Отсутствие информации о музыканте в широкой печати еще не означает его отсутствие или его несостоятельность. Армянский саксофонист Армен Уснунц яркий тому пример. Великолепный музыкант, талантливый педагог, одинаково хорошо исполняющий классическую музыку, фолк, фьюжн и традиционный джаз, являющийся на сегодняшний день одним из двух-трех армянских музыкантов мирового класса, без сомнения лучший джазовый саксофонист Армении, (а скорее всего, и всего Закавказья) был в ряду первых студентов ереванской консерватории по классу саксофона.
Хорошо известно, что вплоть до 80-х годов, саксофон считался инструментом гнилой буржуазии. И все саксофонисты были практически нелегальными. Сам инструмент не был запрещен, но обучение игре на саксофоне, мягко выражаясь, не приветствовалось. В ереванской консерватории не было класса саксофона и даже саксофонисты профессиональных оркестров числились кларнетистами. И лишь в 1981 году в музыкальной школе был открыт класс саксофона. Армен стал первым учеником этого класса. Вообще-то свое музыкальное образование он начинал с фортепиано. Как было принято практически в любой интеллигентной советской семье, родители отдали Армена в музыкальную школу по классу фортепиано. Музыку он любил. Мог часами слушать пластинки, но вот серьезно заниматься музыкой было для мальчика смерти подобно. И все ждали, когда он с грехом пополам закончит школу и пойдет учиться на экономиста (по стопам отца). Но вот однажды друзья, которые играли в детском духовом оркестре, пригласили его на свою репетицию. Ему понравилось, и друзья предложили ему вступить в оркестр — "Ноты ты знаешь и тебе будет легко переучиться на какой-нибудь духовой инструмент". Поддавшись на уговоры, Армен подошел однажды к руководителю. "На чем ты хочешь играть", — спросил тот. Армен честно ответил, что ему все равно, лишь бы не расставаться с друзьями. Но поскольку все его друзья играли на саксофонах, так как он считался наиболее престижным инструментом среди мальчиков, то Армен выбрал именно его. Дирижер согласился и распорядился принести инструмент. Ребята притащили какой-то старый инструмент, новичок издал на нем парочку звуков. Ему понравилось и он взял инструмент домой, чтобы тренироваться. Дома, несмотря на скепсис родителей, 13-летний Армен Уснунц понял, что он отныне будет играть на саксофоне.
Кто был твоим первым учителем и как проходили занятия?
Первые уроки мне дал Эдуард Бахченян. Он сумел сразу меня заинтересовать этим инструментом и привил большую любовь к саксофону. И под его руководством я начал заниматься, работать над собой и как следствие — побеждать на школьных конкурсах, получать призы. Через пару лет мой педагог собрал ансамбль саксофонистов, что-то вроде очень модного тогда ансамбля "Super Sax". У нас был квинтет саксофонистов плюс ритм-группа. На первом же выступлении, а это был конкурс молодых исполнителей, нас ждал потрясающий успех, мы произвели фурор! Кстати, там же я познакомился со своим будущим партнером по группе "Time Report" Хачатуром Саакяном. В тот же период, опять-таки, благодаря Эдуарду Бахченяну я впервые соприкоснулся с настоящей джазовой музыкой. Если до этого я слушал тяжелый рок и Стиви Уандера, то с того момента для меня настала эпоха джаза. Я хорошо помню, как буквально в те же дни отец принес домой пластинку, выпущенную фирмой "Мелодия" — "Дюк Эллингтон встречается с Коулменом Хокинсом". Это было очень далеко от того, что я привык слушать, но я прослушал ее от начала до конца, меня эта музыка захватила полностью и я слушал ее снова и снова. Потом я ее слушал еще много раз. Начинал я с музыки Коулмена Хокинса, Джонни Ходжеса, Лестера Янга.
А как ты стал профессиональным музыкантом?
