Томаш Станько родился 11 июля 1942 года в Жешове. В средней музыкальной школе учился по классам скрипки, фортепиано и трубы. Еще будучи учеником средней музыкальной школы, выступал в краковском джаз-клубе "Геликон" в квартете пианиста Вацлава Киселевского, а с 19б1 года активно работал в клубе "Под яшчурами". Осенью 1962 года вошел в состав квартета JAZZ DARINGS, лидером которого был пианист Адам Макович. В 60-е годы выступал и записывался с Кшиштофом Комедой, Анджэем Тшасковским, Бернтом Розенгреном, Збигневом Намысловским, позже стал лидером собственных квартета и квинтета. Начиная с 1973 года принялся целенаправленно реализовывать собственные творческие замыслы, выступая с квартетами, дуэтами (с Томашем Шукальским, Адамом Маковичем, Анджэем Курылевичем, Янушем Сковроном), участвовал в концертах группы IN FORMATION Славомира Кулповича. Выступал во многих странах мира, в том числе играл соло в храме Тадж Махал в Индии. 70-е — 80-е годы — это период его совместных проектов со многими знаменитыми музыкантами джаза: Сэйсилом Тэйлором, Гэри Пикоком, Дэйвом Холландом, Доном Черри, Албертом Мангельсдорфом, Яном Гарбареком, Джэком ДэДжонеттом. Томаш Станько — автор музыки к документальным, художественным фильмам, спектаклям. На сегодняшний день он — один из наиболее знаменитых джазовых исполнителей и композиторов Европы, первым из польских музыкантов он стал постоянно записываться для престижной фирмы ЕСМ Records, привлекая к этим записям известнейших музыкантов Европы. Если судить по дискографии Томаша, его любимый музыкант — Кшиштоф Комеда. Согласно опросу специалистов, проведенному польским журналом Jazz Forum, Томаш Станько был, причем безоговорочно, признан лучшим польским музыкантом джаза 90-х годов прошлого века (113 пунктов у него, 58 у занявшего второе место Збигнева Намысловского), квартет (секстет) Томаша Станько был назван третьим в категории "Ансамбли", а в категории "Лучший альбом" в числе семи первых были названы сразу три альбома, в записи которых принимал участие Томаш Станько, причем альбом Litania (ЕСМ, 1999) септета Станько с музыкой Кшиштофа Комеды (1931 — 1969) был также безоговорочно признан лучшим изданием декады.
В конце ноября 2002 года в Минске состоялся концерт знаменитого польского трубача Томаша Станько Слушать музыку в исполнении Томаша Станько мне было всегда очень непросто. Даже относительно ранние его записи типа Music For К (1970), Music 81 (1982), доступные и в наших магазинах еще советских времен (серия Polish Jazz), принуждали к неслучайному знакомству с этим музыкантом: к прослушиванию его программ обязательно следовало готовиться, поскольку эта музыка существенно отличалась не только от того, что в те годы издавалось в Польше, но и от многого того, что было тогда актуальным на мировом джазовом рынке. Музыку Томаша Станько нельзя было отнести к просто авангардной или вызывающе новой. Это был обращенный к пытливому слушателю материал, который базировался прежде всего на основательном композиторском грунте пана Станько, это были в первую очередь его личные высказывания посредством языка современного джаза, построенные на точно рассчитанном принципе выражения собственного мировоззрения средствами джазовой музыки. Это особенно чувствовалось на общем фоне польского джаза тех годов, который был в основном сориентирован все- таки на мэйнстрим, причем музыка большинства авторов также придерживалась этого направления. Музыка же Томаша Станько выделялась не только более сложным музыкальным языком, но и формой композиций, которая основывалась на развернутых аранжировках, своеобразной подаче материала, очень сильном присутствии в музыке личностного элемента. Именно последнее, как мне кажется, и превращало творчество этого музыканта в продукт весьма узнаваемый, хоть и достаточно сложный для восприятия: недаром у нас, например, Томаш Станько всегда считался исполнителем несколько "замороченным", некой вещью в себе. Но иначе и быть не могло, поскольку все то, что делал этот композитор и трубач, всегда было отмечено не только целеустремленностью, точно поставленными целями, узнаваемым почерком, но и во многом (прежде всего — опять же у нас) опережало процессы в джазе польском и развивалось параллельно с процессами, происходившими в джазе европейском. Именно европейском, поскольку музыка Томаша Станько явно не американизированная, несмотря даже на его активные контакты с известными американцами.
