Уже почти сорок лет выдающийся тенорист хардбопа Джонни Гриффин живет в Европе. Ранее он прославился совместной работой с Кларком Терри, Нетом Эддерли и, в первую очередь, с Телониусом Монком.
И сегодня Гриффин продолжает активно следить за джазовой жизнью в Штатах и время от времени издает свои новые работы. В связи с выходом очередного альбома "Griff' N' Bags" он дал прессе любопытное интервью, с выдержками из которого мы вас знакомим.
— Стремитесь ли Вы поддерживать репутацию самого быстрого тенориста?
— Это все выдумки журналистов. Помню, я читал одну из этих первых статей, где меня назвали самым быстрым тенористом на Западном побережье. Мы тогда постоянно играли джемы, и, думаю, темп игры просто отражал мой тогдашний потенциал нервной энергии. Я по-прежнему люблю играть быстро, но я люблю и баллады... Но главным для меня остается музыка и мои коллеги, а также признание у публики, это главное.
— Вашим наиболее знаменитым партнером стал Монк, когда в 1958г. Вы заменили Колтрейна в его квартете. Но вы стали друзьями много раньше. Как вы познакомились?
— Я познакомился с Монком в 1948г. с помощью Элмо Хоупа и Бада Пауэлла. Эти трое пианистов заменили мне высшее образование. Я и трубач Джо Моррис искали тогда пианиста. Трубач Бенни Харрис сказал, что знает одного молодого паренька в Бронксе, Элмо Хоупа. А уж познакомившись с Элмо, вы автоматически получали доступ к обществу Бада и Телониуса, потому что эта троица была в те годы неразлучна, как три мушкетера. Мы подружились, и они буквально втащили меня в нью-йоркское джазовое общество.
...У меня сложились очень теплые отношения с Телониусом Монком. После выступлений мы отправлялись с ним на квартиру к Арту Блейки и там болтали всю ночь напролет на самые разные темы. Телониус был всегда очень естественным, я любил его. Я любил его музыку. Я любил играть с ним и я любил его чувство юмора. Люди, глядя на Монка, говорили, что он дикарь. Это чушь. Когда Монк не знал кого-то, он всегда принимал такой вид, словно он играет в черного короля, этакого Джомо Кениату. Но внутри он всегда оставался большим шутником...
— После долгих лет жизни в Париже, трудно ли Вам было приспособиться к сельскому стилю жизни в провинции?
— Покинув Париж в 1973г., я переехал в небольшую деревеньку близ Роттердама... Мне осточертели номера отелей. Затем я перебрался во Францию, к своим друзьям, которые жили на юго-западе, близ Бордо. Мне понравилась здешняя обстановка, мирная жизнь среди фермеров, хорошее вино, хорошая пища. Я люблю выращенные своими руками овощи, особенно кукурузу и фасоль, но последнее время сам работаю мало. Мой садовник следит за хозяйством, посещая его несколько раз в неделю.
Когда я прибыл в Париж, нашей музыкой здесь интересовались так, что к нам относились, как к классическим музыкантам относятся в Америке. Европейцы изучали нас. Они могли сказать, когда ты пошел в школу, с кем ты играл. Также и японцы. Американцы воспринимают джаз как нечто само собой разумеющееся. Думаю, если сегодня упомянуть слово "джаз" при среднем американце, он вообразит, что речь идет о баскетбольной команде из Юты или о каком-то публичном доме в Нью-Орлеане. Большинство американцев никогда не рассматривали его как вид искусства...
От переводчика: Это интервью Саймон Саргсян из JazzBluesNews.Space взял у австрийской саксофонистки Мюриэль Гроссман в конце 2017 года. К этому времени вышел ее альбом Momentum, а Мюриэль уже работала над следующим проектом. Им стал альбом Golden ...
Это интервью было взято незадолго до смерти музыканта. Нью-йоркский трубач Кен Фрэдли (Кеn Fradley) встретился со своим кумиром на следующее утро после того, как Таррентайн участвовал в концерте памяти Милта Джексона. Стенли Тэррентайн выходит из ...
Большой неожиданностью на музыкальном рынке Польши в 2003 году стало появление очередного альбома Збигнева Намысловского, который называется незатейливо "Стандарты". Знаменитый польский саксофонист вообще редко, как исключение из правил, ...
Школа Беркли не нуждается в особом представлении. Попасть туда — мечта каждого начинающего джазовый путь музыканта. И все же у многих сложилось устойчивое мнение: нет необходимости долго учиться в бостонской школе. Вполне достаточно побывать месяца ...
Впервые с Алексеем Кругловым мы встретились на совместном выступлении. Презентовали авторскую программу – композиции Леши, его друзей и наставников, кое-что из моего… С первых же сыгранных нот стало понятно, что этот артист относится к творческому ...
Анатолий Вапиров родился в 1947 в Бердянске, Украина. На саксофоне начал играть в 13 лет. В 1971 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу кларнета, а в 1979 — аспирантуру по классу саксофона. С 1976 по 1982 работал в Лениградской ...
Отсутствие информации о музыканте в широкой печати еще не означает его отсутствие или его несостоятельность. Армянский саксофонист Армен Уснунц яркий тому пример. Великолепный музыкант, талантливый педагог, одинаково хорошо исполняющий ...
Екатерина Рамжаева — саксофонист, композитор и преподаватель, бэнд-лидер ансамбля «Kate & Friends», а также выпускница престижнейшего музыкального колледжа США «Berklee College of Music» (Boston). Многочисленный призер и участник фестивалей ...
Игорь Бутман родился в 1961 году в Санкт-Петербурге (Ленинграде). В 11 лет начал играть на кларнете в детской музыкальной школе. В 1976 г. поступил в музыкальное училище им. Мусоргского по классу саксофона. Будучи студентом, играл в ансамбле Давида ...
Александр Островцов: Павел, страна должна знать своих героев. Расскажи, пожалуйста, о себе: где родился, как пришел к музыке, почему выбрал именно духовые? Павел Аракелян: Я родился в городе Баку. Мой отец Юрий Павлович Аракелян — музыкант, он ...
Павел Скорняков – молодой джазовый саксофонист и композитор, известный и любимый не только в России, но и далеко за ее пределами. Искренний и эмоциональный голос альт-саксофона в его руках говорит со слушателями на универсальном языке, близком ...
Тарас Гусаров - саксофонист, композитор, руководитель Imperialis Orchestra и участник Московского квартета саксофонистов. Он выступает в самых разных жанрах: от академической музыки до шоу на сигвее , совмещает сольную карьеру с преподавани ем и ...