Саксофонист и флейтист Карлос Уод (Carlos Ward) родился 1 мая 1940 года в Анконе (Панама). С 1953 по 1960 обучался игре на кларнете. В 1961 году был послан в составе военной миссии на американскую военную базу в Германии. Переезд в Европу предопределил его встречу с Абдуллой Ибрахимом и многолетнее сотрудничество с этим легендарным музыкантом. По возвращении в Сиэтл, в 1965 году, Уод познакомился с Джоном Колтрейном и стал выступать вместе с ним. После переезда в Нью-Йорк Уод стал постоянным участником записей Sunny Murray, Sam Rivers. Лучше всего его персональный стиль игры узнаваем на совместных записях с Ибрахимом, а также на альбоме "Lilo" (Leo, 1988), записанном на концерте Уода вместе с Woody Shaw на одном из "North Sea Jazz Festival".
Свой первый сольный диск Уод записал в 1987 году. Этот альбом стал первым плодом деятельности Quintet Nu — группы, которую Уод собрал двумя годами раньше, и в которую кроме него вошли также Mark Helias, Don Cherry, Nana Vasconcelos и Ed Blackwell. 3a время своей музыкальной карьеры Уоду еще не раз вы падало счастье работать с самыми известными джазовыми музыкантами. Он играл на одной сцене с Орнеттом Коулмэном (Ornette Coleman), Эриком Долфи (Eric Dolphy) и Роландом Кирком (Roland Kirk), был сайдменом в группах Рашида Али, Пола Мотяна, Карлы Бли, Эда Блэкуэлла, Сесиля Тэйлора,
Столь же солидным списком сотрудничества могут похвастаться все члены нынешнего квартета Уода — Carlos Ward Quartet. Так, клавишник группы Джим Прайор выступал с Mark Whitfield, Diane Krall и Alvin Batiste, а ударник Марк Принц — со Стивом Коулмэном (Steve Coleman), Ne'Shell NdegeoCello, Ральфом Петерсоном (Ralph Peterson) и Дэвидом Гилмором (David Gilmore).
Со временем Уод создает собственный независимый звукозаписывающий лейбл Peull Music, а для концертных туров (только по Европе!) обзаводится собственной гастрольной группой (Carlos Ward Quartet). На лейбле Peull Music Уод выпустил три Диска со своей музыкой: 'Faces' (номер ООО 1 в каталоге лейбла), "Live At The Bug & Other Sweets" и "Set for 2 Dons", посвящение двум Донам: Дону Черри (Don Cherry) и Дону Пуллену (Don Pullen).
Наша встреча с Карлосом Уодом состоялась после его выступления с квартетом на одном из фестивалей "Vilnius Jazz".
Я слышала, Вы увлеклись джазом, во время службы в армии?
В армии?! Нет-нет! С самого момента своего рождения я интересовался музыкой. Я родился и вырос в Панаме. И там мы, в основном, слушали латиноамериканскую музыку. Мой дядя, муж моей родной тети, играл в оркестре. И те соло, которые они исполняли, для меня звучали как джаз. Это и был джаз, но только исполнялся он в латиноамериканской манере. Но все это были импровизации! Это были латиноамериканские джазовые импровизации. В Панаме я впервые услышал калипсо, а также классическую музыку, которую иногда передавали по радио. Я рос на самой различной музыке. Одна моя тетя играла классическую музыку на пианино. И я слушал ее игру с тех пор, как мне исполнилось шесть лет. Случалось так, что тетя вставала рано утром и первое, что делала, садилась за пианино и играла что-то из классики. Так что эта музыка какое-то время была для меня чем-то вроде будильника! (Смеется.)
Потом я переехал в Сиэтл... Нет, вернемся к Панаме! Я постоянно слушал радио, когда мне было 6-7 лет. Во времена, когда я уже ходил в школу, по радио транслировалась джазовая программа для американских летчиков. Вы знаете, что у нас там, в Панаме, были американские военные базы. Для американцев по радио передавали их любимый джаз, играли обычно диксиленды. И каждое утро, уходя в школу, я слушал эту музыку. Так что, видите, я в армии еще не был, но мне уже нравился джаз!
