Не раз доводилось ранее рецензировать импровизационные саундтреки к старым немым фильмам в исполнении Леонида Нарушевича и группы «Князь Мышкин», тем интереснее было впервые встретиться с аналогичной работой другого лидера белорусской импровизационной музыки – Виктора Семашко и группы «Фантастычныя Плыýцы». Основную часть представляемого альбома составляет их саундтрек к неоконченном фильму 1934 года «Палескiя Рабiнзоны», снятому на студии «Белгоскино» режиссерами Иосифом Бахаром и Павлом Молчановым по одноименной книге Янки Мавра.
Но сначала не могу, памятуя о наших читателях за пределами Беларуси, не посвятить несколько слов автору первоисточника. Янка Мавр (Иван Федоров) – прекрасный белорусский писатель, основоположник целого направления в белорусской литературе, наш Майн Рид. Лучшие свои книги он, на мой взгляд, создал в 20-х и начале 30-х годов, до торжества соцреализма на одной шестой части суши. К их числу принадлежит и повесть «Полесские Робинзоны», рассказывающая о приключениях двух юношей, оказавшихся на, казалось бы, необитаемом островке в полесской глуши. Янка Мавр, чудом, на мой взгляд, избежал репрессий в 30-е годы: он был активным эсперантистом (их НКВД изводил под корень за «связи с Западом»), да еще и спиритизмом увлекался. Фильм по его книге шедевром не стал, да и окончен он не был. Кстати, один из режиссеров картины, И.Бахар, в те веселые годы в результате репрессий погиб. Его соавтор П.Молчанов, как и сам Янка Мавр, прожил долгую жизнь и умер в 70-х годах.
В предложенной Семашко и его коллегами звуковой дорожке к фильму, жанр которого мы сегодня определили бы, как «экшн», подстать жанру хватает и динамики, и резких смен настроения, и ярких эпизодов. Много фольклорного вокала в отменном исполнении Романа Яроша и много фортепьянных брейков в исполнении Виктора Семашко. Ленту я не видел, но, как мне кажется, вокальные эпизоды, часто сопровождаемые аккордеоном Алексея Круковского, соответствуют картинам полесской природы, красоте и естественности этого заповедного мира, в то время как фортепьяно больше ассоциируется с приключенческой линией «наши против плохишей». Тридцать пять минут звучания композиции пролетают незаметно, как и положено для качественного «экшн».
Помимо «основного блюда» в альбом вошли еще три композиции. Если стартовая Preludyia с фортепьяно Виктора Семашко на авансцене выглядит действительно неким вступлением к саундтреку, а финальная Vals Balkoűskaha, выдержанная в этническом ключе (очень красивая вещь!) логически к нему примыкает (все три композиции были записаны в конце апреля в Музее Истории белорусского кино), то с пьесой Zvanoćak дело обстоит иначе. Эта запись была сделана двумя месяцами раньше, в другом составе, и, пожалуй, не очень вписывается в контекст альбома. Но удовольствие от фирменной импровизации Семашко на кларнете при точной поддержке Ивкиным (фортепьяно) и Орловым-Шимкусом (контрабас) все же сильнее этой формальной «нестыковки». «Фантастычныя Плыýцы» словно напоминают, что они могут быть очень разными, но неизменно креативными.
2017
4 tks / 45 mins
(Viktar Siamašhka – p (tks 1,2), back voc (tk 2), voc (tk 3), bells (tk 3), cl (tks 3,4); Raman Jaraš – voc (tk 2), glockenspiel (tk 2), cl (tk 2), mandolin (tk 2), big dr (tk 2), sapilka (tk 4); Alaksiej Krukoűski – acc (tks 2,4), back voc (tk 2); Darja Zujeva – vi (tks 2,4), back voc (tk 2); Ihar Žaűtkoű – perc (tks 2,4), back voc (tk 2); Volha Fiodarava – voc (tk 3); Eryk Arloű-Šymkus – b (tk 3); Maksim Iűkin – p(tk 3); Kum-Kuma choir (tk 1);)
Что мы делаем, возвращаясь домой из туристической поездки? Выкладываем фотографии на компьютер, отбираем наиболее удачные кадры, составляем «фотоотчет» и с удовольствием показываем друзьям под собственный комментарий. Примерно так же ...
Дерзкое и неожиданное название альбома «Квантовая порнуха» сразу обращает на себя внимание. Так и представляешь стайки электронов, нейтрино и кварков в разных, так сказать, позициях. Придумали это название музыканты берлинской группы ...
Практически невозможно одним термином обозначить стилистику музыки израильской группы Soul Enema. Видимо, ближе всего к истине тут понятие «прог-рок»: недаром множество сайтов этой тематики откликнулось на новый, второй по счету, альбом ...
Первое, что видишь, попадая на сайт итальянского пиниста и композитора Стефано Травальини, - это две цитаты. Я не буду касаться их содержания, но показательно, что одно из высказываний, принятых, очевидно, Стефано в качестве его девиза, принадлежит ...
Мы не часто радуем любителей smooth-джаза обзорами альбомов этой стилистики, но представляемый сегодня альбом In Your Eyes должен нас отчасти извинить. Разумеется, судить его надо по «законам жанра», а в рамках этих законов он просто ...
Гитарист из Бостона, выпускник Университета МакГилл и Консерватории Новой Англии, Стив Билодо исповедует современную импровизационную музыку. Представляемый сегодня альбом Sun Through The Rain – третий в его дискографии. Предыдущая его работа ...
Стив Д’Анджело - весьма известный и разносторонний музыкант, работающий в разных сферах и играющий на разных инструментах, при том, что его главным «оружием» является гитара. Он много и успешно работает для телевидения, как в США, ...
Человек с малетами Стив Хоббс – уважаемый ветеран американского джаза. Его последний альбом Tribute To Bobby лучше всего слушать, параллельно читая собственноручно написанные им liner notes. Мне представляется, что особенно интересно это будет ...
Опытнейший американский саксофонист Стив Слегл в самом начале грядущего 2017-го, года своего шестидесятипятилетия, порадует своих поклонников новым альбомом Alto Manhattan. Собственно, почему только поклонников? Допустим, вы никогда не слышали этого ...
Тот, кто любит King Crimson, не может не любить Stick Men. Эта группа, на мой вкус, лучшая прог-роковая команда современной сцены, на две трети состоит из бывших участников King Crimson: это Тони Левин, играющий на стике, и ударник Пат Мастелотто. ...
Публикуя рецензии на радикально-экспериментальные проекты, я отдаю себе отчет, что очень и очень тоненькая ниточка связывает такие работы и с понятием «импровизационная музыка» и с понятием «джаз». Слушать ли такую музыку, ...
С Synesthetic Octet, ансамблем, созданным австрийским кларнетистом и композитором Винсентом Понграчем (р.1985), я познакомился в 2015 году, рецензируя его дебютный альбом Rastlos. В той рецензии (ее можно найти на сайте) шла речь и об истории ...