90 лет исполнилось бы недавно одному из пионеров латвийского джаза - трубачу и басисту Борису Аркадьевичу Когану. Именно так, по имени и отчеству, с искренним уважением звали его молодые музыканты и многочисленные поклонники из многих городов и республик Союза. А просто Борей - он был для друзей. Он являлся потомственным музыкантом. Его дед, по линии матери, много лет играл в военном духовом оркестре. Необычайно добрый, отзывчивый и остроумный человек, Борис был в центре внимания, когда собирались в своем кругу музыканты, друзья... Восхищало радушие и гостеприимство хозяина. В небольшой квартирке в Межапарке гостей всегда встречали горячие пирожки и вкусный чай. От Когана всегда веяло каким-то теплом, обаянием, к нему тянулись, как к огню в пасмурный, холодный день. Не раз бывая у него дома, я в полной мере ощутил на себе эту незабываемую атмосферу.
Детство и юные годы Когана прошли в Ленинграде. Музыка увлекала мальчика с ранних лет. Он поступает в музыкальную школу имени Римского-Корсакова, а после ее окончания продолжает учебу в музучилище. Летом выезжая в пионерский лагерь в Малые Ижоры он с первых дней проявлял себя там, как лучший горнист и барабанщик детского оркестра.
Особый интерес Боря проявляет к музыке ритмичной, веселой, жизнерадостной. Дома часами слушает грампластинки с записями джаз-оркестров Цфасмана, Варламова, Утесова... В 15 лет он уже сносно играет на контрабасе и трубе. Вскоре с друзьями-музыкантами Боря создает джаз-секстеты: в 1933 году - "Агит-джаз", а через два года - "Бой-джаз"... Молодые музыканты с энтузиазмом делают первые шаги в освоении оркестровой игры. Через три года дирижер В.Елисеев приглашает Когана контрабасистом в свой концертный джаз-оркестр, играющий на танцевальных вечерах в Доме культуры им. Кирова. Борис начинает выступать и в других, небольших по составу оркестрах, в ленинградских кинотеатрах. В репертуаре – вальсы Штрауса, мелодии из известных оперетт, обработки песен советских композиторов...
После окончания школы одноклассники - музыканты не расходятся. За годы учебы они хорошо узнали друг друга и у них сложился по настоящнму дружный, сплоченный коллектив. И вскоре всех их в полном составе приглашает в свой джаз – оркестр, состоящий из 14 музыкантов, молодой дирижер и композитор Борис "Смит" Карамышев. По вечерам оркестр играл в садах и парках города, в кинотеатрах.
В конце 30-х годов, когда фашистская угроза нависла над мирной жизнью народа, весь состав оркестра принял решение вступить в ряды Красной Армии. А когда заполыхал пожар войны Борис Коган и его друзья, в составе красноармейского джаз-оркестра руководимого "Смитом" Карамышевым приходят в военкомат и просят, практически всех, отправить на фронт. Их просьбу удовлетворяют и вскоре все они на передовой, на полях жарких сражений. В период финской компании, а позднее на Валдайских высотах, в самой гуще военных действий, разъезжал по лесным дорогам, болотам, в составе Северо-Западного фронта, джаз-оркестр Бориса "Смита" Карапмышева. Перед сражениями с врагом слушали наши бойцы задорные частушки, сатирические куплеты, музыкальные юморески, любимые песни. Они поднимали боевой дух, вселяли силы в наших солдат.
В октябре 1944 года, при освобождении Риги Вторым Прибалтийским фронтом, в его составе был и джаз-оркестр, в котором играл Борис Коган.
