Chris Botti - Красавец, тщательно скрывающий возраст
05.05.2013
Трубач Крис Ботти — одаренный инструменталист, талантливый композитор и харизматичный исполнитель — со времени выхода своего первого сольного альбома в 1995 году смог создать серию записей, которые сделали его неосязаемый, чистый саунд единственным в своем роде жанром в сфере современной джазовой музыки. Благодаря исключительным комбинациям насыщенных звуков и продуманных импровизаций Ботги смог завоевать и многочисленных поклонников, и одобрение критиков, и признание музыкантов мэйнстрима.
Крис Ботти, уроженец штата Орегон, появился на свет в Портлэнде, а вырос в Корваллисе. Вот только попытки узнать, когда же именно он родился, обречены на неудачу — Крис тщательно это скрывает. Простим ему эту скрытность — у каждого свои "тараканы". Тем более, похоже, ему есть, что скрывать: несмотря на столь юную внешность, популярному трубачу на самом деле уже за сорок. Но мы ведь никому об этом не расскажем, правда?
Первым человеком, кто ввел Криса в мир музыки, была его мать — пианистка классической школы, временами даже преподававшая игру на фортепиано. Тем не менее, Крис признается: "Я не могу просто сесть за пианино и сыграть музыкальное произведение. Но я знаю гармонию и, как правило, пишу музыку на пианино чаще, чем на трубе".
С тех пор он неуклонно следовал за музыкой, учась последовательно у таких выдающихся музыкантов и преподавателей, как Дэвид Фризен (David Friesen) на северо-западе, Дэйв Бэйкер (Dave Baker) в Индиане и, после переезда Ботти в Нью- Йорк, у мастера трубы Вуди Шоу (Woody Shaw).
"После того, как я приехал в Нью-Йорк, — рассказывает Крис, — я осознал, что не хочу быть только джазовым музыкантом. Я люблю импровизировать, но для этого надо попросту жить в традиции бибопа, по-настоящему играть его. Тот стиль музыки — стиль, в котором столь замечательно играл Вуди Шоу, например, — он словно несется вперед так стремительно, что это слишком быстро для меня.
Музыка, которая по-настоящему меня поглощала, когда я был подростком, — это баллады Майлза Дэвиса, сыг- ранные с его вторым Квинтетом. Помните тот небольшой прием, когда они разрушают все аккорды в композиции? Игра той группы, в Stella By Starlight, например, была чем-то совершенно отличным от того, что играл, скажем, Бад Пауэлл, исполняя ту же самую мелодию. Моя же музыка более сдержанная, потому что она исполняется в поп-формате. Но это именно та атмосфера, которую я люблю в джазе, поэтому я всегда пытался привязаться к тому чувству структуры и мелодичности, которую можно услышать на записях Питера Габриэля или Брайана Ферри".
Когда Пол Саймон (Paul Simon) отправился в 1990 голу в пятнадцатимесячный мировой тур, Крис стал ключевым сайдмэном в сопровождавшей его группе, сформированной из бразильских и африканских музыкантов и нью-йоркских сессионных ветеранов, вроде Рэнди Брекера (Randy Brecker), Ричарда Ти (Richard Тее) и Стива Гэдда (Steve Gadd). А через пять лет, в 1995 году, вышел и дебютный сольник самого Ботти, First Wish. Вторым подобным достижением в его карьере стал альбом Midnight Without Yоu, записанный в сотрудничестве с английской эмбиент-поп-группой Blue Nile, который вышел в свет в 1997 году. В 1999 году вышел третий диск Криса Ботти Slowing Down The World За годы своего творчества в студии и на сцене Крис Ботти работал с такими выдающимися певцами и поэтами- песенниками, как Марк Кон (Marc Cohn), Джони Митчелл (Joni Mitchell) и Натали Мерчант (Natalie Merchant). В качестве сайдмэна его можно услышать на бесчисленном множестве альбомов, компиляций и саундтрэков. Кроме прочих, его труба звучит на записях Боба Дилана (Bob Dylan), Ареты Франклин (Aretha Franklin),Томаса Долби (Thomas Dolby). А в 2000 году Крис объединился в творческий альянс со Стингом на долгих два года работы в дороге, солируя в композиции Brand New Day. Тот тур закончился в Таскании, где концерт был записан на фонограмму. Позже он стал для Стинга первым живым альбомом за последние пятнадцать лет. Примечательно, что Sting in Tuscany: All This Time получил шесть номинаций на премию Emmy.
