Кларк Терри (Clark Terry) родился 14 декабря 1920 года в городе Сент-Льюис, штат Миссури. Но настоящее рождение великого флюгельгорниста Кларка Терри произошло чуть позже — на рубеже 20-30 годов XX века. В те далекие годы муж его старшей сестры играл на тубе в одном из городских бэндов и изредка позволял мальчугану посещать репетиции оркестра. Больше всего маленькому Кларку нравилось наблюдать за игрой и слушать одного из музыкантов, игравшего на трубе (возможно потому, что каждый раз именно он угощал мальчугана леденцами). Однажды трубач вернулся после перерыва и застал расстроенного и разозленного мальчишку, безрезультатно пытавшегося дуть в его инструмент. "Эй, сынок, ты обязательно станешь трубачом", — пошутил музыкант. "И я оказался настолько глуп, — признается Кларк Терри, — что поверил в это".
Тонкое чувство юмора — отличительная черта этого музыканта. Проявляется оно не только в общении, но и в музыке — Кларка Терри называют обладателем самого счастливого саунда в джазе. Музыка, которую он играет, насыщенная, свингующая и... забавная. Великолепный и мгновенно узнаваемый солист, Кларк Терри приобрел известность своими вокальными "бормотаниями", которые сатирически имитировали манеру ранних блюзовых исполнителей.
Профессиональная карьера Кларка Терри началась во время учебы в Vashon High School в одном из баров Сент-Льюиса, где он аккомпанировал пианисту на своей первой трубе за $12,50. Играть он учился, слушая более опытных музыкантов и наблюдая за их исполнительской манерой. К счастью, в те годы в его родном городе было более чем достаточно хороших трубачей. Однако они вовсе не горели желанием делиться премудростями игры и собственными секретами с молодыми музыкантами, опасаясь, что те займут их место на сцене. Некоторые вопросы задавать разрешалось, но многие — нет. даже Луи Армстронг в те дни, — вспоминает Кларк Терри, — прятал свои пальцы под носовым платком, чтобы хитрюги не украли его приемы".
И все же именно Луи Армстронг вдохновил Кларка Терри на выбор профессии музыканта, играющего на трубе: "Когда я слышал Луи Армстронга, то был просто наэлектризован. Мне кажется, он обладал способностью наиболее простым, естественным способом доносить до слушателя свое личное послание, он был очень теплым человеком, у него были красивое чувство юмора и фантастическая улыбка".
Во время Второй мировой войны Терри был призван (1942) на службу в Военно- морской флот, во время которой играл в Navy All Star Jazz Band в Чикаго. После войны в 1947-48 годах он выступал с биг-бэндом Чарли Барнетта (Charlie Barnett), где приобрел известность и твердую репутацию классного музыканта. После непродолжительного сотрудничества с биг-бэндами Чарли Вентуры (Charlie Ventura) и Эдди Винсона (Eddie Vinson), Кларк Терри до 1951 года играл в Count Basie Orchestra, после чего его "призвал в ряды" сам Дюк Эллингтон (Duke Ellington), в оркестре которого он был солистом до конца 50-х.
Эти годы для себя Кларк Терри называет "Университетом Эллингтона": "Он преподавал нам так много всего, общаясь с оркестром, отбирая музыкантов для него, устанавливая связь между сценой и зрителями. Он был не только изумительным человеком, он знал, как подвергнуть психоанализу каждого, он знал, на что вы способны в душе, и хотел, чтобы вы сделали это и сами были хорошим, теплым человеком..."
Терри Кларк, универсальный исполнитель свинга/бибопа, который в середине 50-х стал специализироваться в игре на флюгельгорне, принимал участие во множестве записей и выступлений оркестра Эллингтона (включая "Perdido") , но в то же самое время стал записываться сольно.
В 59-м Кларк Терри оставил биг-бэнд Эллингтона и принял участие в неудачных гастролях по Европе с проектом Гарольда Арлена (Harold Arlen) The Free & Easy show в составе небольшой джазовой группы Куинси Джонса (Quincy Jones). После этого в 1960 году музыкант переехал в Нью-Йорк и стал членом The Tonight Show Orchestra — первым черным музыкантом, принятым на работу в NBC. После того, как The Tonight Show Orchestra мигрировал в Лос-Анджелес, Кларк Терри, решивший остаться в Нью- Йорке, долгие годы был одним из самых успешных и плодовитых студийных музыкантов. "Я всегда восторгался, слушая новые образцы музыки Кларка, — говорит его друг, профессор музыки UNH Дэйв Сейлер (Dave Seiler). — Его саунд безошибочный".