При этом следует заметить, что чуть ли не определяющим элементом во всем творчестве Томаша Станько стало его знакомство с выдающимся польским композитором и пианистом Кшиштофом Комедой. Можно даже утверждать, что в определенном смысле сам Томаш Станько стал в музыке продолжением тех принципов, которые принес в джаз Комеда. Он ведь тоже отличался стремлением к усложненному, экспериментальному музыкальному языку, много работал с формой и был в музыке ярким индивидуалистом, если иметь в виду опять же стилистику. Музыку Комеды Станько исполнял постоянно, что в конце концов привело в созданию альбома Litania, название которого непосредственным образом связано со словом "молитва". Альбом этот полностью посвящался музыке Кшиштофа Комеды и, как и несколько предыдущих, был издан осенью 1999 года известной фирмой ЕСМ, которая специализируется на музыке концептуальной, экспериментальной. Записан альбом был септетом Томаша Станько при участии нескольких авторитетных европейских музыкантов, которых представлю ниже.
Но прежде следует напомнить о той роли, которую сыграл в истории не только польского джаза Кшиштоф Комеда. По образованию врач, он всю свою недолгую жизнь посвятил все-таки музыке, в которой проявил себя как автор ярких, оригинальных произведений. Он много писал для кино (более 40 фильмов), и музыка для фильма "Нож в воде" Романа Полянского сделала его известным во всем мире. Кроме того, прекрасной мелодией, выросшей до ранга эвергрина, стала его "безделушка" — выразительная баллада под названием Sleep Safe and Warm из музыки для фильма Rosemary's Baby все того же Полянского. Что касается джаза польского, то своей активной ролью на этапе его становления Комеда во многом содействовал развитию этой музыки в Польше, формированию ее своеобразия и утверждению авторитета джаза в обществе. А это, замечу, выпало на времена очень спорные: послесталинские, когда в Польше времен Гомулки, точно так же, как и в хрущевском СССР, наступила своеобразная оттепель, в том числе и в области культуры. Томаш Станько недаром считает альбом Litania одним из наиболее важных моментов в собственной творческой карьере: "Это — музыка Комеды, но одновременно еще и очень личный мой альбом. Возможно, потому, что темы Комеды настолько прекрасны, что по-прежнему создают широкий простор для всевозможных индивидуальных интерпретаций".
К великому сожалению, сам этот альбом мне прослушать не удалось, поэтому про историю его создания, особенности изданной музыки будут говорить далее участники септета Томаша Станько, но прежде всего инициатор создания альбома, шеф ЕСМ Манфред Эйхер.
Манфред Эйхер (Manfred Eicher). Считаю этот альбом прекрасным манифестом музыки Польши, музыки Европы, музыки с сильными славянскими влияниями. Конечно, я смотрел фильмы Полянского еще в середине 60-х и слышал музыку Комеды, но к идее Litanii пришел недавно, уже после того, как поработал с эстонским композитором Арво Пяртом... Я осознал глубину меланхолии и краски осени, которые слышны в музыке Комеды. И тут же подумал о Станько как о пропагандисте этих очень знаковых тона и движения, если говорить о концепции звука и тишины. Litania возникла в очень близкой связи с Litany Арво Пярта, вот почему мы и дали альбому такое название. Такого типа звучания, особенно звучания европейских композиторов на поле импровизационной музыки, стали в последнее время особенно важными, если принять во внимание, как много звучаний бибоповых, неоконсервативных вышло из Соединенных Штатов. Я считаю: пришло время обратить внимание на то, что есть у нас самих, и не забывать собственных истоков.
Томаш Станько (Tomasz Stanko). Манфред Эйхер дал точный ответ: всему свое время. Это была его идея. Человек, который находится близко ко многйм вещам, часто просто не замечает их. А настоящая, сильная музыка всегда пробьет себе дорогу — это лишь вопрос времени. Что касается меня, эта музыка была пропущена сквозь призму моего личного опыта. У меня было полгода на подготовку. Я жил этой музыкой, вникал в нее все глубже. Переживал ее по-новому, и когда находился в репетиционной, припоминал даже тот запах, который ощущал, выйдя из кинотеатра в Кракове после того, как посмотрел "Нож в воде". Эта сессия записи стала для меня особым событием, она была для меня лучшей по многим моментам: если иметь в виду собственно исполнение на трубе, кондицию, точность и четкость исполнения. Короче, по всему, даже по тем самым сантиментам. Это ведь именно Комеда вывел меня на большую сцену. И я понял, что наконец могу его за это отблагодарить — с таким составом прекрасных музыкантов и при помощи такого лэйбла, который гарантирует международную дистрибьюцию. Я сориентировался и понял, что, возможно, ничего ему и не возвращаю, — это только он, Комеда, после смерти выводит меня на еще большую сцену. Несомненно, это была магическая, мистическая, прекрасная сессия!
