Чешский проект Autopilote был создан в 2003 году, когда барабанщик и экспериментатор в области электро-саунда Павел Файт (Pavel Fajt), зарекомендовавший себя в совместных проектах с такими новоджазовыми гуру, как Ива Биттова, Фред Фрит, Крис Катлер, стал приглашать к участию в своем проекте сессионных музыкантов, исповедующих различные стили и направления, но неизменно относящихся к новаторам звука. Так в итоге состоялась встреча с чешским пионером игры на дид- жериду Ондреем Смейкалом — выпускником Пражского университета изящных искусств, 12 месяцев изучавшего искусство аборигенов Австралии в университете Канберры. С 1992 года Ондрей практикует игру на духовом инструменте австралийских аборигенов. За более чем 10 лет выступлений как музыкант Смейкал дал совместные концерты с Wooden Toys, Моникой Начевой (Monika Naceva), Guru Band и Яной Кубковой (Jana Koubkova), Филармоническим оркестром Храдца Кралова — всего более 100 выступлений, начиная с 2002 года. В 2004году вышел в свет его сольный альбом Didgeridoo solo.
Диджериду подарили миру аборигены северной Австралии. Это один из самых древних музыкальных инструментов на Земле. Диджериду нерукотворна — это творение самой природы: в засуху термиты выгрызают сердцевину ствола эвкалипта; искусственные диджериду делают из бамбука или пластиковой трубы. Изначально диджериду предназначалась для сакральных церемоний праздника сотворения мира, и играли на ней исключительно мужчины- посвященные или шаманы, которые при помощи звуков этого инструмента лечили людей. Только "посвященные" играют на диджериду до сих пор (среди самых известных мастеров — Аркадий Шилклопер и Адриан Мейерс), хотя музыкальные способности инструмента поистине бесконечны и уникальны. Диджериду звучит всего на одной ноте, при этом имеет огромный диапазон тембра: в этом с ней могут сравниться разве что человеческий голос или орган. Согласно поверьям австралийских аборигенов, гул диджериду - вибрации низкой частоты — создает особое звуковое пространство, некий коридор, через который боги могут посещать мир людей и наоборот. Неудивительно, ибо звучание трубы и вправду создает особое измененное состояние сознания, сродни трансу, как у играющего, так и слушающего. Звук диджериду дает реальное ощущение соприкосновения с чудом и потусторонней тайной...
Звучит этот удивительный инструмент так: основная нота—гул, вибрации низкой частоты, на фоне которых слышны звучащие тише частоты (обертона), которые в несколько раз выше основного тона. Они образуют своеобразный однотональный аккорд и создают особый тембр инструмента.
Игра на диджериду подразумевает овладение музыкантом техникой непрерывного "циркулярного" дыхания ("вдох на выдохе" — этот прием осуществим, если приучить мозг отвлекаться от постоянной диктатуры тела). Заставляет диджериду резонировать и звучать струя воздуха, выходящая сквозь расслабленные вибрирующие губы. Мастерство игры на диджериду зависит от силы губ исполнителя и его изобретательности. В идеале в игре участвуют щеки, диафрагма, гортань, язык, легкие — по сути, все тело становится продолжением этой гигантской флейты. Любопытно, что шум во рту музыканта, играющего на диджериду, достигает 100 децибеял, что сравнимо с грохотом отбойного молотка!
После выступления проекта Autopilote на сцене фестиваля "Джаз-Карнавал в 0дессе-2005" Ондрей Смейкал согласился дать небольшое интервью для журнала Jazz-Квадрат.
Анастасия Костюкович: Ондрей, как и почему именно диджериду стала твоим инструментом?
Ондрей Смейкал: О, это случилось не сразу, т.е. "первая встреча" у нас была не одна... Где-то в году 1990-м в Праге я увидел уличного музыканта, играющего на странного вида трубе, издающей странный звук. Мне тогда не понравилась ни труба, ни то, как он играл...
Год спустя мой друг показал мне азы игры на диджериду (к тому времени а уже знал, что именно так называется эта труба), но и это меня не вдохновило самому играть на инструменте. Судьбоносным стал просмотр фильма,, в котором звучали традиционные песни австралийсюсо региона Arnhem Land, и кроме прочих народных инструментов звучала диджериду. И вот тоько когда я впервые услышал, как звучит диджериду в руках мастеров игры на ней. я впервые осознал, какая сила кроется в этом инструменте! Думаю. истинная причина, почему я начал сам играть на диджериду и постоянно продолжаю ссиершенствоватьса в этой науке — это совершенно особый, уникальный способ, которым моделируетса звук во время игры надиджериду. И что еще лично дла меня очень важно: игра на этом инструменте очень близка к пению Человеческий голос для меня всегда был самым сильным музыкальным инструментом. Но я никогда не чувствовал в себе тягу к пению. Диджериду показала мне лучший путь для самовыражения...
Сколько диджериду сегодня в твоем арсенале?
