Большой неожиданностью на музыкальном рынке Польши в 2003 году стало появление очередного альбома Збигнева Намысловского, который называется незатейливо "Стандарты". Знаменитый польский саксофонист вообще редко, как исключение из правил, обращался к знаменитым джазовым темам, исполняя в основном авторскую музыку. А тут — целый букет эвергринов. О том, что вызвало к жизни эту программу, и шел разговор в интервью Анны Бернат со Збигневом Намысловским, которое мы печатаем с разрешения журнала Jazz Forum.
Одиннадцать милых, легко западающих в ухо мелодий: немного свинга, баллада, нью- орлеанский диксиленд, какое- то эхо буги-вуги. Это "Standards", новый альбом Збигнева Намысловского.
— Ранее, на протяжении всей музыкальной карьеры, вы охотнее всего исполняли собственные композиции. Как родилась идея записать стандарты?
— Я всегда любил стандарты и их гармонии. И когда только возникала возможность поиграть на сейшнах, с охотой входил во все это, поскольку известно, что стандарты — основа джэмов. Но абсолютная правда: я на самом деле долгое время записывал и исполнял собственные композиции. Мой предыдущий альбом "3 Nights" — пример тому: три диска, которые включают 23 мои пьесы. После такой "авторской" дозы пришла наконец очередь и для стандартов. Я просто реализовал идею, которая долгое время жила в голове.
— Стандартов множество. Почему вы решили записать именно этих одиннадцать? Как вообще вершится отбор, когда существуют такие широкие возможности?
Можно сказать: сколько есть красивых пьес, столько и стандартов. Но вы правы: неизвестно, сколько их вообще. Возможно, тысячи, а может — и десятки тысяч. Музыкантам они известны благодаря так называемым Real Books — спискам стандартов, в которых приведены только мелодии и аккорды. Меня же интересовали менее известные или те, которые у нас вообще не исполняются, например, "Poinciana" или "Flamingo".
Я выбрал мелодии из раннего периода истории нью-орлеанского джаза и периода свинга. Меня интересовало, как будет звучать музыка диксиленда в исполнении моих молодых, насквозь по-современному думающих и играющих музыкантов. Ну, и убедился, что обработать с ними стандарты нужно было. Они играют так, будто татько что вышли из какого-то кабачка в Нью-Орлеане.
— Создавая собственные аранжировки этих стандартов, держали ли вы в уме иные известные их исполнения и интерпретации?
— В основном старался не забивать голову другими способами интерпретации. Уж такой я есть, что люблю добавить что-то от себя. Только лишь в случае с "Flamingo" припомнил исполнение американского альт-саксофониста Эрла Бостика. Он был популярен до такой степени, что его считали коммерческим исполнителем. Мне очень нравился его стиль — свинговый, с характерной хрипотцой. Именно этот климат и постарался сохранить в нашей версии "Flamingo".
— Некоторые музыкальные критики утверждают, что это альбом для тонких знатоков, то есть для конкретного, не очень широкого круга потребителей. Вы с этим согласны?
— Я абсолютно не согласен с этим! Стандарты — прежде всего полные гармонии и очень красивые мелодии. Эта музыка слушается легко практически каждым. Недавно материал альбома мы исполняли на концерте для совершенно случайной, находящейся на отдыхе публики. Некоторые, наверняка, вообще впервые в жизни оказались на джазовом концерте. Но всем эта музыка очень понравилась. Вот, например, такой стандарт, как "Royal Garden Blues", — это ведь просто развлечение в буги-вуги. А вообще-то, я никогда не играл для избранных.
— Как выглядела работа над альбомом?
— Когда мы уже знали, что нам предстоит сделать, все пошло гладко. Все время играли по полной программе по две версии каждой пьесы. Выбирали лучшую. Не было никаких правок, повторов. Альбом несет в себе явные признаки "живого" исполнения. Записывались в студии радио S-4 на Вороничей с Тадеушем Мечковским, моим любимым звукоинженером.
— И все прошло гладко? Во время записи "Standards" не случилось никаких неожиданностей?
— Мы слегка помучались над пьесой "The Night Has а 1000 Eyes". Записали ее один раз, и уже было ясно, что на этом нужно заканчивать, поскольку материал не для нашего альбома. Но нам было очень жаль красивой коды. Славэк Яскулке буквально с ума сходил за фортепиано... ну, и записан был только финал. На его фоне появились обрывки разговора. Кто-то спрашивал: "Ну и что мне с этим делать?". Кто-то отвечал: "Да придушим звук". Именно этим и закрывается программа альбома.
— Достаточно коварно. Но спросить хочу не о "удушении звука", а о концертах. Когда и где ваша группа будет исполнять стандарты?
— В начале сентября 3 и 4 выступим в "Тыгмонте". Там я буду отмечать и свой день рождения.
— И который же по счету?
— Ну, нет! Вот этого я вовсе не обязан помнить! А вообще концертные планы складываются удачно. После выступления в варшавском "Тыгмонте" делаем тур по Швеции. Будем выступать во многих городах. А в Стокгольме будем играть в Польском институте по случаю выставки джазовых фотографий Марка Каревича.
— Альбом "Standards" — прекрасный материал для исполнения на Калатувках во время осеннего "Джаз- кемпинга".
