Stanley Turrentine - Я учился играть на одной ноте...
07.12.2014
Это интервью было взято незадолго до смерти музыканта. Нью-йоркский трубач Кен Фрэдли (Кеn Fradley) встретился со своим кумиром на следующее утро после того, как Таррентайн участвовал в концерте памяти Милта Джексона.
Стенли Тэррентайн выходит из лифта отеля "Дель Монико", причем выглядит он моложе бб-ти и гораздо массивнее, чем вы могли бы себе представить. Девять часов утра — не самое, конечно, удачное время для того, чтобы назначать свидания музыкантам, зачастую работающим в ночную смену, однако тут случай особый. Перед вами стоит Мужчина: на добрых шести футах белеет кепка, серая рубашка открывается в районе воротничка и дружественно выпячивается на уровне талии. Великий Стэн "Мистер Т".
— Давайте попьем кофе, — начинает он, — в 11 мне надо к дантисту
.— Что-нибудь серьезное? — вежливо интересуюсь.
— Нет, профилактики ради.
Зубы для нас, работников духового фронта, всегда исключительно важны.
Стенли Тэррентайн стал моим идолом еще в конце 60-х, когда его музыка впервые пробралась в мой проигрыватель в деревенском Род-Айленде. Еще раз, еще... и еще... Сверкающие обложки альбомов, шелковый звук, широкие мелодии и плавные ритмы, мягкие, гармоничные импровизационные строчки. Оригинальная мозаика из соулов- ских, бразильских, ритм-н-блюзовых форм. Все альбомы CTI — а в особенности "Sugar", "Salt Song", "Don't Mess with Mr.T" — обладали именно тем настроением, которое моментом захватило мое тинейджерское сознание.
Слушая "Salt Song" сегодня, понимаю, что она гораздо лучше того, что запечатлела память. Милтон Насименто (Milton Nascimento), знаменитый бразильский композитор, волшебник от поп-музыки, написал заглавную песню, "Salt Song". Музыкальная цитата Стенли: "Jeepers, Creepers, Where'd You Get them Peppers?" в этой вещи совершенно непредсказуема и просто великолепна! Послушайте-ка эти перлы еще разок!
Стенли Тэррентайн родился 5-го апреля 1934 года в Питтсбурге, Пеньсильвания, и провел свое детство на улице Ла Плас. Его отец, Томас, играл на тенор-саксофоне с группой Эла Купера "Savoy Sultans", восхищался Коулменом Хокинсом, так что пример был налицо. Брат Стенли, Thomas Jr., учился играть на трубе, в то время как маленький Тэррентайн добивал пианино. Поначалу... Надо заметить, что к моменту достижения сыном совершеннолетия заботливый отец вложил в руки своего чада саксофон и, как гласит легенда, долгими часами стоял над душой, наблюдая, как Стенли, уставившись в стену, пытается вытянуть одну-единственную ноту. "Ты ее слышишь?" — спрашивал представитель старшего поколения. "Да,, отец", — покорно ответствовал отрок. Однако прошло еще много-много времени, прежде чем он нашел свой собственный саунд...
Для семнадцатилетнего парня путь в большую музыку начался в 1950-51 годах в группе Лоуэлла Фулсона (в которой пел Рэй Чарльз), затем, в 1953-54 гг. он заступил на место Джона Колтрейна в бэнде Эрла Бостика. Свой первый альбом Тэррентайн записал с Максом Роучем, играя с этим великим барабанщиком на протяжении 1959-60 гг. Крепко держась корней блюза, он сумел настолько разнообразить свой стиль, что в конце 80-х привлек к пропитанной джазом поп- музыке внимание самой разнокалиберной аудитории.
Если джазмен становится известен благодаря музыкантам, с которыми он играет, то Стенли Тэррентайн, надо полагать, просто был рожден, чтобы стать великим. Такая вот компания: Диззи Гиллеспи, Майлс Дэвис; Рэй Чарльз, МакКой Тайнер, Эрл Бостик, Стиви Уандер, Херби Хэнкок, Кенни Баррелл, Ширли Скотт, Тэд Дамерон, Джимми Смит и многие другие. Стэн — человек, который является обладателем самых престижных наград от "биллбордовского" "Альбома Года" до "Джазмена Года", полученного за "Pieces of Dreams".
