Для справки.Тенор-саксофонист, композитор и аранжировщик Фрэнк Фостер — один из немногих живых и к тому же до сих пор активных творцов истории мирового джаза. В древности он переиграл со всем джазовым музеем — с Чарли Паркером, Билли Холидей, Диззи Гиллеспи, Джоном Колтрейном, Дюком Эллингтоном,Бенни Гудменом, Сарой Воэн, Эллой Фитцджеральд, Аретой Фрэнклин и десятками других. С 1953 по 1964 год Фостер был участником знаменитейшего оркестра Каунта Бейси, а после смерти последнего в 1984 году — возглавил этот оркестр. Обладатель двух "Грэмми" за аранжировки для Дайаны Шур (1989) и Джорджа Бенсона (1991), в Риге Фостер выступал с биг-бэндом Латвийского радио.
...Ну, не всем же заявляться на репетицию обязательно в белом плаще с кровавым подбоем. Фостер, например, пришел в зал Большой гильдии в спортивных тапочках и простеньком полосатом свитерке. Сменил темные очки на диоптрические, выставил два пюпитра, разложил ноты, тут же отскочил от них метра на три и принялся импровизировать на саксофоне. "А сейчас мы будем играть так — ба-ба-бап-а-лу-ла-бап-э-э-э!"
И приглашающе топнул ногой.
Через полтора часа таких вот упражнений Фостер переместился в комнатку за сценой, облился, открывая валмиерскую минералку, рассмеялся и стал отвечать на вопросы.
— Что вы скажете о бэнде, с которым только что играли? Только без этой обычной дурацкой дипломатии.
— Ха-ха-ха! Без этой дипломатии?! — Скорчив мину, Фостер заверещал голосом мультипликационного злодея: — Да такого дерьма еще поискать!!! Ха-ха-ха! Нет, конечно. Все наоборот. А то еще прочтут потом. Это очень хороший бэнд действительно высокого класса. Напоминает некоторые американские оркестры. Не всякие европейцы способны так чувствовать джаз.
— Доктор Фрэнк Бенджамин Фостер Третий — это кто?
Торжественно: — Доктор Фрэнк Бенджамин Фостер Третий, по моему глубокому убеждению — мифическая фигура. Его не существует. Люди именуют меня доктором, маэстро — я не против, прекрасно звучит. Но на самом деле меня это мало волнует. Так же как и место, которое я занимаю в джазе. Это же полная чушь — надуваться от собственного величия. Я никогда не размышлял, например, так ли я хорош, как, скажем, Колтрейн или еще кто-нибудь. Моя работа — предложить слушателям мою музыку и по возможности сделать их счастливее. И до тех пор, пока я смогу выступать, я буду выполнять эту замечательную работу.
— Я знаю, у вас степень доктора философии — какова ваша жизненная философия? Джазовая философия?
— Моя джазовая философия и есть моя жизненная философия — в любой ситуации поступать наилучшим образом. Будь то музыка, жизнь, дружба или брак — я стараюсь быть настолько совершенным, насколько это возможно.
— Какое событие в вашей музыкальной карьере вы назвали бы самым значительным? "Грэмми"?
— Нет, только не "Грэмми"! Бытует мнение, что "Грэмми" вручают самым великим артистам за их лучшие творения. Но я-то получил "Грэмми" за свои довольно-таки средненькие работы! Мои лучшие работы не были номинированы, вы же понимаете — там кругом сплошная политика. Доктор Фрэнк Бенджамин Фостер Третий не выиграл приз! Ха-ха! Кстати, когда я работал с Джорджем Бенсоном и с Дайаной Шур, мне даже не показали этот "граммофончик". Забавно, не правда ли?
— С чем бы вы сравнили свою музыку? Ну, допустим, с бутылкой, с Богом, с женщиной, с облаком, с чем-то еще?
— Облако — это неплохо. Бог — тоже о'кей. Я считаю, что Бог дал мне талант, чтобы люди, послушав мою музыку, стали позитивнее относиться к жизни. Через музыку постигали суть счастья. Это для меня куда важнее, чем считаться "знаменитым" и "великим". Мне достаточно быть просто хорошим музыкантом... С женщиной сравнил бы, почему нет? Многие мои песни названы в честь женщин — Симоны, Кэтрин, моей жены Сесилии... Тех, кто вдохновляет меня на творчество.
— Вы встречались на сцене с Паркером, Янгом, тем же Колтрейном и многими другими великими артистами. С кем из них было интереснее всего работать?
— С Элвином Джонсом. Мы немало поездили с ним по свету и дали множество представлений — это было прекрасное время. С нами играл брат Элвина — Тэд Джонс и Мел Льюис с биг-бэндом. Мы катались по Европе, Японии, Южной Америке... Думаю, этот бэнд заслуживает множества теплых слов. Так же как и мой собственный бэнд.
— Тогда поведайте самую веселую историю из вашей гастрольной жизни.
— Однажды оркестр Каунта Бейси играл в Англии, кажется, в Манчестере. А мы тогда выступали как бы в униформе — в таких строгих коричневых смокингах и сверкающих туфлях. И вот уже пора выходить на сцену, к микрофону — я же стою перед оркестром... И тут я с ужасом понимаю, что забыл свои туфли в гостинице. И, по правде говоря, под рукой нет ничего лучшего, чем сине-белые кеды... Публика на том концерте сильно удивлялась — почему это наш баритон-саксофонист так старательно заслоняет собой меня, фронтмена. Думаю, если бы они увидели мой коричневый смокинг в сочетании с сине-белыми кедами, они бы вообще все со стульев попадали.
— Ваш саксофон, наверное, тоже имеет свою интересную историю? Что бы он сейчас рассказал, если бы умел говорить?