Джон Кристенсен (Jon Christensen). На Litanii играют шестеро, иногда семеро музыкантов. Эта музыка в большей мере аранжированная, чем та, которую я исполняю обычно. Здесь все расписано Томашем Станько, поэтому у нас не было слишком большого места для импровизации. Это я говорю об общей концепции. Ощутил ли я в этой музыке что-то специфически польское? Пожалуй, нет. Я достаточно хорошо знаю польских музыкантов и польскую музыку. Иногда меня спрашивают, почему я исполняю тот тип нордической музыки, которую играют также среди прочих Ян Гарбарек, Терье Рипдал, Бобо Стенсон. Но люди цепляются к музыкальной этикетке, а для нас исполнение музыки скандинавской или польской является чем-то очень натуральным, она наверняка не происходит из Нью-Йорка! Томаш Станько — чудесный музыкант, один из лучших трубачей вообще. Я играл с ним в различных группах, и в давние времена это была тотально свободная, фри- музыка. Вместе с ним и Арил- дом Андерсеном мы записали альбом с балладами, и это была прекрасная работа.
Палле Даниелссон (Palle Danielsson). Думаю, многие европейские музыканты джаза, которые начали выступать в начале 60-х, находились под влиянием не только американского джаза, но еще и музыки современных композиторов, таких, как, например, Барток. Мы все используем их достижения в нашей музыке, иногда в ней слышны и элементы фольклора. Именно это нас и объединяет. Это я говорю о той генерации, к которой принадлежат Эйе Телин и Кшиштоф Комеда, а также более младшие Томаш Станько и Ян Гарбарек. На Litanii каждый из нас получил место для сольных партий, в которых у нас много свободы, но фундамент аранжирован очень добротно. Лично мне не мешает, что некоторые партии расписаны слишком тщательно. Я могу чувствовать себя свободно даже внутри таких структур. Это действительно очень специфическая работа. Мы записывались в Осло, а накануне записи было два дня для репетиций. В студии царила прекрасная атмосфера, каждый слышал друг друга отлично и каждый работал на ансамбль. Все были одинаково заинтересованы в материале и каждый привнес в него нечто свое.
Бобо Стенсон (Bobo Stenson). Litania — это по-настоящему прекрасная музыка. В те времена с Комедой я знаком не был. Я лишь знал, что есть такой композитор и пианист, но его музыкой не интересовался. Но сегодня видно, что его музыка очень визуальная, она вызывает образные ассоциации. Это очень мощные темы, дающие моментальные образы. Над этой музыкой мы не работаем слишком много. Мы просто ее играем. И это иная музыка по сравнению с той, которую исполняем в квартете Станько. Какую из тем я больше всего полюбил? Сложно сказать. Полюбил Rosemary's Baby — это очень красивая, простая баллада. Ее можно интерпретировать совершенно по-разному. И очень приятно, что можно исполнять эти старые вещи, а они по-прежнему звучат очень свежо.
Бернт Розенгрен (Bernt Rosengren). С Комедой я познакомился во время одного из первых фестивалей в Варшаве. После концерта он спросил меня, не могу ли я поехать во Вроцлав, чтобы там записать музыку к фильму "Нож в воде". Мы и поехали на пару дней, но я тогда задержался в Польше на полтора месяца. Он назвал заглавную тему к фильму моим именем, а вот остальная музыка была импровизацией. Мы смотрели на экран и играли то, что чувствовали, после чего оставляли из всего записанного лучшие фрагменты. Играли очень просто, буквально на двух аккордах, что- то типа того. Комеда был одним из первых в Европе музыкантов, которые начали исполнять фри-джаз. Это смешно, но мы играли эту музыку много лет назад, но она по- прежнему — полный порядок! Litania — это моя первая сессия для ЕСМ, и я очень благодарен Томашу за приглашение поучаствовать в данном проекте.