В наше время, когда большинство саксофонистов всеми силами старается впихнуть как можно больше нот в каждый такт, Тэррентайн — это глоток свежего воздуха, в буквальном смысле этого слова. Его сложноопределимый, величественный, насыщенный, душевный саунд ни с кем не спутаешь. Все его фразы пропитаны духом соула и ритм-н-блюза. В альбомах, выпущенных на лейбле CTI в начале 70-х, а еще раньше на "Blue Note", запечатлен его уникальный стиль, в котором паузы имеют не меньшее значение, чем сами звуки.
Заходя в манхэттенское кафе, первым делом говорю, что во второй половине дня собираюсь заниматься записью саундтрека к фильму. Он спрашивает, на каком из духовых я играю, считая, что я саксофонист Отвечаю, что на трубе, и, задавая дух интервью, беру на себя смелость заявить: "На мой взгляд, то, на чем играет музыкант, влияет на его музыку не больше, чем на пять процентов."
"Конечно!" — смеется он, и мы приступаем к завтраку.
KF: — С чего начнутся Ваши нью-йоркские концерты?
ST: — Пока что мы отыграли на концерте памяти Милта Джексона — вчера, 19-го июня. Там были Микки Роукер, Джимми Хит, Боб Крэншоу, Майк Лонго, Йон Фэддис, Слайд Хэмптон и Этта Джонс. Очень хорошо было...
KF: — Где это происходило?
ST: — В "Symphony Space", на пересечении 95-й улицы и Бродвея. Мне очень понравилось. Я давно не видел всех этих людей, мы давно не играли вместе. А помню, в 60-х мы с Микки Роукером и Бобом Крэншоу записали много пластинок...
KF: — На СTI?
ST: — Нет, нет! Мы делали массу всего интересного с "Blue Note".
KF: — Ну да, правильно. В этой связи меня всегда интересовала одна вещь: Ваша музыка испытала сильнейшее влияние ритм-н-блюза и соул, до такой степени, что Вы, возможно, являетесь самым ярким примером того, как это все может совмещаться в пределах индивидуальной стилистики. Месторождением этого всего была Филадельфия: ось Филадельфия-Детройт-Чикаго...
ST: — И не забывайте Питтсбург...
KF: — Да, еще Питтсбург. Вся эта область имеет под собой соул и ритм-н- блюзовую основу. Кого Вы слушали, начиная свой путь саксофониста?
ST: — Много кого. Знаете, отец — тот самый человек, который, собственно, и вложил в мои руки саксофон — был одним из преданных поклонников Коулмена Хокинса. Я, соответственно, тоже рос на его творчестве. Кроме того, были Дон Байэс, Бен Уэбстер и Лестер Янг...
KF: — Еще, насколько мне известно. Вы играли с Лоуэллом Фулсоном...
ST: — Да, я ездил с ним в турне, когда мне было восемнадцать. Это был первый тур в моей жизни.
KF: — Тогда еще был Рэй Чарльз, верно?
ST: — Да, в то время он был одновременно вокалистом и пианистом.
KF: — Да... Потому что я до сих пор играю песню "Every Day I Have the Blues"... образца 1950-го года или что-то вроде того.
ST: — Правильно, 1950.
KF: — Вы не стараетесь играть много нот, верно? То, что Вы делаете, на мой взгляд, чистый "соул". То есть изысканная фразировка и звучание как противопоставление обилию нот.
ST: — Возможно, истоки на самом деле сыграли решающую роль: в туры я ездил с блюзовой командой, и все, что им было нужно, — это именно блюзмен. Возвращаясь назад, я сказал бы, что это ритм-н-блюз... Но вообще, знаете ли, не люблю ограничений...
KF: — Запихивания в рамки, категоризирования?
ST: — Да. По мне, это все Музыка, Музыка, которую мы играем. Некоторые критики говорили, что я не являюсь "джазовым музыкантом". Могу возразить: а что, в таком случае, есть джаз? То, что называешь "джазом" ты, может не являться джазом для человека, который сидит рядом и слушает то же самое. И кто вправе судить, чье восприятие верно, а чье ошибочно? Знаете, я играю так, как того требует ситуация. Этому меня учил отец в ту давнюю пору, когда он впервые дал мне в руки саксофон. Он сказал: "Зачем делать то, что делать необязательно?" Понимаете, в каждой песне есть своя структура, а музыкант должен облечь ее в форму. Мне нравится именно такое понятие игры, ситуация, когда постройка дома не начинается с камина...
KF: — И с третьего этажа Вы его тоже не начинаете строить...
ST. (смеется): — Да, это как дерево, которое не растет иначе, чем с корней. Это главное, понимаете? А что касается категоризирования, так я, повторюсь, против этого. Музыка есть музыка. Хорошая или плохая.
