Benny Golson - Как много всего может случиться за один день
03.01.2014
Многое изменилось за 50 лет - с тех пор, как Бенни Голсон появился на джазовой сцене. Знаменитый тенор- саксофонист и автор многих незабываемых джазовых стандартов начал свою карьеру в 1951 году в бэнде Buffalo Bearcats под управлением Булла Моуза Джексона (Bull Moose Jackson). Они играли, по словам Голсона, "такой ритм-н-блюз, какой только вообще возможен".
Голсон, недавний выпускник университета Хауарда (Howard University), играл в оркестре рядом с легендарным композитором и пианистом Тэдом Дамероном (Tadd Dameron), который учил его композиции и аранжировке. Когда Голсон ушел от Джексона, он продолжал играть ритм-н-блюз, сначала у Джонни Ходжеса (Johnny Hodges), затем у Эрла Бастика (Earl Bostic) в составе знаменитого трио тенор-саксофонистов вместе со Стэнли Таррентайном (Stanley Turrentine) и Джоном Колтрейном. После того, как он набрался опыта у более маститых руководителей бэндов, таких как джазовые гиганты Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Арт Блейки (Art Blakey), Голсон и трубач Арт Фармер (Art Farmer) организовали собственный бэнд под названием Jazztet. В него входили тромбонист Куртис Фуллер (Curtis Fuller), пианист Маккой Тайнер (McCoy Tyner), басист Эддисон Фармер (Addison Farmer) и ударник Лекс Хамфрис (Lex Humphries). А другой стороной творческой активности Бенни Голсона в те годы было сочинение таких знаменитых джазовых стандартов, как: I Remember Clifford, Stable- mates, Whisper Not, Killer Joe, Blues March, и Along Came Betty.
Однако в начале 60-х годов Голсон уходит из джаза и находит работу в Голливуде. Он активно пишет музыку для телевидения и кино. Но знаменитый композитор и саксофонист так и не смог расстаться с джазом навсегда. В конце 70-х годов Бенни Голсон возвращается на джазовую сцену и с успехом записывает альбомы на нескольких лейблах, включая Dreyfus и Arkadia.
Одним из самых последних альбомов Бенни Голсона, записанном на лейбле Arkadia, является One Day, Forever, который составлен из трех предыдущих записей. Первая из них — запись 1996 года, сделанная вновь собравшимся бэндом Jazztet, с участием Куртиса Фуллера и Арта Фармера (который умер в 1999). Вторая — запись 1999 года с симфоническим оркестром и составом, в котором играли пианист Малгрю Миллер (Mulgrew Miller), басист Рон Картер (Ron Carter) и ударник Карл Аллен (Carl Allen). И третья — запись 2000 года, в котором принимала участие пианистка Лара Даунс (Lara Downes), исполнившая классическую композицию Голсона On Gossamer Wings. В альбоме звучат знаменитые стандарты мастера, такие, как красивая блюзовая тема Killer Joe и знаменитый джазовый стандарт Blues Alley. И не менее знаменитая Along Саме Betty, которая была написана не для Бетти Картер (Betty Carter), как многие считают, а для одной из подруг Голсона. Сам он вспоминает об этом случае с юмором: "Я чудом спасся в тот раз. Я был на волосок от свадьбы". И медленная песня, давшая название альбому, One Day, Forever, которую блестяще и мощно исполнила певица Ширли Хорн в сопровождении неподвластного времени мастера — тенор саксофониста Бенни Голсона.
CDNOW: Когда вы начинали играть в ритм-н-блюзовом бэнде, вас просили исполнять какие-нибудь театральные трюки на сцене?
Бенни Голсон: Да, конечно. Трубач Джонни Коулс (Johnny Coles) должен был падать в обморок на каких-то словах песни, которую пел Моуз. Ему как бы неожиданно становилось плохо, он слабел, а потом падал в обморок. Я должен был его "ловить". Однажды вечером я просто забыл его поймать (Смеется). И на этом все закончилось. Джонни наотрез отказался в следующий раз падать. Много было разных трюков тогда, и всякое случалось на сцене.
Как вы считаете, ваш ритм- н-блюзовый опыт повлиял на ваше дальнейшее творчество?
Да, и очень сильно. Я сформировался на нем. Иначе я бы так и остался глухим к музыке. И меня бы просто не было без того, что я слышал во время наших гастролей на Юге. Знаете, там везде стояли музыкальные автоматы. И в них всегда звучал блюз. Тот, настоящий, черный блюз. И я возненавидел эти автоматы. Но постепенно сам стал бросать монетки в них и играть вместе с ними мелодии. Я выучил их все. И это была единственная музыка, которая звучала вокруг нас в этих поездках. Мы должны были играть ритм-н-блюз лучше, чем играли в автоматах, чтобы иметь успех. Я называл это борьбой за выживание, но это здорово помогло мне продвинуться вперед. Разум способен вместить огромное количество информации. Я просто в дальнейшем просеивал все накопленное раньше.
Влияют ли на ваши классические сочинения то, что вы слушаете и любите?
Я пробовал писать для разных инструментов, но, в конце концов, написал больше всего произведений для фортепиано. Сейчас я пытаюсь закончить еще три пьесы, потому что мне нравится этот инструмент. Я люблю Шопена, люблю Брамса. Я люблю мелодистов. Разумеется, есть и очень хорошие авангардисты — Пендерецкий, Варезе и другие. Но я больше люблю произведения, в которых есть мелодия.
Вы уже многие годы очень активно участвуете в джазовом образовании на университетском уровне. А каким оно было, когда учились вы?
