Максим Некрасов - Музыкант, который играл на скрепке
24.04.2013
В четыре года ему дали в руки скрипку и сказали на ней играть. Так началось то, что называется музыкальной школой. Кто ж знал, что из маленького скрипача Максима Некрасова вырастет профессиональный джазовый музыкант, который будет играть... на губной гармонике.
Макса считают питерским музыкантом, хотя родился он в Минске. Здесь же поступил в музыкальную десятилетку по классу скрипки. Проучился там 3 года, а потом поехал учиться в Ленинград, как подающий надежды. Но надежды эти он не оправдал: после 2-х лет учебы забросил скрипку и увлекся губной гармоникой. Потом было Хоровое училище им. Глинки и дирижерско-хоровое отделение Санкт-Петербургского Института Культуры. Но гармоника затягивала все больше и больше, заставив Максима перейти на эстрадное отделение, где для него открыли новую специальность. Преподавателя у Макса, естественно, не было. Зато теперь у него — единственного в России — диплом, где написано: "специальность — губная гармошка".
В 98-м Некрасов победил на конкурсе "Джаз-марафон" и начал свою концертную жизнь. И заканчивать пока не собирается. Да ему никто и не даст: Макс — почетный гость джазовых фестивалей и клубов Санкт-Петербурга, Москвы и всей остальной России. Знают его и в Европе. Еще бы, в мире на губной гармонике профессионально играют всего-то человек десять. Но Некрасову как будто на это наплевать: он слушает себе Тилеманса (которого называет своим учебником по музыке), Колтрейна, Паркера, Майлза Дэвиса и играет, играет, играет.
"Выловить" Максима среди его гастролей и выступлений непросто, тем более если находишься в Минске, а он — в Питере. Два месяца я потратила на то, чтобы он ответил на мои вопросы по электронной почте. Долгое ожидание иногда начинало раздражать, но Максим всегда сглаживал это своей предельной вежливостью. Так что уже на второй строчке его письма я думала: "Занятой человек Как не простить?" Вот что получилось из нашего долгого общения.
Александра Мясникова: Максим, когда вы заиграли впервые, и как это случилось?
Максим Некрасов: Это было в 4 года, и играл я на скрипке. Смешнее всего об этом сказано в джазовой энциклопедии: там написано, что изначально я учился играть на скрепке. А это куда более экзотично, чем хроматическая джазовая гармоника.
Сейчас Вы когда-нибудь играете на скрипке, или все это осталось на уровне детства?
Игру на скрипке я могу себе позволить только сидя у себя на подоконнике в присутствии лишь петербургского вида из окна. И в сознательном состоянии я это особо не практикую.
В немузыкальных кругах часто думают, что у хорошего пианиста должны быть длинные пальцы. А как можно отличить музыканта, который играет на губной гармонике?
По его особенно многозначительному взору и очень важному виду, а также манере общения — немного свысока. Еще он выглядит уставшим, потому что каждую ночь джемует с другими музыкантами до утра.
(Вот тут позволю себе маленький комментарий. К сожалению, мне пока не посчастливилось пообщаться с Максимом без посредства компьютера, но в его письмах манеры общения свысока точно не было. Наоборот, с первого письма меня преследовало чувство, что я очень хорошо знаю этого человека, и мы с ним если не близкие друзья, то, по крайней мере,хорошие знакомые. Так что,наговариваете на с ебя, господин музыкант!)
В своих интервью вы часто повторяете, что овладеть этим редким инструментом сложно. В чем его основная сложность?
Самое сложнос — попадать большими губами в маленькие дырки. Дырок много, все они рядом расположены, а дуть надо так, чтобы играли не все сразу, а какая-то одна. Это технические сложности. Другой момент: надо обладать значительной долей романтизма, чтобы вообще прийти к этому инструменту.
Я знаю, что вам с детства дарили губные гармоники. Наверное, уже целая коллекция собралась?
Старые гармоники я не собираю, храню только самую первую, подаренную родителями, с выгравированной на ней подарочной подписью. Старые гармошки у меня постоянноh i выпрашивают друзья. Надеюсь, не для того, чтобы продавать их в фойе на моих концертах.
Что вы считаете самым большим своим достижением, и что остается пока голубой мечтой?
Голубой мечтой пока остается мое выступление в Карнеги-Холл. А из всего записанного и сыгранного достижением я не считаю ничего. Достижения мне просто приписывают, считая таковыми те или иные показательные выступления.
Музыку каких направлений можно играть на пбной гармонике? Она универсальна или все-таки рассчитана на что-то иоикретное?
