Группа Ragtime образовалась в 1987 году в городе Нальчике. В ее состав вошли: Арсен Шомахов — гитара, вокал, Аслан Жантуев — бас, Султанбек Мамышев — ударные. За время своего существования группа записала несколько альбомов, стала лауреатом и дипломантом ряда региональных музыкальных конкурсов и приобрела авторитет среди любителей музыки в родном городе. Однако, серьезного "прорыва"’ в судьбе коллектива так и не произошло.
Серия блюзовых стандартов, записанная в 1999 году и условно названная Out of the Blues знаменует новый период в творчестве группы. Выступление Ragtime на фолк-блюз фестивале "Дельта Невы", проходившем в июле этого года в Санкт-Петербурге, , было положительно воспринято публикой и критиками, а самим музыкантам, довольно редко выступающим публично в последнее время, дало новый заряд для дальнейшего творчества.
Далее — о блюзе и не только — от лидера группы Ragtime Арсена Шомахова.
Почему вы стали играть блюз? Почему не хард или что- либо еще? Предпосылок к этому было больше, чем шансов обратиться к блюзу (если говорить именно о Нальчике)?
— Блюз в моей жизни возник еще с дошкольного возраста. Дома звучало, как я теперь понимаю, очень много хорошей музыки. Среди прочего наиболее ярким детским впечатлением был Луи Армстронг. Меня направлял в "нужное русло" мой старший брат, показывая, как играются блюзовые "квадраты" на гитаре и пианино. Он давал мне вести бас, затем мы менялись, и я, как мог, пытался импровизировать. Все это было очень весело. Позднее я часами сидел у пианино, подыгрывая проигрывателю. Интерес к блюзу, вернее интерес к импровизации, возник уже тогда. Потом пришло увлечение гитарой, конечно рок-н-ролл в школьной группе, попытки играть джаз-рок в студенческие времена. Ориентиры были самые разнообразные: от Хендрикса и Jethro Tull до King Crimson и Mahavishnu.Позже открыл для себя SRV и мадди Уотерса.
О предпосылках: то, что в основном игралось в Нальчике в то время, когда мы осознали себя "группой" (1987), никоим образом не влияло на наше "творчество". Напротив, гитаристы в шипах и "лосинах" (да, да!), вооруженные угловатыми гитарами, были предметом непонимания и нескончаемых насмешек. Так что, никакого обращения к блюзу для меня не было - он всегда был моей любимой музыкой. Просто в какой-то момент мои блюзовые музыкальные пристрастия возобладали над всеми другими, в результате чего репертуар Ragtime стал на три четверти состоять из блюзовых стандартов.
— "Состояние блюз", как его описать?
— Не знаю. Очень многие считают, что блюз — это печальная, непременно медленная и чрезвычайно скучная в гармоническом отношении музыка. Трудно объяснить ошибочность этого представления тому, кто думает так. Блюз для меня—это во многом самоирония, способность улыбнуться в нелепой ситуации, возможность совладать с самыми сюрреалистическими превратностями жизни.
— Как Вам споры "блюз — для черных", могут ли его играть белые? Существует ли все же разница, можно ли дифференцировать музыку, которую играют черные, от музыки белых музыкантов? Ноты-то Одни.
— Эти споры оставляют меня безучастным. Блюз — музыка для всех. Однако я уверен, что чернокожие исполнители делают его иначе, и это объясняется их этнической самобытностью. За всем этим — очень долгая история, описанием и исследованием которой занимается множество именитых историков и музыковедов. Я не могу дать профессионального объяснения различиям между исполнительскими особенностями черных и белых музыкантов, однако это очень здорово и подробно описывается в книге Джеймса Линкольна Коллиера "Становление Джаза" (The Making of Jazz). Это сфера серьезных теоретиков музыки.
—Я как-то слышала, что блюз — это авторская, автобиографическая музыка. Можно ли выделить блюз в этом плане из других жанров?
