Группа Ragtime образовалась в 1987 году в городе Нальчике. В ее состав вошли: Арсен Шомахов — гитара, вокал, Аслан Жантуев — бас, Султанбек Мамышев — ударные. За время своего существования группа записала несколько альбомов, стала лауреатом и дипломантом ряда региональных музыкальных конкурсов и приобрела авторитет среди любителей музыки в родном городе. Однако, серьезного "прорыва"’ в судьбе коллектива так и не произошло.
Серия блюзовых стандартов, записанная в 1999 году и условно названная Out of the Blues знаменует новый период в творчестве группы. Выступление Ragtime на фолк-блюз фестивале "Дельта Невы", проходившем в июле этого года в Санкт-Петербурге, , было положительно воспринято публикой и критиками, а самим музыкантам, довольно редко выступающим публично в последнее время, дало новый заряд для дальнейшего творчества.
Далее — о блюзе и не только — от лидера группы Ragtime Арсена Шомахова.
Почему вы стали играть блюз? Почему не хард или что- либо еще? Предпосылок к этому было больше, чем шансов обратиться к блюзу (если говорить именно о Нальчике)?
— Блюз в моей жизни возник еще с дошкольного возраста. Дома звучало, как я теперь понимаю, очень много хорошей музыки. Среди прочего наиболее ярким детским впечатлением был Луи Армстронг. Меня направлял в "нужное русло" мой старший брат, показывая, как играются блюзовые "квадраты" на гитаре и пианино. Он давал мне вести бас, затем мы менялись, и я, как мог, пытался импровизировать. Все это было очень весело. Позднее я часами сидел у пианино, подыгрывая проигрывателю. Интерес к блюзу, вернее интерес к импровизации, возник уже тогда. Потом пришло увлечение гитарой, конечно рок-н-ролл в школьной группе, попытки играть джаз-рок в студенческие времена. Ориентиры были самые разнообразные: от Хендрикса и Jethro Tull до King Crimson и Mahavishnu.Позже открыл для себя SRV и мадди Уотерса.
О предпосылках: то, что в основном игралось в Нальчике в то время, когда мы осознали себя "группой" (1987), никоим образом не влияло на наше "творчество". Напротив, гитаристы в шипах и "лосинах" (да, да!), вооруженные угловатыми гитарами, были предметом непонимания и нескончаемых насмешек. Так что, никакого обращения к блюзу для меня не было - он всегда был моей любимой музыкой. Просто в какой-то момент мои блюзовые музыкальные пристрастия возобладали над всеми другими, в результате чего репертуар Ragtime стал на три четверти состоять из блюзовых стандартов.
— "Состояние блюз", как его описать?
— Не знаю. Очень многие считают, что блюз — это печальная, непременно медленная и чрезвычайно скучная в гармоническом отношении музыка. Трудно объяснить ошибочность этого представления тому, кто думает так. Блюз для меня—это во многом самоирония, способность улыбнуться в нелепой ситуации, возможность совладать с самыми сюрреалистическими превратностями жизни.
— Как Вам споры "блюз — для черных", могут ли его играть белые? Существует ли все же разница, можно ли дифференцировать музыку, которую играют черные, от музыки белых музыкантов? Ноты-то Одни.
— Эти споры оставляют меня безучастным. Блюз — музыка для всех. Однако я уверен, что чернокожие исполнители делают его иначе, и это объясняется их этнической самобытностью. За всем этим — очень долгая история, описанием и исследованием которой занимается множество именитых историков и музыковедов. Я не могу дать профессионального объяснения различиям между исполнительскими особенностями черных и белых музыкантов, однако это очень здорово и подробно описывается в книге Джеймса Линкольна Коллиера "Становление Джаза" (The Making of Jazz). Это сфера серьезных теоретиков музыки.
—Я как-то слышала, что блюз — это авторская, автобиографическая музыка. Можно ли выделить блюз в этом плане из других жанров?
