Как любая деятельность человека несет в себе взлеты и падения, так и на жизненном пути не бывает ровных и гладких дорог, тем более, если это касается какого-либо вида искусства. Во время своей карьеры в середине 50-х годов американский шоумен, трубач и певец Луи (Лео) Прима охарактеризовал свое творчество одним словом — разнообразие. "Публика никогда не знает, что будет дальше, — пояснял он, — и, по правде говоря, мы тоже этого не знаем: Мы всегда удивляем ее, и ей это нравится".
Прима произнес эти слова, будучи уже ветераном шоу-бизнеса в течение более трех десятилетий. Он родился 7 декабря 1911 г. в Нью-Орлеане, в районе, население которого состояло из итальянских, в основном сицилийских иммигрантов.
Нью-Орлеан, как известно, был колыбелью джаза. Детство Л. Примы было наполнено музыкой. Как говорил знаменитый американский драматург Теннеси Уильямс, "она звучала повсюду и, похоже, никогда не кончалась в этом самом романтическом, самом американском городе". Музыка звучала в кафе, парках, ночных клубах и танцплощадках, на похоронных процессиях, ее со вкусом исполняли шагающие оркестры, она лилась из окон розовых и голубых особнячков с высокими крылечками, белыми ставнями и балконами, увитыми зеленью, раздавалась на пароходной пристани, оповещая о начале экскурсий по реке... Историки американского джаза Нэт Шапиро и Нэт Хёнтоф пишут в своей книге "Послушай, что я скажу": "Самым ярким детским воспоминанием выросших в Нью-Орлеане было то, как мы, ребята, играя во дворе, вдруг слышали звуки музыки, будто землетрясение произошло. И хотя они раздавались вроде бы рядом, мы не переставали переспрашивать друг друга — где это? откуда? — и вдруг осознавали, что находимся совсем рядом с музыкой и, спотыкаясь, бежали в том направлении, туда, туда... И она звучала всегда, в любое время, город был буквально наводнен музыкой".
Может показаться странным, но родители Луи не были музыкантами. Его отец Энтони был дистрибьютором компании по производству содовых напитков и трудился, не покладая рук. Любящая мать Ангелина Каравелли, имея решительный характер, была прекрасной домохозяйкой. Она успевала все: воспитывать троих детей, быть активисткой в церковном приходе и при этом была еще неплохой исполнительницей как духовных, так и бытовых песен. И эта ее кипучая жизнерадостность и настроение передавались детям. Она советовала Луису "всегда улыбаться — люди хотят видеть, что тебе хорошо".
Юный Луи брал пример со своих родителей по части трудолюбия и упорства, что впоследствии очень ему помогло. Но жить среди постоянной музыки и быть вне ее — просто нереально. И, конечно же, Ангелина настояла, чтобы дети к ней приобщались. Старший брат Леон и младшая сестра Элизабет обучались игре на фортепиано, а Луи — на скрипке. Он ее тихо ненавидел, но прилежно учился и, выступая в любительских конкурсах, благодаря своему темпераменту и природной музыкальной одаренности даже одерживал победы. Сестра же брала еще частные уроки игры на органе. Под влиянием старшего брата она рано начала заниматься музыкальным бизнесом, играя на танцах и в ночных клубах.
Старший брат Леон отказался от фортепиано и стал брать уроки игры по классу корнета, Нью-Орлеан изобиловал джазовыми музыкантами, и было у кого поучиться. Младший Луи последовал примеру брата, судьба скрипки была решена.
Старший Прима, стал играть в разных небольших коллективах, младший же по возможности следовал за ним, оттачивая мастерство игры. Леон играл уже на трубе, и в перерывах между выступлениями Луи приходил к нему и тихонько наигрывал на инструменте брата.
