Если недавняя рецензия на изданный лейблом ТОПОТ альбом группы «Бром» представляла близких друзей и единомышленников группирующейся вокруг этой московской независимой фирмы авангардистской тусовки, то «ТОПОТ Аркестра» - это, так сказать, плоть от плоти, кровь от крови, своеобразная визитная карточка самого лейбла, его home band, заметно шире представляющий круг близких ему музыкантов. Альбом был записан практически год назад, в марте 2016 года в Москве, а широкой публике представлен только сейчас. За год состав его уже несколько видоизменился, а тогда он представлял из себя октет, в который вошли музыканты из различных коллективов. Двое, трубач Константин Сухан и барабанщица Оксана Григорьева, имели в свое время отношение к «Брому», а басист Дмитрий Лапшин играет там и сегодня. Второй басист (кстати, не тривиальный вариант состава - с двумя бас-гитарами) Антон Колосов играет в ByZero, второй духовик, баритон-саксофонист Сергей Храмцевич, - в Godse. Вокалист группы Михаил Цыпин известен по команде «Бензольные Мертвецы», гитарист Дмитрий Кузовлев – «Рудольф», а перкуссионист Феликс Микенский - Lichna Nega. Перечислив состав, констатируем, что октет обошелся в этом проекте без клавишных.
Похоже, повлиял на формирование «ТОПОТ Аркестра» и еще один коллектив. По крайней мере, вторая часть его названия, «Аркестра», явно отсылает к легендарному авангардисту и мистификатору Сан Ра, также применявшему именно такой вариант написания слова «оркестр». А как насчет музыки, есть ли тут сходство, - спросит читатель, желающий быстрее подобраться к сути. Вы знаете, есть. Как, впрочем, и с очень многими и очень разными стилистиками. «ТОПОТ Аркестра» - это некий постмодернистский коллаж, в котором можно отыскать практически что угодно. При этом коллаж весьма добротен, все в нем ладно пригнано, «швы» незаметны, и единое целое впечатляет. Особенно показательны в этом плане первые две пьесы (всего их в альбоме четыре, первые три – длиной за десять минут каждая, а вместо названий использованы графические значки). В стартовой с места в карьер гонит композицию вперед лихой ритм, сопровождающий сначала эффектное фри-джазовое соло трубы, переходящее в коллективную энергичную импровизацию, а затем ее же диалог с баритон-саксофоном. Вторая пьеса стартует иначе: экспериментально-психоделическое начало с шумами, бренчанием, другими эффектами, из этого хорошо организованного сонористического хаоса всплывает тревожный вибрирующий голос трубы, поддержанный гитарой. Потом ритм становится более упорядоченным, инструменты, кажется, находят общий язык и даже в какой-то момент выдвигают на авансцену ударные для небольшой сольной прогулки. Финал же превращает композицию в своеобразное рондо, вновь низвергая саунд в экспериментальную пучину. Отдельная песня (не могу удержаться от каламбура) – это вокал Цыпина. Иногда это действительно пение, то по-русски, то на несуществующем квази-англо-испанском языке, иногда рэп, а иногда взвизги, писки и другие испытания связок на прочность. Я не слишком вслушивался в тексты, даже там, где они носили осмысленный характер, полагая голос Михаила еще одной, и весьма немаловажной звуковой краской в палитре «ТОПОТ Аркестра». Бенефисом вокалиста стала, на мой взгляд, третья композиция, где ему было предоставлено больше всего пространства.
Вот такой «ТОПОТ Аркестра». Хотите – любите-жалуйте, хотите, залечив аллергию от такого звучания, - избегайте этой команды в дальнейшем. А вот раз послушать обязательно стоит: во-первых, поймете, чем живет-дышит данный сегмент московского околоджазового (это не я, это они сами так себя называют) авангарда, а во-вторых, собственные уши важнее всего вышенаписанного. Доверяйте себе!
(с) 2017 ТОПОТ
4 tks / 45 mins
(Михаил Цыпин – голос; Константин Сухан – труба; Сергей Храмцевич - баритон-саксофон; Дмитрий Кузовлев - гитара, эффекты; Антон Колосов - бас-гитара; Дмитрий Лапшин - бас-гитара; Феликс Микенский – перкуссия; Оксана Григорьева – ударные;)
Линк предоставлен ТОПОТ
Не часто появляются на наших страницах альбомы с болгарским джазом. Тем интереснее было послушать музыку сорокачетырехлетнего саксофониста и композитора Димитара Лиолева, представителя поколения, находящегося в расцвете сил и творческих ...
Под самый конец 2017 года петербургский лейбл Intonema Records выпустил альбом британского авангардного дуэта из Бристоля. Доминик Лэш по своей основной музыкальной профессии – басист, в основном играет на контрабасе и бас-гитаре. Работал он с ...
Лучшие записи Дона Шюгаркейн Харриса выходили под логотипом немецкого лейбла MPS Records. В этой связи «полакомиться» альбомами Шюгаркейна любители музыки могут только при переизданиях из обширных каталогов фирмы из Шварцвальда, в том ...
Именины сердца для любителей традиционного свингового джаза – а заодно трибьют яркой фигуре американской музыки и голливудского кино классического периода – а заодно живое свидетельство неразрывной связи поколений. Впрочем, обо всем по ...
Drifting In Silence – проект американского мультиинструменталиста и композитора из Северной Каролины Деррика Стембриджа. Существует он с 2004 года и за прошедшее время Деррик выпустил на своем лейбле Labile Records целую дюжину альбомов. Самый ...
Лейбл MoonJune Records и его шеф Леонардо Павкович наряду с другими достоинствами особо симпатичен тем, что круг музыкантов, входящих в его орбиту, не просто обширен, но еще и силен постоянно возникающими внутренними связями между музыкантами, ...
Тромбонист, композитор и бэнд-лидер Эд Ноймейстер родился в Канзасе, но все его детство и юность связаны с Сан-Франциско, с Калифорнией. Здесь он начал заниматься музыкой, сначала играл на трубе, потом перешел к тромбону. С 1980 года Эд перебрался в ...
В январе 1933 года канцлером Германии по результатам состоявшихся в стране выборов, на самом законном основании, стал Адольф Гитлер. Тогда же бабушка аргентинского музыканта, барабанщика, композитора и бэнд-лидера Гильермо Ноеховича с трехлетним ...
Elysian – проект канадского джазового басиста и композитора Данкена Хопкинса (р.1967). Собственно, родился он в Англии, в Ковентри, но когда он был еще ребенком, семья переехала в Канаду, и подлинно родным для Данкена стал город Сент-Катаринс ...
Есть все же особая прелесть в том периоде развития джаза, который пришелся на конец 60-х и 70-е годы прошлого века. Именно поэтому всегда с интересом слежу за программой сетевых переизданий огромного каталога знаменитой немецкой фирмы MPS Records, ...
Творчество Энцо Рокко, известного итальянского джазового гитариста, играющего свободную импровизационную музыку, широко представлено на нашем сайте. Изучая рецензировавшиеся у нас работы Энцо и его дискографию в целом (весьма обширную: 14 альбомов), ...
Американский музыкант из Сан-Франциско Тревор Хэкер уже довольно давно играет в психоделик-рок группе Sunbeam Rd. Но еще в 2009 году Тревор создал свой собственный параллельный проект Equators для реализации идей, при которых ему не нужны партнеры. ...