— Понятие "авторская музыка" ассоциируется у меня с понятием "авторская песня", т.е. песня, написанная не членом союза композиторов, а физиком-лириком, бардом и т.д. Если серьезно, то я не стал бы использовать это понятие применительно к блюзу. Очень часто исполнители блюза используют песни, сочиненные другими блюзменами. Подобно "evergreens" в джазе, в блюзе существуют стандарты, классика жанра. За счет своей индивидуальной манеры, аранжировки, импровизации исполнители заставляют их звучать совершенно по-иному, и зачастую авторство приписывается им. Блюз может быть автобиографичным, бытовым, философским, каким угодно. Беря начало из так называемых work songs, песен сопровождавших процесс выполнения тяжелой физической работы, и spirituals — традиционной религиозной музыки, блюз, на мой взгляд, выделяется определенной "незатейливостью" тематики и, вместе с тем, невероятной глубиной чувства, колоссальный эффект достигается скупыми выразительными средствами.
Характерно, что исполнители блюза всегда обладали свободой не только в трактовке музыки, но и текста, очень часто во время выступления исполнитель "присочиняет" какие-то подробности, детали события, что мне лично очень нравится.
— Можно ли сказать, что границы блюза и джаза соприкасаются? Происходит ли взаимодействие этих жанров в вашей музыке?
Блюз явился предтечей, джаза, естественно, эти два стиля соприкасаются и взаимопроникают, обогащая друг друга. Элементы джаза присутствуют в некотором роде и в нашей музыке. На мою манеру игры повлияло, влияет и будет влиять множество исполнителей, в том числе джазовых, — это естественный процесс. Другое дело — не раствориться в чужих идеях и попытаться создать свой собственный, узнаваемый язык. Насколько мне это удается, не мне судить, я прекрасно осознаю, сколько нужно работать над собой, и очень надеюсь, что смогу постепенно сблизиться с джазом, конечно при условии постоянной практики и аудирования.
Назову несколько своих теперешних блюзовых и джазовых "ориентиров" — Бадди Гай, Роберт Крэй, Джо Скофилд, Джон Маклафлин, Скотт Хэндерсон, ряд можно продолжать долго...
— Эклектика — это хорошо или плохо? Полезно или во вред? Для музыканта в общем понимании и для блюзмена?
— Могу сказать о себе: чем разнообразнее музыка, которую я пытаюсь играть, тем интереснее для меня задачи, которые она ставит. Я не считаю себя "блюзменом" в чистом виде, вообще пытаюсь избегать подобных определений. Хочется пробовать разную стилистику, впитывать новую эстетику, играть со множеством различных музыкантов. К сожалению, жизнь в культурной провинции не позволяет всего этого, как не позволяет обладать необходимой информацией, посещать концерты, выставки и т.д. Так что, думаю, эклектика — это хорошо, и если исполнитель по-настоящему талантлив, его манера узнаваема и любима в любой избранной им стилистике.
— Что дают концерты? Вы больше концертная группа или студийная?
— Концерты дают возможность непосредственно видеть реакцию зрителе^, "подпитываться" от них энергией, пробовать новый материал, массу всего...
Относительно второй части вопроса — мы делаем то, что в данный момент достижимо и целесообразно для нашей группы. Записи и концертные выступления происходят большей частью тогда, когда для этого складываются благоприятные обстоятельства: находятся деньги, время, доступная студия и др. Я, наверное, предпочел бы не очень хорошо организованный процесс записи на студии не очень хорошо организованному концерту.
Работа на студии меня очень привлекает, однако мне еще ни разу не удалось записать какой- либо номер в желаемом звучании и так же живо и непринужденно, как это иногда бывает на концерте или репетиции. Во многом это связано с проблемой технического оснащения местных студий и, конечно же, с проблемой творческой атмосферы, которая жизненно необходима для создания сколько-нибудь стоящей записи.
— Концерт — это эмоциональный взрыв? Экзистенциальный прорыв? Что это для вас?
— Все намного проще: концерт для меня — это большая ответственность и, в связи с этим, большое эмоциональное напряжение. Если он проходит удачно, появляется энергия и желание работать дальше, если нет — впадаю на некоторое время в депрессию или в "спячку".
— Устраивает ли Ragtime формат трио?
