nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

О группе Ragtime


О группе Ragtime
Группа Ragtime образовалась в 1987 году в городе Нальчике. В ее состав во­шли: Арсен Шомахов — ги­тара, вокал, Аслан Жантуев — бас, Султанбек Мамышев — ударные. За время своего существо­вания группа записала не­сколько альбомов, стала лау­реатом и дипломантом ряда региональных музыкальных кон­курсов и приобрела авторитет среди любителей музыки в род­ном городе. Однако, серьезного "прорыва"’ в судьбе коллектива так и не произошло.

Серия блюзовых стандартов, записанная в 1999 году и условно названная Out of the Blues знаменует новый период в творчестве группы. Выступление Ragtime на фолк-блюз фестивале "Дельта Невы", проходившем в июле этого года в Санкт-Петербурге, , было положи­тельно воспринято публикой и крити­ками, а самим музыкантам, довольно редко выступающим публично в последнее время, дало новый заряд для дальнейшего творчества.

Далее — о блюзе и не только — от лидера группы Ragtime Арсена Шомахова.

Почему вы стали играть блюз? Почему не хард или что- либо еще? Предпосылок к это­му было больше, чем шансов обратиться к блюзу (если гово­рить именно о Нальчике)?

— Блюз в моей жизни возник еще с дошкольного возраста. До­ма звучало, как я теперь пони­маю, очень много хорошей музы­ки. Среди прочего наиболее яр­ким детским впечатлением был Луи Армстронг. Меня направлял в "нужное русло" мой старший брат, показывая, как играются блюзовые "квадраты" на гитаре и пианино. Он давал мне вести бас, затем мы менялись, и я, как мог, пытался импровизировать. Все это было очень весело. Позд­нее я часами сидел у пианино, подыгрывая проигрывателю. Ин­терес к блюзу, вернее интерес к импровизации, возник уже тог­да. Потом пришло увлечение гитарой, конечно рок-н-ролл в школьной группе, попытки иг­рать джаз-рок в студенческие времена. Ориентиры были самые разнообразные: от Хендрикса и Jethro Tull до King Crimson и Mahavishnu.Позже открыл для себя SRV и мадди Уотерса.

О предпосылках: то, что в основном игралось в Нальчике в то время, ког­да мы осознали себя "группой" (1987), никоим образом не влияло на наше "творчество". На­против, гитаристы в шипах и "лосинах" (да, да!), вооруженные уг­ловатыми гитарами, были предметом не­понимания и нескон­чаемых насмешек. Так что, никакого обращения к блюзу для меня не было - он всегда был моей любимой музыкой. Просто в какой-то мо­мент мои блюзо­вые музыкаль­ные пристрас­тия возоблада­ли над всеми другими, в результате чего ре­пертуар Ragtime стал на три чет­верти состоять из блюзовых стандартов.

— "Состояние блюз", как его описать?

— Не знаю. Очень многие счи­тают, что блюз — это печальная, непременно медленная и чрез­вычайно скучная в гармоничес­ком отношении музыка. Трудно объяснить ошибочность этого представления тому, кто думает так. Блюз для меня—это во мно­гом самоирония, способность улыбнуться в нелепой ситуации, возможность совладать с самы­ми сюрреалистическими пре­вратностями жизни.

— Как Вам споры "блюз — для черных", могут ли его иг­рать белые? Существует ли все же разница, можно ли диф­ференцировать музыку, кото­рую играют черные, от музыки белых музыкантов? Ноты-то Одни.

— Эти споры оставляют меня безучастным. Блюз — музыка для всех. Однако я уверен, что чернокожие исполнители делают его иначе, и это объясняется их этнической самобытностью. За всем этим — очень долгая исто­рия, описанием и исследованием которой занимается множество именитых историков и музыкове­дов. Я не могу дать профессио­нального объяснения различиям между исполнительскими осо­бенностями черных и белых му­зыкантов, однако это очень здо­рово и подробно описывается в книге Джеймса Линкольна Колли­ера "Становление Джаза" (The Making of Jazz). Это сфера серь­езных теоретиков музыки.

