Аркадий Шилклопер — московский валторнист, играющий джаз и прочую импровизационную музыку. Поскольку у него консерваторское образование и немалая академическая практика (например, в оркестре Большого театра), считает себя универсальным музыкантом, что подтверждается постоянной востребованностью. Если прибавить к этому вполне профессиональное владение флюгельгорном и экзотическим трехметровым альпийским рогом, а также полудюжиной случайных инструментов, получится "мультиплейер".
Концертная биография Шилклопера столь же безгранична, как и его музыка, которую он создает в контексте самых неожиданных сочетаний и комбинаций партнеров. Ежегодно он изобретает до двух десятков всевозможных проектов, не считая многочисленных ангажементов, где большей частью продолжает играть ведущую роль катализатора творческой музыки. В последнее пятилетие столичные и провинциальные джазовые критики набили немало мозолей в погоне за галопирующим Шилклопером, неизменно посылая ему вдогонку титул "лучшего музыканта года" (1997-го, 98-го... и 2001-го).
Сахаров: Если говорить о твоих последних проектах, в том числе с концертным органом, — все ли удалось реализовать?
Шилклопер: Разумеется, удается далеко не все, потрму что сначала мы ищем с партнерами путь к диалогу, а потом уже разговариваем на общем языке. Иногда все заканчивается на первой стадии. Несколько утрируя, могу сказать, что ансамбль возникает тогда, когда музыка начинает звучать помимо его участников, они лишь управляют ее движением, ищут наиболее адекватные возможности. Вот почему я не хочу быть лидером даже в собственных проектах, вернее, стараюсь не быть им. Я не люблю изрекать музыкальные истины, которые ждут от меня коллеги, потому что... чаще всего просто их не знаю. Я предпочитаю пробовать, т.е. повернуть музыку в одном направлении, в другом, сыграть так и этак, а затем посмотреть, что получится. Иногда получается очень интересно, но бывает и так, что ничего не происходит. Самый творческий путь в искусстве — это метод проб и ошибок Даже при неудачном результате можно приобрести некоторый опыт и расширить кругозор.
Но какова степень риска в такой ситуации? Насколько она соотносится с желанием понравиться публике, которая заполняет зал и платит деньги?
Публика всегда болеет за своих, нравится нам это или нет, и еще поддерживает знаменитость. В этом случае отдача от нее музыканту намного больше, и, следовательно, появляется дополнительный стимул — то, что ты называешь риском, оправданным риском...
Или, наоборот, желание еще больше ублажить эту самую публику, как говорится, "поставить ее на уши". По моим наблюдениям, публика везде более-менее одинакова и, как правило, любит входить в открытую дверь. Например, "Караван" — отнюдь не самый удачный шлягер из репертуара Дюка Эллингтона. А если из классики, то наиболее высокий рейтинг в хит-параде одной из местных радиостанций имеет "Полонез Огинского", "только вот имя автора я не помню". Так сформулировал этот курьез один из слушателей. А насколько Аркадий Шилклопер нуждается в поддержке публики, в ее способности воспринимать творческую музыку, которая находится совсем по другую сторону пресловутого "Полонеза"?
Могу откровенно признаться, что сейчас у меня происходит некий творческий откат... Это не обычный творческий кризис. Дело в том, что в последнее время большинство моих концертов проходит в таких престижных местах, как Академическая капелла в Питере, Московская консерватория... И как-то само собой получилось, что доля риска, интриги в моей музыке стали снижаться. Я, как бы это сказать, стал бояться...
...незнакомой аудитории?
Скорее филармонической. Она для меня все-таки чужая. И еще — потери репутации.
Довольно странный комплекс для музыканта, имеющего, пожалуй, самую высокую репутацию в импровизационной музыке.
Это можно сформулировать кратко: раньше у меня была более высокая репутация, а в последнее время — более широкая, которая забивает первую. Но, если серьезно, я все-таки остаюсь сторонником компетентного слушателя. Публика должна иметь определенную установку и знать, что ее ожидает. Знать язык, эстетику, почему валторна или рог и т.д. Поэтому иногда я комментирую то, что собираюсь играть.
Ликбез...
Вот именно. Я просто рассказываю публике о том, что она должна знать еще до концерта.
И это происходит, разумеется, за счет музыки. А публика, получив необходимую информацию, оказывается музыкально неудовлетворенной.
Я не люблю продолжительные концерты. Иногда полезно выйти из-за стола с легким чувством голода.