После 1-ой Мировой войны, в конце 1922 г., для музыкантов, особенно молодых, жаждущих "показаться", появилась масса возможностей заявить о себе и одновременно приобрести ценный опыт в исполнительском мастерстве. Это была также и возможность заработка, случайного и относительного, но все же... В ту пору создавались оркестры, состоящие из юношей (еще почти мальчиков), которые играли на пикниках, в садах во время частных мероприятий и в лагерях отдыха. В это время тринадцатилетний Луи вместе с двенадцатилетним кларнетистом Ирвингом (Фазалом) Престопником (ставшим звездой джаза в эпоху свинга: играл я в большинстве лучших оркестров Бенна Поллака, Гленна Миллера, Боба Кросби) создают детский оркестр и весьма недурно играют на приемах. Одетые с иголочки, с набриолиненными волосами и безукоризненными проборами, в белых костюмах и дирижером в черном фраке с белой хризантемой в петлице — как того требовала тогда мода — издали смотрелись вполне профессионально.
В 1925-м году имя брата Луи — Леона становится известным в джазовом мире как трубача-профессионала, эталоном для которого были Бикс Бейдербек, ранний Луи Армстронг (а впоследствии младший брат Луи!!!) Ему довелось играть у Пи Ви Рассела (кларнет) и с Леоном Рапиола (кларнет). Позднее, в 30-х годах, он был с трубачом Шарки (Джозефом Бонано) со-руководителем оркестра. А в 1955 г. управлял уже своим оркестром и записывался на пластинки. Потом, уйдя на пенсию, изредка руководил небольшими ансамблями и заведовал ночным клубом.
Но это было после. А тогда, в 1925 г., Леон уезжает на гастроли по Техасу с пианистом Пэком Келли и тромбонистом Джеком Тигарденом и место старшего Примы в небольшом местном оркестре теперь занимает младший — четырнадцатилетний Луи. Кумиром его был, конечно же, тезка и земляк Луи Армстронг, сказавший однажды: " В каждом моем звуке — Нью-Орлеан". Его первые пластинки, записанные со своей "Hot Five" ("Горячей пятеркой") тогда же, завораживают юного Приму. Он выучивает и запоминает их. Внимательно следя за успехами кумира, Луи сам играет и руководит небольшими ансамблями, совершенствуя манеру исполнения. Его замечает и приглашает к себе в оркестр в 1929 г. широко известный в Нью-Орлеане тромбонист Элис Стратакос, участвовавший в первых трансляциях джаза по радио. Там Луи снова встречает своего друга детства, кларнетиста Ирвинга Престоника. Они играют на танцах на крыше "Янг Отеля". Прима хорошо освоился в первом в его жизни большом оркестре из 20 человек.
29 июля того же года Луи женился на Луизе Полиззи. Через год, кота у них родился сын Джойс, Приму приглашают работать в городской театр "Соентер". Здесь он уже сам бэнд-лидер. Молодой, стройный, постоянно двигающийся во время игры, нежно прикасаясь к трубе, он непроизвольно подражал манерой исполнения своему кумиру Л. Армстронгу. Публика стала "ходить на него".
У Луиса постоянная работа в театре, где в интервалах между звуковыми фильмами устраивались изысканные представления. Там он выступает не только как трубач, но и удачно конферирует. Тогда же начинает петь высоковатым, наполненным внутренним темпераментом и страстью, чуть надтреснутым голосом. К 1931 г. он уже хорошо известный в родном городе профессионал, играющий в стиле диксиленд. В состав его коллектива входят: Джин Мейер (контрабас), Годфри Хирш (гитара), Франк Пинеро (фортепиано), Франк Федерико (ударные), Луис Массинтер (кларнет).
Музыканты сидели на невысоком возвышении круглой формы вокруг ударника, расположившегося в центре этого круга, так что танцующие пары могли находиться и перед и за оркестром, а солист просто мог сойти с этого подиума и слиться с танцующими или сидящими зрителями.
В 1932 г., переехав в Кливленд (штат Огайо), Луи работает в оркестре знаменитого трубача Рэда Николса, через который "прошли" будущие звезды джаза Бенни Гудман и Гленн Миллер. А в 1933 г. в Чикаго Прима записывает свою первую пластинку "Вот это трио!" вместе с Дэвидом Роузом (фортепиано) и Норманом Гастом (скрипка). Слушатели хорошо ее приняли и охотно раскупали. В начале следующего года он делает большую серию записей на фирме "Брунсуик". Тогда же там гастролировал знаменитый от побережья до побережья, биг-бэнд Гая Ломбардо. Ему очень понравился талантливый темпераментный трубач и певец. Руководитель оркестра легко уговорил молодого впечатлительного Приму переехать в Нью-Йорк, что тот и сделал, оставив семью.