— Понятие "авторская музыка" ассоциируется у меня с понятием "авторская песня", т.е. песня, написанная не членом союза композиторов, а физиком-лириком, бардом и т.д. Если серьезно, то я не стал бы использовать это понятие применительно к блюзу. Очень часто исполнители блюза используют песни, сочиненные другими блюзменами. Подобно "evergreens" в джазе, в блюзе существуют стандарты, классика жанра. За счет своей индивидуальной манеры, аранжировки, импровизации исполнители заставляют их звучать совершенно по-иному, и зачастую авторство приписывается им. Блюз может быть автобиографичным, бытовым, философским, каким угодно. Беря начало из так называемых work songs, песен сопровождавших процесс выполнения тяжелой физической работы, и spirituals — традиционной религиозной музыки, блюз, на мой взгляд, выделяется определенной "незатейливостью" тематики и, вместе с тем, невероятной глубиной чувства, колоссальный эффект достигается скупыми выразительными средствами.
Характерно, что исполнители блюза всегда обладали свободой не только в трактовке музыки, но и текста, очень часто во время выступления исполнитель "присочиняет" какие-то подробности, детали события, что мне лично очень нравится.
— Можно ли сказать, что границы блюза и джаза соприкасаются? Происходит ли взаимодействие этих жанров в вашей музыке?
Блюз явился предтечей, джаза, естественно, эти два стиля соприкасаются и взаимопроникают, обогащая друг друга. Элементы джаза присутствуют в некотором роде и в нашей музыке. На мою манеру игры повлияло, влияет и будет влиять множество исполнителей, в том числе джазовых, — это естественный процесс. Другое дело — не раствориться в чужих идеях и попытаться создать свой собственный, узнаваемый язык. Насколько мне это удается, не мне судить, я прекрасно осознаю, сколько нужно работать над собой, и очень надеюсь, что смогу постепенно сблизиться с джазом, конечно при условии постоянной практики и аудирования.
Назову несколько своих теперешних блюзовых и джазовых "ориентиров" — Бадди Гай, Роберт Крэй, Джо Скофилд, Джон Маклафлин, Скотт Хэндерсон, ряд можно продолжать долго...
— Эклектика — это хорошо или плохо? Полезно или во вред? Для музыканта в общем понимании и для блюзмена?
— Могу сказать о себе: чем разнообразнее музыка, которую я пытаюсь играть, тем интереснее для меня задачи, которые она ставит. Я не считаю себя "блюзменом" в чистом виде, вообще пытаюсь избегать подобных определений. Хочется пробовать разную стилистику, впитывать новую эстетику, играть со множеством различных музыкантов. К сожалению, жизнь в культурной провинции не позволяет всего этого, как не позволяет обладать необходимой информацией, посещать концерты, выставки и т.д. Так что, думаю, эклектика — это хорошо, и если исполнитель по-настоящему талантлив, его манера узнаваема и любима в любой избранной им стилистике.
— Что дают концерты? Вы больше концертная группа или студийная?
— Концерты дают возможность непосредственно видеть реакцию зрителе^, "подпитываться" от них энергией, пробовать новый материал, массу всего...
Относительно второй части вопроса — мы делаем то, что в данный момент достижимо и целесообразно для нашей группы. Записи и концертные выступления происходят большей частью тогда, когда для этого складываются благоприятные обстоятельства: находятся деньги, время, доступная студия и др. Я, наверное, предпочел бы не очень хорошо организованный процесс записи на студии не очень хорошо организованному концерту.
Работа на студии меня очень привлекает, однако мне еще ни разу не удалось записать какой- либо номер в желаемом звучании и так же живо и непринужденно, как это иногда бывает на концерте или репетиции. Во многом это связано с проблемой технического оснащения местных студий и, конечно же, с проблемой творческой атмосферы, которая жизненно необходима для создания сколько-нибудь стоящей записи.
— Концерт — это эмоциональный взрыв? Экзистенциальный прорыв? Что это для вас?
— Все намного проще: концерт для меня — это большая ответственность и, в связи с этим, большое эмоциональное напряжение. Если он проходит удачно, появляется энергия и желание работать дальше, если нет — впадаю на некоторое время в депрессию или в "спячку".
— Устраивает ли Ragtime формат трио?