В моей стуши сейчас около 60 диджериду. На сцене во время соло выступлений я использую что-то около восьми, когда играю в дуэте с Павлом Файтом — мне достаточно трех.
Одна из диджериду была пластиковой, верно?
Пластиковая диджериду— это что-то вроде электрогитары На самом деле звук у нее не особенно хорош, но для эффектов (гармонайзера, октавера, овердрайвов) она идеальна. Традиционные тяжелые деревянные диджериду имеют очень богатый звук. Когда я играю акустический сет, то предпочитаю использовать эвкалиптовую диджериду с очень большим резонатором. Для получения мультиэффектов все же лучше использовать простой звук и обогащать его нюансами с помощью эффектов. И вот именно эта пластиковая труба не перестает меня удивлять в этом плане.
Я слышала, ты изучал игру на диджериду в Австралии, не так ли?
Да. в 2000-м году я учился в университете в Канберре: изучал рисунок и искусство аборигенов. И много свободного времени посвятил изучению приемов игры на диджериду во время своих путешествий на север Австралии. Больше всего мастеров игры на диджериду можно встретить в Дарвине и округе. Вообще традиция 11гры исходит как раз из этих мест—Arnhem land, небольшая часть Северной Территории, столицей которой является город Дарвин. Это мировой центр диджериду. Традиционная манера игры на диджериду подразумевает очень строгий порядок использования щек, языка, голоса во время игры. После нескольких уроков я понял, что эти традиционные приемы звукоизвлечения не до конца удовлетворяют мое любопытство к звуковым возможностям этого инструмента. Диджериду дает огромный спектр возможностей игры, традиционная музыкальная практика аборигенов использует лишь малую часть из них Я чувствую, что в этом инструменте есть более глубинные технические и музыкальные пласты, которые мне так интересно открывать, погружаясь все глубже и глубже. Представляете, сколько всего можно открыть в диджериду, которому уже более 40 тысяч лет!
Играя на таком древнем и изначально ритуальном инструменте, ты сам имеешь какой-то ритуал выхода на сцену и общения посредством диджериду с людьми?
Как ты правильно заметила, это не просто звучащая труба, а ритуальный инструмент, и поэтому конечно он требует к себе немного большего уважения, чем остальные музыкальные инструменты. Но после многих лет практики игры на нем сегодня я все же больше концентрируюсь и задумываюсь об ординарных приемах, которые позволяют мне самовыражаться посредством игры на инструменте, нежели на его экстраординарных магических способностях. Например, такой банальный, казалось бы, аспект — последний прием пищи позволителен только за 2-3 часа до выступления. Еще мне очень важно перед концертом обойти зал, посмотреть на входящих людей: иногда я выбираю из зала несколько лиц и играю весь концерт только для них. Поэтому я люблю соло-выступления, а не фестивальные концерты. Тогда мне больше удается взаимодействовать с атмосферой зала и чувствами людей в нем...
Какое место в твоем выступлении занимает импровизация?
(Смеясь.) Импровизация — это как вишенка в торте! Играя, я и Павел, мы разрушаем структуру мелодии и создаем ее заново, по-новому в реальном времени, и тем самым импровизируем. Проект Autopilote имеет долгую историю: это проект Павла, он постоянно ищет новых музыкантов, с которыми пробует выступать в дуэтах, и перепробовал уже всевозможные комбинации. В этот раз нас было двое на сцене, иногда мы приглашаем кого- то еще, например, известнейшего чешского джазового пианиста Эмиля Виклицки (Emil Viklicky). Мы оба чрезвычайно интересуемся новыми ритмами, современной танцевальной музыкой. Суть Autopilote в ритмике, и мы всегда чрезмерно довольны концертом, если люди на нем начинают танцевать.
У тебя есть философия своего пути в музыке?
Да.... Могу сказать, что моя игра далека от той виртуозности музыкантов, что мы видели здесь, в Одессе. Моя игра — это, прежде всего, изучение мира звуков, очень личный, особый язык общения с людьми. Это и есть то, что я люблю в других артистах: способность на протяжении всей жизни искать и строить свой собственный путь как способ рассказать свою историю...
"Jazz Mandolin Project" — это группа Джейми Мэйсфилда, который играет, как ясно из названия, на мандолине. Организовалась она в начале 1993 года и ее довольно быстро стали приглашать в многочисленные гастрольные поездки. Будучи поначалу ...
Аккордеонистов в джазе — раз, два и обчелся. В нашей стране их, в общем-то, два (я имею в виду тех, кто известен широкой публике): в новой импровизационной музыке — петербургская аккордеонистка Эвелина Петрова, а в традиционном джазе — ...
Стефон Харрис, которому сейчас еще только 26 лет, ворвался в мировую элиту вибрафонистов столь же стремительно, сколь и своевременно. В то время, как один за другим ушли из жизни такие выдающиеся мастера этого капризного инструмента, ...