nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Игорь Бутман - мы никуда не торопимся

Игорь Бутман - мы никуда не торопимся  Каждый приезд Бутмана - событие в музыкальной жизни Риги. Концертблистательного джазового квартета с аншлагом прошелв Национальной Опере. С музыкантами из Москвы выступал и современный лидер американского джазового вокала - Кевин Махогани.

"Я очень люблю Ригу - говорит Игорь, ведь именно здесь, в начале 80-х, после участия в джазовом фестивале "Ритмы лета", критики всего Союза по опросу, который Вы проводили в газете "Советская молодежь", назвали меня "открытием года". И я всегда с радостью приезжаю сюда".

Для меня встреча с Игорем, будь то в Риге, в Москве или в Санкт-Петербурге - событие. Он замечательный собеседник. Каждый раз увлеченно рассказываето том, что было для него самым важным, интересным и запоминающимся, за то время, покамы не виделись.

-Игорь, думаю не ошибусь, если скажу, что самым значительным событием в Вашем творчестве за последние годы было открытие джазового сезона 2003-04 года, в знаменитом Линкольн-Центре в Нью-Йорке, когда на одной сцене выступали два биг-бзнда: российский - Игоря Бутмана и американский – Уинтона Марсалиса.

- Да, Вы абсолютно правы. Для насдействительнособытие просто невероятное. Биг-бэнд из России открывает джазовый сезон в Америке! Нас пригласил выступить сам Уинтон Марсалис -художественный руководитель программы "Джаз в Линкольн-Центре". Блестящий трубач, бэндлидер и самый известный популяризатор джаза в США. Почему он нас пригласил? Думаю его приглашение - высокая оценка моего оркестра, меня лично и нашего выдающегося аранжировщика, рижанина Виталия Долгова. В 99-омв Москве Марсалис пришелв мой Le Club и пришел в восторг от оркестра, от аранжировок Долгова. Мы играли всю ночь и именно тогдародилась у Уинтонаидея организовать уникальный концерт интернационального оркестра, состоящего из двух биг-бендов российского и американского. Иэту идею удалось осуществить. Два концерта в зале Alice Tully Hall Линкольн-Центра вмещающего 1200 человек, прошли с аншлагом. Два оркестра сидели на одной сцене как зеркальное отражение один другого. Одни композиции они играли вместе, другиекаждый в отдельности. В концерте с отдельным номером выступил иамериканский трубач, бывший россиянин, игравший в свое время в знаменитом ансамбле Арта Блейки Jazz Messengers - Валерий Пономарев. Он исполнил замечательную тему Бенни Голсона I Remember Cliffordв аранжировке... Долгова. Вообще-то у нас было две аранжировки. Автор другой был -выдающийся композитор и аранжировщик Квинси Джонс. Мы с Уинтоном и все музыкантывнимательно прослушали оба варианта иединодушновыбрали аранжировку написанную Долговым. Публика, среди которых были и американцы, и русские эмигранты принимала нас великолепно. Это был настоящий успех.

-Но Вы ведь выступали в Америке и со своим квартетом...

- Да, в прошлом году с квартетом мы побывали там дважды. Концерты проходили в одном из известнейших нью-йоркских джаз-клубовBirdland.В клубе замечательная атмосфера: встречи старых друзей, новые знакомства... А летом этого года наш биг-бенд вместе с Ларисой Долиной вновь побывал на родине джаза. Хорошо обкатаннуюпрограмму, у нас в России и в других странах, мы показали в Нью-Йорке (в Бруклине), в Бостоне...Лариса прекрасно пела, ее замечательно принимала публика, но в основномбывший наш народ.. А мне бы хотелось наоборот. Я уверен, что Долину с такой программой, с ее вокальными данными хорошоприняла бы иамериканская аудитория. Ведь джазовых певиц много, нос таким голосом, с такой эмоциональной подачей...

- Какие концертыеще особенно запомнились?

