(Имя Phineas может произноситься Файнас, равно как и более привычное для русского языка Финеас.)
Небольшая биографическая справка.
Phineas Newborn, Jr. родился недалеко от Мемфиса, штат Теннесси, в 1931 г. Его отец был довольно известным на Юге барабанщиком и лидером оркестра. Финеас начал учиться играть на пианино после того, как его младший брат Кальвин "провалил" этот инструмент и взялся за гитару. После частных уроков он поступил в университет, где продолжал занятия по курсу фортепиано около трех лет. Кроме того он учился играть на саксофоне, флейте и ударных; причем всеми этими инструментами, по свидетельствам очевидцев, он владел с такой же виртуозностью, как и своим любимым фортепиано. После службы в армии Ныоборн вернулся в Мемфис, где однажды его услышал Каунт Бэйси и, ошарашенный феноменальной техникой, пригласил в Нью-Йорк. После переезда в 1956 году, Финеаса сразу же приглашают играть со знаменитостями (Мингус; Рой Хайнс, Эллингтон), а журналисты называют его новым Артом Тэйтумом. С того же 1956 года Ньюборн начал записываться — "Атлантик", "Контемпорари", RCA, Рулетт". После того, как улегся первоначальный ажиотаж, и к тому же умер Тэйтум, Ныоборн, удививший ранее стольких своей техникой и скоростью игры, стал одним из "мальчиков для битья" в кругах джазовых критиков; они стали писать» что внутри его виртуозности нет собственного "Я", чувств, что после прослушивания его музыки не остается ощущения удовлетворенности, и что он скорее вундеркинд чем человек, который оставит след в искусстве. В то время пианисту-провинциалу было всего лишь 24 года и он уже записал свой легендарный альбом "Here is Phineas — The Piano Artistry of Phineas Newborn, Jr."
Все это отражалось на чувствительном и ранимом Ньюборне, и последствием критики, а также личных проблем стали его частые госпитализации в психиатрических лечебницах, которые продолжались с перерывами до конца его дней. Душевное нездоровье явилось причиной редкости его последующих нерегулярных выступлений и записей (мне известны два диска в 1961, один в 1964, два в 1969, один в 1974, один в 1976, последний в 1979, за целых десять лет до смерти пианиста).
Теперь о музыке.
1. "Harlem Blues" — тема госпела, аранжированная Ньюборном, пронизанная тем зарядом, который называется "groove". Уже со второй минуты складывается впечатление того, что играет не один, а два или даже три пианиста. По словам современников, Ньюборн из всех джазовых пианистов обладал самой лучшей левой рукой. Левая у других часто остается "за спиной", в то время как он владел ею с той же легкостью, что и правой, и это придавало удивительную полифоничностъ его исполнению. Гарлем Блюз звучит настолько заводно и виртуозно, что хочется хлопать в ладоши.
2. "Sweet and Lovely" — блюз. Элвин прекрасно аккомпанирует, Браун надежен как всегда (кстати, знаменитый барабанщик Колтрейна, Ньюборн и Рэй Браун никогда не записывались и не играли вместе до этой встречи в Беркли).
3. "little Girl Blue" — то что Майлс Дэвис вполне мог сыграть на своих знаменитых записях для Престижа в пятидесятые годы. Эта композиция показывает Ньборна-поэта, Ньюборна-романтика, который может сыграть все. Браун сияет на этой композиции, давая привкус того что он сыграет на "Ray's Idea".
4. "Ray's Idea" — в первой части композиции Браун находится в тени, давая возможность Ньюборну растянуться на несколько минут соло, Джонс напоминает свои первые записи для "Атлантик", которые он делал с Колтрейном. Второй половиной композиции владеет ее автор, и как!
5. "Stella by Starlight" — начинается как фортепианный этюд плавно переходя в блюзовую форму и в конце возвращаясь в почти что классический формат.
6. "Tenderly" ну вот мы и приехали, Рай Браун! Структура этой композиции необычна тем, что она начинается с соло Брауна, затем следует непродолжительная тема, которую трио играет вместе, потом следует уже соло Ныоборна и кода. Кениг пишет во вкладыше, что Браун выучил эту композицию играя в трио Оскара Питерсона. Кстати, сам Питерсон считал что Ньюборн был лучшим пианистом в мире из тех что начинал играть после него самого). Я где-то читал, что Оскар менял свой стиль, добавлял к нему, терял старое и подбирал новые композиции, после того, как слушал Ньюборна. Правда это или нет, "Tenderly" звучит как абсолютно совершенное джазовое трио.
7. "Cookin' at the Continental" — мелодия Хораса Силвера, которая вовсе не звучит как Хорас Силвер, один из самых легко-распознаваемых на слух композиторов соул-джаза. Ньюборн смешивает страйд, рэг, госпел и южный блюз в этом tour-de-force. Возможно что Силвер и Ньюборн были дружны, потому что на своем альбоме 1974 года "Solo Piano" Ньюборн играет собственную композицию "One for Horace". На диске нет тех сверхбыстрых композиций конца пятидесятых годов, которыми Ньюборн дал знать о своем существовании, зато слышна любовь к каждой клавише, и виртуозное умение создавать звуки, которые вместе становятся красивой и запоминающейся музыкой.