Хотя мне была интересна вся музыка. Меня поражало, как людям удается создавать музыку, играть всем вместе на разных инструментах. А инструмент, который меня интересовал в то время более всего, — это скрипка. Я всегда вслушивался в ее игру. Но когда мы переехали в США, я научился играть не на скрипке, а на кларнете. Признаться, несмотря на довольно музыкальную семью, когда я уезжал из Панамы, то единственное, на чем умел играть, это юк (yuk). В Панаме его используют для исполнения музыки калипсо. Так что и первые вещи, которые стал исполнять на кларнете, были в основном панамские ритмы, все музыкальные композиции, ноты которых были у моего отца. Мне нравилось играть на кларнете. Но когда, наконец, твердо решил, что стану джазовым музыкантом, стал пробовать играть на кларнете импровизацию так, как это делают при игре на саксофоне. И вот только после всего этого, когда мне был уже 21 год, попал в армию! (Смеется.)
Я прослужил, может быть, пять или шесть месяцев в США, а потом поехал в Германию, во Франкфурт, где встретил Альберта Мангельсдорффина (Albert Mangelsdorffin). Он был владельцем боулинг- клуба и как раз искал джазовых музыкантов, которые могли бы играть по вечерам в его клубе. Так я попал в его небольшую джазовую группу, в которой, например, пианистом был Фриги Хоффман — хороший друг Би Би Кинга. Когда я впервые услышал игру Хоффмана, его музыку — мне она очень понравилась. И если слышу что-то, и мне это нравится, и говорю об этом, значит, это действительно что-то значит для меня. Я ходил каждый вечер в этот клуб, слушал музыку и сам играл. Там многому научился. Думаю, в этом боулинг-клубе я родился как джазовый музыкант...
Есть такой старый-старый штамп: "Джаз — музыка черных". Согласны ли вы с этим утверждением?
Ответ на этот вопрос зависит оттого, что тебе нравится, какую именно музыку ты хочешь слушать. Если ты действительно чувствуешь музыку, которую играют черные музыканты, и не можешь скрыть свойх чувств, слыша уже первые ее такты — неважно, какой цвет кожи у тебя, слушателя. Так важно ли, каков цвет кожи у музыканта, ее исполняющего ? Просто ты включаешь эту музыку и говоришь себе: "Да! Это то, отчего получаю удовольствие!". Знаете, есть множество вещей, которые понравились бы вам и не понравились бы мне. Но разный цвет нашей кожи тут, думаю, ни причем, вы согласны?
Я, знаете ли, взрослел на западном побережье штатов, и музыка, которую в основном слышал там, игралась смешанными группами. Так было с самого начала. И поэтому расовые вопросы меня никогда серьезно не волновали. По радио можно слышать белую музыку или черную музыку, но у нас, на Западном побережье, чаще происходило так, что белые музыканты играли черную музыку.
Дома я много слушал пластинки из музыкальной коллекции моего отца. Это история джаза — Каунт Бейси, Дюк Эллингтон, Сара Вон, Бенни Гудмэн. Я слушал все эти записи, мне нравилась эта музыка, но когда однажды открыл для себя музыку Телониуса Монка, стал постоянно ходить в музыкальные магазины и искать его записи. После того, как услышал его музыку, началась та часть моей жизни, в которой джаз меня действительно сильно интересовал. Я бы сказал, что с того момента эта музыка стала по-настоящему близка мне.
И никаких прецедентов для того, чтобы джаз разонравился вам, в вашей жизни не было ?
Мы можем зайти вместе с вами в музыкальный магазин и купить по одному джазовому диску. Вы купите то, что ближе вам. А для меня это может оказаться совсем чужая вещь, совсем не джазовая. Это всего лишь вопрос чувств, кто и какую музыку слушает и что считает джазом. Это даже не должно быть вопросом. Потому что ответ есть лишь внутри ваших собственных чувств, в вашей душе. И ваши чувства, когда вы слушаете какую-то запись, скажут вам правду.
Поэтому никто не должен задавать вопрос, почему вам эта музыка нравится, а почему нет. И вы не должны меня спрашивать об этом. Музыка говорит сама за себя. Она имеет отношение лишь к личности отдельно взятого человека, когда он ее слушает. Музыка сама заговорит с вами. И если вы услышите, что она говорит вам: "Да, это джаз!" — значит, это и есть джаз.
Я с удивлением узнала, что недавно вы — такой талантливый и многоопытный музыкант, игравший вместе с легендами джаза Абдуллой Ибрахимом, Доном Черри, Полом Мотяном,—уже будучи в преклонном возрасте стали обладателем титула "Музыкант, заслуживающий большего внимания к своей персоне". Как вы думаете, в чем могло бы выражаться это "большее внимание"?