- Трудно что-то выделить... Замечательно принимали мой биг-бенд с Долиной и в Израиле. Три концерта и каждый вечер полный зал. В стране довольно насыщенная джазовая жизнь. Проводятся разные фестивали, концерты...Очень активен как музыкант и как продюсер пианист Леонид Пташка. Познакомилсяс интересными джазменами. В первую очередь с замечательным саксофонистом, бывшим рижанином, Борисом Гаммером. Конечно, запомнился и грандиозный концерт "Триумф джаза" в Юрмале, в изумительный летний вечер.

- Да, роскошный получилсяконцерт с участием Вашего биг-бенда, Долиной и настоящих звезд мирового джаза Джо Локка и Рэнди Бреккера. Но концерт так перегрузили исполнителями... Ведь все действо в Юрмале продолжалось шесть часов! Явный перебор.

-Латвийских исполнителей включили в программу по просьбеорганизаторов концерта. Онипочему-то опасались, что не соберут полный зал. Но все прошлоудачно. Был аншлаг, все гости приехали, все выступили... А затянувшийся концерт - издержки производства.

- Скажите пожалуйста, почему все чаще и чаще на джазовые фестивали, даже самые известные в мире, например, в Монтре, стали приглашать исполнителей рок-музыки и даже поп- музыки?

- Ответ простой. Музыканты стали хуже играть джаз. Техническилучше, а души нет. Сегодня, к сожалению, нет таких мастеров, как Элла Фитцджеральд, которая одна собирала в Монтре полные залы. Замечательно, когда джазовая звезда имеет еще и свой сценический образ. Как, например, Майлс Дэвис. Он был такой загадочный, говорил тихо. Свой образ был и у Луи Армстронга. А Кит Джаррет? Ведь он сегодня может играть и просто сидя на стуле, как все, не вставая и не уползая под рояль. Но создан образ. И еще. Требуя высокие гонорары, музыканты обязаны играть так, чтобы люди не задумываясь отдавали немалые деньги за билеты наконцерт. Но для достижения высокого исполнительского уровня надо очень серьезно работать. И вкладывать душу. К сожалению, это не всем удается. А ведь джаз вобщем-то скучная музыка, если играть без души, без страсти. Ведь как играет Голощекин!. Как будто он в последний раз на сцене.

- И Бутман так играет...

- Да, и Бутман так играет. А по - другому играть просто нельзя.

- Игорь, мы знакомы с Вами более 20 лет. Столько же лет Вы на джазовой сцене. Скажите, какие произошли изменения или обнаружились тенденции в последние годы в российском джазе?

- Отмечу явления со знаком плюс и со знаком минус. Замечательно, что сегодня исполняя джаз музыканты могут неплохо зарабатывать. Их ценят. Появилось много молодых и талантливых исполнителей: барабанщиков, басистов, саксофонистов... Но к сожалению, мало крепких, ярких и интересных коллективов. Молодые музыканты, когда встречаются, то больше говорят о конкретной работе, о гонорарах. Они сразу хотят получать деньги. Именьше думают о том, как создать новый ансамбль, сделать интересную и необычную программу, показать ее публике,поразить, удивить, стать известными. Надо дерзать и просто вгрызаться в работу. Но молодежь стала очень прагматична. Поэтому и нет сегодня такихансамблей, какие были у Лукьянова, Левиновского, Резицкого... Я вспоминаю, как серьезно мыготовили программу в ансамбле Давида Голощекина, перед рижским джазовым фестивалем в 81-ом. Молодые должны удивлять. Это у нас - программа,солидный репертуар, все отработано. Мы выходим - джазовые профессионалы,отработали, получили овации публикм и ушли. Нас знают, мы многого добились. Но молодые должны дерзать и дерзать. Просто вгрызаться в работу.

- В 70-80-ые годы все стремились вывести джаз на серьезную филармоническую сцену. Современный джаз требует от слушателя внимания, сосредоточенности. Это удалось осуществить. Я слушал джазв Москве и в Концертном зале им. Чайковского, и в Большом зале консерватории. Но почемусегоднятак широко рекламируется летний фестиваль под открытым небом в саду "Эрмитаж"? Для Вас имеет значения, где находится концертная площадка?

- Мне все равно. Абсолютно.

- Не может быть. Вы исполняете сложные джазовые композиции с изощренными импровизациями, а на травке садапьют колу,жуют поп-корн,обнимаются ицелуются. А у сцены под би-боп танцуют...