— В настоящий момент да, но нам нужно очень и очень много работать, чтобы быть интересными в этом формате. Это совсем не просто. Конечно, хотелось бы расширить 'состав, например, поработать с медной группой, однако вряд ли это возможно в наших условиях. В ближайшем будущем надеюсь, что нам удастся записать очередное демо. Это будет несколько инструментальных номеров, но не в чисто блюзовом виде. Это не значит, что интерес к блюзовым стандартам утрачен, просто хочется поэкспериментировать, высветить свои скрытые стороны.
— Выступая на фестивале, как вы ощущали себя рядом со столичными группами?
— Без проблем, однако, некоторый "провинциальный синдром" присутствовал. Это неизбежный результат того, что мы очень долго варимся "в своем соку". Еще две вещи добавляли неуверенности: 1. Мы фактически не прошли sound-check; 2. У нас не было своего звукоинженера.
— Как вы оцениваете опыт, который получили на фестивале? Какие выводы для себя делали?
— Безусловно, положительно. Выводы: заниматься больше, выступать и записываться чаще, и желательно в центре.
— Многие хорошие музыканты бросают активные занятия музыкой, если они получают от этого мало денег, редко играют на концертах или теряют уверенность в том, что это кому-то нужно. "Регтайм" в этом смысле всегда находился в неблагоприятных обстоятельствах, однако группа существует очень долго. Что заставляет команду продолжать музыкальные эксперименты? И хватит ли этого завода на будущее?
— У меня не было и нет никакой уверенности в том, что наша- музыка кому-то по-настоящему нужна. Раньше был беспочвенный юношеский задор и оптимизм: нужно играть, потому что не играть невозможно. Сейчас стадия некой психической зависимости от процесса, как, скажем, от наркотиков или табака. Что будет дальше — затрудняюсь предположить. Многое зависит от осознания своих целей каждым музыкантом коллектива. Лично у меня есть твердая уверенность, что этот род творчества жизненно необходим мне, а значит, я буду продолжать им заниматься, пока не сложатся уж совсем критические обстоятельства. Надеюсь, этого не произойдет. А если и произойдет, то всегда есть надежда на перемены к лучшему...
Все это я говорю без лишних эмоций, потому что прекрасно осознаю, что в таком положении были и будут сотни музыкантов куда более талантливых и оригинальных, чем мы.
And that's another reason to play the Blues.
Мария Мирошниченко
Ирина Юдина
Федор Романенко
О группе "Регтайм" из Нальчика я узнал почти случайно, когда получил по электронной почте предложение послушать через сеть несколько демонстрационных композиций с записанного ими альбома. Первая реакция у меня была примерно такая: очень неплохо, несмотря на некоторую тяжесть гитарного звучания, иногда сопряженную у других исполнителей с неприятными пороками. Здесь же все было отлично и замечательно воспринималось, несмотря на некоторое мое предубеждение против утяжеленного звука. Первая прослушанная композиция — бессмертная песня Альберта Кинга Bom Under a Bad Sign, которую мы в доблюзовой молодости слушали еще у Cream, в исполнении группы Ragtime буквально завела меня на полчаса. Они настолько замечательно уловили и воспроизвели заложенную Кингом ритмическую пружину, что я не мог успокоиться и распевал ее, пока не надоел окончательно своей жене. Ну, и второе наблюдение, которое сразу пришло в голову по поводу группы Регтайм, —это отличный вокал Арсена Шомахова, с правильным произношением, которое у нас, увы, редко где услышишь. Плюс, очень хорошо поставленный голос, который точно и отчетливо интонирует мелодию без каких-либо срывов в фальшь в наиболее эмоциональных местах.
Гитара у Арсена Шомахова звучит очень аккуратно, несмотря на несколько тяжелое звучание на первой пластинке, которое, как я потом убедился, является исключительно издержкой записи, сделанной в неподходящих условиях. При этом по степени виртуозности его гитара вполне обставит известных московских блюзовых запильщиков, которые, в свою очередь, не могут похвастаться осмысленностью импровизации. Соло у Шомахова на вполне стандартные гармонии создает впечатление очень и очень высокого качества, выигрывая не за счет пулеметного запила или громких эмоциональных нот в конце квадрата, а благодаря в меру сдержанной, продуманной манеры с чистым извлечением звука. При этом в скорострельных способностях Арсена можно убедиться по композиции Boogie Boy, которая у меня, например, захватывает дыхание именно сочетанием быстрого соло, развивающегося параллельно с круто изменяющейся гармонией. Что мне напоминает, к примеру, композицию Stevie Ray Vaughan Rude Mood и, с другой стороны, что-то из бибопа, когда темой является сильно усложненная "мелодия", которая сама могла родиться в качестве импровизации на более простую мелодию в медленном темпе. При этом на ускоренную полу-пулеметную тему накладываются все те же правила понижения/повышения ступеней для обыгрывания смены гармонии. Такого истинного драйва ни за что не добьешься тяжелым звуком типа дж-дж-дж или быстрым запилом, ибо это мне уже давно наскучило.
