Школа Беркли не нуждается в особом представлении. Попасть туда — мечта каждого начинающего джазовый путь музыканта. И все же у многих сложилось устойчивое мнение: нет необходимости долго учиться в бостонской школе. Вполне достаточно побывать месяца 2-3 в этой тусовке, и запись 'учился в Беркли" навсегда войдет в биографию. Никто не станет уточнять, как долго находился там музыкант. Важен сам факт, ибо попасть туда можно двумя способами: по "высокой" рекомендации и по прослушивании компетентной комиссией.
О школе Беркли и о себе — Алексей Гордеев, вот уже год проходящий обучение в Америке. С ним мы встретились на фестивале "Джаз в саду "Эрмитаж".
J.Q.: Алексей! Ты являешься студентом 2-го курса РАМ Гнесиных, учишься у профессора Александра Викторовича Осейчука.
Гордеев: Да. Осеныо мне надо будет сдать пару экзаменов.
А как ты попал в Беркли?
По рекомендательному письму А.В. Осейчука я попал на прослушивание в Хельсинки в рамках программы World Scopeship Tour. Это группа известных педагогов и музыкантов, организовывающих прослушивание музыкантов по Европе. В их число входят и представители школы Беркли. Мне дали денежное вознаграждение, половину которого я сразу внес за обучение.
Александр Викторович хорошо знает американскую школу и в какой-то степени работает в опоре на эту систему, но, конечно же, адаптировав ее к российским условиям. У тебя есть возможность сравнить две системы обучения джазу: в чем сходство, в чем различие?
Школа Осейчука — прежде всего практика, индивидуальные занятия (специальность), ансамбль. Все на очень высоком профессиональном уровне и очень структурировано. У меня в Беркли пока было два педагога — по одному в семестр. У каждого, естественно, свой подход. Человек может быть замечательным музыкантом, но не каждый музыкант становится педагогом.
Первый из них — Дино Габони, американский итальянец, отличный музыкант (тенорист), с прекрасной техникой. У него очень свободно проходили занятия. Но цельной нити от урока к уроку не прослеживалось. Поэтому я перешел к другому, тоже очень известному тенористу — Джорджу Гарзону Он преподает еще в New School в Нью-Йорке. У него тоже очень свободный подход. Джордж подал мне довольно интересные идеи. Но... Я пока хочу, чтобы меня загружали материалом. Поэтому ищу "своего" педагога, хочу попробовать еще с кем-нибудь позаниматься. Есть такой Аттомаси. Я у него брал класс ансамбля. Отличный педагог.
Что ты имеешь в виду, когда говоришь "загружали материалом"?
Общую картину представляют теория, гармония, сольфеджио и индивидуальные занятия. Постепенно все предметы как "пазлы" складывается в единое целое. В конце концов, это оседает в комплексе.
Есть ли возможность во время уроков делать записи?
Там есть отделение звукозаписи, где несколько хорошо оборудованных студий. Студенты-исполнители договариваются со студентами-звукорежиссерами, чтобы те в свободное время для практики записали какой-нибудь проект. Но возможность записаться зависит от напряженности семестра и занятости тех же режиссеров. Потому что, когда подходят экзамены, попасть в студию практически невозможно.
У тебя много свободного времени?
Загрузка довольно значительная. У нас занятия ведутся по группам, и у каждой свое расписание. Может быть понедельник, к примеру, "забит" с 9 до 18.00, а один из дней вообще свободный. Каждый составляет свое индивидуальное расписание. Я предпочитаю, чтобы концентрация менялась.
Ты уже определил, какой стиль тебе ближе?
Пока еще в поиске. Слишком много возможностей экспериментировать. В Беркли масса информации. Музыкант любого склада может найти единомышленников в разных стилях в джазе, поп-музыке, кантри... Пробовал создать свой джаз-квартет, пробовал играть с фанк-музыкантами, но у нас как-то не сложилось. Сейчас много джаза на стыке с хип-хопом, с R & В, есть приверженцы джаз-стандарту Мне трудно пока определиться.
А как ты попал "специальным гостем" в трио Иоатама Зильберштейна?
О проекте я узнал в Москве, когда встретился с Аркадием Овруцким.
Чем для тебя был привлекателен этот проект?
Какие мои годы! Мне нравится все делать, во всем участвовать. Например, я съездил в Испанию, где представилась возможность поработать на студии с музыкантами в стиле фанк и хип-хоп. Альбом был уже записан, но музыканты захотели еще добавить саксофон. И я это сделал с удовольствием. Я очень открыт любым предложениям. И здесь в Москве у меня нет устойчивых коллективов. Просто есть друзья, с которыми мне нравится объединяться.