Большее внимание... Знаете ли, я сам выпускаю собственные CD. У меня нет контракта с крупной звукозаписывающей компанией, которая могла бы спонсировать это дело. У меня есть только один дистрибьютор в Нью- Йорке, хотя сейчас идет процесс поиска чего-нибудь более крупного в международном масштабе. Именно поэтому я нуждаюсь в большем внимании к себе.
Внимание ко мне, как к музыканту, — это один из самых главных пунктов на пути к главной цели: чтобы люди имели возможность слушать мою музыку, узнавать о том, что я делаю, слушать композиции, которые пишу. Надеюсь, что это произойдет очень-очень скоро. Надеюсь, что распространение моей музыки будет происходить гораздо лучше с появлением у меня персонального веб-сайта. Надеюсь на это,...
(К слову, Интернет-сайт Карлоса Уода существует (www.carlosward.com), но не работает полноценно: информация скупая, а ссылки "мертвые". Выставленный на сайте несколько лет назад "крик о помощи" все еще актуален: "Mr. Ward ищет дистрибьюторов, которые были бы заинтересованы в распространении его дисков по всему миру. Также Mr. Ward ищет звукозаписывающую компанию, заинтересованную в выпуске дисков с его музыкой". —А.К.)
...хотя я сам выбрал путь быть свободным от контрактов и играть с собственной группой. Я играл со многими известными музыкантами и благодарен им за все, чему у них научился. Вообще, мне кажется, что я очень спокоен. И останусь таким, даже если в конце моего творческого пути меня мало кто будет узнавать на улице. Я вообще очень спокойный человек. Просто стараюсь делать свое дело: сочинять музыку, практиковаться в игре на музыкальных инструментах. Вот такой я человек! А может быть, просто не очень сильно верю во всемогущество крупных компаний? И в любой ситуацци точно знаю, что я хочу сделать и что могу сделать? Может, и так...
Неужели среди всей массы крупных звукозаписывающих лейблов нет ни одного, на котором бы вы хотели выпустить свой диск?
Ну, знаете, если кто-то из крупных лейблов заинтересуется в записи и распространении моей музыки, они должны точно знать, какую музыку я сочиняю. И она должна нравиться им. Не может быть и речи о том, чтобы кто-то указывал мне, в какой области я должен работать. Или пытаться как-то контролировать меня или мою музыку. И, наверное, они это понимают не хуже меня. Я уже отсылал свою музыку некоторым крупным компаниям, которые, как я думал, могли бы заинтересоваться ею. Но пока ждал ответа, то подумал, что у меня накопилось уже слишком много незаписанных композиций, и пора бы записать их самому. Нечего ждать! А при таком раскладе, что я сам пишу музыку, сам ее исполняю и сам выпускаю записи, никто и ничто не может забрать у меня хотя бы часть этой славы! (Смеется.)
Вам нравится обходиться собственными силами?
Я знаю точно: если люди слышали мою музыку, они захотят услышать ее еще. У меня вышло уже три CD. Но они, наверняка, вам неизвестны. Потому что если вы зайдете в ближайший, даже самый крупный, музыкальный магазин, там вы их не найдете. Ну, может быть, какой-то один, из старых. Не услышишь мою музыку и по радио, и на ТВ или где-то еще. Но она, тем не менее, существует. И такая ситуация длится последние десять лет, не меньше. У меня один выход: чтобы люди могли услышать мои записи, мне приходится самому возить свои CD в гастрольные туры и торговать ими. Но есть одна проблема: я гастролирую не больше двух раз в год.
Причина этого, опять же, внешняя? Или дело в вас самом?
Во мне самом. Как-то раз мой гастрольных тур длился шесть месяцев. По окончании его меня одолел страх: "Смогу ли я играть снова спустя шесть месяцев? Играть свою музыку?" Это было очень большой проблемой. Но, с другой стороны, я понимаю, что могу продать свои CD только во время тура. Я абсолютно уверен, что люди, пришедшие послушать меня на концерте, купят их. А если посылаю диски своему дистрибьютору, то не знаю, что с ними будет дальше: попадут ли они в магазины или с ними случится что-то еще. Так что мне приходится брать в каждый тур примерно по 50 дисков. Этого, как правило, бывает достаточно.
В каких странах, по маршруту ваших туров, удается найти больше всего покупателей своих записей?