- А почему бы и нет? Пусть пьют и жуют. И слушают. Но ведь дело в другом. Главное, как и с чем ты выступаешь. Все дело в нас, а не в них. Это моя задача, чтобы публика на травке нас слушала, а не жевала и не пила колу. Люди всем этим начинают заниматься, когда им становится скучно. А выступать на открытом воздухе, "на травке"старая американская традиция.

- Расскажите, что происходит сегодня в Вашем Le Club, самом известном джазовом клубе Москвы?

- Когда я и музыканты моего биг-бэнда в Москве, мы играем в Le Club каждый понедельник. Такая традиция и в Нью-Йорке. Многие музыканты, особенно бродвейские, свободны именно в понедельник. В этот день на Бродвее театры закрыты. В другие дни в моем клубе играют московские музыканты, гости из разных стран.

- Игорь, Вы часто бываете в Америке, Как живут, как чувствуют себя там нашизвезды 80-х? У "первой леди советского джаза" Татевик Оганесян (сегодня она Датевик Хованесян), я знаю все в порядке. Мы с ней постоянно "на связи". Вы ведь с Татевик записали в США интересный диск Ballads from the Black Sea...

- У многих все в порядке. Все, Николай Левиновский, Виктор Двоскин, Борис Козлов, Андрей Рябов и другие много и плодотворно работают. В порядке те, кто верит в свое дело, любит музыку, верит в себя. Да, с Татевик мы записали хороший диск. Она замечательная певица. Все у нее очень изящно и красиво. По манере она - Элла Фитцджеральд.

- Какие творческие замыслы связываете с Новым 2005 годом?

- Хочу записать диск с большими мастерами джаза.Очень серьезная работа. Недавно с удовольствием начал готовить программу с легендарнымджазовым композитором и трубачемГерманом Лукьяновым. Это сотрудничество, надеюсь, позволит мне вдохнуть новую жизнь в интересную музыку Германа. С Лукьяновым и новой программой хотелось бысделать большой тур по России и по близлежащим странам. Не исключено, что мы покажем ееи в Риге .В феврале вновь пройдутвыступления моего квартета в Америке. Концерты пройдут в разных городах, но главное в столице США, в Вашингтоне. Четыре вечераиграем в нью-йоркском Birdland. Владелец клуба нас очень полюбил. В первую очередь, за возможность хорошо заработать. Ведь на наших концертах в клубе собирается много публики, в основном американцы. На одном из концертов произошел просто потрясающий случай. В зале, за одним из столов сидела чернокожая семья из семи или восьми человек и внимательно нас слушала. После окончанияодной из композиций, из-за стола встала молодая женщина подошла к сцене и передала мне записку. Как Вы думаете, что там было написано?Я прочитал и не поверил своим глазам: "Дорогой Игорь! У нашего сына сегоднядень рождения и нам хочется сделать ему подарок. Исполните одну тему, которая ему очень понравилась. Он слышал ее по радио и называется она "Болеро". Аведь это тема Виталия Долгова ! С ума сойти.Черная семья, с целью сделать подарок ребенку, специально пришла в Birdland послушать русский бэнд и попросить Бутмана исполнить тему русского автора. И это на родине джаза!

- Случай невероятный, но с другой стороны, он подтверждает тот факт, что и в Америке у Вас уже есть имя.

-Да, в Америке меня многие знают, особенно музыканты, но такой известности и мировой славы, как у Майкла Бреккера или Джо Ловано у меня нет. Будет она или нет - неизвестно. Но стараемся профессионально делать свое дело и играть хорошо. Мы приезжаем в Америку, много выступаем, бывают просто потрясающие концерты...Но мировой славы пока нет. Вернее она приходит, но постепенно. Мы никуда не торопимся.

Невероятный по эмоциональному накалу концерт квартета Игоря Бутманаи Кевина Махогани, заполненная до отказа Национальная Опера слушала на одном дыхании. Гром аплодисментов раздавался в зале после неистовых и страстных импровизаций Бутмана и его партнеров, после головокружительных скэтов Махогани.Кевину, по опросу авторитетного американского журналаDown Beat ведущему джазовому вокалисту Америки, было подвластно все:блюз, пленительная босса-нова "Девушка из Ипанемы",ритмически изощренный и бессмертный "Караван"...Никогда еще в Латвиине слышали джазового вокалиста столь высочайшего класса. И потому так горячо, не жалея ладоней, благодарила звезд джаза рижская публика.