В сотрудничестве с мульти-инструменталистом Кипером (Kipper) состоялся дебют Криса Ботти на лэйбле Columbia — альбом Night Sessions был записан на протяжении двух с половиной месяцев в перерыве между выступлениями со Стингом. Альбом стал прорывным хитом современного джаза сразу же с момента его релиза в октябре 2001 года. В августе 2002 года вышел концертный DVD, записанный в историческом месте — в театре El Rey в Лос-Анджелесе: Chris Botti and Friends представлял собой его собственный первоклассный выездной бэнд вместе с приглашенными гостями — Стингом и Шоуном Колвином (Shawn Colvin).
В октябре 2002 года Крис издал праздничный альбом December. Эта тринадцатитрековая коллекция мелодичных интерпретаций сезонных стандартов (Little Drummer Boy и Hark! The Herald Angels Sing) и современных песен в праздничной Рождественской манере, включая Hallelujah Леонарда Коэна и Perfect Day Ричарда Маркса. В поддержку December 2002 Ботти появился в программе The Caroline Rhea Show.
Следующим был альбом А Thousand Kisses Deep. На этом диске Крис впервые показал свое родство с классикой, записав ставший впоследствии знаменитым кавер классической композиции Майлза Дэвиса My Funny Valentine.
When I Fall in Love был записан в Лос-Анджелесе и Лондоне в 2004 году и спродюсирован ветераном Бобби Каламби (Bobby Colomby). Работая с выдающимися аранжировщиками и оркестрантами, он создал работу, которая была потом провозглашена многими критиками "настоящей классикой". Альбом этот продолжает хорошо продаваться даже через два года после его релиза. В немалой степени этому поспособствовала Опра Уинфри (Oprah Winfrey), которая продемонстрировала мастерство Ботти своей аудитории, представив его на собственном шоу в ноябре 2004 года. За неделю после трансляции было продано больше пятидесяти тысяч дисков, и с тех пор на протяжении целого года When I Fall in Love оставался в пятерке лучших дисков по уровню продаж В итоге этот альбом был удостоен золота RIAA (Recording Industry Association of America).
Казалось бы—куда больше. Но Ботти побил собственный рекорд с релизом последнего альбома То Love Again. Для его записи были приглашены девять вокалистов — лучших из лучших. Безупречные оркестровые аранжировки, руководство того же самого продюсера Бобби Каламби, компания гостей-звезд—все вместе способствовало тому, что этот альбом оправдал даже самые смелые ожидания (по количеству проданных копий, естественно).
То Love Again — это коллекция из тринадцати по-новому интерпретированных поп- и джазовых стандартов с убедительной демонстрацией бархатного звука и безупречных фразировок трубы Криса Ботти, записанных с девятью великолепными вокалистами. В записи То Love Again участвовали Sting (What Are You Doing The Rest Of Your Life?), Paula Cole (на My One And Only Love), Michael Buble (Let There Be Love), Jill Scott (Good Morning Heartache), Paul Buchanan (Are You Lonesome Tonight?), Gladys Knight (Lover Man), Renee Olstead (Pennies From Heaven), Rosa Passos (Here Comes That Rainy Day), и, конечно, Steven Tyler (Charlie Chaplin's"Smile").