Когда в ереванской консерватории открылся класс саксофона, я поступил туда. То есть, стал первым официально разрешенным саксофонистом в Армении. Мы учились играть на саксофоне и назывались саксофонистами, а не кларнетистами, которые умеют играть на саксофоне, как было до этого. То, что я был первым, доставляло мне массу лишних трудностей. Я сильно мучился из-за того, что мои педагоги были кларнетистами (тогда не было еще профессиональных кадров) и не могли дать правильных практических советов. Очень многое приходилось понимать и находить самому. Это было время сплошного поиска. Книг не было, нот тоже. И в этой ситуации мне очень помог случай. Мы отдыхали с семьей в маленьком курортном городке в горах Армении, и я там целыми днями играл на саксофоне. Весь городишко буквально плакал от меня. И вдруг кто-то сообщил, что здесь рядом отдыхает известный советский саксофонист Георгий Гаранян. Я отправился к нему в гости, нахально сыграл несколько подобранных на слух композиций и спросил его мнения. Он, конечно, же, разнес в пух и прах мое исполнение, но буквально за полчаса надавал мне столько ценных советов, что я смог ими пользоваться очень долго. Это касалось техники звукоизвлечения, методики, разминки. Одним словом, он обозначил для меня огромный фронт работы, а вернувшись затем к себе в Москву, выслал мне школу игры на саксофоне, ноты, книги по джазу и тд.
Тогда же, в консерватории вместе с пианистом Хачатуром Саакяном мы собрали квартет и играли малым составом композиции Чика Кориа, Чарли Паркера, Дейва Брубека, стандарты. Нам было по 17-18 лет, мы были полны энтузиазма и музицировали целыми днями, выступали перед студентами. Арендовали маленькие залы и организовывали концерты для любителей джаза. Должен сказать, что зал на этих концертах всегда был полон. Мы очень хотели играть джаз и мы его играли, качество для нас тогда не имело большого значения. Потом меня призвали в армию, где я играл в оркестре почетного караула Кремля. Надо заметить, что оркестр был очень хороший, состоящий из великолепных музыкантов. А потом меня перевели в оркестр МВД. Этот оркестр был еще лучше, мы там исполняли не только марши и гимны, но и концертные произведения -симфонии для духовых инструментов, классические произведения.Я играл партию второго альт-саксофона. С этим оркестром я выступал во многих престижных залах страны.
А джаз на эти два года ты совсем забросил? Я не думаю, что в оркестре МВД ты мог играть Паркера или Колтрейна.
Ты знаешь, мне и здесь повезло. Дело в том, что к этому времени из Еревана в Москву переехал старый и очень опытный саксофонист, один из первых джазменов Армении Александр Захарян. Я знал его по Еревану и старался общаться с ним как можно больше. Каждый раз, когда у меня была возможность, я ездил к нему домой. Он давал мне записи, ноты, школы игры, которые к тому времени уже появились, практические консультации. Одним словом, он помог мне не только не забыть то, что я уже умел, но и обогатил мои знания. Можно сказать, что моя военная служба сыграла положительную роль. Вернувшись из армии, я чувствовал себя гораздо крепче и сильнее, чем до нее.
И тут на тебя посыпались выгодные предложения из джаз-коллективов?
Да не очень-то. Я вернулся в свой состав. Но ребята из моей первой группы устроились аккомпанировать одному фолк-певцу, очень популярному, но не имеющему никакого отношения не только к джазу, но и даже поп-музыке. Это был период зарабатывания денег и игры ради того, чтобы играть. Мы участвовали в записях, аккомпанировали разным певцам, вне зависимости от их жанровой принадлежности.
Ну, а когда же ты, собственно, стал играть настоящий джаз?