Йоаким Милдер (Joakim Milder). Все это для меня — восхитительный опыт! Я впервые играл с Томашем Станько и впервые записывался для ЕСМ. Это значит для меня очень многое. Я не совсем, правда, понимаю, почему меня пригласили. С Томашем виделся несколько раз, поскольку часто выступаю с Палле и Бобо, поигрываю с Берн- том. Возможно, меня выбрали как противовес Бернту, который также играет на теноре: все же я представитель иного поколения, у меня другой подход к музыке, другое звучание. Но все это сыграло! Да, могла быть катастрофа, но мы играем очень по-разному, это будто звучат два совершенно разных инструмента. Мне такое звучание очень понравилось. В музыке Комеды более чем сами темы мне нравятся структуры, принцип, согласно которому он отмерял пропорции междукомпозицией и импровизацией, что для многих — проблема нерешаемая. Эта музыка глубокая и серьезная. Один из моих приятелей в Швеции, прослушав этот альбом, оценил его как музыку очень польскую, почти литургическую, костельную, католическую. Я понимаю, что он имел в виду. Да, она серьезная, грустная, но не лишенная надежды.
Из сказанного музыкантами возникает достаточно ясная картина, в каких условия) согласно каким принципам готовилась и записывалась эта программа. Следует напомнить, что Litania, даже при условии действительно достойной системы дистрибьюции продукции фирмы-издателя, оказалась по-настоящему замеченной в музыкальных кругах. Рецензии на альбом появились не только в музыкальной прессе, но и в изданиях, адресованных куда более широким кругам читателей. Ниже я знакомлю с фрагментами из наиболее интересных рецензий.
"Альбом начинается одной из наиболее удачных композиций Комеды Svantetic, a триi очень разные версии Sleep Safi and Warm из Rosenary's Babу создают ведущий мотив (в двух из них гитарист Терье Рипдал осторожно подкрашивает звучание). Кроме Станько, обращает на себя внимание шведский мастер тенор Бернт Розенгрен, некогда так же очень важный коллега Комеды. Его великий тон доминирует в лирической Bailai For Bernt из фильма "Нож в воде". Продолжительный, выдержанный главным образом конвенции фри Nighttimе Daytime Requiem — это полная событий и эпизодов дань памяти Джону Колтрейну. Саксофонист Йоаким Милдер ритм-секция из Бобо Стенссона, Палле Даниелссона и Джона Кристенсена дополняют этот привлекательный септет. И если даже Litania не сразу производит такое впечатление, как альбом Bluish 1992 года, он все равно прекрасный пример памятника, который приоткрывает свои богатства при каждом следующем прослушивании. Чудесно созданный плод настоящей любви (Энди Гамилтон, "Ware", Анлия).
"Томаш Станько реконструировал 21-минутную композицию Nighttime Daytime Requiem на основе неполной партитуры и радио записей. Стонированные, магические моменты, интенсивные соло саксофонов, таинственный диалог Станько с пианистом Бобо Стенсоном, нервные соло Палле Даниелссона на контрабасе, как и экстатические лирические секвенции ансамбля характеризуют эту прекрасную камерного xapaктера музыку. Тема The Witch звучит особенно зловеще в исполнении Терье Рипдала, который использует абстрактные, агрессивные звуки гитары. Три версии Sleep Safe and Warm (колыбельной из классического фильма ужасов Романа Полянского Rosemary's Baby) — это характерные пункты всего альбома: под романтической поверхностью вдруг каждую минуту раскрывается очередная пропасть, а за милым фасадом скрываются вещи непредсказуемые" (Ханс Стернер, "Stereoplay", Германия).
"Было ли выступление Томаша Станько в "Джаз кафе" концертом года? Так считает Джон Фордхэм. "Romancing Полянский". Триумф! Это было событие, особо ожидаемое той осенью — хотя бы по той причине, что Станько, некогда названный критиком Иоахимом Берендтом "белым Орнеттом Коулменом", давно известен как музыкант необычного воображения и отваги. Его скандинавская ритм- группа — это европейская легенда. Музыка Комеды восходит к традициям джаза и очень открыта для импровизации. А записанный этим ансамблем альбом Litania — действительно прекрасная работа. Меланхолические темы Комеды, изложенные солидным коллективным звучанием двух саксофонов и трубы, оживляются эвансовской фразировкой Бобо Стенсона на фортепиано, спорадическим, темным контрапунктом Палле Даниелссона на контрабасе и сдержанным, но мускулистым исполнением Джона Кристенсена на ударных" (Джон Фордхэм, "The Guardian", Англия).
