nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Лев Слепнер (Маримба плюс)


Лев Слепнер (Маримба плюс)
Может быть в Москве "Маримба плюс" - и достаточно известный коллектив. Тем более ему уже 5 лет, и второй диск вышел в феврале этого года. Но я с этим секстетом познакомилась лишь на 1-м Московском джазовом фестивале "ВСЕ ЗВЕЗДЫ ДЖАЗА" Анатолия Кролла. И с удовольствием обнаружила, что в нем играют ростовские музыканты – барабанщик Александр Зингер и контрабасист Антон Чумаченко. А полный состав выглядит следующим образом: руководитель, композитор и маримбофонист Лев Слепнер, виолончелист Николай Солонович, кларнетист Сергей Нанкин и флейтист Илья Дворецкий. Добавление к названию определяющего название группы инструмента слова "плюс" означает постепенное укрупнение коллектива за счет новых музыкантов и, по собственному мнению ребят – "плюс абсолютно новый взгляд на все писаные и неписаные законы композиции".
Создатель коллектива Лев Слепнер уже два года работает с Аркадием Шилклопером в проекте "Wood квартет", а год тому назад стал лауреатом премии "Триумф" (молодежный раздел) как композитор и лучший джазовый музыкант 2002 года. Впрочем, с биографическими подробностями команды можно познакомиться на сайте http://www.marimbaplus.ru. А меня больше интересовали сугубо ответы на собственные, возникшие после прослушивания программы, вопросы.

Коллектив необычайно интересный и ни на что не похожий. Это стало ясно с первых же звуков. Вполне вероятно, что это самый что ни на есть фьюжн. Хотя лично я восприняла все скорее как экзотическую сонористику, нежели как джаз. Может быть, это вариант "world music" или "nature music". Только еще бы то ли активного цветового фона (эдакий пульсирующий экран-задник), то ли постановки света, явно "просящегося" для сопровождения эффекта откровенно присутствующих ритуальных африканских мотивов. По крайне мере, именно это меня и подтолкнуло познакомиться с Львом Слепнером. В целом наш разговор со стороны был похож скорее на дуэль, нежели на мирную беседу. Зато по окончании мы разошлись друзьями.

J.Q. Чье "ноу-хау" петь с кларнетом во рту?

Лев Слепнер: Это придумал Сергей. Он тонко чувствует голосовую грань – этническую, шаманскую.

J.Q. У меня возникло ощущение, что каждая, представленная здесь ваша пьеса, с точки зрения музыкального искусства, не столько "композиция", сколько звукопись.

- Интересное определение! Такого еще у меня не было!

J.Q. Я попробую объяснить. В пьесах отсутствуют очень многие традиционные компоненты музыкального произведения: тематизм, связная мелодическая линия, гармоническое сопровождение…Есть некое "body" – маримба, которая скорее как звуковая медитация – вокруг которого формируется некое звуковое поле.

- Я с этим не соглашусь. Тематизм есть в "Миссии". И вообще в нашем коллективе все инструменты равноправны. И не все зависит от маримбы.

J.Q. Я не сказала, что она солирует. Но она доминирует, она увязывает весь саунд. Она объединяет все инструменты, которые достаточно контрастны и не особенно сочетаемы.

- Да. Маримба – как цемент. Но у нас есть и другие произведения, с иным распределением инструментов. Просто здесь мы показали наиболее яркие, "бисовые" композиции. Вот когда вы познакомитесь с нашим вторым диском "Charmed World" ("Зачарованный мир"), вы почувствуете не только свободу импровизации, а еще и заметите абсолютно выстроенное композиторское мышление и выписанные партитуры.

J.Q. Вполне вероятно. Спасибо за диск. Но на концерте было ощущение, что это все рождается именно в данный момент и отражает сиюсекундное определенное, но только что возникшее эмоциональное состояние. Подобно тому, как во время шаманских заклинаний рождается некая общность между впадающими в транс людьми. От джаза здесь только условная свобода, которая все же "прочитывается" благодаря некоему соблюдению динамических волн нарастания и спада.

- Но у нас ведь есть импровизация.

J.Q. Да. Но это скорее свобода звукового самовыражения. Так на психотерапевтических сеансах врач предлагает пациентам издать любой звук, который им хочется. И на любой громкости. Это одна из форм освобождения от психологической зажатости или других психических проблем.

- (после долгого раздумья): Конечно.

J.Q. Так что же это?

- Мы нашли абсолютно точное определение – фьюжн. В это понятие входит все, вплоть до академической музыки в плане аранжировок, в которых мы даем волю оркестровым моментам. И мы не боимся уйти в точную фиксацию, где нет импровизации: мы даже кайфуем от этого! Мы используем какие-то краски, где есть импровизация на этнической основе. Например, в первой пьесе "Джунгли". Я месяц ездил с африканскими барабанщиками. Что они вытворяли, я видел "изнутри". А в пьесе Лало Шифрина "Миссия невыполнима" мы пытались создать стилистику фильмов а'ля Джеймс Бонд.

J.Q. Да! Темочку вы анатомировали капитально. Разложили на тысячу кусочков, оставив только одну узнаваемую интонацию.