—Я как-то слышала, что блюз — это авторская, автобиогра­фическая музыка. Можно ли выделить блюз в этом плане из других жанров?

— Понятие "авторская музы­ка" ассоциируется у меня с поня­тием "авторская песня", т.е. пес­ня, написанная не членом союза композиторов, а физиком-лириком, бардом и т.д. Если серьез­но, то я не стал бы использовать это понятие применительно к блюзу. Очень часто исполнители блюза используют песни, сочи­ненные другими блюзменами. Подобно "evergreens" в джазе, в блюзе существуют стандарты, классика жанра. За счет своей индивидуальной манеры, аран­жировки, импровизации испол­нители заставляют их звучать совершенно по-иному, и зачас­тую авторство приписывается им. Блюз может быть автобио­графичным, бытовым, фило­софским, каким угодно. Беря на­чало из так называемых work songs, песен сопровождавших процесс выполнения тяжелой физической работы, и spirituals — традиционной религиозной музыки, блюз, на мой взгляд, вы­деляется определенной "неза­тейливостью" тематики и, вмес­те с тем, невероятной глубиной чувства, колоссальный эффект достигается скупыми вырази­тельными средствами.

Характерно, что исполнители блюза всегда обладали свобо­дой не только в трактовке музы­ки, но и текста, очень часто во время выступления исполни­тель "присочиняет" какие-то по­дробности, детали события, что мне лично очень нравится.

— Можно ли сказать, что гра­ницы блюза и джаза соприкаса­ются? Происходит ли взаимо­действие этих жанров в вашей музыке?



Блюз явился предтечей, джаза, естественно, эти два сти­ля соприкасаются и взаимопро­никают, обогащая друг друга. Элементы джаза присутствуют в некотором роде и в нашей музы­ке. На мою манеру игры повлия­ло, влияет и будет влиять мно­жество исполнителей, в том чис­ле джазовых, — это естествен­ный процесс. Другое дело — не раствориться в чужих идеях и попытаться создать свой собст­венный, узнаваемый язык. На­сколько мне это удается, не мне судить, я прекрасно осознаю, сколько нужно работать над со­бой, и очень надеюсь, что смогу постепенно сблизиться с джа­зом, конечно при условии посто­янной практики и аудирования.

Назову несколько своих тепе­решних блюзовых и джазовых "ориентиров" — Бадди Гай, Ро­берт Крэй, Джо Скофилд, Джон Маклафлин, Скотт Хэндерсон, ряд можно продолжать долго...

— Эклектика — это хорошо или плохо? Полезно или во вред? Для музыканта в общем понимании и для блюзмена?



— Могу сказать о себе: чем разнообразнее музыка, которую я пытаюсь играть, тем интерес­нее для меня задачи, которые она ставит. Я не считаю себя "блюзменом" в чистом виде, во­обще пытаюсь избегать подоб­ных определений. Хочется про­бовать разную стилистику, впи­тывать новую эстетику, играть со множеством различных музы­кантов. К сожалению, жизнь в культурной провинции не позво­ляет всего этого, как не позволя­ет обладать необходимой ин­формацией, посещать концер­ты, выставки и т.д. Так что, ду­маю, эклектика — это хорошо, и если исполнитель по-настояще­му талантлив, его манера узна­ваема и любима в любой из­бранной им стилистике.

— Что дают концерты? Вы больше концертная группа или студийная?

— Концерты дают возмож­ность непосредственно видеть реакцию зрителе^, "подпиты­ваться" от них энергией, пробо­вать новый материал, массу всего...

Относительно второй части вопроса — мы делаем то, что в данный момент достижимо и це­лесообразно для нашей группы. Записи и концертные выступле­ния происходят большей частью тогда, когда для этого складыва­ются благоприятные обстоя­тельства: находятся деньги, время, доступная студия и др. Я, наверное, предпочел бы не очень хорошо организованный процесс записи на студии не очень хорошо организованному концерту.

Работа на студии меня очень привлекает, однако мне еще ни разу не удалось записать какой- либо номер в желаемом звуча­нии и так же живо и непринуж­денно, как это иногда бывает на концерте или репетиции. Во многом это связано с проблемой технического оснащения мест­ных студий и, конечно же, с про­блемой творческой атмосферы, которая жизненно необходима для создания сколько-нибудь стоящей записи.