Закончилась страшная война. После демобилизации музыканты и Борис стали возвращаться к мирной жизни. Одни разъехались по другим городам, другие решили остаться в Риге. "Я полюбил Ригу с первого вгляда и полюбил навсегда" - говорил мне Борис. С января 1946 года, Коган и друзья - бывшие фронтовики составляют костяк, созданного при латвийском Радиокомитете, джаз-оркестра под управлением талантливого аранжировщика и пианиста - Льва "Синкопа" Токарева. В репертуаре оркестра, благодаря аранжировкам Токарева, исполнялись и джазовые композиции из американского кинофильма "Серенада солнечной долины": "В настроении", "Чаттануга-чу-чу", "Лунная серенада""... В тот время музыка наших союзников – США звучала повсюду. "Играть ее было одно удовольствие, ведь это был настоящий джаз" – вспоминал Борис.
Как и до войны, слово "джаз" встречается повсюду. В рижских ресторанчиках и кафе повсюду играли небольшие по составу джаз-оркестры. А 24 марта 1946 года в городе состоялся грандиозный концерт "Джазовая симфония", при участии джаз-оркестра из 35 музыкантов и трех оркестров-комбо. В программе джазового концерта советские и американские песни и инструментальная джазовая музыка.
Но все это продолжалось недолго.
1948 год. В стране началась борьба с космополитизмом, с "подражательством Западу". Пришла "холодная война". В этой постыдной возне досталось и джазу - "музыке духовной нищеты". Началась позорнейшая компания по "разгибанию саксофонов". В оркестрах появились скрипачи, которых усаживали в первый ряд, с целью, как-то прикрыть сидящих за ними саксофонистов. Теперь слово "джаз" напрочь перестало существовать. Оно исчезло из газет, журналов, из радиоэфира, с афиш и даже с этикеток граммпластинок. Все джаз-оркестры стали теперь называться эстрадными. А джаз-оркестр латвийского Радиокомитета был просто расформирован.
Но Борис - мудрый и предприимчивый человек, не унывал. Ведь у него были золотые руки и всю жизнь он в работе: ремонтирует музыкальные инструменты, вытачивает дефицитные (не хуже американских) мундштуки для труб. Физически крепкий, он в трудное для джаза время, даже работал на рынке рубщиком мяса. Борис всегда хотел быть нужным людям. Играл в клубах, в ресторанах и кафе... В 1950 году Когана приглашает в свой оркестр, играющий на Взморье - Бенар "Чужой" Шперлинг. "Холодная война" в разгаре и по-прежнему оркестры играют бальные танцы: вальс, польку, вальс-бостон, мелодии из оперетт…
Борис очень любил джаз, особенно традиционный. На грампластинках и в радиоэфире "ловил" игру знаменитых диксилендов. Интересовлся событиями в джазе. Но пока никак не мог по-настоящему прикоснуться к этому жанру.Он уже понимал, что "джаз-оркестр", играющий произведения советских композиторов, и салонную музыку, и "джаз", как современный музыкальный жанр, родиной которого являлась Америка, это совсем разные вещи.
Наступил 1953 год. "Ушел из жизни Сталин и мы сразу поняли, что впереди нас ждут добрые перемены"- говорил мне Борис. И вот, для летней работы на Взморье в ресторане "Корсо" пианист Ивар Мазурс собирает оркестр. В его составе замечательные музыканты: саксофонист Гунар Кушкис, трубач Борис Коган, тромбонист Виталий Аликин, барабанщик Оскар Михельсон... Бесспорным лидером оркестра являлся тенор-сакесофонист, замечательный импровизатор Гунар Кушкис. В то время вся джазовая жизнь в Риге крутилась вокруг этого одаренного музыканта, которого буквально разрывали на части. В "Корсо" в первой части вечера играли обычный салонный репертуар, а во второй части - джазовые пьесы в стиле свинг, в которых Борис выделялся своми импровизациями на трубе в манере Бака Клэйтона. Именно джаз и согревал душу Когана.
