nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Phineas Newborn Jr - Harlem Blues


Phineas Newborn Jr - Harlem Blues  (Имя Phineas может произноситься Файнас, равно как и бо­лее привычное для русского язы­ка Финеас.)

Небольшая биографическая справка.

Phineas Newborn, Jr. родился не­далеко от Мемфиса, штат Тен­несси, в 1931 г. Его отец был до­вольно известным на Юге бара­банщиком и лидером оркестра. Финеас начал учиться играть на пианино после того, как его младший брат Кальвин "прова­лил" этот инструмент и взялся за гитару. После частных уроков он поступил в университет, где про­должал занятия по курсу форте­пиано около трех лет. Кроме то­го он учился играть на саксофо­не, флейте и ударных; причем всеми этими инструментами, по свидетельствам очевидцев, он владел с такой же виртуознос­тью, как и своим любимым фортепиано. После службы в ар­мии Ныоборн вернулся в Мем­фис, где однажды его услышал Каунт Бэйси и, ошарашенный феноменальной техникой, при­гласил в Нью-Йорк. После пере­езда в 1956 году, Финеаса сразу же приглашают играть со знаме­нитостями (Мингус; Рой Хайнс, Эллингтон), а журналисты называют его новым Артом Тэйту­мом. С того же 1956 года Ньюборн начал записываться — "Атлантик", "Контемпорари", RCA, Рулетт". После того, как улегся первоначальный ажиотаж, и к тому же умер Тэйтум, Ныоборн, удививший ранее стольких своей техникой и скоростью игры, стал одним из "мальчиков для битья" в кругах джазовых критиков; они стали писать» что внутри его вир­туозности нет собственного "Я", чувств, что после прослушивания его музыки не остается ощуще­ния удовлетворенности, и что он скорее вундеркинд чем человек, который оставит след в искусст­ве. В то время пианисту-провинциалу было всего лишь 24 года и он уже записал свой легендар­ный альбом "Here is Phineas — The Piano Artistry of Phineas Newborn, Jr."

Все это отражалось на чувствительном и ранимом Ньюборне, и последствием критики, а также личных проблем стали его частые госпитализации в психиатрических лечебницах, ко­торые продолжались с переры­вами до конца его дней. Душев­ное нездоровье явилось причи­ной редкости его последующих нерегулярных выступлений и за­писей (мне известны два диска в 1961, один в 1964, два в 1969, один в 1974, один в 1976, по­следний в 1979, за целых десять лет до смерти пианиста).

Теперь о музыке.

1. "Harlem Blues" — тема гос­пела, аранжированная Ньюборном, пронизанная тем заря­дом, который называется "groove". Уже со второй мину­ты складывается впечатление того, что играет не один, а два или даже три пианиста. По сло­вам современников, Ньюборн из всех джазовых пианистов об­ладал самой лучшей левой ру­кой. Левая у других часто оста­ется "за спиной", в то время как он владел ею с той же лег­костью, что и правой, и это придавало удивительную полифоничностъ его исполнению. Гарлем Блюз звучит настолько заводно и виртуозно, что хочет­ся хлопать в ладоши.

2. "Sweet and Lovely" — блюз. Элвин прекрасно акком­панирует, Браун надежен как всегда (кстати, знаменитый ба­рабанщик Колтрейна, Ньюборн и Рэй Браун никогда не записы­вались и не играли вместе до этой встречи в Беркли).

3. "little Girl Blue" — то что Майлс Дэвис вполне мог сыг­рать на своих знаменитых запи­сях для Престижа в пятидеся­тые годы. Эта композиция по­казывает Ньборна-поэта, Ньюборна-романтика, который мо­жет сыграть все. Браун сияет на этой композиции, давая при­вкус того что он сыграет на "Ray's Idea".

4. "Ray's Idea" — в первой части композиции Браун нахо­дится в тени, давая возмож­ность Ньюборну растянуться на несколько минут соло, Джонс напоминает свои первые запи­си для "Атлантик", которые он делал с Колтрейном. Второй половиной композиции владеет ее автор, и как!

5. "Stella by Starlight" — на­чинается как фортепианный этюд плавно переходя в блюзо­вую форму и в конце возвра­щаясь в почти что классический формат.