Первые шесть месяцев Луи провел в безуспешных поисках работы, несмотря на связи Ломбардо. Из-за расовых предрассудков его не взяли к "Леону и Эдди" на 52-ой стрит, потому что, по словам Ломбардо, "Эдди Дэвис (владелец клуба), как только увидел смуглолицего трубача и узнал, что он из Нью-Орлеана, просто констатировал, что тот черный". Таким образом, по собственной глупости хозяин лишился "золотой жилы".
Постепенно Нью-Йорк "поворачивается к Луису лицом". Он основывает собственный оркестр из 17 человек, который стал называться "Луи Прима и нью-орлеанская команда", и переходит от диксиленда к свингу. Несмотря на то, что Прима был прекрасным трубачом, все-таки самой сильной его стороной было само присутствие на сцене. Он был шумнымг веселым конферансье с лучезарной улыбкой и певцом, никогда не устающим развлекать публику, всегда много двигался по сцене, вовлекая в свои миниатюры оркестрантов и зрителей... Любил, npитанцовывая в каком-либо ритме, "вызывать" на сцену особ женского пола, чаще молодых, и дотанцовывать до конца мелодии. За это артиста называли "мистер Пульс".
Услышав однажды его игру, уже трудно было забыть упругий, жизнеутверждающий ритм, очень сочное и знойное звучание трубы и бэнда. И еще одна маленькая деталь — в этом оркестре играла на тенор-саксофоне весьма симпатичная девушка. Этим тогда могли щегольнуть немногие лидеры, так как женщины-инструменталистки в джазе — это всегда украшение и экзотика.
Судьба стала более благосклонна к Приме, когда он был удостоен чести сыграть на открытии "Знаменитой двери" на 52-ой улице. Этот клуб получил свое название благодаря двери, на которой расписывались известные джазмены и инвесторы этого заведения. Луи собрал полный зал и заслужил блестящие отклики. Проявляются и его композиторские способности. Он записал несколько хитов.
В 1936 г. музыкант разводится с первой женой и женится на Альме Росс. В этом же году на Западном побережье он появляется в эпизодических ролях в фильмах "Pитм в строю" и "Играй ее". Наибольшую популярность он завоевал, когда Бенни Гудман исполнил вариацию песни Примы "Пой, пой, пой" на знаменитом концерте в "Карнеги-Холл". Этот шлягер охотно включали в свой репертуар знаменитые джаз-оркестры. А король свинга отменно играл его во всех своих последующих концертах, где бы они ни были. Мелодия стала джазовой классикой и своего рода визитной карточкой этого коллектива.
Потом, в 1937 г., эта пьеса и "Ритм во мне" были записаны на студии "Коламбиа"1 на пластинку, делая эру свинга сногсшибательной. В начале следующего года Луи с оркестром снимается в киноверсиях концертов "Манхэттенский веселый хоровод" и записывает "Ты не можешь иметь все". Пластинки раскупаются молниеносно. Гастрольные поездки по стране растягиваются еще на год.
Вернувшись в Нью-Йорк в 1939 г.,Прима распускает свою "Команду" и фopмирует новый большой оркестр "Глобл ритм", который исполняет танцевальные мелодии и песни Луи.В них обыгрывается его собственное итальянское наследие — "Зума-зума Баккала", "Басия Галун" и другие, основу которых составляла развлекательная, почти бессмысленная смесь на каком-то жаргоне. Неаполитанский слэнг и простой плохой английский в соединении с хорошей игрой на трубе отразились и в его шлягерах 40-х годов.
В 1940 г. старший брат Леон присоединяется к этому оркестру и около года они играют вместе. Луи пишет несколько удачных баллад, в том числе "Воскресную любовь", ставшую хитом для Фрэн Хоррен с оркестром Клода Торнхилла. В десятку лучших вошли: его комический номер "Робин Гуд" — №1 в 1944 г., и "Брюки бель-ботом" — №10 в 1945 г.