Осенью оркестр Ивара Мазурса из "Корсо" перебирался в Ригу, в клуб электромеханического завода ( в "Арматуру", как называла его публика). Это был самый популярный рижский клуб. На танцевальных вечерах оркестр играл джазовые стандарты в стиле свинг. В оркестре появились новые музыканты. Помню, как высоко отзывался Борис о тромбонисте и аранжировщике Борисе Райском, который, как и Олег Лундстрем вернулся в Союз из китайского Шанхая. Он восхищался не только игрой Райского как музыканта и его аранжировками, но и его изысканной манерой одеваться, говорить, быть нетерпимым к любителям выпить, грубо выругаться... "Сразу было видно, что перед нами по-настоящему заграничный музыкант" -говорил Борис. С теплом вспоминал он и баритон-саксофониста Григория Фридмана, который недолго играл в оркестре, но, вернувшись из Риги в Ленинград с аранжировками Мазурса и Райского, он сыграл значительную роль в создании оркестра Иосифа Вайнштейна. В составе оркестра Мазурса Борис принимал участие в первой передаче латвийского телевидения. Работая в замечательном оркестре, Коган по-настоящему почувствовал вкус джаза.
1957год. При латвийской государственной филармонии создается Рижский Эстрадный Оркестр (РЭО). Именно в этом бэнде, благодаря великолепным аранжировкам Виталия Долгова, был дан "зеленый свет", композициям Дюка Эллингтона, Каунта Бейси, Квинси Джонса… И в РЭО отлично проявил себя Коган. Он играет в секции труб и в нескольких исполняемых оркестром композициях у Бориса яркие, эмоциональные соло. Ему приятно играть в компании талантливых джазовых музыкантов : саксофонистов Виталия Долгова и Александра Пищикова, трубача Вячеслава Шкенева, контрабасиста Виктора Фонарева... Для Когана работа в этом оркестре, рядом с подлинными джазменами – бесценный опыт настоящей джазовой игры.
В 1964 году Борис и многие джазмены уходят из РЭО, когда руководителем становится Раймонд Паулс. В сторону сокращения, изменяется состав оркестра. Теперь в репертуаре – эстрадные песни.
Но Коган, как всегда, не остается без дела. Работает в небольших ресторанных оркестрах Риги и Юрмалы.
Борис являлся горячим приверженцем традиционного джаза, настоящая энциклопедия для молодых музыкантов. Обладая изумительной памятью, помнил имена и фамилии всех с кем играл долгие годы.
В 60-ые, когда джазовое движение в Риге набирало силу он с энтузиазмом играл в рижских диксилендах.
В 1971 году открылось молодежное кафе "Аллегро" и на джазовых вечерах Коган постоянно выступал в составе диксиленда трубача Александра Банных.
А когда через четыре года открылся Рижский джаз-клуб и ежегодно стали проводиться джазовые фестивали "Ритмы лета", Борис Коган постоянно в гуще происходящих событий, принимая участие и в концертах, играя на джэм-сешн, на дружеских встречах с музыкантами, во время пароходных прогулках по Даугаве. Не ошибусь, если скажу все гости фестиваля были его друзья. Особенно питерские джазмены традиционного джаза.
Но, думаю, главной удачей в творческой жизни Бориса стало создание им в 1982 году квартета "Ретро". Он загорелся идеей собрать квартет играющий в манере раннего джаза. Раздобыл ноты с редкими композициями начала века, пригласил в квартет кларнетиста Владимира Вайнера, банджиста Ольгерта Зариньша и барабанщика Зигурда Резевского. Сам брал в свои могучие руки тубу. Так был создан уникальный джазовый квартет. Единственный в стране. Его цель - знакомить публику с истоками джаза, с мелодиями, звучащими в Нью-Орлеане. На рубеже 19-20 веков на родине джаза в Америке. Ведь репертуар "Ретро" составляли темы 100- летней давности. Непостижимым образом Коган сумел раздобыть ноты древних редко исполняемых джазовых тем. Идею Бориса музыканты поддержали и началась сложная, но интересная работа. От музыкантов требовалось тонкое чувство стиля и главное - было необходимо создать аутентичное звучание, воссоздать нужный саунд.
