Первое для сайта знакомство с небольшой независимой фирмой звукозаписи spina!rec из Санкт-Петербурга, специализирующейся на издании в кассетном, виниловом и сетевом варианте работ музыкантов, занимающихся импровизационным авангардом, в первую очередь - экспериментальной электронной и нойзовой музыкой. Первый релиз в каталоге лейбла, возникшего на базе творческого объединения «Спина», датируется 2013 годом, при этом spina!rec продвигает работы не только российских, но и близких по духу зарубежных музыкантов. Примером тому может послужить самый свежий релиз (24.10.2016), сборник, представляюший два коллектива импровизаторов из Сербии.
Строго говоря, и Blank Disc Trio, и Ex You – музыканты, представляющие автономный край Воеводина в составе Сербии. Этот регион населен преимущественно сербами и венграми, что заметно и по именам участников обеих групп. Blank Disc Trio работает в городе Зренянин. Первоначально это был дуэт, организованный гитаристом Срданом Муцем и электронщиком Робертом Ружей, вместе игравшими в одной нойзовой группе. В трио он превратился с приходом немецкого саксофониста Георга Висселя, а в записях, вошедших в альбом, Blank Disc – это уже квартет: в двух пьесах – с участием пианистки Душицы Кайлан-Виссель, а в двух других – еще одного гитариста, швейцарца Жюльена Бальо. Ex You – трио из Нови-Сада, столицы Воеводины. Его образуют электронщик Милан Милойкович, гитарист Ласло Ленкеш и ударник Филип Дюрович, а в трех треках альбома Split с ними играет еще и виолончелист Эрне Жаданьи.
Теперь непосредственно о музыке. С Душицей Кайлан-Виссель Blank Disc Trio играет пьесы Cetiri и Jedan, причем первая (полторы минуты звучания), представляет, на мой вкус, как бы краткий дайджест десятиминутной второй: конкретные звуки, саксофон, фортепьяно, короткие лакуны между звуками. Все это есть и в Jedan, но, конечно, за десять минут между инструментами возникают (и тут же разрушаются) какие-то связи, значительно больше электронных эффектов, это уже не эскиз, а полноценная картина, разумеется, выполненная в очень абстрактной (как и обложка альбома) стилистике. Таковы уж законы жанра, избранного коллективом. Когда в двух других пьесах к трио присоединяется вторая гитара Жюльена Бальо, принципиальных отличий в стилистике звучания не происходит, хотя звуковые краски уже несколько иные. Из них я бы отметил особо звук препарированного альт-саксофона Георга Висселя в Val-de-Travers. Ex You представлен в сборнике тремя композициями, обозначенными, как XIV, XV и XVI. Рискну предположить, что это все-таки не порядковые номера французских Людовиков, а просто римские номера опусов группы. Если же серьезно, то Ex You играют несколько иную, на мой взгляд, не столь радикальную музыку. Она заметно сильнее структурирована, связи между инструментами, практически бесплотные у Blank Disc Trio, здесь приобретают более зримые очертания, а звук, благодаря виолончели Эрне Жаданьи – даже определенную изысканность. Тем не менее, и Ex You безусловно исповедуют импровизационный авангард, так что поклонники этого направления, думаю, не без удовольствия познакомятся с двумя командами из Воеводины.
Видимо, не подлежит сомнению, что самым знаменитым семейным кланом в современном джазе остается семейство Марсалисов. Но альбом Grace знакомит нас с также весьма креативным и интересным семейным бэндом. И хотя на обложке альбома стоит только имя ...
Начну с прямой цитаты «вводного» текста, опубликованного лейблом, благо он небольшой, и вдобавок вобрал в себя названия всех шести композиций альбома, рассыпанные по тексту, как изюм по булочке: «Марс-69 повстречал Гауте Гранли. ...
Седьмой по счету альбом нью-йоркского саксофониста Мэтта Крискуоло стал вторым для нашего сайта. Два года назад мне доводилось писать о его предыдущей работе Headin’ Out, этот текст можно найти на сайте, поэтому интересующимся биографическими ...
46-летний Мэтт Лавель уже давно является заметной фигурой в авангардном крыле нью-йоркского джаза (интересно, что одним из первых заметных шагов в его творческой карьере была поездка в Советский Союз в конце 80-х в составе студенческого ...
Мэтт Юлери – один их тех, кто поддерживает славу Чикаго, как одного из крупнейших джазовых центров Америки. По основной своей музыкальной специальности он – басист, причем в широком смысле слова: помимо традиционного контрабаса, Мэтт ...
Мэтью Фрис, уроженец небольшого городка Селинсгрув, Пенсильвания, рос в музыкальной семье. Его мать была певицей академического жанра, отец преподавал фортепьяно в университете. Поэтому естественно этот инструмент стал его первым, а, после некоторых ...
Сочетание эмбиента с прог-роком – не самый частый вариант в потоке разнообразной музыкальной продукции. И если не являешься завзятым фэном именно такой музыки, оно может поначалу показаться непривычной. Возможно поэтому, слушая стартовый и ...
В 2015 году мы уже знакомили наших читателей с Midnight Sun, дебютным альбомом проекта MetaQuorum клавишника из Ньюкасла Дмитрия Ермакова, уроженца Санкт-Петербурга, который тогда еще был Ленинградом. Эту рецензию можно легко найти на сайте и там же ...
Колесить в бесконечных концертных турах по всей стране и за ее пределами, искать подходящих партнеров, добиваться выгодных контрактов с лейблами – или обходиться без ассистентов, все делать самому, спокойно работать в своей домашней студии, ...
Вторым, вслед за Шюгаркейном Харрисом, героем апрельских сетевых перизданий альбомов скрипичного джаза из каталога MPS Records стал Михал Урбаняк. Но представляемый сегодня альбом – это больше, чем просто Урбаняк и больше, чем просто ...
Еще один сетевой альбом Михала Урбаняка из каталога MPS Records. На этот раз это уже чистый, беспримесный Урбаняк образца конца 70-х годов прошлого века со своим знаменитым коллективом Michal Urbaniak’s Fusion. Помимо супруги Урсулы Дудзяк в ...
Первый альбом на российском сетевом лейбле испано-французского дуэта. Именно – как дуэта, потому что, одна его «половинка», испанский баск Мигель Гарсиа уже участвовал пару лет назад в совместной записи с шефом Mikroton Digital ...