— Вполне возможно. Калатувки — место, где все еще случаются настоящие джэмы. Ибо, если честно, традиция джэм-сейшн сходит на нет. Музыканты вечно заняты, у них точно распланированные концерты и трассы. Мало у кого есть время и желание, чтобы поздним вечером взять под мышку инструмент и заглянуть в какой-нибудь клуб — поджемовать с коллегами.
А на Калатувках случился настоящий ренессанс джэм-сейшн. На протяжении последних шести лет в последнюю неделю сентября, или, как в этом году — в первую неделю сентября, мы играем там джаз. Джем- сейшн в гостеприимной турбазе Марты Лукашик обычно заканчиваются тогда, когда за окнами начинает светать.
Так же, до самого рассвета недавно продолжался джем-сейшн с участием десятка двух музыкантов на Побережье, в Колечкове, в частных владениях знаменитого художника Анджэя Умястовского. Организованная им двухдневная тусовка "Джаз на поляне" - такие вот наши летние Калатувки. Репродукцию именно одной из картин Умястовского я и использовал на обложке последнего альбома.
— На этой пастельной картине, которая напоминает приснившийся пейзаж, по сельской дороге идет странная группа музыкантов. Совпадает по духу обложка с содержанием альбома?
— Анджэй мне как-то сказал: "Знаешь, Збышек, я бы охотно нарисовал обложку для твоего альбома". И когда, наконец, запись "Standards" была готова, я послал ему материал. Именно с мыслью об этой музыке он и нарисовал картину. Вот какая история, которая мне, честно говоря, уж очень по душе.
Перевод Дмитрия ПОДБЕРЕЗСКОГО
P.S, Альбом "Standards" был записан в следующем составе: Збигнев Намысловский (альт-саксофон), Славомир Яскулке (фортепиано), Оло Валицки (контрабас), Яцек Намысловский (тромбон), Гжегож Гжиб (ударные).
Многое изменилось за 50 лет - с тех пор, как Бенни Голсон появился на джазовой сцене. Знаменитый тенор- саксофонист и автор многих незабываемых джазовых стандартов начал свою карьеру в 1951 году в бэнде Buffalo Bearcats под управлением Булла Моуза ...
Саксофонист и флейтист Карлос Уод (Carlos Ward) родился 1 мая 1940 года в Анконе (Панама). С 1953 по 1960 обучался игре на кларнете. В 1961 году был послан в составе военной миссии на американскую военную базу в Германии. Переезд в Европу ...
Вряд ли нужно специально представлять нашего сегодняшнего собеседника. Ян Гарбарек — попросту один из лидеров европейского джаза, а в 70-80-е годы — вероятнее всего, и вовсе единоличный лидер. И вот, благодаря содействию компании "Богема Мьюзик" и ...
От переводчика: Это интервью Саймон Саргсян из JazzBluesNews.Space взял у австрийской саксофонистки Мюриэль Гроссман в конце 2017 года. К этому времени вышел ее альбом Momentum, а Мюриэль уже работала над следующим проектом. Им стал альбом Golden ...
Это интервью было взято незадолго до смерти музыканта. Нью-йоркский трубач Кен Фрэдли (Кеn Fradley) встретился со своим кумиром на следующее утро после того, как Таррентайн участвовал в концерте памяти Милта Джексона. Стенли Тэррентайн выходит из ...
Школа Беркли не нуждается в особом представлении. Попасть туда — мечта каждого начинающего джазовый путь музыканта. И все же у многих сложилось устойчивое мнение: нет необходимости долго учиться в бостонской школе. Вполне достаточно побывать месяца ...
Впервые с Алексеем Кругловым мы встретились на совместном выступлении. Презентовали авторскую программу – композиции Леши, его друзей и наставников, кое-что из моего… С первых же сыгранных нот стало понятно, что этот артист относится к творческому ...
Анатолий Вапиров родился в 1947 в Бердянске, Украина. На саксофоне начал играть в 13 лет. В 1971 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу кларнета, а в 1979 — аспирантуру по классу саксофона. С 1976 по 1982 работал в Лениградской ...
Отсутствие информации о музыканте в широкой печати еще не означает его отсутствие или его несостоятельность. Армянский саксофонист Армен Уснунц яркий тому пример. Великолепный музыкант, талантливый педагог, одинаково хорошо исполняющий ...
Екатерина Рамжаева — саксофонист, композитор и преподаватель, бэнд-лидер ансамбля «Kate & Friends», а также выпускница престижнейшего музыкального колледжа США «Berklee College of Music» (Boston). Многочисленный призер и участник фестивалей ...
Игорь Бутман родился в 1961 году в Санкт-Петербурге (Ленинграде). В 11 лет начал играть на кларнете в детской музыкальной школе. В 1976 г. поступил в музыкальное училище им. Мусоргского по классу саксофона. Будучи студентом, играл в ансамбле Давида ...
Александр Островцов: Павел, страна должна знать своих героев. Расскажи, пожалуйста, о себе: где родился, как пришел к музыке, почему выбрал именно духовые? Павел Аракелян: Я родился в городе Баку. Мой отец Юрий Павлович Аракелян — музыкант, он ...