Школа Беркли не нуждается в особом представлении. Попасть туда — мечта каждого начинающего джазовый путь музыканта. И все же у многих сложилось устойчивое мнение: нет необходимости долго учиться в бостонской школе. Вполне достаточно побывать месяца 2-3 в этой тусовке, и запись 'учился в Беркли" навсегда войдет в биографию. Никто не станет уточнять, как долго находился там музыкант. Важен сам факт, ибо попасть туда можно двумя способами: по "высокой" рекомендации и по прослушивании компетентной комиссией.
О школе Беркли и о себе — Алексей Гордеев, вот уже год проходящий обучение в Америке. С ним мы встретились на фестивале "Джаз в саду "Эрмитаж".
J.Q.: Алексей! Ты являешься студентом 2-го курса РАМ Гнесиных, учишься у профессора Александра Викторовича Осейчука.
Гордеев: Да. Осеныо мне надо будет сдать пару экзаменов.
А как ты попал в Беркли?
По рекомендательному письму А.В. Осейчука я попал на прослушивание в Хельсинки в рамках программы World Scopeship Tour. Это группа известных педагогов и музыкантов, организовывающих прослушивание музыкантов по Европе. В их число входят и представители школы Беркли. Мне дали денежное вознаграждение, половину которого я сразу внес за обучение.
Александр Викторович хорошо знает американскую школу и в какой-то степени работает в опоре на эту систему, но, конечно же, адаптировав ее к российским условиям. У тебя есть возможность сравнить две системы обучения джазу: в чем сходство, в чем различие?
Школа Осейчука — прежде всего практика, индивидуальные занятия (специальность), ансамбль. Все на очень высоком профессиональном уровне и очень структурировано. У меня в Беркли пока было два педагога — по одному в семестр. У каждого, естественно, свой подход. Человек может быть замечательным музыкантом, но не каждый музыкант становится педагогом.
Первый из них — Дино Габони, американский итальянец, отличный музыкант (тенорист), с прекрасной техникой. У него очень свободно проходили занятия. Но цельной нити от урока к уроку не прослеживалось. Поэтому я перешел к другому, тоже очень известному тенористу — Джорджу Гарзону Он преподает еще в New School в Нью-Йорке. У него тоже очень свободный подход. Джордж подал мне довольно интересные идеи. Но... Я пока хочу, чтобы меня загружали материалом. Поэтому ищу "своего" педагога, хочу попробовать еще с кем-нибудь позаниматься. Есть такой Аттомаси. Я у него брал класс ансамбля. Отличный педагог.
Что ты имеешь в виду, когда говоришь "загружали материалом"?
Общую картину представляют теория, гармония, сольфеджио и индивидуальные занятия. Постепенно все предметы как "пазлы" складывается в единое целое. В конце концов, это оседает в комплексе.
Есть ли возможность во время уроков делать записи?
Там есть отделение звукозаписи, где несколько хорошо оборудованных студий. Студенты-исполнители договариваются со студентами-звукорежиссерами, чтобы те в свободное время для практики записали какой-нибудь проект. Но возможность записаться зависит от напряженности семестра и занятости тех же режиссеров. Потому что, когда подходят экзамены, попасть в студию практически невозможно.
У тебя много свободного времени?
Загрузка довольно значительная. У нас занятия ведутся по группам, и у каждой свое расписание. Может быть понедельник, к примеру, "забит" с 9 до 18.00, а один из дней вообще свободный. Каждый составляет свое индивидуальное расписание. Я предпочитаю, чтобы концентрация менялась.
Ты уже определил, какой стиль тебе ближе?
Пока еще в поиске. Слишком много возможностей экспериментировать. В Беркли масса информации. Музыкант любого склада может найти единомышленников в разных стилях в джазе, поп-музыке, кантри... Пробовал создать свой джаз-квартет, пробовал играть с фанк-музыкантами, но у нас как-то не сложилось. Сейчас много джаза на стыке с хип-хопом, с R & В, есть приверженцы джаз-стандарту Мне трудно пока определиться.
А как ты попал "специальным гостем" в трио Иоатама Зильберштейна?
О проекте я узнал в Москве, когда встретился с Аркадием Овруцким.
Чем для тебя был привлекателен этот проект?