Терри Кларк был лидером джаза на протяжении всех 60- х. В те годы он оказал влияние на целые генерации играющих на трубе музыкантов, а наибольшее — на Майлса Дэвиса (Miles Davis) и Куинси Джонса (Quincy Jones). "Он стал моим кумиром в игре на инструменте, о котором я узнал много нового, слушая его игру на трубе", — говорит Майлс Дэвис. "Он был моим учителем, хотя учение — забавное слово, ибо часть учебного процесса само присутствует там каждый раз и внимательно наблюдает за игрой Кларка", —утверждает Куинси Джонс. Чарли Барнет, высказываясь о Терри, еще более категоричен: "Самый великий музыкант в мире, играющий на трубе". Своим творческим наставником называет Кларка Терри и Джэральд Уилсон (Gerald Wilson).
Терри же своими творческими наставниками считает Роя Элдриджа (Roy Eldridge), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Чарли Шеверса (Charlie Shavers) и Рэкса Стюорта (Rex Stewart): "Мое собственное вдохновение рождалось от общения с красивыми людьми, с которыми я встречался и работал, и от красивой музыки, которую я имел счастье играть. Это счастье — приглашать людей в полный наслаждения мир, открывать их глаза и чувства, показывать им, где они могут найти удовлетворение, счастье, красоту, которую не имели до этого".
В 1970-76 годах Кларк Терри сам руководил биг-6эндом, который записывался на лэйбле Vanguard. В конце 70-х он продолжал записываться сольно с небольшой группой музыкантов. В 1979 году Кларк Терри стал записываться на Oscar Peters Pablo label как в блестящем дуэте с самим Петерсоном, так и под своим собственным именем.
На протяжении 80-90 годов Кларк Терри принимал участие в записи множества ставших в последствии nопулярнейшими джазовых альбомов, несколько из которых вышли на лэйбле Chesky. В 1991 году Кларк Терри был введен в почетную должность National Endowment for the Arts Jazz all of Fame.
И сегодня, когда Кларку Терри уже 83, все звонят ему. Кто организовывает джазовый фестиваль, или записывает новый альбом на студии — все приглашают его поиграть, будь то празднование юбилея Луи Армстронга в Карнеги-Холл или гастроли The Summit Jazz Orchestra в Германии и Швейцарии. Потрясающий успех имеют ежегодные туры Терри в Дарэм (Durham). Неделю до начала ежегодного джаз-фестиваля UNH, названного недавно его именем, он работает с музыкантами UNH Jazz Band, проводит мастер-классы с музыкантами, играющими на трубе. А еще он принимает участие в конференциях и круглых столах, в создании музея... Всех удивляет такая активность человека, которому за восемьдесят, больного диабетом и с болями в спине. "А я все иду, и иду, и иду", смехом отвечает на все заботливые замечания Кларк Терри, пародируя при этом популярного кролика из известной рекламы Energizer.
В декабре 1971 годе Национальная академия джазового образования назвала его "самым больным джазом человеком в мире". В 1985 году он был признан "Аmerican Man of Music" компанией известных музыкантов в составе Уильяма Уорфилда (William WarfiId), Аарона Копланда (Aaron Copland), Вана Клайберна (Van Cliburn) и др.
Ну, а звание "образцового наставника" Кларк Терри носит с полной покорностью. Он уверен, что обязан вернуть, отплатить на языке джаза то, что было в избытке даровано ему самому за последние полстолетия. Лионел Хэмптон (Lionel Hampton), Билли Тэйлор (Billy Taylor), а сегодня и Уинтон Марсалис (Winto n Marsalis) высказывали и выссказывают ему признательность, как наставнику. Всем в Америке известна программа Тэйлора Jazz-mobile, созданная специально для детей из американской провинции. Но не каждый знает, что Jazzmobile выросла из Harlem Youth Band, созданного в свое время Кларком Терри.
Работая со студентами, он окунается в свою стихию. На мастер-классах Терри уговаривает,упрашивает, умоляет принять музыкантов его стремление поделиться с ними своим опытом, любыми средствами стремясь подтолкнуть их на открытие новых для себя территорий в музыке. "Получите звуки А, Е, I, О, U, — требует он. — Мыслите в понятиях разных уровней, разной высоты, разной глубины... Изобразите жужжание, дудение, дребезг..."
"Дуба, дуба, дуба", — бубнит кончиком рта Терри в свою сверкающую трубу. "Дум, дидл, дадл", — доносится при этом из инструмента.
Вот что означает "язык джаза" в интерпретации Кларка Терри.
"Я верю, что независимо от того, скольких людей вы прослушали или скопировали за эти годы, ваш звук — это только вы, и это именно то, что вы чувствуете внутри себя", — утверждает джаз-гуру.