В 1988 году меня пригласили в лучший по тем временам джаз-оркестр СССР п/у Константина Орбеляна. Я поиграл там около года. И хотя у меня уже был опыт оркестровой работы (у нас в консерватории был биг-бэнд), конечно, же, этот опыт тоже мне много дал. Ну, а потом сбылась моя мечта — я попал в коллектив пианиста Арташеса Карталяна. Это была моя старая и самая заветная мечта — поиграть в этом составе. Дело в том, что это трио было одним из самых сильных в Ереване и они давно хотели взять себе саксофониста. Просто они задали, чтобы кто-то из молодых музыкантов, так сказать, созрел бы, дорос до их уровня. И, вот, мне посчастливилось — они меня заметили, пригласили и я стал полноправным участником квартета.
Арташес Карталян старался (кстати, первый на армянской джазовой сцене) играть джаз с восточными ритмами и мелодиями. Это было то, что сейчас называют "этно-джаз". И я ему очень благодарен за то, что он привил мне вкус к такого рода музыке. Мы очень много тогда играли, выступали, делали записи для очередного диска, но тут наступили трудные для бывших республик СССР времена, и почти все члены ансамбля эмигрировали в США Я опять остался один. В 1992 году очень известный и опытный барабанщик Армен "Чико" Тутунджян Собрал относительно молодых музыкантов и создал группу "Chico & Friends". Этот ансамбль сильно отличался от квартета Карталяна. Чико предпочитал играть только стандарты в их классическом виде. И тут я почувствовал, что мне не хватало "слов", чтобы выражать свои эмоции и мысли на этом "языке". Пришлось вновь вернуться к Паркеру, Янгу и доучиваться.
Года 3-4 назад вы с Хачатуром Саакяном основали группу и играете опять-таки этно-джаз. Это что, старинная мечта — играть такой джаз?
Еще когда я играл с "Chico & Friends", я познакомился с басистом Варданом Аракеляном и мы часто говорили, что хорошо бы иметь собственный коллектив и играть, наконец- то, музыку, которую сам хочешь. И вот мы организовали свой коллектив, к нам присоединился вибрафонист Тигран Пештмаджян и мы начали играть в клубе "Даун Таун", единственном в то время месте в Ереване, где играли джаз. Играли мы с большим удовольствием и очень смело. Иногда к нам присоединялся Саакян. И вот однажды пришел момент, когда мы поняли, что надо создавать свой постоянный коллектив. Были еще какие-то изменения, перемещения внутри коллектива, и в конце-кон- цов образовался тот состав, который сегодня известен как "Time Report".
А почему из всех разновидностей ты предпочел этно-джаз?
Я с детства любил армянского композитора Комитаса. Гораздо больше, чем Моцарта или Бетховена. Очевидно, сказывались национальные гены, в памяти постоянно всплывали истории о геноциде армян, рассказы родственников. Все это рождало во мне очень яркие и глубокие чувства. Мне всегда хотелось играть эту и ей подобную музыку.
А можно ли считать джазом ту музыку, которые вы сейчас играете?
Джаз для меня — это в первую очередь импровизация. То есть, музыка, которую создаешь спонтанно. И это дает максимум ощущения искренности. Это как встреча двух людей. Если ты готовишься к этой встрече заранее, то можешь обдумать все свои слова, чтобы не допустить никаких ошибок. Если же вы встречаетесь внезапно, то ты обычно говоришь то, что думаешь. У тебя не бывает возможности придумать что-нибудь покрасивее, слукавить. Ты говоришь искренне. Так и в джазе. Например, когда я прослушиваю записи своих выступлений, я очень легко могу сказать, что у меня было на душе в тот момент. И вот именно эта спонтанность, эта искренность мне и дорога.
Сейчас очень многие экспериментируют с народными ритмами, мелосами, инструментами. Как ты к этому относишься?
Все зависит от того, насколько это оправданно. Насколько это действительно нужно с творческой точки зрения. Иногда пытаются это соединить просто ради эксперимента или коммерческого эффекта, экзотики. Это может быть даже благозвучно, красиво, но не иметь ничего внутри. С моей точки зрения это недопустимо. Все должно быть предельно естественно и искренне.