— В настоящий момент да, но нам нужно очень и очень много работать, чтобы быть интересными в этом формате. Это совсем не просто. Конечно, хотелось бы расширить 'состав, например, поработать с медной группой, однако вряд ли это возможно в наших условиях. В ближайшем будущем надеюсь, что нам удастся записать очередное демо. Это будет несколько инструментальных номеров, но не в чисто блюзовом виде. Это не значит, что интерес к блюзовым стандартам утрачен, просто хочется поэкспериментировать, высветить свои скрытые стороны.
— Выступая на фестивале, как вы ощущали себя рядом со столичными группами?
— Без проблем, однако, некоторый "провинциальный синдром" присутствовал. Это неизбежный результат того, что мы очень долго варимся "в своем соку". Еще две вещи добавляли неуверенности: 1. Мы фактически не прошли sound-check; 2. У нас не было своего звукоинженера.
— Как вы оцениваете опыт, который получили на фестивале? Какие выводы для себя делали?
— Безусловно, положительно. Выводы: заниматься больше, выступать и записываться чаще, и желательно в центре.
— Многие хорошие музыканты бросают активные занятия музыкой, если они получают от этого мало денег, редко играют на концертах или теряют уверенность в том, что это кому-то нужно. "Регтайм" в этом смысле всегда находился в неблагоприятных обстоятельствах, однако группа существует очень долго. Что заставляет команду продолжать музыкальные эксперименты? И хватит ли этого завода на будущее?
— У меня не было и нет никакой уверенности в том, что наша- музыка кому-то по-настоящему нужна. Раньше был беспочвенный юношеский задор и оптимизм: нужно играть, потому что не играть невозможно. Сейчас стадия некой психической зависимости от процесса, как, скажем, от наркотиков или табака. Что будет дальше — затрудняюсь предположить. Многое зависит от осознания своих целей каждым музыкантом коллектива. Лично у меня есть твердая уверенность, что этот род творчества жизненно необходим мне, а значит, я буду продолжать им заниматься, пока не сложатся уж совсем критические обстоятельства. Надеюсь, этого не произойдет. А если и произойдет, то всегда есть надежда на перемены к лучшему...
Все это я говорю без лишних эмоций, потому что прекрасно осознаю, что в таком положении были и будут сотни музыкантов куда более талантливых и оригинальных, чем мы.
And that's another reason to play the Blues.
Мария Мирошниченко
Ирина Юдина
Федор Романенко
О группе "Регтайм" из Нальчика я узнал почти случайно, когда получил по электронной почте предложение послушать через сеть несколько демонстрационных композиций с записанного ими альбома. Первая реакция у меня была примерно такая: очень неплохо, несмотря на некоторую тяжесть гитарного звучания, иногда сопряженную у других исполнителей с неприятными пороками. Здесь же все было отлично и замечательно воспринималось, несмотря на некоторое мое предубеждение против утяжеленного звука. Первая прослушанная композиция — бессмертная песня Альберта Кинга Bom Under a Bad Sign, которую мы в доблюзовой молодости слушали еще у Cream, в исполнении группы Ragtime буквально завела меня на полчаса. Они настолько замечательно уловили и воспроизвели заложенную Кингом ритмическую пружину, что я не мог успокоиться и распевал ее, пока не надоел окончательно своей жене. Ну, и второе наблюдение, которое сразу пришло в голову по поводу группы Регтайм, —это отличный вокал Арсена Шомахова, с правильным произношением, которое у нас, увы, редко где услышишь. Плюс, очень хорошо поставленный голос, который точно и отчетливо интонирует мелодию без каких-либо срывов в фальшь в наиболее эмоциональных местах.
