Для начала процитирую два отрывка из большого интервью, которое дали создатели этого проекта, российские музыканты Константин Самоловов и Алексей Сысоев, шефу выпустившего альбом лейбла Intonema Records Илье Белорукову. Итак, Алексей Сысоев: «Varietas — обобщающий термин из риторики, означающий многообразие изменений. В 15-16-х веках он робко мелькнул у ранних полифонистов, означая некие формы вариационного развития, в то время, как самих вариаций еще не существовало. Нам понравился этот парадокс. В нем есть некая параллель с нашей ситуацией. Мы тоже, по сути, варьируем и комбинируем, но названия этому нет. Вот мы и решили воспользоваться этим словечком… Moto и Cycle (названия двух композиций, составивших альбом – Л.А.) — соответственно «движение» и «цикл» с итальянского. Отчасти это соотносится с характером нашей музыки: движение во всех смыслах (смена ритма, темпа, структур) и в какой-то степени цикличность этих смен. Понятно, что это применимо к любой музыке, но мы хотели обратить внимание, что все это нас интересует, а не абы как…».
Петербуржец Константин Самоловов и москвич Алексей Сысоев, познакомившись чуть раньше, впервые оказались вместе на сцене в московском КЦ «Дом» в январе 2016 года, выступив тогда в составе трио (с К.Суханом) на концерте, организованном Куртом Лидвартом (Mikroton Records). А через полтора года, на той же сцене, уже дуэтом, Самоловов и Сысоев записали представляемый сегодня студийный альбом. Илья Белоруков подсчитал, что это лишь третий релиз в каталоге Intonema, где представлен дуэт перкуссиониста и электронщика. Я же могу добавить, что из всех релизов этого выпускающего экспериментальную импровизационную музыку питерского лейбла, которые мне довелось слушать, Varietas наиболее близко подошел к тому типу свободной импровизации, который можно назвать фри-джазом. Не знаю, комплимент это для музыкантов или наоборот, но у меня осталось от прослушивания альбома именно такое впечатление. Во-первых, от начала до конца, в альбоме ощутимо присутствует ритмическая упругость. Разумеется, ни о какой регулярности тут говорить не приходится, ритм в обеих композициях прихотлив, изменчив и алогичен, но он никогда не пропадает. Во-вторых, звуки электронные, очень дискретные у Алексея Сысоева, этакие кванты звука, и перкуссионно-акустические здесь (особенно в первом треке Motо) удивительно близки по своему характеру и дополняют друг друга – это, конечно, не тождество, но и не контраст (в Cycle ситуация несколько меняется). Если сравнить саунд дуэта с азбукой Морзе, то я бы назвал диалог Константина и Алексея состоящим из одних точек, без тире, но вот характер этих точек, их свойства и расстояние между ними постоянно и непредсказуемо меняется, что и делает прослушивание Varietas занятием весьма интересным.
Впрочем, это субъективное ощущение конкретного слушателя, взгляд извне, а вот если вам интересен взгляд изнутри, мнение самих музыкантов о своем проекте, очень рекомендую упоминавшееся в начале этого текста интервью (https://syg.ma/@musicworm/razghovor-s-konstantinom-samolovovym-i-alieksieiem-sysoievym-o-ikh-rielizie-na-intonema). Говоря высокопарно, Константин и Алексей допускают вас в свою творческую лабораторию – не стоит упускать этот не частый шанс.
Блистающая медь инструментов, нарядные стильные одежды музыкантов, слаженная работа духовых пачек, виртуозные соло, зовущий к танцу горячий ритм, безукориненный лидер, управляющий этой музыкальной машиной из пары десятков исполнителей – ...
Канадский джазовый пианист Энди Милн родился в 1969 году в городе Хэмилтон, Онтарио. Милн изучал секреты джаза в Университете Йорка в Торонто у самого Оскара Питерсона, и сегодня Энди считается одним из самых интересных пианистов, композиторов и ...
Канадский барабанщик с азиатскими корнями Энтони Фанг родился в городе Ричмонд Хилл, Онтарио. Впервые за ударную установку он сел в десятилетнем возрасте, а джазовое образование получал на родине этой музыки, в таких престижных центрах, как Беркли и ...
Довольно много альбомов бразильского пианиста и композитора Антонио Адольфо мне довелось слышать и рецензировать, но записей с большими составами среди них не было. Как оказалось, их не было вообще, а Адольфо уже давно вынашивал мечту поработать с ...
Израильский тенор-саксофонист Арнан Раз выпускает в феврале на лейбле с забавным названием Rabbit Rabbit Rabbit Records уже второй альбом своего квинтета. Chains Of Stories – полностью авторская работа молодого саксофониста и композитора, ...
Для кого-то - просто экзотика, для кого-то – путь приобщения к религиозной духовности, для кого-то – прикосновение к музыкальному наследию одной из древнейших цивилизаций нашей планеты. Мне ближе именно третий вариант, и в этом качестве ...
Блюз-рок по-фински от самого сильного мастера этого дела в стране Суоми. Гитарист, певец и композитор Бен Гранфельт в Финляндии – фигура легендарная, это такой финский Джон Мэйолл по степени его вклада в развитие этого музыкального ...
Никогда не подозревал, что брутальную жесткость хита рок-группы Slade начала 70-х годов Cum On Feel the Noize можно переплавить в изящную танцевальную мелодию в духе свинговых оркестров 30-х годов! Английская джазовая вокалистка Беверли Берн сделала ...
В принципе, сегодня в джазе немало флейтистов. Но для огромного большинства таких музыкантов флейта – это второй инструмент, наряду, например, с саксофоном. А вот «чистые» флейтисты - это «штучный товар», они были и ...
Причудливо складывается у нашего сайта знакомство с творчеством нью-йоркского пианиста, композитора и бэнд-лидера Билла О’Конелла. Сначала это был его дуэтный альбом с саксофонистом Стивом Слеглом Power Of Two (Panorama, 2015), потом сольный ...
«Ключик» к названию нового, третьего по счету, альбома Билла Овертона Only Love Can Do That («На это способна только любовь») «спрятан» в цитате из одного из высказываний Мартина Лютера Кинга: «Темнота не ...
Дискография опытнейшего американского трубача Боба Артурса прирастает благодаря плодотворным контактам с диаспорой с постсоветского пространства. Началось все пять лет назад с альбома, записанного Артурсом для своих друзей Светланы и Юрия ...