Какие мои годы! Мне нравится все делать, во всем участвовать. Например, я съездил в Испанию, где представилась возможность поработать на студии с музыкантами в стиле фанк и хип-хоп. Альбом был уже записан, но музыканты захотели еще добавить саксофон. И я это сделал с удовольствием. Я очень открыт любым предложениям. И здесь в Москве у меня нет устойчивых коллективов. Просто есть друзья, с которыми мне нравится объединяться.
Тебе приходится подрабатывать в Америке?
Конечно. Во-первых, в Беркли есть команда, которая снимает концерты на видео. Там я являюсь оператором. Еще в этом году намечается поработать в группе музыкантов, которые играют свадьбы и рессепшены. Здесь и русский материал, и еврейский. Возможно, чуть позже я буду играть в негритянской церкви, что для меня было бы крайне интересно.
Ты собираешься в Беркли пройти весь курс или уже решил, что — достаточно?
Пока планирую еще поучиться. Сейчас у меня преобладает исполнительская направленность. А там еще есть такая профессия или специализация, как "музыка в кино и на телевидении". Я хочу сбалансировать композиторскую деятельность и исполнительскую. Не уверен, правильный ли я делаю шаг, но время покажет. Пока у меня не так много собственных композиций. И то, в основном в стиле джаз и фанк.
Киномузыка почти классика. Если в джазе можно "выехать" на технике или умении работать с темой, то здесь невозможно без создания образа.
В начале декабря в Минске состоялся концерт чекасинского вокально-инструментально-джазового проекта. "Джазового" опять же по нашему скромному редакционному мнению: сам Владимир Николаевич категорически не согласен с этим определением. Играли: сам ...
Саксофонист Нед Ротенберг родился в 1956 году в Бостоне. Окончил престижный колледж и консерваторию в университетском городке Оберлин (штат Огайо), знаменитый в среде джазменов колледж Беркли (в 70-е он еще считался школой), брал частные уроки игры ...
Денис Пашкевич – саксофонист, флейтист, лидер джазовых групп. Сегодня наиболее востребованный, с необыкновенной фантазией, постоянно находящийся в творческих поисках музыкант и энергичный предприниматель в латвийском джазе. Мы встретились в уютном ...
Каждый приезд Бутмана - событие в музыкальной жизни Риги. Концертблистательного джазового квартета с аншлагом прошелв Национальной Опере. С музыкантами из Москвы выступал и современный лидер американского джазового вокала - Кевин Махогани. "Я очень ...
Нашим читателям представлять минского саксофониста, флейтиста, пианиста и вокалиста Павла Аракеляна не нужно. Он – любимец белорусской публики, хорошо известен на Украине благодаря неоднократным выступлениям в составе группы Apple Tea. Но после ...
Гато Барбиери (настоящее имя Леандро.Х.Барбиери родился в 28 ноября 1934 года в г. Розарио, Аргентина. Играл фри-джаз, джаз-рок, латинский джаз, иногда поп-джаз. Обеспечивал музыкальное сопровождение в ряде американских фильмов. В семье Барбиери ...
Музыкантов, которые участвуя в легендарных группах, становятся великими и знаменитыми даже не будучи их фронтменами, можно выделить в отдельную категорию. Они порой, слегка оставаясь в тени, так и не доносят слушателю полноты своих личности и ...
Игорь Бутман - кто он? Любимчик судьбы или вечный трудоголик?Шутник-шоумен или чувствительный романтик? Американец или русский в душе? Ответы на эти и многие другие вопросы можно было услышать 22 сентября в театре им. Гоголя в рамках проекта ...
- Игорь, есть ли композиция, которая может довести вас до слез? И.Б.: Да, один раз такой случай был. Я летел из Штатов в Стамбул, были гастроли. Ив самолете я слушал концерт Тони Беннета. И композиция When Joahnna Love Me меня очень растрогала. - ...
Имя саксофониста Олега Киреева известно в джазовом мире с середины 80-х годов. Он участвовал во множестве фестивалей, играл в различных проектах, гастролировал по странам Запада. В его послужном списке множество совместных работ с такими ...
62-летний немецкий авангардный саксофонист Петер Бретцман прилетел в Екатеринбург, так сказать, в "сольном" варианте по инициативе Немецкого Центра им. Гете (Российско-Германские культурные встречи 2004 года). На следующий день после выступления, ...
Уже почти сорок лет выдающийся тенорист хардбопа Джонни Гриффин живет в Европе. Ранее он прославился совместной работой с Кларком Терри, Нетом Эддерли и, в первую очередь, с Телониусом Монком. И сегодня Гриффин продолжает активно следить за джазовой ...