KF: — Прочитав Вашу автобиографию, наткнулся на факт, что отец заставлял Вас играть одну и ту же ноту, причем в течение довольно-таки долгого времени. Это правда?
ST: — Месяцами, годами!
KF: — Это здорово! Годами — и одну ноту!
ST: — Причем эта нота научила меня очень многому... дисциплине, например. Играя музыку, ты должен быть приучен к дисциплине... Во-вторых, отличная тренировка слуха: как можно получать различный звук и эффекты всего из одной ноты. С ней действительно можно много чего сделать! И я думаю, это сильно повлияло на мой стиль, придало ему необходимую индивидуальность. Одним из главных стимулов, поддерживающим мое желание заниматься музыкальными делами, было и остается именно то, что у меня свой собственный, оригинальный саунд. Меня легко узнать...
KF: — Причем мгновенно! Я хотел бы узнать еще кое-какие вещи относительно записей CTI. То, как они были записаны, как на них реализовывался Ваш саунд, было прекрасно и величественно.
ST: — Руди Ван Гелдер из Нью-Джерси был в ту пору лучшим звукорежиссером. У него всегда получалось сделать звук как можно лучше.
KF: — А как Вы относитесь к Криду Тэйлору? Он был отличным продюсером, так?
ST: — Конечно, он был великолепен.
KF: — На этих пластинках он умудрялся создавать то особенное настроение, ту ауру, которые тогда напрочь поглотили меня... словно переносили в другое измерение.
ST: — Конечно, так оно и было. Весь лейбл сформировался из по-настоящему великих музыкантов: Ричард Ти (Richard Тее), Корнелл Дюпри (Cornell Dupree), Эрик Гейл (Eric Gale), Рон Картер...
KF: — Я много работаю с Корнеллом: проводим вместе вечеринки и прочее... Его стиль во многом напоминает Ваш. Он такой же "просторный", но, в то же время, величественный. Впрочем, сложно тут проводить параллели: он это он, а Вы это Вы...
ST: — И это чудесно. Мы пришли из того времени, когда каждый обладал собственным голосом. Теперь все иначе.
KF: — Почему произошли эти перемены?
ST: — Изменилась околомузыкальная среда, изменилась сама музыка. Сейчас стало меньше вечеринок, меньше джемов. Будучи ребенком, я мог пройти пять-шесть кварталов и услышать сразу несколько групп, попасть на несколько живых выступлений. Прямо по соседству. Я вырос на живой музыке: кто-то играет на гитаре, кто-то на пианино и так далее... В нынешние времена такого нет. В распоряжении у тех, кто желает приобщиться к музыке, есть только радио, кассеты или пластинки. Они на этом растут — и, как результат, потом сами начинают играть то, что слышат по радио, то, что популярно. Они не слышат по-настоящему новой музыки.
KF: — Одно из примечаний на обложке Вашего нового альбома гласит, что Вы не боитесь новаторств...
ST: — Нет! Меня постоянно критикуют за эти дела, но пусть "чистюли" от джаза говорят, что хотят, мне все равно. Я люблю свой альбом "Don't Mess With Мг.Т", даже если они считают, что он напоминает Мервина Гэйя (Marvin Gaye), который играет соул. Я об этом не думаю! Я просто наслаждаюсь музыкой! Будь это Арета Фрэнклин или что-то еще — что угодно. (Стенли играл "на разогреве" у Ареты Фрэнклин 14 июня на "JVC Jazz Festival" в Нью-Йорке. — Пр. авт.)
KF: — Я как раз хотел поговорить о Мервине. Он всегда был одним из моих любимейших исполнителей.
ST: — О, конечно... Он был чудесным человеком, и...
KF: — Вы с ним были знакомы лично?
ST: — Ну, несколько раз мы встречались, но вместе никогда не играли. Помню, в последний раз виделись в Лондоне, ходили по разным мероприятиям... было это ровным счетом за две недели до того, как он умер. Тогда он еще говорил, что хотел бы, чтоб мы с Фредди Хаббардом поучаствовали в записи его следующей работы. Этого, сами понимаете, не произошло... На мой взгляд, он был великим музыкантом...
KF: — Но вы же записывались вместе?
ST: — Да, это была моя запись, но он там присутствовал.
KF: — Откуда появилось это название, "Don't Mess With Мг.Т"? Оно "выросло" из какой-то реальной истории?