Это даже нельзя сравнивать, почти как небо и земля. Когда я поступил в колледж, меня сразу предупредили: "Если тебя поймают играющим джаз, ты будешь исключен". Вот как "замечательно" это было!
Неужели так было в Хауарде?
Да, в черном университете Хауарда. Так там обстояло дело, но я все равно убегал и играл джаз. Я сбегал из общежития и влезал через окно, когда ночью дверь была заперта. Честное слово, я часто это делал.
Трудно поверить, что там были такие гонения на джаз. Там что, делали упор на классику?
На всю европейскую музыку. Нас учили черные преподаватели, но во всем, что касалось музыки, они ориентировались на Европу. Меня считали бунтарем, потому что я все время спорил и задавал вопросы. А лет пять назад они пригласили меня и устроили мне чествование. Я не мог в это поверить! Спустя 50 лет! А также учредили мою именную стипендию и предложили место преподавателя. Я спросил: "Парню, который был здесь бунтарем? Который был занозой в заднице и трепал всем нервы?" (Смеется). Все изменилось. Теперь у них есть джазовая программа. Джаз-бэнд и разные ансамбли. Я даже позавидовал вслух: "Как жаль, что всего этого не было, когда здесь учился я!" Но для того, чтобы что-то выросло, всегда требуется время.
Говорят, что вы почти перестали играть в начале 60-х годов?
Нет, нет. Я не почти, я совсем перестал играть. Я не играл примерно 6 или 7 лет. Я переехал в Голливуд сочинять музыку и сказал себе: "Все равно мне не нравится, как я играю, так что это не очень большая потеря. Лучше сосредоточиться на сочинении музыки". Но, знаете, некоторые семена падают очень глубоко. Я вновь почувствовал зуд и вернулся на сцену после долгого перерыва.
Что вам не нравилось в своей игре?
Мне не нравился мой звук. Но, к сожалению, я не мог, как другие люди, которым не нравится, как что-то звучит, выключить пластинку или просто уйти из клуба. От себя никуда не денешься. Поэтому я просто прекратил играть и стал только сочинять. Мне действительно не нравилось, как звучал мой саксофон.
Когда вы решили вернуться?
Кажется, в начале 80-х годов. Я совсем отошел от игры и думал, что уже никогда не вернусь к этому. Я даже продал один из моих саксофонов, флейту, кларнет и несколько мундштуков. А потом у меня опять начался творческий зуд — и вот теперь я снова на сцене! Дрю УИЛЕР (Drew Wheeler)
Перевод Дины КУРМАНГАЛИЕВОЙ
С музыкантами ансамбля "Саксофоны Иерусалима" я познакомился во время фестиваля "Славянский базар в Витебске", на котором коллектив принял участие сразу в нескольких концертах. В том числе молодых исполнителей из Израиля можно было услышать в ...
В Америке живут сегодня наши люди любых профессий. В том числе и с полсотни джазовых музыкантов. Среди них немало исполнителей очень высокого уровня. Однако конкуренция так сильна — Америка ведь родина джаза, — что выдерживают ее далеко не все. В ...
Очередной приезд в Минск Алексея Козлова послужил поводом для обстоятельного разговора о нем самом, о джазе и обо всем том, что сопровождало его музыку на протяжении многих лет. Разговор получился очень содержательным, и высказанные музыкантом идеи, ...
Джон Чикаи — одна из наиболее выдающихся личностей современного авангардного джаза, саксофонист, на чьем счету более 20 альбомов, которые он записал как лидер различных коллективов: "New York Contemporary Five", "New York Art Quartet", "Cadentia ...
"То, как женщины охватывают губами мундштук саксофона, может, и сексапильно, но абсолютно непрофессионально. Да и потом: у них ведь трости все время в помаде!" Виталий ЯМУТЕЕВ (кларнет, тенор- и сопрано-саксофоны) родился 15 марта 1960 года в ...
Саксофонист и флейтист Карлос Уод (Carlos Ward) родился 1 мая 1940 года в Анконе (Панама). С 1953 по 1960 обучался игре на кларнете. В 1961 году был послан в составе военной миссии на американскую военную базу в Германии. Переезд в Европу ...
Вряд ли нужно специально представлять нашего сегодняшнего собеседника. Ян Гарбарек — попросту один из лидеров европейского джаза, а в 70-80-е годы — вероятнее всего, и вовсе единоличный лидер. И вот, благодаря содействию компании "Богема Мьюзик" и ...
От переводчика: Это интервью Саймон Саргсян из JazzBluesNews.Space взял у австрийской саксофонистки Мюриэль Гроссман в конце 2017 года. К этому времени вышел ее альбом Momentum, а Мюриэль уже работала над следующим проектом. Им стал альбом Golden ...
Это интервью было взято незадолго до смерти музыканта. Нью-йоркский трубач Кен Фрэдли (Кеn Fradley) встретился со своим кумиром на следующее утро после того, как Таррентайн участвовал в концерте памяти Милта Джексона. Стенли Тэррентайн выходит из ...
Большой неожиданностью на музыкальном рынке Польши в 2003 году стало появление очередного альбома Збигнева Намысловского, который называется незатейливо "Стандарты". Знаменитый польский саксофонист вообще редко, как исключение из правил, ...
Школа Беркли не нуждается в особом представлении. Попасть туда — мечта каждого начинающего джазовый путь музыканта. И все же у многих сложилось устойчивое мнение: нет необходимости долго учиться в бостонской школе. Вполне достаточно побывать месяца ...
Впервые с Алексеем Кругловым мы встретились на совместном выступлении. Презентовали авторскую программу – композиции Леши, его друзей и наставников, кое-что из моего… С первых же сыгранных нот стало понятно, что этот артист относится к творческому ...