— Как-то я оказался в Калифорнии и был приглашен поиграть в отеле, расположенном на сотню миль от того места, где я жил. Я приехал... Разумеется, забыв захватить саксофон. Мне нашли другой, но — вы были правы — саксофон можно сравнить с женщиной: мы с ним не сошлись характерами и концерт вышел неудачным. Его звук вызывал у меня совершенно другие чувства. Так что иногда мой саксофон значит для меня больше, чем моя женщина.
— Что вы скажете о последжазовой "черной" музыке — от ритм-энд-блюза до рэпа?
— "Черная" музыка уходит корнями в Нью-Орлеан и Канзас-сити и уже оттуда разветвляется на множество течений. Би-боп, авангард, свинг — это свобода. В чем-то эмоциональная, в чем-то — интеллектуальная. Ритм-энд-блюз был великим американским "черным" экспериментом. И рэп — точно такой же феноменальный "черный" эксперимент. Многие считают рэп мусором, дурным тоном — все потому, что некоторым рэпперам просто не хватает творческого воображения. К тому же эстетика рэпа перенасыщена насилием, убийствами, призывами к употреблению наркотиков. Но есть и такие песни, которые призывают людей сойти с кривой дорожки. Это мне уже нравится. Я открыл для себя другой мир. И если сейчас, скажем, в Латвии рэп — отдельно, а Каунт Бейси — отдельно... м-м-м... то я бы не прочь попытаться соединить вместе рэп и джаз. Ха! Устроить тут у вас шоу под названием "Каунт Бейси рэп-джем".
— Как вы ощущаете себя здесь, в Риге? Что вам удалось увидеть?
— Город меня сильно впечатлил. Мне по нраву небольшие городки со старинными зданиями. Я с удовольствием гулял по парку, мне нравится, что парк виден из окна моего номера, изумительный парк... И старая часть города, где я мог раствориться среди людей. Вдохнуть этой неторопливой жизни, пройти по улицам, где меня никто не знает... Я видел нищих, много, они просили милостыню... Я испытал сильное потрясение. У меня с собой было совсем мало денег, я ничем не мог им помочь...
— У вас есть девиз?
— М-м-м-м... Вроде был... О! На моем последнем компакте в одной песне поется: "Тебе столько лет, насколько ты выглядишь. Ты такой, какой есть. И не выпендривайся".
Уже почти сорок лет выдающийся тенорист хардбопа Джонни Гриффин живет в Европе. Ранее он прославился совместной работой с Кларком Терри, Нетом Эддерли и, в первую очередь, с Телониусом Монком. И сегодня Гриффин продолжает активно следить за джазовой ...
Ключ к постижению Норвегии — в ее музыке. Музыка Норвегии — это ее природа, скалистые фьорды, студеные воды, бурлящие водопады и напоенные запахом трав долины, гористо–холмистые ландшафты. Говорят в Норвегии везде по–разному — много диалектов. Русло ...
О Вапирове наши любители джаза знают до обидного мало. Молодежи он совсем не знаком, а старшее поколение (за исключением, наверное, ленинградцев) запомнило его в основном как неутомимого новоджазового экспериментатора. Однако авангардизм в советском ...
С музыкантами ансамбля "Саксофоны Иерусалима" я познакомился во время фестиваля "Славянский базар в Витебске", на котором коллектив принял участие сразу в нескольких концертах. В том числе молодых исполнителей из Израиля можно было услышать в ...
В Америке живут сегодня наши люди любых профессий. В том числе и с полсотни джазовых музыкантов. Среди них немало исполнителей очень высокого уровня. Однако конкуренция так сильна — Америка ведь родина джаза, — что выдерживают ее далеко не все. В ...
Очередной приезд в Минск Алексея Козлова послужил поводом для обстоятельного разговора о нем самом, о джазе и обо всем том, что сопровождало его музыку на протяжении многих лет. Разговор получился очень содержательным, и высказанные музыкантом идеи, ...
Джон Чикаи — одна из наиболее выдающихся личностей современного авангардного джаза, саксофонист, на чьем счету более 20 альбомов, которые он записал как лидер различных коллективов: "New York Contemporary Five", "New York Art Quartet", "Cadentia ...
"То, как женщины охватывают губами мундштук саксофона, может, и сексапильно, но абсолютно непрофессионально. Да и потом: у них ведь трости все время в помаде!" Виталий ЯМУТЕЕВ (кларнет, тенор- и сопрано-саксофоны) родился 15 марта 1960 года в ...
Многое изменилось за 50 лет - с тех пор, как Бенни Голсон появился на джазовой сцене. Знаменитый тенор- саксофонист и автор многих незабываемых джазовых стандартов начал свою карьеру в 1951 году в бэнде Buffalo Bearcats под управлением Булла Моуза ...
Саксофонист и флейтист Карлос Уод (Carlos Ward) родился 1 мая 1940 года в Анконе (Панама). С 1953 по 1960 обучался игре на кларнете. В 1961 году был послан в составе военной миссии на американскую военную базу в Германии. Переезд в Европу ...
Вряд ли нужно специально представлять нашего сегодняшнего собеседника. Ян Гарбарек — попросту один из лидеров европейского джаза, а в 70-80-е годы — вероятнее всего, и вовсе единоличный лидер. И вот, благодаря содействию компании "Богема Мьюзик" и ...
От переводчика: Это интервью Саймон Саргсян из JazzBluesNews.Space взял у австрийской саксофонистки Мюриэль Гроссман в конце 2017 года. К этому времени вышел ее альбом Momentum, а Мюриэль уже работала над следующим проектом. Им стал альбом Golden ...