ST: — Нет, я ее просто сочинил. Или, точнее, на меня его навесили.
KF: — Что значит навесили? Кто навесил? Продюсер? Лейбл?
ST: — Так сказали люди с лейбла: "Don't Mess With Мг.Т", и все. Получилось название песни, а потом, через некоторое время, и название альбома. Еще, отдавая должное CTI, стоит отметить отличное качество исполнения всех наших альбомов, чудные фотографии, обложки. Мы относились к альбомам как к искусству... впрочем, они и БЫЛИ искусством, это факт. Вот, посмотрите: альбом "Salt song".
ST: — Раньше, до нас, такого не было: Вы просто видели некоего парня, его лицо, припечатанное к пиджаку. Да, Вы живете в Манхэттене?
KF: — Да, на Upper West Side.
ST: — Ox... когда-то я тоже там жил, до того как уехать. Я жил на перекрестке 87-й улицы и Бродвея.
KF: — Да? Я живу на 77-й и West End Avenue. Один из этих кирпичных домов.
ST: — Я жил в Монтане, между 87-й и Бродвеем. Уехал оттуда в 1986-м.
KF: — По какой причине?
ST: — Вот, стараюсь определиться: по какой именно? (смеется)... Мне нужен был запах роз...
KF: — Это как раз то, к чему сейчас пришел я сам, Стенли! Я даже получил его! (снова смех). Местечко... 20 лет сайдменства или чего-либо подобного в этом городе... это...
ST: — Понимаю! Но мне действительно нужен был запах роз... на самом деле, я счастлив жить именно такой жизнью, какой живу сейчас... Я остановился в Мэриленде, форт Вашингтон, прямо около реки.... Хочу — иду на рыбалку хочу — играю в гольф. Могу просто забраться на вершину холма... Порой удается словить хорошую рыбу — ты знаешь, я люблю то ощущение борьбы от рыбалки.
KF: — Я прирожденный рыбак. Я вырос на рыбалке, поэтому отлично Вас понимаю...
ST: — Мне достаточно спуститься с холма... там так красиво! Я живу прямо около реки, пять минут ходьбы от площадки для игры в гольф.
KF: — Ого!
ST: — Представляешь, я выбил 86!
KF: — Не может быть!
ST: — Да, я "сломал" сотню.
KF: — Вам, насколько я понимаю, нравится здесь в Мэриленде, и на Копенгаген или что-то в этом духе нас Вы не променяете, верно?
ST: — Не знаю. Не знаю, какие сюрпризы еще мне преподнесет судьба... Я стараюсь жить настоящим моментом.
KF: — Я спрашиваю потому, что туда уже уехали Тэд Джонс, Декстер Гордон, Кенни Дрю, Сахиб Шихаб, Оскар Петтифорд. Не так давно Вы работали с Эдом Тигпеном, верно?
ST: — Да, мы с ним вместе играли в Лас- Вегасе.
KF: — Мой двоюродный брат (Fradley Garner) рассказал об этом — причем изначально предполагалось, что это интервью будет делать тоже он... Он разговаривал с Эдом там, в Копенгагене, примерно месяц назад и выяснил, что он (Эд) написал новую книгу, посвященную ритму. Вы что-нибудь об этом знаете?
ST: — Нет, о книге совсем ничего.
KF: — Начиная наш разговор. Вы спросили, на каком инструменте я играю, и я ответил, что вид инструмента для музыки имеет значение процентов на пять, не больше...
ST: — Да, это просто средство! Инструмент, если он в нормальном, рабочем состоянии, — это просто продолжение, какая-то часть музыканта. Я могу играть практически на любом из духовых, если они правильно отстроены, и ничего не изменится... я буду звучать как всегда.
KF: — Вот именно! Я считаю так же — однако приходится встречать массу музыкантов, которые тратят время на рассуждения о свойствах инструментов. Знаете, что я говорю в таких случаях?
ST. (смеется): — Да! Многим людям нравится мой саунд, и они, не переставая, спрашивают, что и как я использую... Что им это даст? Что, используя те же инструменты, они станут звучать как я? Нет же!
KF: — Они, наверно, хотят быть хоть немного похожими на Вас...
ST: — Может, это правда, но... (смеется).
KF: — Нет, это неправда. Продолжайте же...
ST: — ...но я таких пока не слышал!
KF: — Что ж, давайте поговорим о Вашем новом альбоме "Do You Have Any Sugar?" Откуда появилось такое название?
ST: — Сначала появилась песня "Sugar". Больше ничего, просто "Sugar". Ну, ты помнишь, на CTI?