— Концерт — это эмоцио­нальный взрыв? Экзистенци­альный прорыв? Что это для вас?



— Все намного проще: кон­церт для меня — это большая ответственность и, в связи с этим, большое эмоциональное напряжение. Если он проходит удачно, появляется энергия и желание работать дальше, если нет — впадаю на некоторое вре­мя в депрессию или в "спячку".

— Устраивает ли Ragtime формат трио?



— В настоящий момент да, но нам нужно очень и очень много работать, чтобы быть интерес­ными в этом формате. Это сов­сем не просто. Конечно, хоте­лось бы расширить 'состав, на­пример, поработать с медной группой, однако вряд ли это воз­можно в наших условиях. В бли­жайшем будущем надеюсь, что нам удастся записать очередное демо. Это будет несколько инст­рументальных номеров, но не в чисто блюзовом виде. Это не значит, что интерес к блюзовым стандартам утрачен, просто хо­чется поэкспериментировать, высветить свои скрытые сторо­ны.

— Выступая на фестивале, как вы ощущали себя рядом со столичными группами?



— Без проблем, однако, неко­торый "провинциальный синд­ром" присутствовал. Это неиз­бежный результат того, что мы очень долго варимся "в своем соку". Еще две вещи добавляли неуверенности: 1. Мы фактичес­ки не прошли sound-check; 2. У нас не было своего звукоинженера.

— Как вы оцениваете опыт, который получили на фестива­ле? Какие выводы для себя де­лали?

— Безусловно, положительно. Выводы: заниматься больше, выступать и записываться чаще, и желательно в центре.

— Многие хорошие музы­канты бросают активные за­нятия музыкой, если они по­лучают от этого мало денег, редко играют на концертах или теряют уверенность в том, что это кому-то нужно. "Регтайм" в этом смысле все­гда находился в неблагопри­ятных обстоятельствах, одна­ко группа существует очень долго. Что заставляет коман­ду продолжать музыкальные эксперименты? И хватит ли этого завода на будущее?



— У меня не было и нет никакой уверенности в том, что наша- музыка кому-то по-настоящему нужна. Раньше был беспочвенный юношеский задор и оптимизм: нужно играть, потому что не играть невозможно. Сейчас стадия некой психической зависимости от процесса, как, скажем, от наркоти­ков или табака. Что будет дальше — за­трудняюсь предполо­жить. Многое зависит от осознания своих це­лей каждым музыкан­том коллектива. Лично у меня есть твердая уве­ренность, что этот род творчества жизненно не­обходим мне, а значит, я буду продолжать им зани­маться, пока не сложатся уж совсем критические об­стоятельства. Надеюсь, этого не произойдет. А если и произойдет, то всегда есть надежда на перемены к луч­шему...

Все это я говорю без лиш­них эмоций, потому что пре­красно осознаю, что в таком по­ложении были и будут сотни му­зыкантов куда более талантли­вых и оригинальных, чем мы.

And that's another reason to play the Blues.

Мария Мирошниченко
Ирина Юдина
Федор Романенко


О группе "Регтайм" из Нальчи­ка я узнал почти случайно, когда получил по электронной почте предложение послушать через сеть несколько демонстрацион­ных композиций с записанного ими альбома. Первая реакция у меня была примерно такая: очень неплохо, несмотря на не­которую тяжесть гитарного зву­чания, иногда сопряженную у других исполнителей с неприят­ными пороками. Здесь же все было отлично и замечательно воспринималось, несмотря на некоторое мое предубеждение против утяжеленного звука. Пер­вая прослушанная композиция — бессмертная песня Альберта Кинга Bom Under a Bad Sign, ко­торую мы в доблюзовой молодо­сти слушали еще у Cream, в ис­полнении группы Ragtime бук­вально завела меня на полчаса. Они настолько замечательно уловили и воспроизвели зало­женную Кингом ритмическую пружину, что я не мог успокоить­ся и распевал ее, пока не надоел окончательно своей жене. Ну, и второе наблюдение, которое сразу пришло в голову по поводу группы Регтайм, —это отличный вокал Арсена Шомахова, с пра­вильным произношением, кото­рое у нас, увы, редко где услы­шишь. Плюс, очень хорошо по­ставленный голос, который точ­но и отчетливо интонирует мело­дию без каких-либо срывов в фальшь в наиболее эмоцио­нальных местах.

