с созданными Родзевским коллективами Foltin и Ljubojna. А потом, как уже сказано выше, наступил нью-йоркский этап жизни. Кристо зарекомендовал себя отличным мастером музыки для кино. Ему принадлежит авторство саундтреков целого ряда увенчанных наградами крупнейших фестивалей фильмов, в том числе получившего Пальмовую ветвь в Каннах The War is Over Митко Панова. Родзевский выступает как солист с Македонским симфоническим оркестром, появляется на сцене Карнеги Холл и в ведущих джазовых клубах Нью-Йорка. В 2015 году выходит его первый авторский альбом Batania, а два года спустя – Bitter Almonds. Вместе с представляемым нами его новейшим, третьим альбомом The Rabbit and the Fallen Sycamore они составляют трилогию, части которой связаны общей идеей эмоционального переосмысления жизненного пути, надежд, разочарований и устремлений, адаптации в новой среде.
С первого альбома Batania и вплоть до нынешнего рядом с Кристо неизменна группа очень ярких музыкантов, участвовавших в записи этих проектов. Первым тут должно быть названо имя Мэри Хальварсон, лучшей гитаристки современного джаза (это не фигура речи: Хальварсон с 2015 по 2018 год неизменно признается гитаристкой года Ассоциацией джазовых журналистов США), а также басиста Майкла Бланко и ударника Томаса Фудживары. При записи The Rabbit and the Fallen Sycamore к этому ядру присоединились также тромбонист Брайан Драи, канадская пианистка Крис Дэвис и немецкого происхождения саксофонистка Ингрид Лоброк. Мастерству этой команды умело придал особый блеск при работе с записью такой выдающийся мастер своего дела, как Билл Ласуэлл.
Альбом воспринимается, прежде всего, как цикл песен. Это не рок-опера и не квазиджазовый мюзикл. Лишенный какой-либо помпезности, достаточно высокий голос Кристо, не поражая вокальной техникой, проникает в душу, как голоса Тома Уэйтса или Леонарда Коэна. Большинство песен, за исключением, может быть, Your Name, сделаны в среднем темпе, а когда звучит акустическая гитара Кристо, напоминают какие-то фолк-баллады. А вот музыкальные темы внутри каждой композиции меняются не раз, подчас, как в Out Of Key или Varanasi в них проскальзывает, но нигде не педалируется, что-то этническое. Исподволь, уже при повторном прослушивании, начинаешь отмечать насколько мастерски и «по делу» вплетаются в течение каждой из рассказываемых Кристо историй голоса тромбона и электрогитары, фортепьяно и ударных. Особо могу отметить такие треки, как та же Your Name, Meet Me Online и, особенно, Wire. Но это уже чисто вкусовые предпочтения автора этих строк. А безусловным мне представляется эмоциональное воздействие от альбома в целом, которое ждет вас при встрече с третьим проектом Кристо Родзевски.
Хорхе Нила играет на тенор-саксофоне, и поэтому именно мастерам своего инструмента он решил воздать должное в трибьют-альбоме Tenor Time. Здесь же в liner notes Нила изображает историю развития тенор-саксофона в джазе в виде яблони, стволом которой ...
… Унылый осенний пейзаж, на который мы смотрим через покрытое дождевыми каплями стекло – так выглядит обложка альбома In November. В этом оформлении (автор – Петулия Матиолли) чудится что-то от ЕСМ-овской эстетики, и, на мой ...
Среди разнообразных новинок бразильской музыки, регулярно представляемых ресурсом Brasil Calling, меня и, надеюсь, в потенциале - наших читателей, особенно заинтересовал альбом гитариста ХотаЭрре ChoraViolla II. Уроженец Пернамбуку и нынешний житель ...
Любой новый проект одной из ведущих джазовых вокалисток современного джаза – а именно таковой является Джуди Сильвано, четырежды занимавшая места в первой десятке в этой номинации в анкетах читателей журнала DownBeat – интересен сам по ...
На календаре сентябрь, а за окном продолжается удивительно теплое для наших краев лето. Наверное, это не самое лучшее время для прослушивания альбома The Second Time Around американской певицы Джудит Лорик. Мне представляется, что эти десять ...
Этномузыколог и перкуссионист из Вермонта Джулиан Герстин много лет изучает музыкальные культуры разных народов. Основной предмет его интересов – музыка Карибских островов, Латинской Америки (прежде всего Бразилии), их связи с европейской и ...
Этот альбом стал для меня одним из самых приятных и самых неожиданных открытий в области биг-бэндового джаза за последние годы. И «виной» тому корейский композитор, аранжировщик и бэнд-лидер Чой Чжун Су. Десять лет Чой провел в Европе, ...
Слушатель этого альбома должен любить (и, желательно, одновременно) три вещи: творческие поиски в электронно-авангардной стилистике, гитарную музыку и импровизацию. Именно в этом случае вы сможете оценить по достоинству альбом Just Visitin’ ...
Американской вокалистке Кэти Козинс опыта не занимать. Уроженка Хайленд-Парка, Мичиган, Кэти росла под звуки мотауновского варианта музыки соул, пышно расцветшего в те годы в близлежащем Детройте. Поэтому, когда она начала петь профессионально в ...
Хотя в названии нового альбома Келли Грин и присутствует «единичка», Volume One – это не первый, а второй альбом пианистки, певицы и композитора из Флориды, ныне живущей в Нью-Йорке. Первым был альбом 2017 года Life Rearranged, о ...
От Джулиуса Уоткинса до Аркадия Шилклопера – у валторны уже есть своя, пусть и довольно короткая история в джазе. Небольшая группа ведущих джазовых валторнистов продолжает сегодня укреплять традиции этого инструмента, каждый в своем стиле. ...
Если человек в течение десяти лет, вплоть до кончины выдающегося мастера, играет на гитаре в гастрольном бэнде Рэя Чарльза и записывается с ним на двух альбомах, то этот факт уже сам по себе соответствующим образом аттестует его исполнительский ...