KF: — Это Ваша главная работа!
ST: — Да, вроде хита.
KF: — Ничего себе "вроде"!
ST: — Ну, она стала своего рода классикой. Остальную же часть названия мы сочинили вместе с продюсером, Стефеном Бойдом. Он пишет музыку для некоторых телевизионных программ, шоу и всего такого, иногда даже для фильмов. Он отличный парень, тоже из Питтсбурга... Хороший музыкант... Мы вместе работали над пластинкой, и идея назвать ее "Do you Have Any Sugar?" пришла в голову именно ему. По ассоциации с "Sugar".
KF: — Это Ваш новый альбом на "Concord Records"...
ST: — Да, и на нем есть замечательные гости: Рэй Браун, Харви Мейсон (Harvey Mason), Джо Сэмпл. Потом, чудная певица по имени Ники Харрис (Nicky Harris), дочь Джина Харриса (Gene Harris), пианиста из "Three Sounds". Он недавно умер...
KF: — И где Вы играете? Здесь на JVC Festival, верно?
ST: — Да, а в воскресенье на JVC Hampton Jazz Festival в Хэмптоне, штат Вирджиния. Позавчера был в Чикаго на джазовом фестивале, поза-позавчера в Филадельфии на "Mellon Jazz Festival"... А что особо приятно, так это представившаяся возможность поиграть с трио Рэя Брауна в Питтсбурге, для Питтсбургского Балета. Это было потрясающе! Я написал две песни, Рэй тоже две — речь там шла о жителях города, о Лене Хорн, которая родилась в Питтсбурге... Вивьен Ли, великолепная певица, рассказала ее историю, отобразила ее, нарисовала портрет — музыкой и голосом...
KF: — И в это время шел балет?
ST: — Конечно. Все было исключительно зрелищно.
KF: — Вы с ними репетировали?
ST: — Они репетировали под нашу музыку — в течение трех месяцев до того момента, когда мы приехали лично. Потом еще играли музыку Билли Стрейхорна, и это тоже было незабываемо! На каждом шоу полный аншлаг, причем, что особо приятно, было много молодежи. Концерты проводились в "Bendum Center for the Perfofming Arts", в Питтсбурге, в течение четырех майских дней.
KF: — Что-нибудь подобное еще планируется?
ST: — Надеюсь... потому что мне действительно очень понравилось. Я впервые играл для балета.
KF: — Вы были на сцене?
ST: — Да, а они танцевали! На этой неделе я встречался с представителями Вашингтонского Балета, и мы обсуждали ‘возможность совместного проекта. Думаю, они слышали о том мероприятии...
KF: — Еще один вопрос... такой, не особо касающийся музыки...Скорее, философского плана... Я часто об этом думаю... Знаете, человек рождается, потом наступает юность, потом период среднего возраста, затем... — понимаете, получается круг. Не кажется ли Вам, что музыкальные формы тоже проходят подобный круговорот? Если, например, говорить о классической музыке, то легко определить время ее рождения, течение жизни... Не знаю, это, наверно, звучит немного странно...
ST: — Нет, я понимаю, о чем идет речь. Сейчас постараюсь объяснить, как я могу интерпретировать сказанное тобой... Музыка, которую мы играем, может быть названа по-разному... кто-то скажет "соул", кто-то "рок-н- ролл", кто-то "поп" — и так далее... Однако, как бы там ни было, я уверен, что место ее рождения — корабли рабов. Это единственный вклад Америки в мировое искусство. Вся музыка выросла из госпела и джаза, особенно госпела. Это было то, что, думаю, мы (афроамериканцы) сделали первыми...
KF: — Вы сталкивались с госпелом в детстве?
ST: — Конечно! Естественно! Я жил по соседству с баптистской церковью. Например, под тамбурины (смеется) я засыпал каждую ночь!
KF: — Один из моих друзей просил задать Вам вопрос. Он сказал:"Спросите Тэррентайна, почему каждый раз, когда он играет блюз, создается впечатление, что он исповедуется в церкви?"
ST: — Знаете что... Я не из тех, кто обучался музыке в школе или тому подобных заведениях. Я никогда не учился в музыкальной школе. Я обучался в турне, играя в салунах, барах, клубах... Для меня научиться играть было вопросом выживания! Я должен был отправляться туда и играть... должен! Теперь масса людей праздно сидит и рассуждает об искусстве — да, я люблю это искусство... Но тогда я должен был на что-то жить! Другого выхода просто не было. Конечно, я считаю это подарком судьбы — существовать за счет музыки, причем играя ее с величайшими из величайших музыкантов... Это благословение. Я никогда не имел работы иначе как собственно музыкальной. Я даже не пытался заниматься чем-то иным, и это прекрасно!