Гитара у Арсена Шомахова звучит очень аккуратно, несмотря на несколько тяжелое звучание на первой пластинке, которое, как я потом убедился, является исключительно издержкой записи, сделанной в неподходящих условиях. При этом по степени виртуозности его гитара вполне обставит известных московских блюзовых запильщиков, которые, в свою очередь, не могут похвастаться осмысленностью импровизации. Соло у Шомахова на вполне стандартные гармонии создает впечатление очень и очень высокого качества, выигрывая не за счет пулеметного запила или громких эмоциональных нот в конце квадрата, а благодаря в меру сдержанной, продуманной манеры с чистым извлечением звука. При этом в скорострельных способностях Арсена можно убедиться по композиции Boogie Boy, которая у меня, например, захватывает дыхание именно сочетанием быстрого соло, развивающегося параллельно с круто изменяющейся гармонией. Что мне напоминает, к примеру, композицию Stevie Ray Vaughan Rude Mood и, с другой стороны, что-то из бибопа, когда темой является сильно усложненная "мелодия", которая сама могла родиться в качестве импровизации на более простую мелодию в медленном темпе. При этом на ускоренную полу-пулеметную тему накладываются все те же правила понижения/повышения ступеней для обыгрывания смены гармонии. Такого истинного драйва ни за что не добьешься тяжелым звуком типа дж-дж-дж или быстрым запилом, ибо это мне уже давно наскучило.
Общее впечатление от этой группы можно сформулировать так: на удивление профессионально сыгранный блюз. Для тех, кто считает, что блюз должен рождаться исключительно спонтанно и интуитивно, это слово может оказаться отрицательной характеристикой, одна- • ко для меня—в точности наоборот. Такие же слова приходят мне на ум, например, в отношении Джона Майалла, однако, разумеется, без каких-либо прямых попыток прямого сравнения с нашими героями. Сочетание аккуратности, знания, сдержанности, чувства и драйва за счет знания предмета и наличия опыта меня всегда очень лривлекали.
Вот какой факт меня и других особенно поражает. В Нальчике в полной изоляции выросла группа, которая играет на самом высоком уровне, превосходит многих московских музыкантов и не страдает столичными блюзовыми болезнями. Подобная изоляция, возможно, именно в этом смысле принесла группе некоторую пользу, однако и наложила свой определенный отпечаток. Очень типичная и понятная черта для группы,'выросшей в блюзовой провинции, которая изрядно проявляется даже в Питере, — подбор песен преимущественно из репертуара гитаристов-родственников SRV и Hendrix-a. Возможно, это бывает от ограниченности в доступе к широкому спектру музыки, а отчасти—от желания спеть песни самых любимых с юности исполнителей там, где никто о них не слышал, чтобы донести и разделить с публикой свои горячие к ним чувства. В столице так уже никто не делает, хотя иногда я и сам об этом немного жалею. Но к чести группы "Регтайм" следует сказать, что при исполнении подобного репертуара они изрядно и в лучшую сторону отличаются от многочисленных групп — SRV-клонов, которые снимают у SRV все—от аранжировки нота в ноту, копируя звуки, извлекаемые медиатором у колка гитары, до шляпы, берета или бородки под нижней губой. Если копируют плохо, то слушать это противно, а если хорошо, то — скучновато. "Регтайм" при исполнении SRV делает свою аранжировку и импровизацию, но, сохраняя и подчеркивая основную музыкальную идею, заложенную автором, т.е. то, что эту песню или блюзовый стандарт отличает от какого-нибудь другого. В этом и есть, на мой взгляд, признак самостоятельности талантливого исполнителя, в то же время бережно относящегося к авторскому материалу.
В качестве композиции собственного сочинения я слышал только балладу (или "медляк" по-нашему) Lost My Cool. Я не сразу решился его целиком послушать, ибо привычки к таким вещам у меня нет, однако потом обнаружил, что в соответствующем жанре это очень качественная песня, которая вполне способна возглавить какой-нибудь романтический сборник рок- баллад. Я это говорю без иронии. Хотя мне эта песня менее интересна, она вместе с парой других композиций говорит мне о некоторой свободе и назажатости гармонического мышления у ее автора — Арсена.
Из-за не вполне благоприятных обстоятельств для блюзового развития в собственном городе группа, которая имеет довольно солидный по нашим меркам стаж (с 1987 года), выступала довольно мало. В какой-то момент из-за невостребованности у себя на родине они были вынуждены делать перерывы. Все их нынешнее мастерство выросло из подлинного энтузиазма и любви к музыке при полностью неблагоприятных внешних условиях. До меня дошел слух, что перед первым в последние годы публичным выступлением на фестивале в Питере они репетировали в течение месяца по несколько часов в день. (Кто-то скажет — хорошей группе не нужно репетировать.;) Мне кажется, что эти обстоятельства очень хорошо о них говорят. Как результат, их получасовое выступление и концерт оркестра Мишуриса были наиболее яркими событиями на фестивале.
