Первое для сайта знакомство с небольшой независимой фирмой звукозаписи spina!rec из Санкт-Петербурга, специализирующейся на издании в кассетном, виниловом и сетевом варианте работ музыкантов, занимающихся импровизационным авангардом, в первую очередь - экспериментальной электронной и нойзовой музыкой. Первый релиз в каталоге лейбла, возникшего на базе творческого объединения «Спина», датируется 2013 годом, при этом spina!rec продвигает работы не только российских, но и близких по духу зарубежных музыкантов. Примером тому может послужить самый свежий релиз (24.10.2016), сборник, представляюший два коллектива импровизаторов из Сербии.
Строго говоря, и Blank Disc Trio, и Ex You – музыканты, представляющие автономный край Воеводина в составе Сербии. Этот регион населен преимущественно сербами и венграми, что заметно и по именам участников обеих групп. Blank Disc Trio работает в городе Зренянин. Первоначально это был дуэт, организованный гитаристом Срданом Муцем и электронщиком Робертом Ружей, вместе игравшими в одной нойзовой группе. В трио он превратился с приходом немецкого саксофониста Георга Висселя, а в записях, вошедших в альбом, Blank Disc – это уже квартет: в двух пьесах – с участием пианистки Душицы Кайлан-Виссель, а в двух других – еще одного гитариста, швейцарца Жюльена Бальо. Ex You – трио из Нови-Сада, столицы Воеводины. Его образуют электронщик Милан Милойкович, гитарист Ласло Ленкеш и ударник Филип Дюрович, а в трех треках альбома Split с ними играет еще и виолончелист Эрне Жаданьи.
Теперь непосредственно о музыке. С Душицей Кайлан-Виссель Blank Disc Trio играет пьесы Cetiri и Jedan, причем первая (полторы минуты звучания), представляет, на мой вкус, как бы краткий дайджест десятиминутной второй: конкретные звуки, саксофон, фортепьяно, короткие лакуны между звуками. Все это есть и в Jedan, но, конечно, за десять минут между инструментами возникают (и тут же разрушаются) какие-то связи, значительно больше электронных эффектов, это уже не эскиз, а полноценная картина, разумеется, выполненная в очень абстрактной (как и обложка альбома) стилистике. Таковы уж законы жанра, избранного коллективом. Когда в двух других пьесах к трио присоединяется вторая гитара Жюльена Бальо, принципиальных отличий в стилистике звучания не происходит, хотя звуковые краски уже несколько иные. Из них я бы отметил особо звук препарированного альт-саксофона Георга Висселя в Val-de-Travers. Ex You представлен в сборнике тремя композициями, обозначенными, как XIV, XV и XVI. Рискну предположить, что это все-таки не порядковые номера французских Людовиков, а просто римские номера опусов группы. Если же серьезно, то Ex You играют несколько иную, на мой взгляд, не столь радикальную музыку. Она заметно сильнее структурирована, связи между инструментами, практически бесплотные у Blank Disc Trio, здесь приобретают более зримые очертания, а звук, благодаря виолончели Эрне Жаданьи – даже определенную изысканность. Тем не менее, и Ex You безусловно исповедуют импровизационный авангард, так что поклонники этого направления, думаю, не без удовольствия познакомятся с двумя командами из Воеводины.
Очень интересное переиздание в «сетевой» серии немецкого лейбла MPS. Здесь интересно все: личность автора проекта, история проекта, ну и, конечно же, музыка альбома 1968 года Auto Jazz /Tragic Destiny Of Lorenzo Bandini. Вот, пожалуй, в ...
Повезло тем, кто слушал первый альбом немецкого трубача Бастиана Штайна для Pirouet Records – Diegesis, им есть с чем сравнивать. Мне же, знакомясь с этим музыкантом по его новой работе Viktor, выпущенной лейблом три года спустя, приходится ...
С начала 90-х годов прошлого века уругвайский гитарист Беледо живет и работает в Нью-Йорке. В детстве он начинал с игры на фортепьяно, но подъем рок-музыки заставил его обратиться к гитаре, ставшей для него основным инструментом. До переезда в США ...
С греческим ансамблем из Афин Borderline Syndrome мы знакомим наших читателей на их втором диске, ЕР под названием Synapses, выпущенным в 2016 году. Дебютным же стал для группы альбом Stateless, изданный еще в 2012-м. Я его не слышал, но потому, что ...
Арфа – инструмент древний, но сравнительно редко попадающий в эпицентр внимания публики – это касается как академической музыки, так и джаза. Арфу, по крайней мере в ее классическом варианте, считают преимущественно женским инструментом ...
Для канадской басистки, певицы и композитора Брэнди Дистерхефт Blue Canvas – это уже четвертый альбом в дискографии. Уроженка Ванкувера дебютировала еще в 2008 году альбомом со скромным названием Debut, но эта работа сразу принесла ей высшую ...
«Двигаясь вперед» - довольно символичное название, не правда ли? Что ж, для тенор-саксофониста Брента Галлахера этот новый альбом действительно еще один шаг вперед в джазовой карьере. Брента хорошо знают в Цинцинатти, он уже четверть ...
Два москвича, два человека, активно занимающиеся электронной экспериментальной музыкой, оба выступают и записываются под никами, оба являются владельцами собственных лейблов – но у каждого из них свой путь, свои творческие методы и ранее они ...
Каждый представляет, как волнует встреча с друзьями, которых давно не видел: тут и радость, и ревнивое сравнение числа новых морщинок на лице, и неизбежные ностальгические воспоминания – в общем, сложная гамма чувств. Похожие эмоции я испытал, ...
С пианисткой из Нью-Йорка Кэрол Либовиц наш сайт познакомился уже в 2015 году в дебютном альбоме, как трио Payne / Lindal / Liebowitz, так и издавшего его молодого независимого лейбла Line Art Records. И вот – второй альбом в каталоге лейбла ...
Аструд Жильберто, Флора Пурим, Таня Мария, Элиана Элиас, Лючиана Соуза… Бразильская джазовая сцена регулярно дарит миру ярких, талантливых вокалисток. Пора запомнить и еще одно имя – Кэрол Сабойя. Это мне – пора, поскольку впервые ...
Новый альбом в серии сетевых переизданий каталога MPS Records представляет во всей красе одного из апостолов фри-джаза, самого известного фри-джазового пианиста, 49-летнего (на тот момент) Сесила Тейлора. Всего лишь две композиции, составившие ...