Музыканты из Сан-Паулу – ударник Алекс Бак, басист Александр Миготто и пианист Эдсон Сантанна – объединились в коллектив, который они назвали Trio Ciclos в 2008 году. Свой первый альбом, названный просто Trio Ciclos, коллектив выпустил в 2012 году, а в 2017-м свет увидел записанный в декабре 2015 года Mobiles Vol.1. Это название требует пояснения. Оно восходит к вдохновившим бразильских джазменов работам известного американского скульптора Александра Колдера. «Мобили» - так Колдер называл свои причудливые абстрактные композиции из проволоки, приводившиеся в движение электричеством или ветром. Эти кинетические скульптуры сделали его знаменитым.
Когда люди выбирают в качестве маяка творца именно такого стиля, это много говорит о направленности их собственного творчества. В случае с Trio Ciclos это именно так. До сих пор мне доводилось слушать бразильских джазовых музыкантов, которые или полностью были погружены в национальный колорит, играя джаз на основе самбы и босса новы, или тех, кто играет откровенный мэйнстрим без выраженных национальных корней. Музыканты Trio Ciclos не похоже ни на тех, ни на других. Имея прочный бэкграунд в виде творчества все тех же бразильских колоссов вроде Жобима, Баден Пауэлла или де Мораеша, они (по крайней мере, в данном альбоме) явно берут курс на новый джаз, на свободную импровизацию авангардного толка. Наверняка, в огромной Бразилии есть и другие музыканты, работающие в таком направлении, но лично для меня Trio Ciclos – первый такой коллектив.
В альбом Mobiles Vol.1вошло семь композиций, все они авторские, большинство из которых – плод коллективного творчества, а две пьесы написал Алекс Бак. Есть тут вещи более лиричного, даже медитативного плана, вроде «буддистского» Koan No. 2 или Mobile Saudade, есть очень энергичные композиции – тут выделю потрясающе ритмически богатую пьесу Curaçao Mobile, своего персонального фаворита альбома, или финальный трек Maxixe. Но в любой пьесе участники трио выглядят очень симпатично, благодаря отменному взаимопониманию, креативности и свежести своих идей. Музыкальные кинетические объекты, созданные Trio Ciclos хочется слушать не один раз. Впрочем, название альбома Mobiles Vol.1 намекает на то, что продолжение в виде Vol. 2, а может быть и Vol.3, - последует.
За много лет сотрудничества с журналом, а затем с сайтом «Jazz- Квадрат», мне впервые приходится сталкиваться со столь необычной работой. Разумеется, доводилось слушать вещи, где академическая музыка сочетается с джазом, в том числе ...
Золотую жилу, нащупанную двумя своими предыдущими и очень успешными альбомами Eight Track (2014) и Eight Track II (2016), американский гитарист и композитор Дэйв Страйкер посчитал исчерпанной, и в новой работе, 28-м по счету сольным альбомом в своей ...
Положа руку на сердце, много вы слышали джазовых (да и не джазовых тоже) альбомов, где в качестве солирующего инструмента выступал бы эуфониум? Вот и я тоже. Так что, уже этим альбом Дэвида Бэндмена привлекает внимание. А если добавить, что ...
Дебютный альбом в качестве лидера саксофониста из Лос-Анджелеса Дэвида Уайза чем-то напомнил мне редко пересматриваемый альбом с семейными фотографиями: все тут перемешано – и старые черно-белые снимки, и парадные фотопортреты, и какие-то ...
Итак, февраль 2017-го явил миру преображенный Dead Frank. Команда из Санкт-Петербурга предстала в своем новом, небольшом по объему, альбоме Cerement of sound в старо-новом составе. Во всех прошлогодних релизах (Frank's death, Consternation), ...
Появление традиций – признак зрелости. Если довериться этому тезису, то именно в такой период вступил ансамбль из Петербурга Dead Frank. В этом году, как и в прошлом, Dead Frank пополнил свою дискографию двумя альбомами. После февральского ...
К концу года петербургское трио Dead Frank в уже привычном по последним релизам составе Варн-Плащев-Качалова подготовило и разместило на bandcamp свой новый альбом The Dark Side of the Sound, снабдив эту работу лаконичным и, одновременно, ...
9 сентября 2016 года в Дубовом зале особняка Румянцева в Санкт-Петербурге появился Дракон. Произошло это событие на Международном музыкальном форуме Апозиция 12. Явление Дракона продолжалось не очень долго: чуть меньше двадцати минут. Дракона вызвал ...
Ab ovo! Все начиналось с яйца! Приверженность латинской поговорке московский ансамбль Der Finger подчеркивает и обложкой своего нового альбома, появившегося 1 марта 2017 года, и названием стартовой композиции, повторяющим это крылатое выражение в ...
Продолжает пополняться бестиарий московского ансамбля Der Finger! Вслед за Драконом и Змеем в нем 27 мая 2017 года появился … Заяц. Вот он, на обложке, как атрибут иллюзионного номера: только что цилиндр был пуст – и вдруг в нем ...
Итак, в сентябре 2017 года московский ансамбль экспериментальной импровизационной музыки Der Finger погрузился в морскую пучину, причем на самое дно – чтобы извлечь с него и поместить на обложку нового, уже четвертого альбома в серии ...
Еще с 50-х годов, и даже несколько раньше начался, и с тех пор никогда не иссякает поток американских джазменов, в том числе очень крупных, которые перебираются жить из Америки в Европу. Копенгаген, особенно в 60-е и 70-е годы, был для них одним из ...