Тебе приходится подрабатывать в Америке?
Конечно. Во-первых, в Беркли есть команда, которая снимает концерты на видео. Там я являюсь оператором. Еще в этом году намечается поработать в группе музыкантов, которые играют свадьбы и рессепшены. Здесь и русский материал, и еврейский. Возможно, чуть позже я буду играть в негритянской церкви, что для меня было бы крайне интересно.
Ты собираешься в Беркли пройти весь курс или уже решил, что — достаточно?
Пока планирую еще поучиться. Сейчас у меня преобладает исполнительская направленность. А там еще есть такая профессия или специализация, как "музыка в кино и на телевидении". Я хочу сбалансировать композиторскую деятельность и исполнительскую. Не уверен, правильный ли я делаю шаг, но время покажет. Пока у меня не так много собственных композиций. И то, в основном в стиле джаз и фанк.
Киномузыка почти классика. Если в джазе можно "выехать" на технике или умении работать с темой, то здесь невозможно без создания образа.
Уже почти сорок лет выдающийся тенорист хардбопа Джонни Гриффин живет в Европе. Ранее он прославился совместной работой с Кларком Терри, Нетом Эддерли и, в первую очередь, с Телониусом Монком. И сегодня Гриффин продолжает активно следить за джазовой ...
Ключ к постижению Норвегии — в ее музыке. Музыка Норвегии — это ее природа, скалистые фьорды, студеные воды, бурлящие водопады и напоенные запахом трав долины, гористо–холмистые ландшафты. Говорят в Норвегии везде по–разному — много диалектов. Русло ...
О Вапирове наши любители джаза знают до обидного мало. Молодежи он совсем не знаком, а старшее поколение (за исключением, наверное, ленинградцев) запомнило его в основном как неутомимого новоджазового экспериментатора. Однако авангардизм в советском ...
С музыкантами ансамбля "Саксофоны Иерусалима" я познакомился во время фестиваля "Славянский базар в Витебске", на котором коллектив принял участие сразу в нескольких концертах. В том числе молодых исполнителей из Израиля можно было услышать в ...
В Америке живут сегодня наши люди любых профессий. В том числе и с полсотни джазовых музыкантов. Среди них немало исполнителей очень высокого уровня. Однако конкуренция так сильна — Америка ведь родина джаза, — что выдерживают ее далеко не все. В ...
Очередной приезд в Минск Алексея Козлова послужил поводом для обстоятельного разговора о нем самом, о джазе и обо всем том, что сопровождало его музыку на протяжении многих лет. Разговор получился очень содержательным, и высказанные музыкантом идеи, ...
Джон Чикаи — одна из наиболее выдающихся личностей современного авангардного джаза, саксофонист, на чьем счету более 20 альбомов, которые он записал как лидер различных коллективов: "New York Contemporary Five", "New York Art Quartet", "Cadentia ...
"То, как женщины охватывают губами мундштук саксофона, может, и сексапильно, но абсолютно непрофессионально. Да и потом: у них ведь трости все время в помаде!" Виталий ЯМУТЕЕВ (кларнет, тенор- и сопрано-саксофоны) родился 15 марта 1960 года в ...
Многое изменилось за 50 лет - с тех пор, как Бенни Голсон появился на джазовой сцене. Знаменитый тенор- саксофонист и автор многих незабываемых джазовых стандартов начал свою карьеру в 1951 году в бэнде Buffalo Bearcats под управлением Булла Моуза ...
Саксофонист и флейтист Карлос Уод (Carlos Ward) родился 1 мая 1940 года в Анконе (Панама). С 1953 по 1960 обучался игре на кларнете. В 1961 году был послан в составе военной миссии на американскую военную базу в Германии. Переезд в Европу ...
Вряд ли нужно специально представлять нашего сегодняшнего собеседника. Ян Гарбарек — попросту один из лидеров европейского джаза, а в 70-80-е годы — вероятнее всего, и вовсе единоличный лидер. И вот, благодаря содействию компании "Богема Мьюзик" и ...
От переводчика: Это интервью Саймон Саргсян из JazzBluesNews.Space взял у австрийской саксофонистки Мюриэль Гроссман в конце 2017 года. К этому времени вышел ее альбом Momentum, а Мюриэль уже работала над следующим проектом. Им стал альбом Golden ...