Тем, кто хочет знать побольше о жизни Ныоборна, остается выуживать заметки о нем из биографий других музыкантов. Самое большее, что было о нем написано, это нежная, вызывающая слезы на глазах глава в книге Филипа Буса "Rythm Oil" и несколько коротких абзацев в энциклопедиях. Он умер в 1989 году в Мемфисе, посещаемый собственными демонами и забытый публикой.
Многие музыканты же, особенно пианисты, считали и считают Ныоборна одной из вершин джазового фортепиано. Он почти не играл в семидесятые годы, изредка выступая в США и за границей. Одним из последних ярких моментов его музыкальной жизни была битва пианистов на фестивале в Монтре, когда Хэнкок и Кориа капитулировали уже через несколько минут и остаток времени лишь постукивали на сцене по крышкам своих роялей. Запись этого концерта существует, но не выпущена, и вряд ли когда-либо появится на полках. Последняя известная запись Ныоборна — "Tivoli Encounter’, была сделана в 1979 году с концерта в Дании,
с ритм-секцией, явно уступающей тем музыкантам, с которыми он играл в пятидесятые-шестидесятые годы. Но запись все равно интересна, потому что больше пластинок Ньюборн не записывал (хотя, возможно, в архивах, как это уже часто случалось, лежат катушки, которых мы еще не слышали).
Около десяти лет назад был выпущен диск "Four Pianos for Phineas" (Малгрю Миллер, Джеймс Вильямс, Джефф Кизер, Харольд Мэйберн). В прошлом году после концерта Бобби Хатчерсона, в котором участвовал Миллер, я спросил его о Ньюборне, и он сказал что Калвин Ньюборн, брат Финеаса, написал мемуары о себе и о брате, и что Миллер читал этот манускрипт. Хочется надеяться, что он будет напечатан.
Если вас заинтересовала личность Ныоборна и хочется услышать эту и другие его записи, то многие его пластинки переведены в цифровой формат и находятся в продаже.
(с) 1969
(р) 1991 Fantasy / Original Jazz Classics 7tks
Запись в Кокшмпорари Студио, 12 и 13 февраля 1969 г. Продюсер — Лестер Кэниг {Phineas Newborn, Jr — р; Ray Brown — b; EMn Jones — dr)
Тино Иццо. Имя, наверняка ничего не говорящее подавляющему большинству даже достаточно продвинутых знатоков музыки. А вот для меня это имя стало пускай небольшим, но тем не менее очень приятным открытием. Судя по всему, Тино Иццо — итальянский ...
Достаточно странное переиздание старых записей "демонического", некогда советского саксофониста, композитора и инициатора всевозможных очень смелых для своего времени проектов Анатолия Вапирова. Переиздание странное потому, что никаких тебе ...
Необузданный, веселый, свободный, мелодичный, "завернутый", легкий — это все можно сказать о джазе, который играет Карло Актис Дато со своим квартетом уже с 1984 года. Этот альбом уже не очень новый, но не рассказать о нем совершенно невозможно. ...
За вызывающим названием «Обоюдоострый» (Double Edge) стоит дуэт двух американских пианистов: Эдмунда Нимана и Нурита Тиллса. Познакомились они в 1978г., а впервые выступили вместе под этим названием девять лет спустя. Дуэт этот скорее ...
Думаю, это российское переиздание откроет некоторым любителям джаза новые грани таланта великого Дюка. Все знают его в первую очередь, как руководителя биг-бэнда и композитора, но многие забывают, что начинал он с малых составов, в частности, с ...
Думаю, это российское переиздание откроет некоторым любителям джаза новые грани таланта великого Дюка. Все знают его в первую очередь, как руководителя биг-бэнда и композитора, но многие забывают, что начинал он с малых составов, в частности, с ...
Много в последнее время переслушав продукции фирмы "Shanachie", я пришел к не очень радостному лично для себя выводу, что основное направление ее издательской политики сосредоточено на выпуске альбомов с музыкой легкой, приятной и беспроблемной. В ...
Этому германо-русскому (отсюда и название такое — GERU) проекту исполнилось уже почти десять лет, но их альбом выпущен у нас только сейчас. Что неудивительно — до недавнего времени это сделать было просто-напросто некому — тут и обычный джаз в ...
За подробностями биографии Гиоры Фейдмана и истории современных клезмеров рекомендую обратиться к № 7/99 «Jazz - Квадрата», где рецензировался его более поздний диск «Journey». Но для первого знакомства с творчеством этого ...
Один из виднейших современных клезмеров, кларнетист Гиора Фейдман пользуется большой популярностью у российских звукозаписывающих компаний. Вслед за «Stress Records» и «Landy Star» осуществила переиздание одного из его ...
Просто в «десятку» попали россияне, переиздавшие этот диск по лицензионному соглашению. Во-первых, Джо Пасс — выдающийся джазовый гитарист, один из виднейших мастеров мэйнстрима, что уже само по себе делает этот релиз весьма ...