Уже первые выступления показали - идея Бориса Когана попала в "десятку". Публика восторженно принимала музыкантов. Ведь она никогда не слышала ничего подобного. Красота композиций восхищала. "Ретро" являлся кристально чистым носителем традиционного джаза и всегда своими концертами дарил публике радость. В каждой ноте драйв, свинг, высокий профессионализм . Рижская публика неизменно горячо принимала "Ретро". И как только на сцене появлялись музыканты и среди них грузно шел со своей неизменной тубой пионер латвийского джаза, раздавался шквал аплодисментов. Я много раз являлся свидетелем триумфальных выступлений "Ретро" на джазовых фестивалях в Ленинграде, Бирштонасе, Таллине и в Витебске на незабываемом и уже легендарном фестивале диксилендов. Разве можно забыть потрясающую атмосферу витебского фестиваля с его стрит-парадами, джем-сешн на барже и обязательными выездами на природу... И везде, в центре внимания – Борис Коган. Его, старейшего джазового исполнителя Союза, находящегося в строю, очень уважали музыканты и невероятно любила публика.
В середине 80-х годов "Ретро" становится джазовым квартетом латвийской государственной филармонии. За многие годы музыканты объездили с концертами не только Восточную но и Западную Европу. Посланников доброго, старого джаза горячо принимали в ФРГ, Финляндии, Польше, Чехии, Венгрии... Не одиг раз "Ретро" играл и на известном фестивале диксилендов в Дрездене. И всегда, и везде в успех выступлений квартета Коган вносил свой весомый вклад.
Бориса очень любили в Германии. В 1994году он отмечал там свое 75-летие. Настоящий праздник был устроен мэром города Шлезвига в завершении гастролей "Ретро" Очень тепло принимала немецкая публика рижских джазменов и в Торгау.
Музыкант очень хотел написать воспоминания о своем творческом пути в джазе. Ведь Борису было, что рассказать. Но музыка забирала все его время. После постоянной, в течение многих лет, работы в профессиональном духовом оркестре "Рига", он никогда не отказывался от репетиций с "Ретро". Главное, Коган не замечал своего возраста. Очень сожалел, что в 70-80 годы эмигрировали из Латвии в разные страны многие превосходные джазовые музыканты: Вадим Вядро, Наум Переферкович, Виктор Фонарев, Давид Житловский, Владимир Вайнер, Борис Гаммер, Юрий Смирнов, Владимир Смирнов, Эдуард Кловский, Геннадий Плинер и другие. Уехали в Россию: Владимир Болдырев и Александр Банных...
"Жаль, что столько талантливых джазовых музыкантов потерял латвийский джаз, ведь из них можно было бы составить даже не один биг-бенд" – не раз говорит мне Борис.
Да, думаю ни один "джазовый" город в Союзе в 70-80-ые годы не лишился такого количества джазменов.
В начале 90-х квартет "Ретро" становится диксилендом. Приходят новые музыканты: кларнетист Эдмунд Бривкалнс, трубач Валерий Гарфункель,тромбонист Дмитрий Грозов.
К сожалению, все чаще и чаще Бориса стало подводить здоровье. В 1998 году у него случился серьезный сердечный приступ и он не смог в составе "Ретро", принять участие в джазовом фестивале "Свинг Белой ночи", в дорогом и любимом ему Ленинграде. Он очень переживал, понимая, что здоровье уходит и этот фестиваль быть может последний в его судьбе. А ему так хотелось еще раз увидеться со своими многолетними питерскими друзьями...
В последние годы жизни Коган все чаще думал о молодежи, о подготовке молодых джазовых музыкантов, о тех кому продолжать... И вместе с Раймондом Раубишко, он уроки джаза в латышской средней школе № 100.
В начале апреля 1999 года я заехал к Борису домой. Привез обещанную ему аудиокассету из моего архива с концертными записями джазовых композиций РЭО 50-60-х годов. Надо было видеть, как внимательно он ее слушал. И вспоминал..."Вот здесь мое соло в "Караване" и здесь - "В настроении", с легкой грустью отмечал музыкант. Аудиокассету как память о прошлом своей жизни, он принял с благодарностью. Рассказал, что в данный момент думает, как организовать 12 мая свой 80-летний юбилей. Составляет список гостей - друзей, музыкантов…
Но, как жестока и несправедлива иногда судьба человека. 26 апреля, за три недели до своего юбилея Борис Аркадьевич ушел от нас...