Вторую часть нашей беседы я хотел бы посвятить твоим многочисленным проектам, но не в смысле их описания, а, как говорится, перехода количества в качество. Меня интересует прежде всего качество музыки, ее духовное содержание и уже потом разнообразие — жанровое, стилевое. А содержание связано с определенной художественной позицией. Но может ли у творческого музыканта, коим ты, безусловно, являешься, быть десять, двадцать, пятьдесят художественных позиций? Здесь что-то не сходится.
Но почему пятьдесят? Каждый раз, выходя на сцену, я руководствуюсь только одной, личной художественной позицией, которую можно определить двумя словами: универсальная музыка. Идея состоит в определенной идентичности всех фольклорных культур и музыкальных традиций. Существует натуральный звукоряд, который столь же естественен для природного человека любой расы, как натуральные инструменты, сделанные из тростника или дерева.
Например, альпийский рог...
И рог в том числе. В этих инструментах нет никаких клапанов, кулис и прочих приспособлений, которые придумало цивилизованное человечество. С другой стороны, джаз и, шире, — импровизация делают современную композиторскую музыку более открытой. Такая ситуация, естественно, требует универсального музыканта, который способен исполнять любую музыку.
На любом инструменте?
Ну, это пока лишь приоритет джазменов, хотя в обозримом будущем подобная тенденция может коснуться и академических исполнителей.
Дмитрий Ухов считает, что в обозримом будущем исполнители начнут играть не руками, а мышью компьютера, а место музыкантов займут компьютерные ди-джеи.
Мне бы не хотелось дожить до этого времени.
Любопытно, что твой екатеринбургский коллега Сергей Пронь не разделяет доктрину универсального музыканта. Он считает, что 'Универсальный"—это чуть ли не синоним "никакой": поиграл тут, поиграл там, немного джаза, немного классики, рок, фолк—вместо того, чтобы сосредоточиться в какой-то одной области и добиться максимальной реализации. В общем, искать музыку в себе, а не себя в музыке.
Мне симпатична такая позиция, но я не разделяю ее. Для меня разнообразие — жанровое, стилевое, инструментальное — помогает общаться с музыкантами различных культурных ориентаций. К тому же я—человек любопытный и мне нравится путешествовать. По сути, джаз возник и развивался как форма обмена музыкальными идеями в виде инструментального диалога. Так что всякого рода альянсы, встречи, джемы и т.д. заложены в самой природе этого искусства. Разумеется, есть несколько исключений — Джон Колтрэйн, например, частично Дюк Эллингтон — культовые фигуры, которые всю жизнь развивали и совершенствовали свой собственный язык, пытаясь найти нечто совершенное: то единственное озарение, которое позволит "увидеть Бога"... Вот почему я уважаю точку зрения Проня. Но сторонников универсальной концепции все- таки неизмеримо больше.
Многие джазмены считают себя композиторами, поскольку иногда сочиняют темы или мелодии главным образом "под себя". Интересно узнать твою точку зрения, имея в виду активное взаимодействие джаза с композиторской музыкой.
Я тоже пишу различные нотные тексты, но не считаю себя композитором. Большинство так называемых джазовых опусов — не более чем рабочий материал для импровизации. А по-настоящему джазовый композитор — это отдельная профессия. Их можно пересчитать по пальцам. Даже великий Дюк Эллингтон далеко не Барток или Стравинский...
Стоит подумать, прежде, чем согласиться
Сейчас многие джазовые композиторы обратились к фольклору, к так называемой "глобальной деревне", но ярких, интересных событий в этой области пока что не происходит, как раз из-за отсутствия у них профессионального композиторского навыка.
Очень смахивает на моду. Или все же естественное движение к более естественной органичной музыке?
Это спасение. Спасение для отыгравших музыкантов, которые бегут от самих себя. Это уже не творческая музыка. Когда Колтрэйн или Дон Черри изучали не европейские ладовые системы, у них была естественная потребность расширить гармонический диапазон своих импровизаций. Большинство джазовых музыкантов озабочено сегодня не поисками совершенства, универсального звука или божественных озарений, а тем, как "врезать на всю катушку". Они говорят: "Ну, мы им врежем по полной программе!", — и в этом нет ничего хорошего. Московский барабанщик Юра Маркин сказал замечательную фразу: "Настоящий художник — это камикадзе, оседлавший торпеду, направленную на корабль окостеневших понятий". Таких камикадзе, к сожалению, осталось очень мало, и спасибо, что ты мне об этом напомнил. Пожалуй, пришло время внести некоторые поправки в свое творческое кредо и, может быть, пересмотреть некоторые представления... Когда я начал играть эту музыку, мои бывшие академические коллеги решили, что я изменил высокому искусству, а новые, из джазовой среды, считали меня слишком "чистым", академичным. К тому же валторна как-то не вписывалась в общепринятый инструментарий. Но я всегда считал, что музыка — это одно целое и, следовательно, стоит попробовать все соединить, тем более что джаз накопил уже достаточный опыт.