Общее впечатление от этой группы можно сформулировать так: на удивление профессионально сыгранный блюз. Для тех, кто считает, что блюз должен рождаться исключительно спонтанно и интуитивно, это слово может оказаться отрицательной характеристикой, одна- • ко для меня—в точности наоборот. Такие же слова приходят мне на ум, например, в отношении Джона Майалла, однако, разумеется, без каких-либо прямых попыток прямого сравнения с нашими героями. Сочетание аккуратности, знания, сдержанности, чувства и драйва за счет знания предмета и наличия опыта меня всегда очень лривлекали.
Вот какой факт меня и других особенно поражает. В Нальчике в полной изоляции выросла группа, которая играет на самом высоком уровне, превосходит многих московских музыкантов и не страдает столичными блюзовыми болезнями. Подобная изоляция, возможно, именно в этом смысле принесла группе некоторую пользу, однако и наложила свой определенный отпечаток. Очень типичная и понятная черта для группы,'выросшей в блюзовой провинции, которая изрядно проявляется даже в Питере, — подбор песен преимущественно из репертуара гитаристов-родственников SRV и Hendrix-a. Возможно, это бывает от ограниченности в доступе к широкому спектру музыки, а отчасти—от желания спеть песни самых любимых с юности исполнителей там, где никто о них не слышал, чтобы донести и разделить с публикой свои горячие к ним чувства. В столице так уже никто не делает, хотя иногда я и сам об этом немного жалею. Но к чести группы "Регтайм" следует сказать, что при исполнении подобного репертуара они изрядно и в лучшую сторону отличаются от многочисленных групп — SRV-клонов, которые снимают у SRV все—от аранжировки нота в ноту, копируя звуки, извлекаемые медиатором у колка гитары, до шляпы, берета или бородки под нижней губой. Если копируют плохо, то слушать это противно, а если хорошо, то — скучновато. "Регтайм" при исполнении SRV делает свою аранжировку и импровизацию, но, сохраняя и подчеркивая основную музыкальную идею, заложенную автором, т.е. то, что эту песню или блюзовый стандарт отличает от какого-нибудь другого. В этом и есть, на мой взгляд, признак самостоятельности талантливого исполнителя, в то же время бережно относящегося к авторскому материалу.
В качестве композиции собственного сочинения я слышал только балладу (или "медляк" по-нашему) Lost My Cool. Я не сразу решился его целиком послушать, ибо привычки к таким вещам у меня нет, однако потом обнаружил, что в соответствующем жанре это очень качественная песня, которая вполне способна возглавить какой-нибудь романтический сборник рок- баллад. Я это говорю без иронии. Хотя мне эта песня менее интересна, она вместе с парой других композиций говорит мне о некоторой свободе и назажатости гармонического мышления у ее автора — Арсена.
Из-за не вполне благоприятных обстоятельств для блюзового развития в собственном городе группа, которая имеет довольно солидный по нашим меркам стаж (с 1987 года), выступала довольно мало. В какой-то момент из-за невостребованности у себя на родине они были вынуждены делать перерывы. Все их нынешнее мастерство выросло из подлинного энтузиазма и любви к музыке при полностью неблагоприятных внешних условиях. До меня дошел слух, что перед первым в последние годы публичным выступлением на фестивале в Питере они репетировали в течение месяца по несколько часов в день. (Кто-то скажет — хорошей группе не нужно репетировать.;) Мне кажется, что эти обстоятельства очень хорошо о них говорят. Как результат, их получасовое выступление и концерт оркестра Мишуриса были наиболее яркими событиями на фестивале.