К середине 40-х гг. Прима стал одним из самых популярных эстрадных исполнителей, выступая с аншлагом по всей Америке. В этот период он и открыл новую формулу для своих хит-пластинок "Ангелиной" — песней об официантке в пиццерии, опять изобилующей итало- американским слэнгом. Несмотря на национальную неприязнь к Италии из-за ее политики во 2-ой мировой войне, пластинка стала большим хитом, за которой последовали "Пожалуйста, не сжимай банан", "Жозефина" и "Пожалуйста, не прикасайся к звонку".
Тогда происходило бурное расширение деятельности компаний звукозаписи. Предлагая большие гонорары, они старались заключить контракты с наиболее популярными на тот момент исполнителями. И после серии записей на фирме "Маджестик" Приму "перехватил" центр звукозаписи "Виктор". Здесь в 1947 г. он выпускает "Цивилизацию", возглавившую лучшую десятку года.
В этом же году он снова разводится, а в следующем женится на Трейсмин Баррет. После войны динамика развития музыкального бизнеса привела к тому, что многие большие оркестры распались, т.к. телевидение завоевывало все большую популярность в шоу-бизнесе. Тем не менее Луи смог сохранить свой оркестр. В эти тяжелые времена он концентрируется на записях, привлекая для этого хороших музыкантов и певцов для группы сопровождения. Во время прослушивания вокалисток в Норфолке (штат Вирджиния) трубач встретил женщину, которой было суждено стать его партнером в самые успешные годы жизни. Шестнадцатилетняя певица Дороти Джеквелайн Кили, больше известная как Кили Смит, поразила Луи манерой исполнения. Она пела в чисто джазовом стиле, с бесстрастным лицом и прической типа "танго", почти не двигаясь, идеально контрастируя сверхподвижному Приме. Чистый зрелый голос и мальчишеская прическа быстро завоевали будущее оркестру. Прима и Смит обыгрывали разницу в их возрасте, росте, голосах и стилях. В 1949 году, распустив свой оркестр, трубач остается вместе со Смит и они выступают в фойе кинотеатров.
Она становится его четвертой женой. Поскольку выступления в фойе ничего не давали, в конце 1954 г. Прима принимает предложение отеля "Сахара" в Лас-Вегасе. Так эта потрясающая пара начала свое звездное восхождение. Вместе с Кили Прима полностью переходит от прежней манеры исполнения к новой, используя ритм зарождающейся в то время музыки - рок-н-ролла. По пути в Вегас, под Нью-Орлеаном, они встретились со старым приятелем Примы тенор- саксофонистом Сэмом Бутерой. Сэм, как и Прима, родился в Нью-Орлеа- не, в 1927 г., но был моложе Луи. Музыкой стал заниматься под влиянием отца, которого постоянно приглашали с аккордеонном на итальянские свадьбы и праздники в квартале, где они жили. Позже, играя в созданном им оркестре, Сэм нередко использовал музыкальные "темы" отца. В 1946 г. он был признан "лучшим инструменталистом года" журналом "Лук", по результатам опроса тинейджеров. Бутера был известен как талантливый тенор-саксофонист, игравший в модном стиле "ритм энд блюз". Именно ему Прима предлагает возглавить создаваемый им оркестр "Витнессис" ("Очевидцы"). Это объединение оказалось весьма плодотворным. Их имена были немыслимы одно без другого: Прима и сразу же вместе два других — Кили Смит и Сэм Бутера. В короткий срок они стали невероятно популярны в ночных клубах Нью-Йорка, Чикаго, Голливуде, в Лос-Анджелесе и по стране в целом. Конечно же, в любое выступление всегда включалось знаменитое "программное" произведение — своеобразно исполняемая "Буона сэра" (К. Сигмана и П. Де Роса).
Утонченную и пресыщенную публику казино "Стрип" Лас-Вегаса практически ничем невозможно было удивить, но когда во время своих двухнедельных гастролей на сцене появились Луи и Кили, непонятная магия начала околдовывать ее завсегдатаев. Тогда еще никто не осознавал, что создавалась история шоу-бизнеса. На площадке и в зале эта изысканная атмосфера сменялась необыкновенной теплотой и почти мистическим взаимопониманием между зрителями и артистами. Уже тогда Луи и Кили были готовы стать одной из самых популярных и фантастически успешных групп современного шоу- бизнеса.