Кен ФРЭДЛИ
Подготовил Фрэдли ГАРНЕР
Примечание:
Ken Fradley — нью-йоркский трубач, аранжировщик и дирижер, также иногда занимающийся продюсированием. Выступал и работал в качестве продюсера с такими артистами, как Кид Креол (Kid Kreole) и Coconuts, U2 (на альбоме "WAR"), участвовал в бродвейских постановках, записи рекламных заставок, а также студийных альбомов некоторых музыкантов. Окончил Манхэттенскую музыкальную школу и занимался в "Brown University".
Fradley Garner — двоюродный брат Кена, свободный журналист, писатель и видеокомментатор. С 1960 г. живет в Дании. Публикуется в таких музыкальных изданиях, как "Down Beat" и "Double Bassist". На любительской основе участвовал в качестве басиста в Greenwich Village, играл на контрабасе в нескольких известных копенгагенских оркестрах; в настоящий момент выступает вместе с ансамблем "Amator- symfonikerne".
- Игорь, есть ли композиция, которая может довести вас до слез? И.Б.: Да, один раз такой случай был. Я летел из Штатов в Стамбул, были гастроли. Ив самолете я слушал концерт Тони Беннета. И композиция When Joahnna Love Me меня очень растрогала. - ...
Имя саксофониста Олега Киреева известно в джазовом мире с середины 80-х годов. Он участвовал во множестве фестивалей, играл в различных проектах, гастролировал по странам Запада. В его послужном списке множество совместных работ с такими ...
62-летний немецкий авангардный саксофонист Петер Бретцман прилетел в Екатеринбург, так сказать, в "сольном" варианте по инициативе Немецкого Центра им. Гете (Российско-Германские культурные встречи 2004 года). На следующий день после выступления, ...
Уже почти сорок лет выдающийся тенорист хардбопа Джонни Гриффин живет в Европе. Ранее он прославился совместной работой с Кларком Терри, Нетом Эддерли и, в первую очередь, с Телониусом Монком. И сегодня Гриффин продолжает активно следить за джазовой ...
Ключ к постижению Норвегии — в ее музыке. Музыка Норвегии — это ее природа, скалистые фьорды, студеные воды, бурлящие водопады и напоенные запахом трав долины, гористо–холмистые ландшафты. Говорят в Норвегии везде по–разному — много диалектов. Русло ...
О Вапирове наши любители джаза знают до обидного мало. Молодежи он совсем не знаком, а старшее поколение (за исключением, наверное, ленинградцев) запомнило его в основном как неутомимого новоджазового экспериментатора. Однако авангардизм в советском ...
С музыкантами ансамбля "Саксофоны Иерусалима" я познакомился во время фестиваля "Славянский базар в Витебске", на котором коллектив принял участие сразу в нескольких концертах. В том числе молодых исполнителей из Израиля можно было услышать в ...
В Америке живут сегодня наши люди любых профессий. В том числе и с полсотни джазовых музыкантов. Среди них немало исполнителей очень высокого уровня. Однако конкуренция так сильна — Америка ведь родина джаза, — что выдерживают ее далеко не все. В ...
Очередной приезд в Минск Алексея Козлова послужил поводом для обстоятельного разговора о нем самом, о джазе и обо всем том, что сопровождало его музыку на протяжении многих лет. Разговор получился очень содержательным, и высказанные музыкантом идеи, ...
Джон Чикаи — одна из наиболее выдающихся личностей современного авангардного джаза, саксофонист, на чьем счету более 20 альбомов, которые он записал как лидер различных коллективов: "New York Contemporary Five", "New York Art Quartet", "Cadentia ...
"То, как женщины охватывают губами мундштук саксофона, может, и сексапильно, но абсолютно непрофессионально. Да и потом: у них ведь трости все время в помаде!" Виталий ЯМУТЕЕВ (кларнет, тенор- и сопрано-саксофоны) родился 15 марта 1960 года в ...
Многое изменилось за 50 лет - с тех пор, как Бенни Голсон появился на джазовой сцене. Знаменитый тенор- саксофонист и автор многих незабываемых джазовых стандартов начал свою карьеру в 1951 году в бэнде Buffalo Bearcats под управлением Булла Моуза ...