Гитара у Арсена Шомахова звучит очень аккуратно, несмот­ря на несколько тяжелое звуча­ние на первой пластинке, кото­рое, как я потом убедился, явля­ется исключительно издержкой записи, сделанной в неподходя­щих условиях. При этом по сте­пени виртуозности его гитара вполне обставит известных мос­ковских блюзовых запильщиков, которые, в свою очередь, не мо­гут похвастаться осмысленнос­тью импровизации. Соло у Шо­махова на вполне стандартные гармонии создает впечатление очень и очень высокого качест­ва, выигрывая не за счет пуле­метного запила или громких эмоциональных нот в конце ква­драта, а благодаря в меру сдер­жанной, продуманной манеры с чистым извлечением звука. При этом в скорострельных способ­ностях Арсена можно убедиться по композиции Boogie Boy, кото­рая у меня, например, захваты­вает дыхание именно сочетани­ем быстрого соло, развивающе­гося параллельно с круто изме­няющейся гармонией. Что мне напоминает, к примеру, компози­цию Stevie Ray Vaughan Rude Mood и, с другой стороны, что-то из бибопа, когда темой является сильно усложненная "мелодия", которая сама могла родиться в качестве импровизации на бо­лее простую мелодию в медлен­ном темпе. При этом на ускорен­ную полу-пулеметную тему на­кладываются все те же правила понижения/повышения ступе­ней для обыгрывания смены гармонии. Такого истинного драйва ни за что не добьешься тяжелым звуком типа дж-дж-дж или быстрым запилом, ибо это мне уже давно наскучило.

Общее впечатление от этой группы можно сформулировать так: на удивление профессио­нально сыгранный блюз. Для тех, кто считает, что блюз дол­жен рождаться исключительно спонтанно и интуитивно, это слово может оказаться отрица­тельной характеристикой, одна- • ко для меня—в точности наобо­рот. Такие же слова приходят мне на ум, например, в отноше­нии Джона Майалла, однако, ра­зумеется, без каких-либо пря­мых попыток прямого сравнения с нашими героями. Сочетание аккуратности, знания, сдержан­ности, чувства и драйва за счет знания предмета и наличия опы­та меня всегда очень лривлекали.

Вот какой факт меня и других особенно поражает. В Нальчике в полной изоляции выросла группа, которая играет на самом высоком уровне, превосходит многих московских музыкантов и не страдает столичными блю­зовыми болезнями. Подобная изоляция, возможно, именно в этом смысле принесла группе некоторую пользу, однако и на­ложила свой определенный от­печаток. Очень типичная и по­нятная черта для группы,'вырос­шей в блюзовой провинции, ко­торая изрядно проявляется да­же в Питере, — подбор песен преимущественно из репертуа­ра гитаристов-родственников SRV и Hendrix-a. Возможно, это бывает от ограниченности в до­ступе к широкому спектру музы­ки, а отчасти—от желания спеть песни самых любимых с юности исполнителей там, где никто о них не слышал, чтобы донести и разделить с публикой свои горя­чие к ним чувства. В столице так уже никто не делает, хотя иногда я и сам об этом немного жалею. Но к чести группы "Регтайм" сле­дует сказать, что при исполне­нии подобного репертуара они изрядно и в лучшую сторону от­личаются от многочисленных групп — SRV-клонов, которые снимают у SRV все—от аранжи­ровки нота в ноту, копируя звуки, извлекаемые медиатором у кол­ка гитары, до шляпы, берета или бородки под нижней губой. Если копируют плохо, то слушать это противно, а если хорошо, то — скучновато. "Регтайм" при ис­полнении SRV делает свою аранжировку и импровизацию, но, сохраняя и подчеркивая ос­новную музыкальную идею, за­ложенную автором, т.е. то, что эту песню или блюзовый стан­дарт отличает от какого-нибудь другого. В этом и есть, на мой взгляд, признак самостоятель­ности талантливого исполните­ля, в то же время бережно отно­сящегося к авторскому материа­лу.