Сегодня этот завораживающий элемент уже не является тайной. Признанные исследователи "зрительского признания" такого рода объясняют этот факт тем, что Луи и Кили муж и жена и отражают свою любовь друг к другу даже в самых бурных частях их шоу. Они просто вместе исполняют песни прекрасно представляя весь спектр любовных отношений, от нежности до яркой аффектации. Это "долгоиграющий поцелуй", исполненный в песнях; второй медовый месяц, воспроизведение в музыке мужского и женского начал, которые зарождают новую любовь и воскрешает старую, когда ее волшебство свободно и ничем не ранено.
Сочетание Примы, Смит, Бутеры и Лас-Вегаса создало что-то особое. Их представления стали самыми привлекательными. Пение и шутки Примы и Смит вызывали бурю восторга, а Бутера со своим оркестром исполнял туманную смесь джаза, поп-музыки и ньюорлеанского "ритм-энд-блюза", что считалось в то время довольно рискованным. В одном из эстрадных обозрений в 1956 г. отмечалось, что "живость и непосредственность Примы зажигают публику", в то время как "маска непроницаемости Смит используется исключительно как контраст ее супругу, когда он нежно поддразнивает ее". В другом эстрадном обозрении отмечалось, что "Бутера и оркестр вносят в атмосферу огонек и задор".
Самым крупным успехом была "Эта старая черная магия", записанная в 1959 г, на "Кэпител Рекорде" и тогда же получившая престижную награду слушательских симпатий "НАРОС"; эта вещь была в десятке лучших дисков года.
Луи и Сэм буквально сливались на сцене, а потом это органическое звучание вдруг рассыпалось, и начиналось состязание: они дразнили друг друга, перекликались, повторяя музыкальные фразы. Когда же Прима начинал петь, обращаясь к Сэму, тот разговаривал с ним на саксофоне — это был уже "соул", но с более свободным и широким звучанием. Достаточно послушать знаменитую, искрящуюся "О, Мари", чтобы убедиться в этом. Хотя этой классической неаполитанской мелодии Эрнесто Де Капуо по крайней мере лет 150, создается впечатление, что все это написано недавно и специально для них.
Успех всегда был ошеломляющий, публика визжала и неистовствовала! Можно смело утверждать, что Луи Прима оказал огромное влияние на развитие итальянского и европейского рока. Ему откровенно подражал Адриано Челентано на начальном этапе своего творчества. (Вспомните знаменитую сцену ночного купания в фонтане американской кинозвезды из киношедевра Ф. Феллини "Сладкая жизнь".) Челентано поет, подражая манере Примы, которого обожал. А челентановское исполнение "Буона сэры" построено по той же схеме, что и у Луи. Элвис Пресли, дебютировавший на американском телевидении в 1955 г., и другие короли рок-н-ролла подражали Л. Приме, может быть, неосознанно.
А тогда, в конце сороковых, многие ставшие уже классическими вещи, такие как "Когда святые маршируют" Д. Блека, "Бэсин стрит блюз" С. Уильямса или "Ночь и день" К. Портера, "Чай вдвоем" В. Юманса и "Бай мир бист ду шейн" С. Секунды в исполнении Примы и его ребят звучали свежо и необычно.
В 1956 г. компания звукозаписи "Капитэл" решила записать альбом выступлений Примы, попытавшись сохранить их живость. В результате "Дикари" были совершенно не похожи на диски, записанные ранее — та же искрящаяся энергия, как у ранних исполнителей рок-н-ролла, подобно Элвису, но с использованием материала, который удовлетворял бы более взрослую аудиторию. Фирма выпустила семь альбомов Примы, Смит и Бутеры в течение следующих пяти лет. Постепенно переиздавались хиты, входящие в лучшие двадцатки разных лет. "Лас-Вегас — Прима-стиль" был №12 в 1958 г., а хитом №1 этого года стала написанная еще в 20-х гг. Консуцци и Цезарем "Всего лишь Жиголо". В свое время ее играли Л.Армстронг (в 1931 г.), Вилбур Де Пэрис и др. Прима интерпретировал ее по-своему. Его исполнение отличается тугой закрученностью, драматизмом, в конце он просто кричит на грани рыдания... Здесь он невольно предвосхитил те приемы, которые позже принесут славу Рэю Чарльзу, Би Би Кингу, Мадди Уотерсу и др. ("Жиголо", скопированная и исполненная негритянским певцом Дэвидом Ли Ротом в 1985 г., стала единственным хитом того же года!) "Ты у меня под кожей" была признана №1 в 1959 г., и исполнялась впоследствии Фрэнком Синатрой и Пэрри Комо. Конечно же, вездесущий кинематограф не оставлял компанию Луи без внимания, фиксируя на пленку их номера... А в 1959 г. они выступили не только как актеры- музыканты, но и как соавторы сценариев к фильмам "Тропою грома" и "Эй, парень! Эй, девушка!", снятых на студии "Коламбия пикчерс". Главная песня последнего с таким же названием, перейдя с экрана на пластинки, стала самой популярной. А в 1960 г. хитом была "Страна чудес ночью".