Я знаю, что ты очень загружен. Но когда у тебя все- таки есть свободное время, что ты слушаешь?
Тут можно говорить о двояком подходе. Когда я дома и просто хочу отдохнуть и послушать приятную музыку — это одно. Это может быть и классика и старый джаз. Совсем не слушаю рок-музыку и попсу. А когда я занимаюсь или хочу получить новую информацию из мира музыки — то это совсем другое дело. Люблю Джона Колтрейна, Джо Хендерсона, Кенни Гаррета, Боба Минтцера, Майкла Брейкера.
Сейчас везде очень популярен smooth-jazz. Не хочется попробовать поиграть в этом стиле?
Так ведь наши два первых альбома были записаны именно в этом стиле. Мы начинали с этого. Это был своеобразный переход от мейнстрима, который мы играли до этого, к той музыке, которую мы играем сейчас. И мы время от времени возвращаемся к smooth- jazz-y. Кстати, насколько я знаю, в настоящее время, одна из американских ФМ станций, специализирующаяся на smooth-jazz-e, очень активно "крутит" композицию с нашего второго альбома.
Я знаю твою принципиальность в вопросах музыки. Но давай предположим, что тебе предложили много денег за то, чтобы ты сыграл музыку, которая тебе не по душе. Сыграешь?
Скорее всего — да. Объясню. Во-первых, экономическое положение армянских музыкантов сейчас достаточно трудное и приходиться браться практически за любую работу. А во-вторых, какая бы это ни была плохая музыка, ее все равно надо играть. И я как профессионал, всегда стараюсь сыграть свою пар^ тию как можно лучше. Отказываться совсем я считаю неправильным. Профессионал не должен так поступать.
В каких странах и на каких сценах тебе приходилось играть?
В Тбилиси играли на международном джаз фестивале, где так же были Жан-Люк Понти, Билли Кобэм, Майкл Урбаняк. В Сирии, на первом Евро-арабском джаз-фестивале. В Германии на ЭКСПО- 2000. В России, Ливане, Швеции, несколько раз в США. Очень много гастролировали с группой "Armenian Navy Band" перкуссиониста Арто Тунчбояджяна, практически по всей Европе, даже в Турции побывали. Играли джэмы с Билли Кобэмом, Джо Сэмплом, Чиком Кориа. Ну, и конечно, выступали на ереванском джаз-фестивале.
Каковы были твои ощущения, когда ты всю ночь напролет играл джэм с кумиром твоей юности Чиком Кориа?
Это была ночь после фестивального выступления. Мы отыграли, и вроде уже можно было отдыхать, но тут представилась возможность поиграть с самим Чиком в ереванском джаз-клубе "Поплавок" и, конечно, я не мог ее пропустить. Сказать, что я очень волновался — нет. Мы играли армянскую народную тему, которую я исполнял много раз и вроде все должно было быть нормально. Но Чик вдруг повел тему (абсолютно ему не знакомую) в другую сторону и нам уже пришлось подлаживаться под него. Но мы смогли подвести все к кульминации и закончить композицию в лучшем виде на радость многочисленной публике.
Кроме того, что ты играешь в 'Time Report", ты еще являешься музыкальным руководителем и дирижером Государственного джаз-оркестра Армении, а также работаешь в Государственном симфоническом оркестре Армении. Как и когда это тебе все удается?
Приходится. С биг-бэндом я в основном репетирую, аранжировки делает и на сцене выступает Армен Мартиросян, художественный руководитель и главный дирижер бэнда. А с симфоническим оркестром я стал сотрудничать лет 10 назад, исполняя все саксофонные партии. За эти годы я исполнял партии в произведениях Бернстайна, Бизе, Равеля. Но, конечно, это лишь работа, а не призвание.
