Уже почти сорок лет выдающийся тенорист хардбопа Джонни Гриффин живет в Европе. Ранее он прославился совместной работой с Кларком Терри, Нетом Эддерли и, в первую очередь, с Телониусом Монком.
И сегодня Гриффин продолжает активно следить за джазовой жизнью в Штатах и время от времени издает свои новые работы. В связи с выходом очередного альбома "Griff' N' Bags" он дал прессе любопытное интервью, с выдержками из которого мы вас знакомим.
— Стремитесь ли Вы поддерживать репутацию самого быстрого тенориста?
— Это все выдумки журналистов. Помню, я читал одну из этих первых статей, где меня назвали самым быстрым тенористом на Западном побережье. Мы тогда постоянно играли джемы, и, думаю, темп игры просто отражал мой тогдашний потенциал нервной энергии. Я по-прежнему люблю играть быстро, но я люблю и баллады... Но главным для меня остается музыка и мои коллеги, а также признание у публики, это главное.
— Вашим наиболее знаменитым партнером стал Монк, когда в 1958г. Вы заменили Колтрейна в его квартете. Но вы стали друзьями много раньше. Как вы познакомились?
— Я познакомился с Монком в 1948г. с помощью Элмо Хоупа и Бада Пауэлла. Эти трое пианистов заменили мне высшее образование. Я и трубач Джо Моррис искали тогда пианиста. Трубач Бенни Харрис сказал, что знает одного молодого паренька в Бронксе, Элмо Хоупа. А уж познакомившись с Элмо, вы автоматически получали доступ к обществу Бада и Телониуса, потому что эта троица была в те годы неразлучна, как три мушкетера. Мы подружились, и они буквально втащили меня в нью-йоркское джазовое общество.
...У меня сложились очень теплые отношения с Телониусом Монком. После выступлений мы отправлялись с ним на квартиру к Арту Блейки и там болтали всю ночь напролет на самые разные темы. Телониус был всегда очень естественным, я любил его. Я любил его музыку. Я любил играть с ним и я любил его чувство юмора. Люди, глядя на Монка, говорили, что он дикарь. Это чушь. Когда Монк не знал кого-то, он всегда принимал такой вид, словно он играет в черного короля, этакого Джомо Кениату. Но внутри он всегда оставался большим шутником...
— После долгих лет жизни в Париже, трудно ли Вам было приспособиться к сельскому стилю жизни в провинции?
— Покинув Париж в 1973г., я переехал в небольшую деревеньку близ Роттердама... Мне осточертели номера отелей. Затем я перебрался во Францию, к своим друзьям, которые жили на юго-западе, близ Бордо. Мне понравилась здешняя обстановка, мирная жизнь среди фермеров, хорошее вино, хорошая пища. Я люблю выращенные своими руками овощи, особенно кукурузу и фасоль, но последнее время сам работаю мало. Мой садовник следит за хозяйством, посещая его несколько раз в неделю.
Когда я прибыл в Париж, нашей музыкой здесь интересовались так, что к нам относились, как к классическим музыкантам относятся в Америке. Европейцы изучали нас. Они могли сказать, когда ты пошел в школу, с кем ты играл. Также и японцы. Американцы воспринимают джаз как нечто само собой разумеющееся. Думаю, если сегодня упомянуть слово "джаз" при среднем американце, он вообразит, что речь идет о баскетбольной команде из Юты или о каком-то публичном доме в Нью-Орлеане. Большинство американцев никогда не рассматривали его как вид искусства...
Каждый приезд Бутмана - событие в музыкальной жизни Риги. Концертблистательного джазового квартета с аншлагом прошелв Национальной Опере. С музыкантами из Москвы выступал и современный лидер американского джазового вокала - Кевин Махогани. "Я очень ...
Нашим читателям представлять минского саксофониста, флейтиста, пианиста и вокалиста Павла Аракеляна не нужно. Он – любимец белорусской публики, хорошо известен на Украине благодаря неоднократным выступлениям в составе группы Apple Tea. Но после ...
Гато Барбиери (настоящее имя Леандро.Х.Барбиери родился в 28 ноября 1934 года в г. Розарио, Аргентина. Играл фри-джаз, джаз-рок, латинский джаз, иногда поп-джаз. Обеспечивал музыкальное сопровождение в ряде американских фильмов. В семье Барбиери ...
Музыкантов, которые участвуя в легендарных группах, становятся великими и знаменитыми даже не будучи их фронтменами, можно выделить в отдельную категорию. Они порой, слегка оставаясь в тени, так и не доносят слушателю полноты своих личности и ...
Игорь Бутман - кто он? Любимчик судьбы или вечный трудоголик?Шутник-шоумен или чувствительный романтик? Американец или русский в душе? Ответы на эти и многие другие вопросы можно было услышать 22 сентября в театре им. Гоголя в рамках проекта ...
- Игорь, есть ли композиция, которая может довести вас до слез? И.Б.: Да, один раз такой случай был. Я летел из Штатов в Стамбул, были гастроли. Ив самолете я слушал концерт Тони Беннета. И композиция When Joahnna Love Me меня очень растрогала. - ...
Имя саксофониста Олега Киреева известно в джазовом мире с середины 80-х годов. Он участвовал во множестве фестивалей, играл в различных проектах, гастролировал по странам Запада. В его послужном списке множество совместных работ с такими ...
62-летний немецкий авангардный саксофонист Петер Бретцман прилетел в Екатеринбург, так сказать, в "сольном" варианте по инициативе Немецкого Центра им. Гете (Российско-Германские культурные встречи 2004 года). На следующий день после выступления, ...
Ключ к постижению Норвегии — в ее музыке. Музыка Норвегии — это ее природа, скалистые фьорды, студеные воды, бурлящие водопады и напоенные запахом трав долины, гористо–холмистые ландшафты. Говорят в Норвегии везде по–разному — много диалектов. Русло ...
О Вапирове наши любители джаза знают до обидного мало. Молодежи он совсем не знаком, а старшее поколение (за исключением, наверное, ленинградцев) запомнило его в основном как неутомимого новоджазового экспериментатора. Однако авангардизм в советском ...
С музыкантами ансамбля "Саксофоны Иерусалима" я познакомился во время фестиваля "Славянский базар в Витебске", на котором коллектив принял участие сразу в нескольких концертах. В том числе молодых исполнителей из Израиля можно было услышать в ...
В Америке живут сегодня наши люди любых профессий. В том числе и с полсотни джазовых музыкантов. Среди них немало исполнителей очень высокого уровня. Однако конкуренция так сильна — Америка ведь родина джаза, — что выдерживают ее далеко не все. В ...