В течение своей жизни Кларк Терри играл со следующими музыкантами: Cannonball Adderley; Nat Adderley; Monty Alexander; Geri Allen; Gene Ammons; Charlie Barnet; Kenny Barron; Count Basie; Louis Bellson; George Benson; Bob Brook- meyer; Clifford Brown; Ray Brown; Gary Burton; Charlie Byrd; Benny Carter; Ron Carter; Paul Chambers; Bob Cranshaw; Sonny Criss; Art Davis; Eddie "Lockjaw" Davis; Harry "Sweets" Edison; Roy Eldridge; Victor Feldman;' Tommy Flanagan; Curtis Fuller; Dizzy Gillespie; Tyree Glenn; Paul Gonsalves; Dexter Gordon; Wardell Gray; Benny Green; A1 Grey; Johnny Griffin; Jimmy Hamilton; Lionel Hampton; Sir Roland Hanna; Barry Harris; Coleman Hawkins; Jimmy Heath; Jon Hendricks; Johnny Hodges; Milt Jackson; Eddie Jefferson; Budd Johnson; J.J. Johnson; Hank Jones; Philly Joe Jones; Quincy Jones; Sam Jones; Thad Jones; Connie Kay; Wynton Kelly; Kimmy Knepper; Yusef Lateef; John Lewis; Melba Liston; Marian McPartland; Blue Mitchell; Thelonious Monk; James Moody; Ray Nance; Joe Pass; Niels-Henning LOrsted Pedersen; Charli Persip; Oscar Peterson; Flip Phillips; Dave Pike; Julian Priester; Eric Reed; Doc Severinsen; Ed Shaugh- nessy; Zoot Sims; Jimmy Smith; Billy Strayhorn; Buddy Tate; Arthur Taylor; Billy Taylor; Bobby Timmons; Charlie Ventura; Eddie "Cleanhead" Vinson; Ernie Watts; Frank Wess; Joe Zawinul.
Трубач Том Харрелл в минувшем, 1998 г. был признан в США "Трубачом года", но, когда видишь его воочию перед началом выступления, - верится в это с трудом. В первую мартовскую неделю нынешнего годаспециально собранную для такого случая группу ...
Молодость самоуверенна, и нет такого новобранца, который не мечтал бы стать генералом. И все же можно почти с уверенностью сказать, что вряд ли в далеком от нас 1948 году 18–летний английский тромбонист Дональд Кристофер (Крис) Барбер, собирая свою ...
Андрей Товмосян – один из величайших артистов джаза. Молодежи его имя уже почти ни о чем не говорит, но тридцать лет назад это был настоящий прорыв. Мы, музыканты и провозвестники джаза, сами не поняли этого, когда в начале 60-х годов звезда ...
Одним ранним утром в Варшаве я поджидал Станько у его дома и наконец увидел маленькую фигурку, появившуюся за внутренним двориком. Это был сам трубач, несущий огромную вазу. Извинившись за опоздание, он пригласил меня в квартиру, где немедленно ...
Кончается век. Близится время подведения итогов. Скоро обложки иллюстрированных журналов засверкают коллажами из лиц тех, кто оказал наибольшее влияние на жизнь человечества в ХХ веке. Здесь наверняка будут вожди революций Ленин, Мао и Хомейни, ...
«Стиль Арта Фармера построен на паузах. Во время его соло паузы случаются три-че- тыре раза — они собирают вокруг себя все уже сыгранное и подготавливают нас к тому, что еще произойдет. Его паузы — свободное дыхание импровизаций трубача и легкий ...
«Жизнь — это то, что с нами происходит, пока мы строим совсем иные планы» (Джон Леннон) Странная штука — время... Оно способно низвергнуть и растоптать в прах любые, самые известные имена, способно стереть навсегда память о ...
Трубач Крис Ботти — одаренный инструменталист, талантливый композитор и харизматичный исполнитель — со времени выхода своего первого сольного альбома в 1995 году смог создать серию записей, которые сделали его неосязаемый, чистый саунд ...
Ко второму столетию своего развития джаз обзавелся историей уже столь длинной, что в ней можно обнаружить любопытные совпадения. Возьмем, скажем, начало ХХ века — заря джаза. Какой инструмент оставил нам самый внушительный список ярких имен? ...
«Я думаю, как музыкант Диззи не имеет себе равных. Он является краеугольным камнем в развитии и эволюции нашей музыки.» (Макс Роуч) Есть фамилии, которые в массовом сознании образуют настоящие смысловые пары и так, вместе, и ...
Я – счастливый человек! Я играл со всеми великими музыкантами, с кем бы мне только хотелось это сделать. Моя труба стала для меня билетом во все страны мира – благодаря ей я побывал буквально везде. И я благодарен моему инструменту за это! Фрэдди ...
Как любая деятельность человека несет в себе взлеты и падения, так и на жизненном пути не бывает ровных и гладких дорог, тем более, если это касается какого-либо вида искусства. Во время своей карьеры в середине 50-х годов американский шоумен, ...