Нильс Петтер Мольваер — норвежский трубач, композитор и продюсер, сблизивший такие стилистические крайности, как джаз, эмбиент, house-музыка, электроника и ломаные ритмы В его исполнении эти. казалось бы несопоставимые музыкальные течения, образуют не имеющий аналогов стилистический сплав. В составе его группы — алекгрогитарист, басист, ди-джей, барабанщик. Электронные ритмы сплетаются с виртуозным живым звуком. Неумолимым транс-антарктическим локомотивом уносит слушателя музыка нового миллениума. Это — корни, уходящие глубоко под ледяную скандинавскую землю. Это — боевая мощь всех гуннов и викингов, помноженная на лучшее в роке и поп - музыке. Это — джаз, сэмплирующий себя в реальном и виртуальном времени, Пульсирующая энергией, избегающая постоянства и определений музыка. Это — подлинная новизна. Музыка 21- го века. Магия импровизаций Нильса Петера Мольваера.
Мольваер родился в I960 году в норвежском местечке Суда. Его отец, музыкант, познакомил его с джазом в раннем возрасте. Так в жизни появились голос Билли Холлидей, и — главное — труба Майлза Дейвиса и Дона Черри. К 1979 году, переиграв в десятках студенческих оркестров и любительских групп, музыкант поступил в престижную консерваторию Трондхейма. Вышел из нее уже обладателем уникального стиля и постепенно стал приобретать репутацию одного из самых интересных молодых трубачей в Северном джазе. Однако, джаз не был единственной страстью Нильса Петтера: на него сильно повлияла "звуковая алхимия" Билла Ласвелла и Брайана Ино. Он по сей день обожает рок-музыку, фанк, соул. фолк. Интересуется клубными грувами, сэмплированием. Изучает этническую музыку со всего света: Африка, Восток, Океания...
Профессиональная карьера Мольваэра началась в середине 80-х: шанс начинающему трубачу дал немецкий лэйбл ЕСМ. Эта фирма записи опередила свое время. открыв для Америки и Европы никому не известную Скандинавию. Сегодня лэйбл продает больше пластинок, чем иные "гиганты" музыкальной индустрии, а его музыканты — признанные деятели культур своих стран.
Так. Шведская Королевская Музыкальная Академия несколько месяцев назад наградила пианиста Бобо Стенсона (35 лет с фирмой) премией в 100 ООО крон за вклад в шведскую культуру. Musical America и Карнеги Холл отметили Арво Пярта званием ’Композитор 2005 года". А основачель лэйбла Манфред Айхср семь раз номинировался на премию Grammy в качестве "Лучшего продюсера года’, и таки добился ее в 2002 году. В 2004 году 9 артистов ЕСМ снова номинировались на Grammу.
Здесь трубачу предоставили шанс сопровождать звезд калибра Арильда Андерсона, Сидсель Ендриессон. Вышел и диск его группы "Москалеро". Мольваер стал звездой европейского джаза. И здесь уместна па- раллель с его кумиром, великим Майлзом Дейвисом. Налицо определенная преемственность: то,что Майлз делал после Bitches Brew, то. что он делал с фанком в 70-е, и с рэпом в 80-е, Нильс Петтер продолжил с музыкальными новшествами 90-х и 2000-х. Речь идет о разрушении барьеров. Некая тотальная музыка. Обратная сторона монеты — разрыв связей с традиционным джаз- миром. Мольваер, как и Майлз до него, один из считанных джазменов, которым удалось выйти к широкой публике, продать кучу пластинок, заработать серьезные деньги и с легкостью выступапъ как в интимных джаз-клубах, так и перед многотысячными фестивальными аудиториями. Мольваер стал одним из самых коммерчески успешных достояний ЕСМ: здесь вышли его дебютный альбом в качестве лидера Khmer (1997) и Solid Ethe (1999). В его группу вошлг лучшие музыканты Скандинавии нового поколения; гитарист Эйвинд Аарсет, барабанщик Руне Арнессен, неоднократно называвшийся лучшим норвежским ди-джеем DJ Strangefru’ (Паль Нихус).
Впрочем. ЕСМ диктовал определенные условия и тяготел к чересчур академическим направлениям. Молываеру стало тесно. Стало скучно играть для снобов-ценитепей, критиков и муэейных ископаемых. Он уже почувствовал вкус выступлений перед массовой аудиторией. Мольваер - сверх-коммуникабельный человек с тесными связями и в мире продюсеров электронной музыки. Он знает свою публику, что называется, в лицо и ведет прекрасную маркетинговую стратегию. Так, осознав собственную растущую популярность среди любителей танцевальной электроники, он тут же соорудил альбом ремиксов.
Для создания пластинки Recoloured он обратился к услугам знаменитостей. наподобие бритшща Matthew Herbert (создателя миксов Мадонны и Бьорк) или своего соотечественника Deathprod, сотрудничавшего с Бьорк и Gus Gus. Recoloured (2001) вывел Мольваера на новый виток популярности. Это - умная танцевальная музыка, звучащая на элитных европейских и американских танцполах. И не случайно новый проект приземлил Mольваера на ma|or лэйбле Universal. О нем заговорили крупные музыкальные издания - Wire. Rolling Stone. На волне успеха появляется новый альбом с ироничным названием npЗ (2002). Сделан был и шаг навстречу новым технологиям в современном искусстве: проект для соло-трубы с живым сэмплированием и тремя ди-джеями. К тому же многие концерты Молываера транслируются в Интернете в режиме live stream.
Не забывают музыканта и прогрессивные джазовые критики: записанный "вживую" недавний концергный релиз Streamer (2004) лишний раз доказал, что поп не съест Мольваера. oнi прежде всего — бескомпромиссный трубач. Несмотря на флирт с прогрессивной технологией, ему удается оставаться тонко чувствующим импровизатором, грациозно, на цыпочках передвигаясь по нейтральной стилистической полосе. Мольваера можно сравнить с канатоходцем, уверенно вышагивающим со своей сурдинкой над пропастью излишеств, сомнительного вкуса и чрезмерного продюсиронания. Он остается любимцем широкой публики. Поэтому,Мольваэр сегодня повсюду. И на крупнейших джазовых фестивалях (в том числе, в нью-Йоркском Кеннеди Центре), и на trarvsmediate- 2005 в Берлине (февраль). Он - не отшельник, он — суперзвезда.
Сергей Клейн
Jazz-Квадрат, №3/2005