6. "Tenderly" ну вот мы и приехали, Рай Браун! Структура этой композиции необычна тем, что она начинается с соло Брауна, затем следует непро­должительная тема, которую трио играет вместе, потом сле­дует уже соло Ныоборна и ко­да. Кениг пишет во вкладыше, что Браун выучил эту компози­цию играя в трио Оскара Пи­терсона. Кстати, сам Питерсон считал что Ньюборн был луч­шим пианистом в мире из тех что начинал играть после него самого). Я где-то читал, что Оскар менял свой стиль, добав­лял к нему, терял старое и под­бирал новые композиции, по­сле того, как слушал Ньюборна. Правда это или нет, "Tenderly" звучит как абсолютно совер­шенное джазовое трио.

7. "Cookin' at the Continental" — мелодия Хораса Силвера, которая вовсе не зву­чит как Хорас Силвер, один из самых легко-распознаваемых на слух композиторов соул-джаза. Ньюборн смешивает страйд, рэг, госпел и южный блюз в этом tour-de-force. Возможно что Силвер и Ньюборн были дружны, потому что на своем альбоме 1974 года "Solo Piano" Ньюборн играет собственную композицию "One for Horace". На диске нет тех сверхбыстрых композиций конца пятидесятых годов, которыми Ньюборн дал знать о своем существовании, зато слышна любовь к каждой клавише, и виртуозное умение создавать звуки, которые вмес­те становятся красивой и запо­минающейся музыкой.

Тем, кто хочет знать поболь­ше о жизни Ныоборна, остается выуживать заметки о нем из биографий других музыкантов. Самое большее, что было о нем написано, это нежная, вы­зывающая слезы на глазах гла­ва в книге Филипа Буса "Rythm Oil" и несколько коротких абза­цев в энциклопедиях. Он умер в 1989 году в Мемфисе, посе­щаемый собственными демона­ми и забытый публикой.

Многие музыканты же, осо­бенно пианисты, считали и счи­тают Ныоборна одной из вер­шин джазового фортепиано. Он почти не играл в семидесятые годы, изредка выступая в США и за границей. Одним из по­следних ярких моментов его музыкальной жизни была битва пианистов на фестивале в Монтре, когда Хэнкок и Кориа капи­тулировали уже через несколько минут и остаток времени лишь постукивали на сцене по крыш­кам своих роялей. Запись этого концерта существует, но не вы­пущена, и вряд ли когда-либо появится на полках. Последняя известная запись Ныоборна — "Tivoli Encounter’, была сделана в 1979 году с концерта в Дании,
с ритм-секцией, явно уступаю­щей тем музыкантам, с которы­ми он играл в пятидесятые-шес­тидесятые годы. Но запись все равно интересна, потому что больше пластинок Ньюборн не записывал (хотя, возможно, в архивах, как это уже часто слу­чалось, лежат катушки, которых мы еще не слышали).

Около десяти лет назад был выпущен диск "Four Pianos for Phineas" (Малгрю Миллер, Джеймс Вильямс, Джефф Кизер, Харольд Мэйберн). В про­шлом году после концерта Боб­би Хатчерсона, в котором уча­ствовал Миллер, я спросил его о Ньюборне, и он сказал что Калвин Ньюборн, брат Финеаса, написал мемуары о себе и о брате, и что Миллер читал этот манускрипт. Хочется наде­яться, что он будет напечатан.

Если вас заинтересовала лич­ность Ныоборна и хочется услы­шать эту и другие его записи, то многие его пластинки переве­дены в цифровой формат и находятся в продаже.

(с) 1969
(р) 1991 Fantasy / Original Jazz Classics

7tks
Запись в Кокшмпорари Студио, 12 и 13 февраля 1969 г. Продюсер — Лестер Кэниг

{Phineas Newborn, Jr — р; Ray Brown — b; EMn Jones — dr)

(с) 2001 Дмитрий ЖУКОВ.
Нью-Йорк


стиль
джаз
страна
США
музыкальный стиль
хард-боп


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела издано до 1995 г.