- Мы создали свою аранжировку. А зачем повторять кого-то?

J.Q. Конечно. Любой художник имеет право на собственное видение. И никто этого права не собирается оспаривать. Но и здесь отчетливо проступает звуколюбование: слушание одного звука, желание проследить его рождение и угасание. Опять же это уход от джаза в сторону психоделики, теософии звука, если угодно. Созерцание звука и его влияние на внутренний мир человека. Физическое воздействие звука на физиологию человека.

- Иногда это и происходит. Мы пытаемся на наших концертах рисовать картины мира, образы. Мое личное убеждение таково: наша музыка несет именно образ. Слушая нас вы не ждете привычных чередований солистов. Мы пытаемся создать некую картину, в которой рисуем наше собственное видение определенной ситуации.

J.Q. А еще слушая вас мне вспомнился Скрябин и его световая партитура АНС. Вы пробуете работать светом, но уж как-то слишком прямолинейно: рассвет, закат. В связи с этим вопрос: не думали ли вы о световой режиссуре?

- Вы попали в самую точку! У нас была презентация второго диска в зале Чайковского. Я специально для этого концерта за два месяца написал световую партитуру, в которой было расписано абсолютно все: соло, кульминации, подсветки всех инструментов. Вы вспомнили Скрябина. Именно он мне и дал первый толчок, когда я еще учился в Академии Гнесиных.

А вообще в моей композиторской практике появилось два понятия: либо уход от реальности в собственные фантазии, либо отражение действительности. В Доме композиторов будет концерт, на котором прозвучит композиция "Апокалипсис".

J.Q. А не слишком ли круто?

- Я просто другого названия не смог найти. Это очень жесткое произведение, где Коля Солонович играет соло на виолончели. Все построено на жесточайших рифах меди – тромбон, туба, валторна. Это реакция на сегодняшнюю жизнь, террористические акты, когда накапливается боль человеческая.

А второе направление – я "ухожу в себя". Обычно пишу сразу на синтезатор, чтобы тут же послушать. Здесь я уже просто контролирую свое подсознание, и оно мне "выдает": туда я пошел или нет. Бывает, сочиняю толстенные партитуры, а из всего получается тонюсенькая, на две минуты пьеса.

J.Q. Джазовые музыканты говорят: сделать композицию – не проблема. А вот попробуй, сочини тему!!! У вас же эмоциональные состояния: условно гнев, радость, боль…

- Форма композиции может быть совершенно разной: важно, что ты берешь за основу! Что вкладываешь в понятие "тема". У меня часто "тема" - не маримба. В "Джунглях", например, это виолончель.

J.Q. Мне кажется, у вас "тема" является эквивалентом фразы, а не голоса инструмента. Чередование фраз – как моделирование "кубиками", из которых складывается форма. И каждый кубик своего размера и цвета. Это как в народной музыке: одна фраза может быть на две минуты, а другая – на 20 секунд.

- Не могу с вами полностью согласиться. У нас репертуара на 2,5 часа. Большое количество композиций с массой тем и различной их разработкой. Не все идет как в этнической музыке. Хотя и она есть. Опять же "Джунгли". J.Q. Здесь просто "один в один". И, наверное, последнее! Мне все больше кажется, что вы вообще выходите за рамки привычного для концертной системы чередования композиций. Скорее это звуковой театр, которому требуются свои особые акты и картины. Может быть одна часть звуко-спектакля продлится 40-50 минут. Потом – не антракт, а цветовая заставка, продолжающая на визуальном уровне развитие мысли. И вновь продолжение звукоповествования…

- Вполне возможно. Но пока мы к этому только идем. В какой-то мере я это чувствую. По крайне мере, когда мы делаем связки между пьесами, это имеет колоссальный успех.

Беседовала Ольга Коржова.

2007



стиль
джаз
автор
Ольга КОРЖОВА
страна
Россия
музыкальный стиль
авангард, фьюжн, этно-джаз

Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с исполнителями на иных инструментах

  • стиль: джаз, джаз
  • страна: США
  • музыкальный стиль: мэйнстрим
"Jazz Mandolin Project" — это группа Джейми Мэйсфилда, который играет, как ясно из названия, на мандолине. Организовалась она в начале 1993 года и ее довольно быстро стали приглашать в многочисленные гастрольные поездки. Будучи поначалу ...
подробнее
  • стиль: джаз, джаз
  • страна: Россия
  • музыкальный стиль: мэйнстрим
Аккордеонистов в джазе — раз, два и обчелся. В нашей стране их, в общем-то, два (я имею в виду тех, кто известен широкой публике): в новой импровизационной музыке — петербургская аккордеонистка Эвелина Петрова, а в традиционном джазе — ...
подробнее
  • стиль: джаз, джаз
  • страна: США
  • музыкальный стиль: мэйнстрим
Стефон Харрис, которому сейчас еще только 26 лет, ворвался в мировую элиту вибрафонистов столь же стремительно, сколь и своевременно. В то время, как один за другим ушли из жизни такие выдающиеся мастера этого капризного инструмента, ...
подробнее
© 2019 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com