Несмотря на то, что идеалом для Криса Ботти является чистый, лишенный любых вибраций звук трубы раннего Майлза Дэвиса, сам он далеко не революционер. Идет как по накатанному: вошли в моду альбомы Рождественских песен — вот вам целых два (переиздание December 2006), альбомы дуэтов — пожалуйста, лав сонги — никаких проблем. И, как видим, вариант беспроигрышный.
А может, так оно и должно быть? Ведь как надоели эти революции и перевороты! Так хочется спокойствия и стабильности. Вот только одно "но": когда звучит Майлз Дэвис, выключить проигрыватель ни к кому и в голову не придет, а Криса Ботти поставил раз — и больше не хочется. Потому что дома у нас уже давно единственная фоновая музыка — это тишина.
Молодость самоуверенна, и нет такого новобранца, который не мечтал бы стать генералом. И все же можно почти с уверенностью сказать, что вряд ли в далеком от нас 1948 году 18–летний английский тромбонист Дональд Кристофер (Крис) Барбер, собирая свою ...
Андрей Товмосян – один из величайших артистов джаза. Молодежи его имя уже почти ни о чем не говорит, но тридцать лет назад это был настоящий прорыв. Мы, музыканты и провозвестники джаза, сами не поняли этого, когда в начале 60-х годов звезда ...
Одним ранним утром в Варшаве я поджидал Станько у его дома и наконец увидел маленькую фигурку, появившуюся за внутренним двориком. Это был сам трубач, несущий огромную вазу. Извинившись за опоздание, он пригласил меня в квартиру, где немедленно ...
Кончается век. Близится время подведения итогов. Скоро обложки иллюстрированных журналов засверкают коллажами из лиц тех, кто оказал наибольшее влияние на жизнь человечества в ХХ веке. Здесь наверняка будут вожди революций Ленин, Мао и Хомейни, ...
«Стиль Арта Фармера построен на паузах. Во время его соло паузы случаются три-че- тыре раза — они собирают вокруг себя все уже сыгранное и подготавливают нас к тому, что еще произойдет. Его паузы — свободное дыхание импровизаций трубача и легкий ...
«Жизнь — это то, что с нами происходит, пока мы строим совсем иные планы» (Джон Леннон) Странная штука — время... Оно способно низвергнуть и растоптать в прах любые, самые известные имена, способно стереть навсегда память о ...
Кларк Терри (Clark Terry) родился 14 декабря 1920 года в городе Сент-Льюис, штат Миссури. Но настоящее рождение великого флюгельгорниста Кларка Терри произошло чуть позже — на рубеже 20-30 годов XX века. В те далекие годы муж его старшей сестры ...
Ко второму столетию своего развития джаз обзавелся историей уже столь длинной, что в ней можно обнаружить любопытные совпадения. Возьмем, скажем, начало ХХ века — заря джаза. Какой инструмент оставил нам самый внушительный список ярких имен? ...
«Я думаю, как музыкант Диззи не имеет себе равных. Он является краеугольным камнем в развитии и эволюции нашей музыки.» (Макс Роуч) Есть фамилии, которые в массовом сознании образуют настоящие смысловые пары и так, вместе, и ...
Я – счастливый человек! Я играл со всеми великими музыкантами, с кем бы мне только хотелось это сделать. Моя труба стала для меня билетом во все страны мира – благодаря ей я побывал буквально везде. И я благодарен моему инструменту за это! Фрэдди ...
Как любая деятельность человека несет в себе взлеты и падения, так и на жизненном пути не бывает ровных и гладких дорог, тем более, если это касается какого-либо вида искусства. Во время своей карьеры в середине 50-х годов американский шоумен, ...
Нильс Петтер Мольваер — норвежский трубач, композитор и продюсер, сблизивший такие стилистические крайности, как джаз, эмбиент, house-музыка, электроника и ломаные ритмы В его исполнении эти. казалось бы несопоставимые музыкальные течения, ...