Т.е. ты хотел изобрести велосипед...
...собственной конструкции. Поэтому я придумываю самые невероятные проекты, неожиданные комбинации, играю с разными музыкантами...
Неизменно оставаясь самим собой — Аркадием Шилклопером, и это, на мой взгляд, самое главное.
Геннадий САХАРОВ
Беседа с А.Шилклопером состоялась в марте 2002 г. после концерта с органистом В. Хомяковым в зале Екатеринбургской филармонии
"Jazz Mandolin Project" — это группа Джейми Мэйсфилда, который играет, как ясно из названия, на мандолине. Организовалась она в начале 1993 года и ее довольно быстро стали приглашать в многочисленные гастрольные поездки. Будучи поначалу просто ...
Аккордеонистов в джазе — раз, два и обчелся. В нашей стране их, в общем-то, два (я имею в виду тех, кто известен широкой публике): в новой импровизационной музыке — петербургская аккордеонистка Эвелина Петрова, а в традиционном джазе — Владимир ...
Стефон Харрис, которому сейчас еще только 26 лет, ворвался в мировую элиту вибрафонистов столь же стремительно, сколь и своевременно. В то время, как один за другим ушли из жизни такие выдающиеся мастера этого капризного инструмента, сочетающего ...
В самом конце зимы архангельский Фонд развития джаза совместно с Поморской филармонией сделали подарок всем северным любителям самой горячей музыки в мире: концерт патриарха российского джаза, мультиинструменталиста, умеющего совладать на сцене, ...
Может быть в Москве "Маримба плюс" - и достаточно известный коллектив. Тем более ему уже 5 лет, и второй диск вышел в феврале этого года. Но я с этим секстетом познакомилась лишь на 1-м Московском джазовом фестивале "ВСЕ ЗВЕЗДЫ ДЖАЗА" Анатолия ...
30 лет собственному ансамблю и 10 лет руководимой им Филармонии джазовой музыки в С.-Петербурге - две достойные даты. Сразу после мероприятий, посвященных им, Давид Семенович отправился на гастроли в Новосибирск, где и состоялся этот разговор. "Я ...
Крайне талантливый и разносторонний джазовый музыкант,вибрафонист Майк Мэйниэри профессионально играетна вибрафоне с 14 лет. Тогда он гастролировал вместе с ПоломУайтмэном в составе джаз-трио "2 короля и королева". С 1956 по 1963 гг. Майк играл в ...
Мой принцип в джазировании — как можно меньше репетиций. Конечно, мэйнстрим предусматривает определенные каноны, которые мы не нарушаем. Но репетиции я делаю только для того, чтобы познакомиться с новым музыкальным материалом. Я хочу, чтобы мои ...
Когда-то давно я слышал разговор о том, что аккордеон изобрел армянин, и что на аккордеоне лучше всех в мире играют тоже, естественно, армяне. Будучи человеком скептического характера, я тогда поднял на смех рассказчика, но на всякий случай порылся ...
Чешский проект Autopilote был создан в 2003 году, когда барабанщик и экспериментатор в области электро-саунда Павел Файт (Pavel Fajt), зарекомендовавший себя в совместных проектах с такими новоджазовыми гуру, как Ива Биттова, Фред Фрит, Крис ...
С 10 по 20 ноября в Москве прошёл XI Международный виолончельный фестиваль VIVACELLO. Его концерты вошли в программу Года музыки Великобритании и России 2019, чем объясняется приезд целого ряда ярких английских исполнителей и композиторов разных ...
65-летний сеньор Салуцци — носитель лаконичной мудрости. И в музыке, и в разговоре. Иногда он играет (говорит) прямо-таки с алгебраической строгостью. Порой он говорит (играет) так, будто расшифровывает универсальный смысл Вселенной. В Риге трио ...