Казалось, все идет очень хорошо, они на вершине славы. На сцене все было прекрасно, но семейная жизнь артистов не ладилась. Несмотря на то, что у них уже было двое детей, стала сказываться разница в возрасте супругов. Разное мировосприятие, скандалы из-за детей, упреки родственников, измены с обеих сторон... У Луи появились нервные срывы и головные боли. Но внешне казалось, все идет хорошо, пока Прима, обычно избегавший огласки, не поместил в нескольких газетах сердитое опровержение слухов о его якобы ухудшающемся здоровье. Он также отрицал наличие семейных проблем с Кили, утверждая, что это были "нелепые сплетни, выдуманные каким-то кретином". Тем не менее, в 1961 г. Кили подала на развод. Хотя Луи продолжал выступать с "Витнессис", его отношения с женой были мерилом всех его выступлений. А она уже не была той шестнадцатилетней девочкой, которая "смотрела в рот" своему кумиру. У примадонны появились свои амбиции и прихоти.
Они развелись. Прима переехал в Дот и, женившись в 1963 г. еще на одной певице, Гии Майоне, продолжал работать в Вегасе. Казалось бы, жизнь наконец-то потекла по спокойному руслу, но головные боли стали посещать Приму все чаще. Как и прежде, Луи "выкладывался" на представлениях, тем не менее к концу 60-х годов его шоу стало понемногу "увядать". Несмотря на жизненные перипетии, музыкант как художник всегда оставался на должном уровне, никогда не опускаясь до примитивизма и банальности в "угоду толпе". Вместе с Бутерой он вернулся в Нью-Орлеан. Там опять появилась постоянная работа. Туристы — это весьма прибыльный бизнес. Их нужно было развлекать. К этому времени он снова был отцом двоих детей — Лины Энн и названного в его честь Луи. Студия У. Диснея приглашает его для озвучивания роли короля орангутангов в известном мультфильме "Книга джунглей". Прима вновь попадает в центр всеобщего внимания. Эта последняя работа была выполнена, как всегда, с блеском и снова зафиксирована на пластинках.. Шоумен в очередной раз отправляется на гастроли по США с оркестром Бутеры.
В репертуаре были не только вокальные, но и очень качественно исполненные инструментальные номера. Саксофон Сэма покорял чистым сочным звуком. Особенно в вариантах знаменитых пьес "О, мое солнце" и "Вернись в Сорренто", аранжированных для него Примой. Саксофонист умело и нежно, словно вышивая кружева, ведет медленную лирическую часть в балладном стиле, затем, моментально перестраиваясь, переходит к искрящейся разухабистой манере.... И снова делались записи на пластинки...
Неразмеренность жизни, постоянное напряжение и гастроли дают о себе знать. У Луи снова усиливаются головные боли. Чтобы как-то успокоиться и отвлечься, он бродит по улочкам Нью-Орлеана, названия которых увековечены в живой истории джаза. Ройял стрит, Бейкер и Канал-стрит. Бурбон-стрит, Северная Рэмпорт-стрит, переулок Пердидо и Бейсин-стрит. Прима подолгу стоит на набережных, вдыхая терпкий запах моря, вспоминая слишком быстро промелькнувшую жизнь. Вроде недавно с толпой сверстников бегал вслед за уличными оркестрами, слушая своих кумиров, великих пионеров джаза. А теперь, как оказалось, он и сам принадлежал к их числу, только уже ко второму поколению, и вписал свое имя в паноптикум бессмертных...
