Не раз доводилось ранее рецензировать импровизационные саундтреки к старым немым фильмам в исполнении Леонида Нарушевича и группы «Князь Мышкин», тем интереснее было впервые встретиться с аналогичной работой другого лидера белорусской импровизационной музыки – Виктора Семашко и группы «Фантастычныя Плыýцы». Основную часть представляемого альбома составляет их саундтрек к неоконченном фильму 1934 года «Палескiя Рабiнзоны», снятому на студии «Белгоскино» режиссерами Иосифом Бахаром и Павлом Молчановым по одноименной книге Янки Мавра.
Но сначала не могу, памятуя о наших читателях за пределами Беларуси, не посвятить несколько слов автору первоисточника. Янка Мавр (Иван Федоров) – прекрасный белорусский писатель, основоположник целого направления в белорусской литературе, наш Майн Рид. Лучшие свои книги он, на мой взгляд, создал в 20-х и начале 30-х годов, до торжества соцреализма на одной шестой части суши. К их числу принадлежит и повесть «Полесские Робинзоны», рассказывающая о приключениях двух юношей, оказавшихся на, казалось бы, необитаемом островке в полесской глуши. Янка Мавр, чудом, на мой взгляд, избежал репрессий в 30-е годы: он был активным эсперантистом (их НКВД изводил под корень за «связи с Западом»), да еще и спиритизмом увлекался. Фильм по его книге шедевром не стал, да и окончен он не был. Кстати, один из режиссеров картины, И.Бахар, в те веселые годы в результате репрессий погиб. Его соавтор П.Молчанов, как и сам Янка Мавр, прожил долгую жизнь и умер в 70-х годах.
В предложенной Семашко и его коллегами звуковой дорожке к фильму, жанр которого мы сегодня определили бы, как «экшн», подстать жанру хватает и динамики, и резких смен настроения, и ярких эпизодов. Много фольклорного вокала в отменном исполнении Романа Яроша и много фортепьянных брейков в исполнении Виктора Семашко. Ленту я не видел, но, как мне кажется, вокальные эпизоды, часто сопровождаемые аккордеоном Алексея Круковского, соответствуют картинам полесской природы, красоте и естественности этого заповедного мира, в то время как фортепьяно больше ассоциируется с приключенческой линией «наши против плохишей». Тридцать пять минут звучания композиции пролетают незаметно, как и положено для качественного «экшн».
Помимо «основного блюда» в альбом вошли еще три композиции. Если стартовая Preludyia с фортепьяно Виктора Семашко на авансцене выглядит действительно неким вступлением к саундтреку, а финальная Vals Balkoűskaha, выдержанная в этническом ключе (очень красивая вещь!) логически к нему примыкает (все три композиции были записаны в конце апреля в Музее Истории белорусского кино), то с пьесой Zvanoćak дело обстоит иначе. Эта запись была сделана двумя месяцами раньше, в другом составе, и, пожалуй, не очень вписывается в контекст альбома. Но удовольствие от фирменной импровизации Семашко на кларнете при точной поддержке Ивкиным (фортепьяно) и Орловым-Шимкусом (контрабас) все же сильнее этой формальной «нестыковки». «Фантастычныя Плыýцы» словно напоминают, что они могут быть очень разными, но неизменно креативными.
2017
4 tks / 45 mins
(Viktar Siamašhka – p (tks 1,2), back voc (tk 2), voc (tk 3), bells (tk 3), cl (tks 3,4); Raman Jaraš – voc (tk 2), glockenspiel (tk 2), cl (tk 2), mandolin (tk 2), big dr (tk 2), sapilka (tk 4); Alaksiej Krukoűski – acc (tks 2,4), back voc (tk 2); Darja Zujeva – vi (tks 2,4), back voc (tk 2); Ihar Žaűtkoű – perc (tks 2,4), back voc (tk 2); Volha Fiodarava – voc (tk 3); Eryk Arloű-Šymkus – b (tk 3); Maksim Iűkin – p(tk 3); Kum-Kuma choir (tk 1);)
Курт Лидварт, гуру экспериментальной электронной музыки, шеф московского лейбла Mikroton Recordings, достаточно часто работает в содружестве с коллегами из Санкт-Петербурга. Это не удивительно: основные силы российского музыкального авангарда в этой ...
Эпитафия? Возрождение? Ностальгическое воспоминание? Историческая реконструкция? Любое из этих определений, в зависимости от ваших взглядов, подойдет к альбому Seven Secrets, выходящему 2 июня на лейбле Savoy Jazz. В далеком уже 1973 году ...
Если говорить о месте получения музыкального образования, то свои степени по музыке американский гитарист Лэрри Ньюкомб получил в Университете Флориды (1995, 1998). А вот в персональном плане его учителем был легендарный мастер традиционного джаза ...
Расписанное вручную изображение на обложке нового, пятого по счету, релиза французского лейбла Label Rives, приняло на сей раз не прямоугольную, а круглую форму. И оно просто не могло быть другим: ведь представляемый в этой записи новый проект ...
Благодаря восьмому в дискографии ансамбля и первому на лондонском лейбле RareNoise альбому Umbrella Weather, который увидит свет в январе 2017 года, мы имеем возможность познакомиться с одними из лидеров современного британского джаза – ...
LEF, он же Лоренцо Эспозито Форнасари, итальянский вокалист и мультиинструменталист, хорошо знаком нашим постоянным читателям по релизам лондонского лейбла RareNoise Records, с которым он сотрудничает чуть ли не с дня основания этой компании. На ...
Джаз плюс академическая музыка плюс этника – рецепт не новый, впрочем, действительно новые рецепты сегодня большая редкость. Вопрос в качестве «блюда», приготовленного по тому или иному рецепту. В случае с американским квартетом, ...
Начиная с 1997 года, с железной регулярностью, американкская пианистка Лайза Хилтон выпускает по альбому. Наше знакомство с ее творчеством состоялось на ее диске 2016 года Day & Night, обзор которого можно увидеть на сайте. И вот – новая ...
Размытость границ понятия «современный блюз», как в зеркале, отражается в альбоме London Blues музыканта, работающего под сценическим именем Литтл Экс (Little Axe). Более того, он и сам немало сделал для размывания этих границ. Начнем с ...
Итальянский бас-гитарист Лоренцо Фелициати – постоянный участник реестра музыкантов, сотрудничающих с лондонским лейблом RareNoise Records, и наши читатели часто встречались с ним в обзорах, как его собственных альбомов, так и различных ...
Пока певицу и сочинителя собственных песен Лоррен неплохо знают в двух странах: в Израиле, где она родилась, и в Голландии, где она сейчас живет и работает. Возможно, ее второй в карьере альбом Land Of Possibilities, представляемый сегодня нашим ...
Петербургского (а ранее иркутского) тенор-саксофониста Антона Рязанова я впервые услышал в альбоме Under The Basеboard питерской же группы Dead Frank. Но там Антон был только гостем, участвовавшим в записи нескольких треков, а основным «местом ...