Ну, и последний вопрос. Как ты думаешь, что будут играть в ближайшем будущем? Ведь вродеуже все переиграли.
Настоящие музыканты будут играть настоящую музыку. Те, кому есть, что сказать, будут продолжать делать это. Вне зависимости оттого, в каком стиле или жанре или на каких инструментах. Самое главное, чтобы это было искренне, чтобы все высказанное имело душу. Останется то, что когда-то выразили Паркер, Колтрейн, Эллингтон. Все нововведения, которые были сделаны лишь ради эксперимента, безусловно, так экспериментами и останутся. Если человеку нечего сказать слушателям — он никогда не станет музыкантом. А форма, она может быть любой. Главное — содержание.
Очередной приезд в Минск Алексея Козлова послужил поводом для обстоятельного разговора о нем самом, о джазе и обо всем том, что сопровождало его музыку на протяжении многих лет. Разговор получился очень содержательным, и высказанные музыкантом идеи, ...
Джон Чикаи — одна из наиболее выдающихся личностей современного авангардного джаза, саксофонист, на чьем счету более 20 альбомов, которые он записал как лидер различных коллективов: "New York Contemporary Five", "New York Art Quartet", "Cadentia ...
"То, как женщины охватывают губами мундштук саксофона, может, и сексапильно, но абсолютно непрофессионально. Да и потом: у них ведь трости все время в помаде!" Виталий ЯМУТЕЕВ (кларнет, тенор- и сопрано-саксофоны) родился 15 марта 1960 года в ...
Многое изменилось за 50 лет - с тех пор, как Бенни Голсон появился на джазовой сцене. Знаменитый тенор- саксофонист и автор многих незабываемых джазовых стандартов начал свою карьеру в 1951 году в бэнде Buffalo Bearcats под управлением Булла Моуза ...
Саксофонист и флейтист Карлос Уод (Carlos Ward) родился 1 мая 1940 года в Анконе (Панама). С 1953 по 1960 обучался игре на кларнете. В 1961 году был послан в составе военной миссии на американскую военную базу в Германии. Переезд в Европу ...
Вряд ли нужно специально представлять нашего сегодняшнего собеседника. Ян Гарбарек — попросту один из лидеров европейского джаза, а в 70-80-е годы — вероятнее всего, и вовсе единоличный лидер. И вот, благодаря содействию компании "Богема Мьюзик" и ...
От переводчика: Это интервью Саймон Саргсян из JazzBluesNews.Space взял у австрийской саксофонистки Мюриэль Гроссман в конце 2017 года. К этому времени вышел ее альбом Momentum, а Мюриэль уже работала над следующим проектом. Им стал альбом Golden ...
Это интервью было взято незадолго до смерти музыканта. Нью-йоркский трубач Кен Фрэдли (Кеn Fradley) встретился со своим кумиром на следующее утро после того, как Таррентайн участвовал в концерте памяти Милта Джексона. Стенли Тэррентайн выходит из ...
Большой неожиданностью на музыкальном рынке Польши в 2003 году стало появление очередного альбома Збигнева Намысловского, который называется незатейливо "Стандарты". Знаменитый польский саксофонист вообще редко, как исключение из правил, ...
Школа Беркли не нуждается в особом представлении. Попасть туда — мечта каждого начинающего джазовый путь музыканта. И все же у многих сложилось устойчивое мнение: нет необходимости долго учиться в бостонской школе. Вполне достаточно побывать месяца ...
Впервые с Алексеем Кругловым мы встретились на совместном выступлении. Презентовали авторскую программу – композиции Леши, его друзей и наставников, кое-что из моего… С первых же сыгранных нот стало понятно, что этот артист относится к творческому ...
Анатолий Вапиров родился в 1947 в Бердянске, Украина. На саксофоне начал играть в 13 лет. В 1971 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу кларнета, а в 1979 — аспирантуру по классу саксофона. С 1976 по 1982 работал в Лениградской ...