"Регтайм" стал одним из двух радостных открытий этого года. Почти все мои знакомые — музыканты или любители — отзывались о группе хорошими словами, когда при мне слушали ее в первый раз. Не буду называть имен или цитировать — послушайте и доверьтесь собственному впечатлению. Для меня "Регтайм" — это одна из немногих отечественных групп, которую я — скептик, не поддающийся только на эффектность живого концерта, — готов слушать и получать удовольствие от музыки в живую или на пластинке. Без привычных оговорок и мыслей про то, что этот музыкант, в принципе, может или что сегодня он сыграл пару неплохих песен, или что вполне сойдет с кетчупом и т.д. Признаюсь, что мне их музыка нравится почти целиком и в чистом виде, поэтому я и взялся написать столько приятных слов. Напоследок пожелаю себе и друзьям послушать побольше регтаймовских концертов, а группе—хорошо и с чувством поиграть для взаимного удовольствия.
Фолк-группа Drobinska – это редчайший сплав болгарских, македонских, сербских и румынских мелодий, собранных Олегом Дробинским ("Наеховичи", экс-"Добраночь") в путешествиях по Венгрии, Румынии, Боснии и Герцеговине, а также в Кишиневской ...
Прошло уже около трех месяцев после окончания Дней джаза в Ереване, а отголоски этого события все еще слышны. Люди обсуждают, судачат, делают выводы и заключения. И сегодня мне бы хотелось рассказать о коллективе, который вызвал больше всего ...
"Мощно, шокирующе, великолепно... Мгновенно узнаваемая гитара Чарли Бэйти и уникальные юмористически-лирические песни Рика Эстрина делают группу одним из самых удачных проектов, синтезирующих блюз, свинг, джаз, рокабилли, и обеспечивают ей все ...
Джаз уже довольно давно, приблизительно со времен окончания эры Свинга, перестал быть поп-музыкой. На авансцену общественных вкусов на родине джаза вышли другие направления, генетически с ним связанные, но изменившиеся до неузнаваемости. Возвращение ...
Есть такое расхожее понятие: новое лицо. Новое лицо в джазе, в литературе, на эстраде и так далее. В случае с ансамблем Medeski, Martin & Wood (далее для краткости будем обозначать его просто аббревиатурой MMW) впору, однако, говорить не о ...
Надрывный звук цыганских гитар опять начинает соблазнять мир романтикой страсти и странствий — так же, как когда-то в прокуренных джазовых клубах послевоенного Парижа. Такие прославленные гитаристы, как голландец Джимми Розенберг (Jimmy ...
Блюз говорит о спасении здесь и сейчас. Госпел говорит о спасении, которое ждет впереди. Так что, блюз — это такой психиатр для бедных. " Гайя Адегбалола К истории вопроса Я листаю блюзовую энциклопедию. Солидную. Этакий увесистый, на ...
В одном темном-темном городе, на одной темной-темной улице, в одном темном- темном джаз-клубе... Стоп, стоп, стоп. На самом деле все обстоит строго наоборот. Город темным назвать трудно, особенно в летние месяцы, когда над ним опускается ...
Ten Years Before, In March'95 (Intro) Весенний мартовский день подходил к концу, и еще не успевшее утомиться яркое оранжевое солнце клонилось к закату. Его ускользающие лучи отражались в окнах домов старого Арбата и близлежащих переулков в виде ...
Хачик Саакян — Армен Уснунц. Вот уже полтора десятка лет имена этих двух великолепных музыкантов и просто славных ребят на устах у армянских любителей музыки всех жанров — от фолк-попа до самого авангардного джаза. Много лет подряд они работали в ...
Знаете, почему ереванцы завидуют жителям Нью-Йорка, Парижа или Москвы? Не потому, что у них нет проблем с отоплением или газом как у нас, а потому, что у них в городе жизнь ярче, насыщеннее, все время происходит что-то интересное — выставки в ...
Пусть рецензия на диск Zhuravy Этна Трыо Троiца станет лишь предлогом для описания целого музыкального явления, каковым является белорусское этно-трио Троца и его лидер Иван Кирчук. Группа существует с 1995 года. Записала две пластинки: Troitsa ...