Валерий Копман


стиль
джаз
автор
Валерий КОПМАН
страна
Россия
музыкальный стиль
мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с саксофонистами

  • стиль: джаз, джаз
В Америке живут сегодня наши люди любых профессий. В том числе и с полсотни джазовых музыкантов. Среди них немало исполнителей очень высокого уровня. Однако конкуренция так сильна — Америка ведь родина джаза, — что выдерживают ее далеко не все. В ...
  • стиль: джаз, джаз
Очередной приезд в Минск Алексея Козлова послужил поводом для обстоятельного разговора о нем самом, о джазе и обо всем том, что сопровождало его музыку на протяжении многих лет. Разговор получился очень содержательным, и высказанные музыкантом идеи, ...
  • стиль: джаз, джаз
Джон Чикаи — одна из наиболее выдающихся личностей современного авангардного джаза, саксофонист, на чьем счету более 20 альбомов, которые он записал как лидер различных коллективов: "New York Contemporary Five", "New York Art Quartet", "Cadentia ...
  • стиль: джаз, джаз
"То, как женщины охватывают губами мундштук саксофона, может, и сексапильно, но абсолютно непрофессионально. Да и потом: у них ведь трости все время в помаде!" Виталий ЯМУТЕЕВ (кларнет, тенор- и сопрано-саксофоны) родился 15 марта 1960 года в ...
  • стиль: джаз, джаз
Многое изменилось за 50 лет - с тех пор, как Бенни Голсон появился на джазовой сцене. Знаменитый тенор- саксофонист и автор многих незабываемых джазовых стандартов начал свою карьеру в 1951 году в бэнде Buffalo Bearcats под управлением Булла Моуза ...
  • стиль: джаз, джаз
Саксофонист и флейтист Карлос Уод (Carlos Ward) ро­дился 1 мая 1940 года в Анконе (Панама). С 1953 по 1960 обу­чался игре на кларнете. В 1961 году был послан в составе во­енной миссии на американ­скую военную базу в Герма­нии. Переезд в Европу ...
  • стиль: джаз, джаз
Вряд ли нужно специально представлять нашего сегодняш­него собеседника. Ян Гарбарек — попросту один из лидеров ев­ропейского джаза, а в 70-80-е годы — вероятнее всего, и вовсе единоличный лидер. И вот, благодаря содействию компании "Богема Мьюзик" и ...
  • стиль: джаз, джаз
От переводчика: Это интервью Саймон Саргсян из JazzBluesNews.Space взял у австрийской саксофонистки Мюриэль Гроссман в конце 2017 года. К этому времени вышел ее альбом Momentum, а Мюриэль уже работала над следующим проектом. Им стал альбом Golden ...
  • стиль: джаз, джаз
Это интервью было взято незадолго до смерти музыканта. Нью-йоркский трубач Кен Фрэдли (Кеn Fradley) встретился со своим кумиром на следующее утро после того, как Таррентайн участвовал в концерте памяти Милта Джексона. Стенли Тэррентайн выходит из ...
  • стиль: джаз, джаз
Большой неожиданностью на музыкальном рынке Польши в 2003 году стало появление очередного альбома Збигнева Намысловского, который называ­ется незатейливо "Стан­дарты". Знаменитый поль­ский саксофонист вообще редко, как исключение из правил, ...
  • стиль: джаз, джаз
Школа Беркли не нуждается в особом представлении. Попасть туда — мечта каждого начинающего джазовый путь музыканта. И все же у многих сложилось устойчивое мнение: нет необходимости долго учиться в бостонской школе. Вполне достаточно побывать месяца ...
  • стиль: джаз, джаз
Впервые с Алексеем Кругловым мы встретились на совместном выступлении. Презентовали авторскую программу – композиции Леши, его друзей и наставников, кое-что из моего… С первых же сыгранных нот стало понятно, что этот артист относится к творческому ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com