Состояние его не улучшалось, и в 1975 г. он попадает в госпиталь с диагнозом "опухоль головного мозга", ему делают операцию по удалению опухоли. Прима впадает в кому и остается в больнице почти на 3 года. 24 августа 1978 г., в возрасте 64 лет, так и не приходя в себя, мистер "Пульс" оставляет наш мир.
Этот человек, который "научился свингу до того, как научился говорить", оставил впечатляющее музыкальное наследие, равно как и репутацию блестящего шоумена. Его музыка, возрожденная в музыкальных новинках, исполняемых в залах отелей и на дискотеках, до сих пор не дает забыть этого имени и вызывает большой интерес среди современной молодежи. С успехом продолжают расходиться его записанные ранее и уже переведенные на лазерные диски альбомы. Прима был бы счастлив "свинговать" перед любой аудиторией.
Одним ранним утром в Варшаве я поджидал Станько у его дома и наконец увидел маленькую фигурку, появившуюся за внутренним двориком. Это был сам трубач, несущий огромную вазу. Извинившись за опоздание, он пригласил меня в квартиру, где немедленно ...
Кончается век. Близится время подведения итогов. Скоро обложки иллюстрированных журналов засверкают коллажами из лиц тех, кто оказал наибольшее влияние на жизнь человечества в ХХ веке. Здесь наверняка будут вожди революций Ленин, Мао и Хомейни, ...
«Стиль Арта Фармера построен на паузах. Во время его соло паузы случаются три-че- тыре раза — они собирают вокруг себя все уже сыгранное и подготавливают нас к тому, что еще произойдет. Его паузы — свободное дыхание импровизаций трубача и легкий ...
«Жизнь — это то, что с нами происходит, пока мы строим совсем иные планы» (Джон Леннон) Странная штука — время... Оно способно низвергнуть и растоптать в прах любые, самые известные имена, способно стереть навсегда память о ...
Трубач Крис Ботти — одаренный инструменталист, талантливый композитор и харизматичный исполнитель — со времени выхода своего первого сольного альбома в 1995 году смог создать серию записей, которые сделали его неосязаемый, чистый саунд ...
Кларк Терри (Clark Terry) родился 14 декабря 1920 года в городе Сент-Льюис, штат Миссури. Но настоящее рождение великого флюгельгорниста Кларка Терри произошло чуть позже — на рубеже 20-30 годов XX века. В те далекие годы муж его старшей сестры ...
Ко второму столетию своего развития джаз обзавелся историей уже столь длинной, что в ней можно обнаружить любопытные совпадения. Возьмем, скажем, начало ХХ века — заря джаза. Какой инструмент оставил нам самый внушительный список ярких имен? ...
«Я думаю, как музыкант Диззи не имеет себе равных. Он является краеугольным камнем в развитии и эволюции нашей музыки.» (Макс Роуч) Есть фамилии, которые в массовом сознании образуют настоящие смысловые пары и так, вместе, и ...
Я – счастливый человек! Я играл со всеми великими музыкантами, с кем бы мне только хотелось это сделать. Моя труба стала для меня билетом во все страны мира – благодаря ей я побывал буквально везде. И я благодарен моему инструменту за это! Фрэдди ...
Нильс Петтер Мольваер — норвежский трубач, композитор и продюсер, сблизивший такие стилистические крайности, как джаз, эмбиент, house-музыка, электроника и ломаные ритмы В его исполнении эти. казалось бы несопоставимые музыкальные течения, ...
Томаш Станько родился 11 июля 1942 года в Жешове. В средней музыкальной школе учился по классам скрипки, фортепиано и трубы. Еще будучи учеником средней музыкальной школы, выступал в краковском джаз-клубе "Геликон" в квартете пианиста Вацлава ...
Воспоминания очевидца, свидетеля событий могут по прошествии времени восприниматься неоднозначно, но - эти люди знали друг друга, варились в одном джазовом котле. Сегодня мы с удовольствием представляем вам очерк-зарисовку московского трубача и ...