Не раз доводилось ранее рецензировать импровизационные саундтреки к старым немым фильмам в исполнении Леонида Нарушевича и группы «Князь Мышкин», тем интереснее было впервые встретиться с аналогичной работой другого лидера белорусской импровизационной музыки – Виктора Семашко и группы «Фантастычныя Плыýцы». Основную часть представляемого альбома составляет их саундтрек к неоконченном фильму 1934 года «Палескiя Рабiнзоны», снятому на студии «Белгоскино» режиссерами Иосифом Бахаром и Павлом Молчановым по одноименной книге Янки Мавра.
Но сначала не могу, памятуя о наших читателях за пределами Беларуси, не посвятить несколько слов автору первоисточника. Янка Мавр (Иван Федоров) – прекрасный белорусский писатель, основоположник целого направления в белорусской литературе, наш Майн Рид. Лучшие свои книги он, на мой взгляд, создал в 20-х и начале 30-х годов, до торжества соцреализма на одной шестой части суши. К их числу принадлежит и повесть «Полесские Робинзоны», рассказывающая о приключениях двух юношей, оказавшихся на, казалось бы, необитаемом островке в полесской глуши. Янка Мавр, чудом, на мой взгляд, избежал репрессий в 30-е годы: он был активным эсперантистом (их НКВД изводил под корень за «связи с Западом»), да еще и спиритизмом увлекался. Фильм по его книге шедевром не стал, да и окончен он не был. Кстати, один из режиссеров картины, И.Бахар, в те веселые годы в результате репрессий погиб. Его соавтор П.Молчанов, как и сам Янка Мавр, прожил долгую жизнь и умер в 70-х годах.
В предложенной Семашко и его коллегами звуковой дорожке к фильму, жанр которого мы сегодня определили бы, как «экшн», подстать жанру хватает и динамики, и резких смен настроения, и ярких эпизодов. Много фольклорного вокала в отменном исполнении Романа Яроша и много фортепьянных брейков в исполнении Виктора Семашко. Ленту я не видел, но, как мне кажется, вокальные эпизоды, часто сопровождаемые аккордеоном Алексея Круковского, соответствуют картинам полесской природы, красоте и естественности этого заповедного мира, в то время как фортепьяно больше ассоциируется с приключенческой линией «наши против плохишей». Тридцать пять минут звучания композиции пролетают незаметно, как и положено для качественного «экшн».
Помимо «основного блюда» в альбом вошли еще три композиции. Если стартовая Preludyia с фортепьяно Виктора Семашко на авансцене выглядит действительно неким вступлением к саундтреку, а финальная Vals Balkoűskaha, выдержанная в этническом ключе (очень красивая вещь!) логически к нему примыкает (все три композиции были записаны в конце апреля в Музее Истории белорусского кино), то с пьесой Zvanoćak дело обстоит иначе. Эта запись была сделана двумя месяцами раньше, в другом составе, и, пожалуй, не очень вписывается в контекст альбома. Но удовольствие от фирменной импровизации Семашко на кларнете при точной поддержке Ивкиным (фортепьяно) и Орловым-Шимкусом (контрабас) все же сильнее этой формальной «нестыковки». «Фантастычныя Плыýцы» словно напоминают, что они могут быть очень разными, но неизменно креативными.
2017
4 tks / 45 mins
(Viktar Siamašhka – p (tks 1,2), back voc (tk 2), voc (tk 3), bells (tk 3), cl (tks 3,4); Raman Jaraš – voc (tk 2), glockenspiel (tk 2), cl (tk 2), mandolin (tk 2), big dr (tk 2), sapilka (tk 4); Alaksiej Krukoűski – acc (tks 2,4), back voc (tk 2); Darja Zujeva – vi (tks 2,4), back voc (tk 2); Ihar Žaűtkoű – perc (tks 2,4), back voc (tk 2); Volha Fiodarava – voc (tk 3); Eryk Arloű-Šymkus – b (tk 3); Maksim Iűkin – p(tk 3); Kum-Kuma choir (tk 1);)
Фрагментарно элементы этого направления мелькали в отдельных проектах, рецензировавшихся на нашем сайте, но впервые неоклассикал дарк уэйв представлен во всей полноте, причем в исполнении одного из мировых его лидеров. Проект Autunna et sa Rose ...
музыкальный стиль: ритм-энд-блюз, современный блюз, чикагский блюз
Блюз живет не только в нижнем течении Миссиссипи, Техасе, Чикаго или Пидмонте. Он уже давно освоился и совсем неплохо чувствует себя по ту сторону Атлантики, в Европе. Здесь ему комфортно, совсем неплохо в финансовом смысле благодаря обилию ...
В свои 36 лет американский баритон-саксофонист Би Джей Дженсен издает в июне уже десятый альбом в качестве лидера. Завидная продуктивность! При этом у каждой из его работ свое лицо, свои особенности. Могу судить об этом по последним двум его ...
страна: Испания, Россия, США, Франция, Швейцария, Япония
музыкальный стиль: авангард
Invanskrue – юбилейный, 25-й релиз петербургского лейбла Intonema Records. Не знаю, случайно или нет, но, на мой взгляд, абсолютно логично, что юбилейным стал альбом с участием основателя этого авангардного лейбла Ильи Белорукова. Вышел альбом ...
Serenity Knolls, в переводе что-то типа «Умиротворяющие сопки», - так называется центр по реабилитации наркоманов к северу от Сан-Франциско. Там в 1995 году умер во сне от сердечного приступа легендарный американский рок-музыкант, ...
музыкальный стиль: академическая музыка, третье течение
Есть джаз, который идеально звучит в клубной атмосфере, и есть джаз, который словно предназначет для сцены филармонической. Одни любят первый вариант, другие предпочитают второй. Новый альбом Билла Канлифа BACHanalia явно будет ближе последним. Его ...
Билл О’Конелл (р.1953) – опытнейший джазовый пианист из Нью-Йорка, работавший за свою долгую карьеру с очень многими из тех, кто составляет джазовую элиту. Это и Сонни Роллинс, и Чет Бейкер, и Гато Барбиери. Но особенно преуспел этот ...
Много лет (почти сорок!) тромбонист Боб Феррел проработал в биг-бэнде Дюка Эллингтона. Он пришел в этот прославленный коллектив в 1979 году девятнадцатилетнем юношей, оркестром руководил в те годы уже сын великого музыканта, Мерсер Эллингтон. С этим ...
Каждое новое имя в мужском джазовом вокале – это событие. Претенденты в новые Эллинги и Портеры появляются значительно реже, чем претендентки на лавры Эллы Фитцджеральд или Сары Воэн. Поэтому я ждал знакомства с новым альбомом певца из ...
В 2016 году мы уже знакомили наших читателей с необычным творчеством Дэйва Солджера, представляя его авангардную оперу на темы Древнего Египта The Eighth Hour of Amduat, и рассказывали о его сотрудничестве с такими интеллектуалами, как Курт Воннегут ...
C Брэдом Майерсом, гитаристом из Цинцинатти, Огайо, мы уже знакомились в 2015 году, благодаря его альбому Prime Numbers. В марте 2017-го поступает в продажу его новый альбом Sanguinaria (Hopefulsongs). Но как же не похожи друг на друга эти две ...
Даже обложка этого альбома с традиционным фото исполнителей на обложке обращает память к добрым старым временам. Да и музыка альбома подстать обложке. Нет, это не джазовое ретро, это качественный современный джаз, основанный, однако, на проверенных ...