И не осуществилась светлая мечта старого музыканта поиграть свой любимый джаз в Нью - Орлеане.
А диксиленд "Ретро" сегодня постоянно играет на джазовых фестивалях в Саулкрасты, в концертных программах... В его составе появились молодые и талантливые музыканты: тромбонист Лаурис Амантовс и трубач Нормунд Пиесис.Продолжаются его выступления и за рубежом. Не так давно "Ретро" достойно представлял латвийский джаз на фестивале диксилендов во Франции.
Дело жизни Бориса Когана продолжается...
На снимке: Борис Коган. Последнее фото
Фото из архива автора
На русском языке в прошлые годы о джазе писали и даже публиковали довольно много. Не так, конечно, как на английском, но тоже прилично. И много переводили — как у нас, так и для нас. Многие из таких текстов очень хотелось бы сохранить в джазовом ...
10 мая, после тяжелой болезни, на 63 году ушел от нас выдающийся латышский джазовый трубач, композитор, аранжировщик и руководитель Mirage Jazz Orchestra - Гунар Розенберг. Его вклад в развитие джаза в Латвии огромен. Музыка интересовала его еще с ...
Трубач Том Харрелл в минувшем, 1998 г. был признан в США "Трубачом года", но, когда видишь его воочию перед началом выступления, - верится в это с трудом. В первую мартовскую неделю нынешнего годаспециально собранную для такого случая группу ...
Молодость самоуверенна, и нет такого новобранца, который не мечтал бы стать генералом. И все же можно почти с уверенностью сказать, что вряд ли в далеком от нас 1948 году 18–летний английский тромбонист Дональд Кристофер (Крис) Барбер, собирая свою ...
Андрей Товмосян – один из величайших артистов джаза. Молодежи его имя уже почти ни о чем не говорит, но тридцать лет назад это был настоящий прорыв. Мы, музыканты и провозвестники джаза, сами не поняли этого, когда в начале 60-х годов звезда ...
Одним ранним утром в Варшаве я поджидал Станько у его дома и наконец увидел маленькую фигурку, появившуюся за внутренним двориком. Это был сам трубач, несущий огромную вазу. Извинившись за опоздание, он пригласил меня в квартиру, где немедленно ...
Кончается век. Близится время подведения итогов. Скоро обложки иллюстрированных журналов засверкают коллажами из лиц тех, кто оказал наибольшее влияние на жизнь человечества в ХХ веке. Здесь наверняка будут вожди революций Ленин, Мао и Хомейни, ...
«Стиль Арта Фармера построен на паузах. Во время его соло паузы случаются три-че- тыре раза — они собирают вокруг себя все уже сыгранное и подготавливают нас к тому, что еще произойдет. Его паузы — свободное дыхание импровизаций трубача и легкий ...
«Жизнь — это то, что с нами происходит, пока мы строим совсем иные планы» (Джон Леннон) Странная штука — время... Оно способно низвергнуть и растоптать в прах любые, самые известные имена, способно стереть навсегда память о ...
Трубач Крис Ботти — одаренный инструменталист, талантливый композитор и харизматичный исполнитель — со времени выхода своего первого сольного альбома в 1995 году смог создать серию записей, которые сделали его неосязаемый, чистый саунд ...
Кларк Терри (Clark Terry) родился 14 декабря 1920 года в городе Сент-Льюис, штат Миссури. Но настоящее рождение великого флюгельгорниста Кларка Терри произошло чуть позже — на рубеже 20-30 годов XX века. В те далекие годы муж его старшей сестры ...
Ко второму столетию своего развития джаз обзавелся историей уже столь длинной, что в ней можно обнаружить любопытные совпадения. Возьмем, скажем, начало ХХ века — заря джаза. Какой инструмент оставил нам самый внушительный список ярких имен? ...