В качестве композиции собст­венного сочинения я слышал только балладу (или "медляк" по-нашему) Lost My Cool. Я не сразу решился его целиком по­слушать, ибо привычки к таким вещам у меня нет, однако потом обнаружил, что в соответствую­щем жанре это очень качествен­ная песня, которая вполне спо­собна возглавить какой-нибудь романтический сборник рок- баллад. Я это говорю без иро­нии. Хотя мне эта песня менее интересна, она вместе с парой других композиций говорит мне о некоторой свободе и назажатости гармонического мышления у ее автора — Арсена.

Из-за не вполне благоприят­ных обстоятельств для блюзово­го развития в собственном горо­де группа, которая имеет до­вольно солидный по нашим мер­кам стаж (с 1987 года), выступа­ла довольно мало. В какой-то момент из-за невостребованности у себя на родине они были вынуждены делать перерывы. Все их нынешнее мастерство выросло из подлинного энтузи­азма и любви к музыке при пол­ностью неблагоприятных внеш­них условиях. До меня дошел слух, что перед первым в по­следние годы публичным вы­ступлением на фестивале в Пи­тере они репетировали в тече­ние месяца по несколько часов в день. (Кто-то скажет — хорошей группе не нужно репетировать.;) Мне кажется, что эти обстоя­тельства очень хорошо о них го­ворят. Как результат, их получа­совое выступление и концерт оркестра Мишуриса были наи­более яркими событиями на фе­стивале.

"Регтайм" стал одним из двух радостных открытий этого года. Почти все мои знакомые — му­зыканты или любители — отзы­вались о группе хорошими сло­вами, когда при мне слушали ее в первый раз. Не буду называть имен или цитировать — послу­шайте и доверьтесь собственно­му впечатлению. Для меня "Рег­тайм" — это одна из немногих отечественных групп, которую я — скептик, не поддающийся только на эффектность живого концерта, — готов слушать и по­лучать удовольствие от музыки в живую или на пластинке. Без привычных оговорок и мыслей про то, что этот музыкант, в прин­ципе, может или что сегодня он сыграл пару неплохих песен, или что вполне сойдет с кетчу­пом и т.д. Признаюсь, что мне их музыка нравится почти целиком и в чистом виде, поэтому я и взялся написать столько прият­ных слов. Напоследок пожелаю себе и друзьям послушать по­больше регтаймовских концер­тов, а группе—хорошо и с чувст­вом поиграть для взаимного удо­вольствия.

Федор Романенко

Jazz- Квадрат, №6/2001


стиль
блюз
автор
Федор РОМАНЕНКО
страна
Россия
музыкальный стиль
блюз-рок, современный блюз

Расскажи друзьям:

Ещё из раздела ансамбли

  • стиль: джаз, джаз
  • страна: США
  • музыкальный стиль: мэйнстрим, фанк
"Это величайшая группа на земле", – сказал про них Дэйв Мэттьюз, когда SOULIVE играли перед его выступлением. Вы еще не слышали про них? Да, возможно, эта группа не очень известна за пределами мира джаза, но ее музыка привлекает все больше ...
подробнее
  • стиль: джаз, джаз
  • страна: Россия
  • музыкальный стиль: свинг
Оркестру Олега Лундстрема почти столько же лет, сколько и самому джазу. Рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, созданный ровно 70 лет назад в Харбине, и поныне собирающий премии и награды прославленный джазовый оркестр сыграет 30 мая в ...
подробнее
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Александр ЧЕЧЕТТ
  • страна: США
  • музыкальный стиль: фьюжн
Бесчисленно много наберется джазменов, искренне или неискренне верящих в то, что они никогда никого не копировали. А на самом-то деле , тех, кто никого не копировал и никому не подражал, совсем мало. И в то, что к таким самобытным ...
подробнее
© 2019 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com