Долгое время я играл босса-нову, хотя гармоника и не принадлежит к числу характерных представителей этого стиля. Сейчас больше погружаюсь в увлекательные электронные эксперименты, используя различные эффекты и специальные приборы для звукоизвлечения. В то же время постоянно участвую в разнообразных этнических фестивалях, где исполняется, естественно, фолк-музыка. Также играю в Мальтийской капелле в Санкг-Петербурге с октетом виолончелистов в академическом ключе. Так что — никаких ограничений. А уж в шансон или поп-рок гармоника вписывается просто идеально, хотя я это не практикую.
О чем вы думаете во время игры?
Описывать мысли словами было бы пустым номером, потому что это, скорее, некие образы. Для иллюстрации могу привести некоторые аналогии. Например, это очень похоже на "сны Бананана" из фильма "Асса". Иногда это похоже на видеоряд типа "Коянискатси", иногда — как фоны картин Эдварда Мунка. В любом случае музицирование представляет из себя медитацию.
Были у меня и еще вопросы, но Максим куда-то пропал. Перестал отвечать на письма и даже не прислал мне фотографии, которые были так нужны. Что ж вы так, господин музыкант, меня подвели? Ну ладно, я человек не обидчивый, поэтому закончу не выражением своего возмущения, а словами Давида Голощекина: "Губная гармошка редка и сложна, и обладает завораживающим звуком, который привлекает слушателей. Максима Некрасова ожидает большое будущее, он очень трудолюбив. Я надеюсь, что он не изменит джазовому стилю и в ближайшие годы станет звездой. Я в этом уверен".
"Jazz Mandolin Project" — это группа Джейми Мэйсфилда, который играет, как ясно из названия, на мандолине. Организовалась она в начале 1993 года и ее довольно быстро стали приглашать в многочисленные гастрольные поездки. Будучи поначалу просто ...
Аккордеонистов в джазе — раз, два и обчелся. В нашей стране их, в общем-то, два (я имею в виду тех, кто известен широкой публике): в новой импровизационной музыке — петербургская аккордеонистка Эвелина Петрова, а в традиционном джазе — Владимир ...
Стефон Харрис, которому сейчас еще только 26 лет, ворвался в мировую элиту вибрафонистов столь же стремительно, сколь и своевременно. В то время, как один за другим ушли из жизни такие выдающиеся мастера этого капризного инструмента, сочетающего ...
В самом конце зимы архангельский Фонд развития джаза совместно с Поморской филармонией сделали подарок всем северным любителям самой горячей музыки в мире: концерт патриарха российского джаза, мультиинструменталиста, умеющего совладать на сцене, ...
Может быть в Москве "Маримба плюс" - и достаточно известный коллектив. Тем более ему уже 5 лет, и второй диск вышел в феврале этого года. Но я с этим секстетом познакомилась лишь на 1-м Московском джазовом фестивале "ВСЕ ЗВЕЗДЫ ДЖАЗА" Анатолия ...
30 лет собственному ансамблю и 10 лет руководимой им Филармонии джазовой музыки в С.-Петербурге - две достойные даты. Сразу после мероприятий, посвященных им, Давид Семенович отправился на гастроли в Новосибирск, где и состоялся этот разговор. "Я ...
Крайне талантливый и разносторонний джазовый музыкант,вибрафонист Майк Мэйниэри профессионально играетна вибрафоне с 14 лет. Тогда он гастролировал вместе с ПоломУайтмэном в составе джаз-трио "2 короля и королева". С 1956 по 1963 гг. Майк играл в ...
Мой принцип в джазировании — как можно меньше репетиций. Конечно, мэйнстрим предусматривает определенные каноны, которые мы не нарушаем. Но репетиции я делаю только для того, чтобы познакомиться с новым музыкальным материалом. Я хочу, чтобы мои ...
Когда-то давно я слышал разговор о том, что аккордеон изобрел армянин, и что на аккордеоне лучше всех в мире играют тоже, естественно, армяне. Будучи человеком скептического характера, я тогда поднял на смех рассказчика, но на всякий случай порылся ...
Чешский проект Autopilote был создан в 2003 году, когда барабанщик и экспериментатор в области электро-саунда Павел Файт (Pavel Fajt), зарекомендовавший себя в совместных проектах с такими новоджазовыми гуру, как Ива Биттова, Фред Фрит, Крис ...
музыкальный стиль: академическая музыка, этно-джаз
С 10 по 20 ноября в Москве прошёл XI Международный виолончельный фестиваль VIVACELLO. Его концерты вошли в программу Года музыки Великобритании и России 2019, чем объясняется приезд целого ряда ярких английских исполнителей и композиторов разных ...
Аркадий Шилклопер — московский валторнист, играющий джаз и прочую импровизационную музыку. Поскольку у него консерваторское образование и немалая академическая практика (например, в оркестре Большого театра), считает себя универсальным ...