"На "Литании", которая везде считается одним из лучших европейских альбомов джаза последних лет, Томаш Станько вновь вызвал к жизни музыку Комеды в обстановке, для которой она и писалась, — на эстраде как материал для спонтанного воплощения и новой интерпретации. Начиная с одухотворенной версии одной из наиболее привлекательных тем Svantetic, септет наполнил его благодарностью и меланхолией, которая вообще стала характерной чертой композиций Комеды. Но вот в соло музыканты внесли собственные, индивидуальные идеи. Розенгрен дал ансамблю солидное тепло, второй тенорист Милдер, по принципу контраста, играет сухо и сдержанно. Стенсон привнес моменты элегантности, а сам Станько в своих полных искренности соло исполнял попеременно удивительные виртуозные каскады и характерные, грязноватые вокализации, привнося в собственное исполнение характер крайней индивидуальности, полный абсолютно применимой здесь чести" (Крис Паркер, 'The Times", Англия).
Даже по этим фрагментам рецензий становится понятным, что приезд по линии Польского института в Минске этого музыканта явно тянет на событие неординарное. А возвращаясь к упомянутой в самом начале анкете, могу отметить, что в ней, как ни странно, вообще не нашлось места таким знаменитым польским джазменам, как Адам Макович, Михал Урбаняк, Януш Муняк. Судя по тому количеству изданных в 90-е годы альбомов, необычайной активности выступлений, Томаш Станько действительно честно и вполне заслуженно был назван лучшим музыкантом десятилетия.
При подготовке статьи были использованы материалы, опубликованные в журнале Jazz Forum (№3-2000 г.).
Андрей Товмосян – один из величайших артистов джаза. Молодежи его имя уже почти ни о чем не говорит, но тридцать лет назад это был настоящий прорыв. Мы, музыканты и провозвестники джаза, сами не поняли этого, когда в начале 60-х годов звезда ...
Одним ранним утром в Варшаве я поджидал Станько у его дома и наконец увидел маленькую фигурку, появившуюся за внутренним двориком. Это был сам трубач, несущий огромную вазу. Извинившись за опоздание, он пригласил меня в квартиру, где немедленно ...
Кончается век. Близится время подведения итогов. Скоро обложки иллюстрированных журналов засверкают коллажами из лиц тех, кто оказал наибольшее влияние на жизнь человечества в ХХ веке. Здесь наверняка будут вожди революций Ленин, Мао и Хомейни, ...
«Стиль Арта Фармера построен на паузах. Во время его соло паузы случаются три-че- тыре раза — они собирают вокруг себя все уже сыгранное и подготавливают нас к тому, что еще произойдет. Его паузы — свободное дыхание импровизаций трубача и легкий ...
«Жизнь — это то, что с нами происходит, пока мы строим совсем иные планы» (Джон Леннон) Странная штука — время... Оно способно низвергнуть и растоптать в прах любые, самые известные имена, способно стереть навсегда память о ...
Трубач Крис Ботти — одаренный инструменталист, талантливый композитор и харизматичный исполнитель — со времени выхода своего первого сольного альбома в 1995 году смог создать серию записей, которые сделали его неосязаемый, чистый саунд ...
Кларк Терри (Clark Terry) родился 14 декабря 1920 года в городе Сент-Льюис, штат Миссури. Но настоящее рождение великого флюгельгорниста Кларка Терри произошло чуть позже — на рубеже 20-30 годов XX века. В те далекие годы муж его старшей сестры ...
Ко второму столетию своего развития джаз обзавелся историей уже столь длинной, что в ней можно обнаружить любопытные совпадения. Возьмем, скажем, начало ХХ века — заря джаза. Какой инструмент оставил нам самый внушительный список ярких имен? ...
«Я думаю, как музыкант Диззи не имеет себе равных. Он является краеугольным камнем в развитии и эволюции нашей музыки.» (Макс Роуч) Есть фамилии, которые в массовом сознании образуют настоящие смысловые пары и так, вместе, и ...
Я – счастливый человек! Я играл со всеми великими музыкантами, с кем бы мне только хотелось это сделать. Моя труба стала для меня билетом во все страны мира – благодаря ей я побывал буквально везде. И я благодарен моему инструменту за это! Фрэдди ...
Как любая деятельность человека несет в себе взлеты и падения, так и на жизненном пути не бывает ровных и гладких дорог, тем более, если это касается какого-либо вида искусства. Во время своей карьеры в середине 50-х годов американский шоумен, ...
Нильс Петтер Мольваер — норвежский трубач, композитор и продюсер, сблизивший такие стилистические крайности, как джаз, эмбиент, house-музыка, электроника и ломаные ритмы В его исполнении эти. казалось бы несопоставимые музыкальные течения, ...