Отвечу так: некоторое время тому назад, в 1988 году, я записал свой альбом — "Lito" — на лейбле Leo Records (кстати, там записывается множество славянских и русских исполнителей. Вы, верно, знаете об этом). Так вот, я с удивлением обнаружил, что большинство отзывов на эту запись приходит из Финляндии и подобных северных стран. Первой моей реакцией на эту новость было: "Что? Финляндия ? Как они вообще там этот диск достали?" Я, знаете ли, не абсолютно уверен, что записи попали туда через Leo. Из-за того, что у меня сейчас нет контактов с этой компанией (у меня сейчас другой дистрибьютор), я думаю, что сегодняшние мои записи вряд ли доходят до моих финских фанов. Вообще- то, я считаю, что люди, живущие в этом регионе (я имею в виду Скандинавию, Прибалтику и Россию), — это люди с открытыми сердцами. И если бы я мог сделать так, чтобы моя музыка им нравилась, была им приятна, чтобы они хотели и могли ее слушать — был бы очень, очень рад!
Анастасия КОСТЮКОВИЧ
P. S. Автор выражает искреннюю благодарность директору фестиваля "Vilnius Jazz" Антанасу Густису за большую помощь, оказанную при подготовке материала.
Имя саксофониста Олега Киреева известно в джазовом мире с середины 80-х годов. Он участвовал во множестве фестивалей, играл в различных проектах, гастролировал по странам Запада. В его послужном списке множество совместных работ с такими ...
62-летний немецкий авангардный саксофонист Петер Бретцман прилетел в Екатеринбург, так сказать, в "сольном" варианте по инициативе Немецкого Центра им. Гете (Российско-Германские культурные встречи 2004 года). На следующий день после выступления, ...
Уже почти сорок лет выдающийся тенорист хардбопа Джонни Гриффин живет в Европе. Ранее он прославился совместной работой с Кларком Терри, Нетом Эддерли и, в первую очередь, с Телониусом Монком. И сегодня Гриффин продолжает активно следить за джазовой ...
Ключ к постижению Норвегии — в ее музыке. Музыка Норвегии — это ее природа, скалистые фьорды, студеные воды, бурлящие водопады и напоенные запахом трав долины, гористо–холмистые ландшафты. Говорят в Норвегии везде по–разному — много диалектов. Русло ...
О Вапирове наши любители джаза знают до обидного мало. Молодежи он совсем не знаком, а старшее поколение (за исключением, наверное, ленинградцев) запомнило его в основном как неутомимого новоджазового экспериментатора. Однако авангардизм в советском ...
С музыкантами ансамбля "Саксофоны Иерусалима" я познакомился во время фестиваля "Славянский базар в Витебске", на котором коллектив принял участие сразу в нескольких концертах. В том числе молодых исполнителей из Израиля можно было услышать в ...
В Америке живут сегодня наши люди любых профессий. В том числе и с полсотни джазовых музыкантов. Среди них немало исполнителей очень высокого уровня. Однако конкуренция так сильна — Америка ведь родина джаза, — что выдерживают ее далеко не все. В ...
Очередной приезд в Минск Алексея Козлова послужил поводом для обстоятельного разговора о нем самом, о джазе и обо всем том, что сопровождало его музыку на протяжении многих лет. Разговор получился очень содержательным, и высказанные музыкантом идеи, ...
Джон Чикаи — одна из наиболее выдающихся личностей современного авангардного джаза, саксофонист, на чьем счету более 20 альбомов, которые он записал как лидер различных коллективов: "New York Contemporary Five", "New York Art Quartet", "Cadentia ...
"То, как женщины охватывают губами мундштук саксофона, может, и сексапильно, но абсолютно непрофессионально. Да и потом: у них ведь трости все время в помаде!" Виталий ЯМУТЕЕВ (кларнет, тенор- и сопрано-саксофоны) родился 15 марта 1960 года в ...
Многое изменилось за 50 лет - с тех пор, как Бенни Голсон появился на джазовой сцене. Знаменитый тенор- саксофонист и автор многих незабываемых джазовых стандартов начал свою карьеру в 1951 году в бэнде Buffalo Bearcats под управлением Булла Моуза ...
Вряд ли нужно специально представлять нашего сегодняшнего собеседника. Ян Гарбарек — попросту один из лидеров европейского джаза, а в 70-80-е годы — вероятнее всего, и вовсе единоличный лидер. И вот, благодаря содействию компании "Богема Мьюзик" и ...