Данный альбом представляет собой компиляцию произведений, изданных в почти беспросветные для советского джаза годы фирмой "Мелодия". Действительно, по тем временам советские издания сугубо американской музыки воспринимались практически как идеологическая провокация, и Леонид Чижик был, пожалуй, первым музыкантом, который личным примером провел черту между собственно политикой, идеологией и искусством.
Основу альбома составляют пьесы из программы, посвященной музыке идеологически шаткого тогда Джорджа Гершвина. Партнерами пианиста выступают гитарист Алексей Кузнецов и басист Алексей Ис- платовский. Была, признаюсь, некая настороженность перед тем, как я начал слушать эти записи: все-таки годы порой безжалостны к музыке, как в свое время Политбюро — к джазу. Ан нет! Настороженность исчезла уже во время звучания "Swanny*. Записи ничуть не постарели во времени и сегодня слушаются, по крайней мере, не с меньшим интересом, чем тогда. Все-таки это "гершвиновское" трио было очень убедительным коллективом. Да, на первом плане всегда рояль, но гитара Кузнецова всегда на том месте, где и должна быть, она частенько исполняет лишь ритмические функции, но в сольных эпизодах звучит абсолютно в стиле данной музыки. Исплатовский еще менее заметен, он играет едва слышно, воздушно, и его бас порой даже угадывается, чем акцентирует ритмические фигуры. Нет, это действительно честно сделанная работа, а сама музыка вроде как и не позволяла Леониду Чижику чрезмерно увлекаться эдаким украшательством, что появилось в его исполнении уже в сольные годы после объявления независимости от ритм-группы.
Любопытно вот что: названия некоторых пьес 'Boheme Music" отредактировала. Ибо на виниле 'Мелодии* пьеса "Someone То Watch Over Me" игриво-стыдливо переводится как ‘Присмотри за мной, мой пастушок", как будто бы Чижик записывал Гершвина для второй серии ’Кубанских казаков". Ну а тому что редактура "Мелодии" в переводе названия "Lady, Be Good" опустила чуждое нам тогда слово "леди", сегодня удивляться не приходится.
Три пьесы на данном альбоме взяты из первого альбома Леонида Чижика. Они показались мне менее интересными именно в исполнительском плане: что-то в ансамбле не "играет", да и композиционной рыхлости здесь явно больше. И тем не менее и они дают вполне отчетливое представление и о манере начинающего Чижика, и о том, каким был в преддверии "застоя" советский джаз.
(с) & (p) 1975, 1977 "Мелодия", 2000 Boheme Music
9 tks / 59 mins
(Леонид Чижик — p; Алексей Кузнецов — g (1-7); Алексей Исллаговский — b (1-7); Андрей Егоров — b (8-10); Владимир Заседателев — dr (8-10))
Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