  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ.
  • страна: США
  • музыкальный стиль: фьюжн
Это — весьма основательная и интересная работа известного коллектива, лидером которого является вибрафонист Майк Мэйниэри. Общий успех альбома предопределен участием в его подготовке и записи отличного исполнителя на клавишных Адама Холцмана, ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Анна АЛАДОВА
  • страна: США
  • музыкальный стиль: фьюжн
Мимо этого альбома нельзя пройти хотя бы потому, что он был высоко оценен в официальных музыкальных кругах и вскоре после выхода удостоен премии Грэмми. Значительность его и в самом музыкальном материале, и в его мемориальной окраске: альбом ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Денис КОВАЛЕВ
  • страна: США
  • музыкальный стиль: кроссовер
Сложно сказать, к какому стилю относится музыка, записанная на данном диске, но одно то, какие музыканты на нем представлены, заставляет глубоко задуматься. Яркие солисты джаза, джаз-рока, стиля fusion и free, такие, как John Abercrombie, Steve ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Денис КОВАЛЕВ
  • страна: США
  • музыкальный стиль: кроссовер
Второй диск на эту тему будет интересен ценителям чисто гитарной музыки. Это скорее дань гитарному творчеству в целом, нежели как таковой музыке The Beatles. Над данным проектом работали такие представители fusion-стиля, как Robben Ford, Wayne ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Леонид АУСКЕРН
  • страна: США
  • музыкальный стиль: смус джаз, фьюжн
Постоянные читатели нашего журнала уже имели возможность познакомиться с этим составом (см. №1/97). Правда, тогда речь шла об одном из свежих дисков группы FATTBURGER. Из-за досадной ошибки, за которую редакция приносит свои запоздалые извинения, ту ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Леонид АУСКЕРН
  • страна: США
  • музыкальный стиль: традиционный джаз
Если вы признаете только авангард, или, скажем, только фьюжн, или в принципе очень категоричны в своих музыкальных пристрастиях, то этот диск явно не для вас. Если вы собираетесь прослушать этот диск походя, на бегу, двигаясь на большой скорости в ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Юрий БУДЬКО
  • страна: США
  • музыкальный стиль: смус джаз
Сэм Рини, безусловно, разносторонний и небесталанный музыкант.Он играет на тенор-, альт- и сопрано-саксофонах, флейте, клавишных инструментах, во всех случаях показывая одинаково высокий уровень. Восемь композиций, представленных на его диске -- ...
  • стиль: джаз, джаз
  • страна: США
  • музыкальный стиль: эсид-джаз
Так что же все-таки такое acid jazz? Если вы все еще терзаетесь раздумьями, желая получить ответ на столь вожделенный вопрос, обратитесь за ответом на "Instinct Records" — может статься, там знают… (Хотя, по-моему, на дверях головного офиса ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Леонид АУСКЕРН
  • страна: США
  • музыкальный стиль: мэйнстрим
Уже несколько лет подряд Барбер побеждает в опросах журнала "Down Beat" среди "вокалисток, заслуживающих большего внимания". Почти все ее альбомы переизданы и в Москве. Эта запись — один из первых ее альбомов, вполне подходит для того, чтобы ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Леонид АУСКЕРН
  • страна: Франция
  • музыкальный стиль: мэйнстрим
Благодаря российскому переизданию, "Marvellous" стал доступен большинству любителей джаза в пределах СНГ. Альбом полностью оправдывает свое название: "Изумительный". Классическое трио, которое составили вместе с Мишелем мастера экстра-класса Холланд ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Евгений ДОЛГИХ
  • страна: США
  • музыкальный стиль: мэйнстрим
Альбомы камерного акустического джаза, исполняемого соло или дуэтом — явление не такое уж и частое. Нелегкий жанр. Но когда за дело берутся такие музыканты, как Рон Картер и Джим Холл, результат просто не может быть ординарным. Так и здесь — ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Леонид АУСКЕРН
  • страна: США
  • музыкальный стиль: хард-боп
Очень удачное российское переиздание. Удачное потому, что оно преподносит слушателям секстет Кэннонболла Эддерли в эпоху его расцвета — в первой половине 60-х годов. Место Бобби Тиммонса за роялем занял тогда еще молодой австриец Джо Завинул, ...
© 2023 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com