Для начала процитирую два отрывка из большого интервью, которое дали создатели этого проекта, российские музыканты Константин Самоловов и Алексей Сысоев, шефу выпустившего альбом лейбла Intonema Records Илье Белорукову. Итак, Алексей Сысоев: «Varietas — обобщающий термин из риторики, означающий многообразие изменений. В 15-16-х веках он робко мелькнул у ранних полифонистов, означая некие формы вариационного развития, в то время, как самих вариаций еще не существовало. Нам понравился этот парадокс. В нем есть некая параллель с нашей ситуацией. Мы тоже, по сути, варьируем и комбинируем, но названия этому нет. Вот мы и решили воспользоваться этим словечком… Moto и Cycle (названия двух композиций, составивших альбом – Л.А.) — соответственно «движение» и «цикл» с итальянского. Отчасти это соотносится с характером нашей музыки: движение во всех смыслах (смена ритма, темпа, структур) и в какой-то степени цикличность этих смен. Понятно, что это применимо к любой музыке, но мы хотели обратить внимание, что все это нас интересует, а не абы как…».
Петербуржец Константин Самоловов и москвич Алексей Сысоев, познакомившись чуть раньше, впервые оказались вместе на сцене в московском КЦ «Дом» в январе 2016 года, выступив тогда в составе трио (с К.Суханом) на концерте, организованном Куртом Лидвартом (Mikroton Records). А через полтора года, на той же сцене, уже дуэтом, Самоловов и Сысоев записали представляемый сегодня студийный альбом. Илья Белоруков подсчитал, что это лишь третий релиз в каталоге Intonema, где представлен дуэт перкуссиониста и электронщика. Я же могу добавить, что из всех релизов этого выпускающего экспериментальную импровизационную музыку питерского лейбла, которые мне довелось слушать, Varietas наиболее близко подошел к тому типу свободной импровизации, который можно назвать фри-джазом. Не знаю, комплимент это для музыкантов или наоборот, но у меня осталось от прослушивания альбома именно такое впечатление. Во-первых, от начала до конца, в альбоме ощутимо присутствует ритмическая упругость. Разумеется, ни о какой регулярности тут говорить не приходится, ритм в обеих композициях прихотлив, изменчив и алогичен, но он никогда не пропадает. Во-вторых, звуки электронные, очень дискретные у Алексея Сысоева, этакие кванты звука, и перкуссионно-акустические здесь (особенно в первом треке Motо) удивительно близки по своему характеру и дополняют друг друга – это, конечно, не тождество, но и не контраст (в Cycle ситуация несколько меняется). Если сравнить саунд дуэта с азбукой Морзе, то я бы назвал диалог Константина и Алексея состоящим из одних точек, без тире, но вот характер этих точек, их свойства и расстояние между ними постоянно и непредсказуемо меняется, что и делает прослушивание Varietas занятием весьма интересным.
Впрочем, это субъективное ощущение конкретного слушателя, взгляд извне, а вот если вам интересен взгляд изнутри, мнение самих музыкантов о своем проекте, очень рекомендую упоминавшееся в начале этого текста интервью (https://syg.ma/@musicworm/razghovor-s-konstantinom-samolovovym-i-alieksieiem-sysoievym-o-ikh-rielizie-na-intonema). Говоря высокопарно, Константин и Алексей допускают вас в свою творческую лабораторию – не стоит упускать этот не частый шанс.
Жизненный опыт. Легкая грусть. Теплота. Все это читается на лице басиста, певца и композитора Габриэля Эспиносы, автора альбома Nostalgias De Mi Vida, чье название на испанском, на мой взгляд, не нуждается в переводе, и так все ясно. Эспиноса ...
Давненько не появлялись у нас на сайте релизы легендарного ESP-disk, детища покойного Бернарда Столлмена, нью-йоркского юриста и фаната авангардного джаза. После значительного перерыва лейбл возобновил свою деятельность и по-прежнему является домом ...
Аутентичным фольклором этот альбом не назовешь. Американец Гэри Струцос исполняет свою авторскую музыку (часть композиций написана им в содружестве с перкуссионистом Дэвидом Ревелли), но дух этой музыки и инструментарий Гэри делает ее настоящим ...
В 2016 году, с альбома Absurdist Theater, началось для нашего сайта знакомство с творчеством живущего в Нью-Йорке японского гитариста и композитора Джина Эсса (его полное имя Джин Эсс Шимосато). Тогда же были приведены и биографические подробности, ...
Имя самого Джофа Брэдфилда и некоторых его коллег по записи альбома Yes, and... Music for Nine Improvisers наши читатели могли встречать и раньше в обзорах работ чикагских джазовых музыкантов, например, Festival (2016) Мэтта Юлери. Техасец по ...
Эффектная обложка, не правда ли? Американец Гил Дифэй сразу представляет «товар лицом»: именно труба и флюгельгорн – это инструменты, с помощью которых он реализует свои творческие амбиции. Ну и, разумеется, композиция: оценить его ...
Внешне без особого изыска назван и этот ансамбль, и его альбом. Впрочем, одна «изюминка» в этом названии все же есть: лидер коллектива, барабанщик, композитор и педагог Бен Голдмен предпочел скаламбурить со своим именем и фамилией, ...
В декабре нынешнего, 2018 года, МакКой Тайнеру исполнится восемьдесят. Крупнейший джазовый пианист, блестящий мастер модального джаза и хард-бопа, неоднократный лауреат Грэмми и многих других престижных наград, этот музыкант оказал влияние на многих ...
Агора – это рыночная площадь в древнегреческих полисах, а заодно так стали называть и собрания граждан полиса, которые там проходили. Очевидно, Begin The Agora, название дебютного альбома Грега Диаса и его The Art Of Imagination Jazz Orchestra ...
Долгое время творческие дороги двух американских джазовых исполнителей, певца Грегори Джинерета и пианиста Ричарда Джонсона, не пересекались. Голос Джинерета звучал в лучших джазовых клубах Нью-Йорка - Dizzy’s Club Coca Cola, Joe’s Pub, ...
Географических границ в музыке давно уже не существует. Казалось бы, где Норвегия и где Аргентина? Но страстные мелодии аргентинского танго стали определяющими в творчестве норвежского пианиста Хокона Магнара Скогстада. Хокон – музыкант с ...
Когда американцы говорят о «британском вторжении» (а этот термин у них давно стал выражением нарицательным), это не означает, что они вспоминают Войну за Независимость или Англо-американскую войну начала XIX века. Это понятие родилось в ...