Андрей Товмосян – один из величайших артистов джаза. Молодежи его имя уже почти ни о чем не говорит, но тридцать лет назад это был настоящий прорыв.
Мы, музыканты и провозвестники джаза, сами не поняли этого, когда в начале 60-х годов звезда Товмосяна стремительно всходила на нашем черном джазовом небе. Ему не было двадцати, и он был необыкновенно талантлив.
Андрей стал сенсацией фестивалей в Тарту, Ленинграде и Москве. Он был в первой советской горстке джаза, робко вывезенной в Варшаву (заграница!), и тут же олицетворил собою пробившееся сквозь сталинский асфальт новое поколение. Его "Господин Великий Новгород" с колокольными звонами в начале и в конце стал козырем в защите джаза, слава этой действительно живописной вещи, может быть, даже заслонила самого автора. Так бывает.
Андрей сочинял и другие пьесы, не хуже. Но главное — чистейший фирменный американский джаз бил из его трубы фонтаном, и непонятно было, откуда что берется. Мы еще не могли себе представить, что где-то за пределами Америки может родиться джазовая личность, равновеликая тамошним корифеям, единственно населявшим наш джазовый пантеон.
Это лишь в бытовой экономике у нас спрос превышает предложение, в искусстве же наоборот — артист в России оказывается невостребованным, и тогда он непреодолимо, как мотылек на свет, как рыба на нерест, стремится туда, где...
Судьба Андрея — одна из многих судеб, загубленных в нашем болоте. Ему выпало познать жизнь до самого черного ее дна. Постепенно и мучительно уходя из джаза, он нашел альтернативную возможность самовыражения — поэзию. Одновременно преображаясь как художник.
Аналогом его обэриутскому, ироническому стебу мог бы стать модернистский инструментальный театр, который ему, музыканту, всегда был чужд. Отбрасывать разные тени при поворотах — свойство объема.
В своих "Заметках о поэзии" Мандельштам, отрицая возможность "расколдовать в музыке русской речи негритянские барабаны и односложные словоизъявления кафров", утверждает, по существу, этнокультурную герметичность, а следовательно, и обособленность — как стилистическую, так и мировоззренческую — отдельно взятого "региона искусств", в частности стихосложения.
Но странное дело — сюрреалистическая акварель поэзии Товмосяна проходит сквозь меня, я слышу в ней его трубу и вижу наше время. Вижу то, что не замечал до сих пор. Им написаны тысячи строчек — и уже много утеряно. Еще и сегодня у него рождаются стихи, они разлетаются и оседают у нескольких коллекционеров. Инвалид, запершийся в своей квартире, он уже простился со своей легендарной трубой и порвал все контакты с внешним миром.
Ироническая поэзия
Уныло калий марганцовокислый
Лежит на полочке — пока.
За ним повесы молодого
Лихая тянется рука.
Но поздно — с грохотом печальным
На землю падает пузырь.
И нет любви, и нет отрады,
"И пуст прекрасный мир".
Предостережение
Брат мой, ты видишь тот дом
С вывеской тусклой у входа,—
Это не клуб, не театр,
Не овощной магазин...
Лирика
С тумбочкой тихой в руке
Ты промелькнула так странно.
Что ты хотела сказать
Тумбочкою этою мне?
Какой-то хрюндель в жаркий день,
Увидев собственную тень,
Решил в ней от жары укрыться...
Обидно хрюнделем родиться!
1983
На мрачной долине Хераго
(По карте ее не ищи)
Растет пустоцвет Маразмаго:
Чуть тронешь — замучат свищи.
Приносит и тиф Маразмаго,
И лепру, и рак. О страна!
Мрачна ты, равнина Хераго,
И на хер ты мне не нужна!
25 января 1978г.
Полковник смотрит на луну,
Он видит кратеры глухие,
И забывает он войну
И вспоминает дни иные.
Не слышно пушек. Весел, юн,
С большой квадратной головою
И симпатичною семьею
Бежит гулять он. Сын-шалун,
Легко тусуясь меж холмами,
Жужжит от радости. Жена
Вращает нежными глазами,
Вином и водкою полна.
Ни тучки. Солнце. День такой,
Какие редко выдаются.
Вдруг все упали. Крики, вой.
Но вот опять они смеются...
Полковник смотрит на луну,
Он видит кратеры глухие,
И забывает про войну
И вспоминает дни иные.
1970
Я вижу свет, идущий ниоткуда,
Волшебный свет.
Но происходит небольшое чудо —
И света нет.
Одним ранним утром в Варшаве я поджидал Станько у его дома и наконец увидел маленькую фигурку, появившуюся за внутренним двориком. Это был сам трубач, несущий огромную вазу. Извинившись за опоздание, он пригласил меня в квартиру, где немедленно ...
Кончается век. Близится время подведения итогов. Скоро обложки иллюстрированных журналов засверкают коллажами из лиц тех, кто оказал наибольшее влияние на жизнь человечества в ХХ веке. Здесь наверняка будут вожди революций Ленин, Мао и Хомейни, ...
«Стиль Арта Фармера построен на паузах. Во время его соло паузы случаются три-че- тыре раза — они собирают вокруг себя все уже сыгранное и подготавливают нас к тому, что еще произойдет. Его паузы — свободное дыхание импровизаций трубача и легкий ...
«Жизнь — это то, что с нами происходит, пока мы строим совсем иные планы» (Джон Леннон) Странная штука — время... Оно способно низвергнуть и растоптать в прах любые, самые известные имена, способно стереть навсегда память о ...
Трубач Крис Ботти — одаренный инструменталист, талантливый композитор и харизматичный исполнитель — со времени выхода своего первого сольного альбома в 1995 году смог создать серию записей, которые сделали его неосязаемый, чистый саунд ...
Кларк Терри (Clark Terry) родился 14 декабря 1920 года в городе Сент-Льюис, штат Миссури. Но настоящее рождение великого флюгельгорниста Кларка Терри произошло чуть позже — на рубеже 20-30 годов XX века. В те далекие годы муж его старшей сестры ...
Ко второму столетию своего развития джаз обзавелся историей уже столь длинной, что в ней можно обнаружить любопытные совпадения. Возьмем, скажем, начало ХХ века — заря джаза. Какой инструмент оставил нам самый внушительный список ярких имен? ...
«Я думаю, как музыкант Диззи не имеет себе равных. Он является краеугольным камнем в развитии и эволюции нашей музыки.» (Макс Роуч) Есть фамилии, которые в массовом сознании образуют настоящие смысловые пары и так, вместе, и ...
Я – счастливый человек! Я играл со всеми великими музыкантами, с кем бы мне только хотелось это сделать. Моя труба стала для меня билетом во все страны мира – благодаря ей я побывал буквально везде. И я благодарен моему инструменту за это! Фрэдди ...
Как любая деятельность человека несет в себе взлеты и падения, так и на жизненном пути не бывает ровных и гладких дорог, тем более, если это касается какого-либо вида искусства. Во время своей карьеры в середине 50-х годов американский шоумен, ...
Нильс Петтер Мольваер — норвежский трубач, композитор и продюсер, сблизивший такие стилистические крайности, как джаз, эмбиент, house-музыка, электроника и ломаные ритмы В его исполнении эти. казалось бы несопоставимые музыкальные течения, ...
Томаш Станько родился 11 июля 1942 года в Жешове. В средней музыкальной школе учился по классам скрипки, фортепиано и трубы. Еще будучи учеником средней музыкальной школы, выступал в краковском джаз-клубе "Геликон" в квартете пианиста Вацлава ...