"Регтайм" стал одним из двух радостных открытий этого года. Почти все мои знакомые — музыканты или любители — отзывались о группе хорошими словами, когда при мне слушали ее в первый раз. Не буду называть имен или цитировать — послушайте и доверьтесь собственному впечатлению. Для меня "Регтайм" — это одна из немногих отечественных групп, которую я — скептик, не поддающийся только на эффектность живого концерта, — готов слушать и получать удовольствие от музыки в живую или на пластинке. Без привычных оговорок и мыслей про то, что этот музыкант, в принципе, может или что сегодня он сыграл пару неплохих песен, или что вполне сойдет с кетчупом и т.д. Признаюсь, что мне их музыка нравится почти целиком и в чистом виде, поэтому я и взялся написать столько приятных слов. Напоследок пожелаю себе и друзьям послушать побольше регтаймовских концертов, а группе—хорошо и с чувством поиграть для взаимного удовольствия.
После смерти Чарли Мингуса его дело взялась продолжать Сью Мингус, прожившая рядом с ним много лет и как никто понимавшая все его чувства и устремления. Никогда еще история джаза не знала вдову музыканта, которая бы так много сделала для сохранения ...
Вторая половина 90-х увидела небывалый рост интереса к этнической музыке во всем мире и моду на все этническое. По крайней мере, на музыкальном фронте это означает хорошие новости: европейские культурные фонды выделяют тонны евро на гастроли и ...
«Tsvetochnyui15» – это первый в истории музыкальный бренд, старающийся уйти далеко за пределы исключительно музыкального искусства. Это союз, который держится на доверии между участниками, что в свою очередь является катализатором для постановки ...
Поддерживать жизнь творческого коллектива даже на протяжении десятка лет бывает не просто. 1 апреля ( 2017 года – прим.пер .) ансамбль традиционного джаза «Ренессанс» на полном серьезе можно поздравить с сорокалетием. Этот ...
На праздновании 50-летия известного киевского журналиста, музыкального продюсера и неустанного популяризатора джаза Алексея Когана ведущий вечера и не менее известный Владимир Фейертаг, объявляя выход на сцену группы Apple Tea, назвал ее самым ...
Бегона Олавиде Аризкун— одна из самых интересных молодых испанских певиц, исполняющих один очень редкий вид музыки— музыку испанских арабов, вторгшихся на территорию вестготского королевства и завоевавших Иберийский полуостров в раннем ...
«Мне хотелось бы видеть возрождение кантри-блюза более молодыми людьми. Больше людей сейчас ходят на концерты, учатся играть музыку. Именно поэтому я продолжаю исполнять традиционную музыку. Я не хочу, чтобы она умерла.» Джон Кефас ...
Старшее поколение советских фанов группы Chicago впервые услышало их песни в коротковолновом эфире "Голоса Америки" в ожидаемых с нетерпением субботних программах "90 минут танцевальной музыки". Теперь, тридцать лет спустя, мы можем ...
Фолк-группа Drobinska – это редчайший сплав болгарских, македонских, сербских и румынских мелодий, собранных Олегом Дробинским ("Наеховичи", экс-"Добраночь") в путешествиях по Венгрии, Румынии, Боснии и Герцеговине, а также в Кишиневской ...
Прошло уже около трех месяцев после окончания Дней джаза в Ереване, а отголоски этого события все еще слышны. Люди обсуждают, судачат, делают выводы и заключения. И сегодня мне бы хотелось рассказать о коллективе, который вызвал больше всего ...
"Мощно, шокирующе, великолепно... Мгновенно узнаваемая гитара Чарли Бэйти и уникальные юмористически-лирические песни Рика Эстрина делают группу одним из самых удачных проектов, синтезирующих блюз, свинг, джаз, рокабилли, и обеспечивают ей все ...
Джаз уже довольно давно, приблизительно со времен окончания эры Свинга, перестал быть поп-музыкой. На авансцену общественных вкусов на родине джаза вышли другие направления, генетически с ним связанные, но изменившиеся до неузнаваемости. Возвращение ...