Четвертый по счету альбом пианиста из Чикаго Роба Клирфилда Whenever You’re Starting From – это альбом сольных фортепьянных импровизаций. Из двенадцати вошедших в него композиций десять написал сам Роб, а две – это каверы. Но именно они, на мой взгляд, лучше всего характеризуют направленность его творчества, являются его краеугольными камнями, а, если хотите, то и полюсами, в звуковом пространстве между которыми творит Роб Клирфилд. Одна из этих пьес – это Intermezzo No. 2 in Bb Minor, Op. 117 Иоганнеса Брамса, а другая - Giant Steps Джона Колтрейна. Высокая классика и высокий джаз. Я бы не рискнул угадывать, что ближе Клирфилду. В его музыке присуствует и классика (больше в области формы и структуры композиций), и джаз (импровизационная составляющая). Как мне показалось, в Whenever You’re Starting From классическое наследие представлено особенно ярко.
Родившись в семье музыкантов (мать – преподаватель музыки), Роб был просто обречен пойти по их стопам. С детства он полюбил музыку госпел (мать занималась именно духовной музыкой), позже пришел к классике. Брамс – его любимый композитор для фортепьяно, и хотя он прекрасно знает и ценит Шопена, Листа, Рахманинова, но первый в его списке все же Брамс. Как считает Клирфилд, если Лист и Шопен – это прежде всего виртуозность, испытание сонористических возможностей инструмента, то Брамс для него – образец композиционной последовательности в развитии. Те же черты он видит в творчестве великого джазового новатора Джона Колтрейна. Правда, в его фортепьянной интерпретации Giant Steps неожиданно обретает черты не свойственного этой пьесе изначально академизма.
Клирфилд играл и играет со многими, играет разную музыку – с Мэттом Улери (на его лейбле Woolgathering Records вышел альбом) и Гражиной Аугустик, Патрисией Барбер и Ховардом Леви. Особенно близки ему взгляды на творчество барабанщика и композитора Макайи МакКрэйвена, с которым Робу часто доводилось вместе гастролировать, а значит и много беседовать о музыке. По его словам, альбом Whenever You’re Starting From во многом обязан своим появлением этим беседам.
У Клирфилда уже давно сложилась репутация чрезвычайно лиричного пианиста. У него очень мягкое академическое туше, его игра способна передавать тончайшие оттенки эмоций, оставаясь в рамках избранной формы. Импровизации Клирфилда по звуку напоминают игру первого лирика мирового джаза Билла Эванса, а по композиционным идеям, чувству формы и ощущению абсолютной самодостаточности, оставаясь один на один с роялем – другого знаменитого джазового пианиста, мастера сольных фортепьянных концертов Кита Джарретта. Все вместе делает его музыку очень привлекательной – от первой (Prologue) и до последней (Epilogue) пьесы.
Классическими инструментами для исполнения классического танго, каким оно сложилось в 30-е – 50-е годы прошлого века в Аргентине, считают фортепьяно, контрабас, скрипку и, прежде всего, бандонеон. Гитара и, тем более, флейта употреблялись чаще ...
Третье появление канадского музыканта кубинского происхождения в нашем СD-обзоре. Последний раз его имя можно было увидеть на наших страницах в 2016-м, в связи с Blues, Etc…, дуэтным альбомом Дель Джанко и Джимми Баускилла. Обзор той работы ...
Исколесив пол-Америки, умудренная опытом певица и актриса Кармела Рапаццо остановилась в наименее американском из городов страны, Новом Орлеане, чтобы воспеть ему хвалу своим новым (шестым в дискографии) альбомом Howlin’ At The Moon. А начался ...
Новый релиз Line Art Records – это новая встреча с американской пианисткой Кэрол Либовиц, исполнительницей с хорошей классической школой и вкусом к импровизационной музыке. Дуэт – один из любимых ее форматов. Ранее мы писали о дуэте ...
Дуэт исполнительниц, из которых творчество одной (Кэрол Либовиц) неплохо знакомо нашим постоянным читателям, а вот с другой (Биргитта Флик) встречаемся впервые. Пианистка из Нью-Йорка с академическим багажом и высокой репутацией в джазовом авангарде ...
Португалия одной из первых в Европе выстроила обширную колониальную империю, раскинувшуюся по трем континентам и одной из последних (в середине 70-х) ее окончательно растеряла. Но остался огромный португалоязычный мир с африканскими Анголой и ...
Ученые-антропологи уверенно утверждают, что прародиной homo sapiens является Африка. Таким образом, где бы мы ни жили и к какой расе не принадлежали, через NNN поколений все мы – родственники с африканцами. С этой точки зрения творческий союз ...
Почти пол-века назад Майлс Дэвис совершил очередной резкий поворот в своей долгой и успешной карьере, дав старт новому направлению, получившему название джаз-рок, именуемому также музыкой фьюжн. Альбомами конца 60-х, в первую очередь In a Silent Way ...
За появлением этого альбома стоит драматичная творческая судьба его создателя… В конце 80-х годов молодой тогда альт-саксофонист Кристофер Холидей (р. 1970) считался одним из «молодых львов» джаза. Его имя называли в одном ряду с ...
Питерская группа Ciolkowska ведет отсчет своей истории с 2012 года. Названием своим она обязана понятно кому. Но Константин Эдуардович здесь не только для «красного словца». Идеи космизма, который развивал этот уникальный русский ученый, ...
Еще ни разу в своих обзорах я не цитировал в полном объеме пресс-релизы. Впервые делаю это для команды Club Cactus и ее одноименного дебютника, уж больно емко, информативно и почти исчерпывающе. Итак: «Два французских ударника: Антуан Лягерр ...
Первая для нашего сайта встреча с «молодыми львами» польского джаза из группы Confusion Project. Этот коллектив образовался в Гданьске в 2013 году. Составили его пианист Михал Цесельски, бас-гитарист Петр Гершевски (оба закончили ...