Анатолий Вапиров родился в 1947 в Бердянске, Украина. На саксофоне начал играть в 13 лет. В 1971 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу кларнета, а в 1979 — аспирантуру по классу саксофона. С 1976 по 1982 работал в Лениградской консерватории преподавателем классической игры на саксофоне и вел факультатив "Джазовый биг-бэнд". Вапиров был первым и единственным преподавателем советской консерватории, не скрывавшим своих связей с джазовым авангардом (к слову, начало джазовой биографии Сергея Курехина как пианиста было связано с ансамблем Анатолия Ванирова).
Вапиров — одна из ярких персон авангардизма в советском джазе, стоящая в одном ряду с культовыми фигурами Ганелина, Тарасова и Чекасина. Впрочем, не повторяя опальную судьбу большинства музыкантов-авангардистов, Вапиров даже в советские времена активно записывался на государственной фирме "Мелодия" и параллельно выпускал альбомы на Западе. С 1974 года Анатолием Вапировым записано и издано более 55 компакт-дисков, виниловых пластинок и кассет в России, Болгарии, Австрии, Великобритании, Германии, Дании, Италии, Швейцарии и США.
С I987 года Анатолий Вапиров живет в Варне (Болгария), с 1992 года является директором международного джазового фестиваля "Варненское лето", на который собирает со всей Европы музыкантов, играющих нестандартный джаз.
Музыкальные интересы Ваиирова всегда были необычайно широки: он играет мейнстрим в составе ансамбля "The Gold Years of Jazz", возглавляет варненский биг-бенд, пишет музыку для театров, балета, кино и симфонические произведения. Будучи ярким новоджазовым экспериментатором, одним из самых талантливых импровизаторов Европы, Вапиров всегда искал новые выразительные средства в джазе, новую форму. Он одним из первых решился на создание монументальных, почти симфонических но своему построению джазовых пьес, как, например, "Славянская мистерия" (1977), принесшая ему первую всесоюзную известность. Он сочинял джаз для саксофона со струнным квартетом и одним из первых не только в советском, но и в европейском джазе начал строить свои композиции целиком на основе переосмысленного и трансформированного фольклора разных народов. Авторитет Вапирова- саксофониста в европейском джазе очень высок. Многие критики, как, например Дмтрий Ухов, признают за ним "возможно, лучший в Восточной Европе звук, обостренное ощущение масштаба композиции и умение не только подбирать подходящих партнеров, но и дать всем им возможность полностью высказаться".
Про таких людей, как Анатолий Вапиров, говорят: "гражданин мира", "космополит", "человек без корней"... Болгарин по национальности, он родился в Бердянске, на Украине, учился и жил в Ленинграде, влюбился и женился в Ставрополе, и только двадцать лет назад осел на черноморском побережье Болгарии, своей исторической РоДины.
Вапиров — музыкант-пилигрим, с концертами и гастролями объездивший весь мир. Весь этот мир звучит в его музыке, в которой можно уловить чуть ли не все известные этнические мотивы, в которой Восток встречается с Западом, а Север звучит как Юг.
В интервью Вапиров любит признаваться, что живет сегодняшним, а не завтрашним днем, но при этом он никогда не отрекается от прошлого, и детально помнит чуть ли не каждый прожитый день. Так что слова "человек без корней" — это все-таки не про Вапирова!
Впервые в интервью журналу "Джаз-Квадрат" легендарный болгарский музыкант доверил нам свои "коренные" секреты, поведав историю своего рода и раскрыв корни своей музыки.
— По отцу я — болгарин. Наш род идет от болгар, что еще в 19 веке бежали от турецкого рабства. Село Генерал Инзово, откуда родом мои прапрапрадеды, находится во Фракии, рядом с городом Ямбол. Когда-то мои предки вместе со всем селом бежали из Болгарии от турков. Екатерина дала им земли в степях у Азовского моря. В то время болгары, которые приняли турецкое иго, жили нормально, а тех, кто восставал против, либо турки убивали, либо они сами бежали. Таких беглецов называли "хайдути" ("бандиты" по- болгарски). Так что я — потомок бандитов.
Мой отец умер, когда мне было три года. Когда в начале Второй мировой войны Сталин запретил брать в армию добровольцами представителей национальных меньшинств, мой отец умышленно потерял паспорт, чтобы получить новый, в котором в графе "национальность" записался как русский и ушел-таки добровольцем на фронт. Дойдя до Берлина в чине капитана, он получил ранение легких. Отец вернулся домой, женился на моей маме, я на свет появился, но он все болел и болел. Когда мне было полтора года, отец уехал в Киев лечиться в госпитале, и там умер...
Я отца не помню. И мать мне никогда не говорила о его истинной национальности, потому что в те годы — 50-е, 60-ые — в детей других национальностей у нас тыкали пальцами. Только когда я уже закончил консерваторию, мать призналась мне, что отец был болгарином. И что удивительно: еще не зная, что я кровный болгарин, на своей первой пластинке, выпущенной на фирме "Мелодия", я записал пьесу под названием "Болгарское рондо"!
Случайно?!
Теперь я понимаю, что не случайно. И что болгарская кровь во мне с годами все сильнее и сильнее играет! С годами голос крови зовет все сильнее. У меня все больше желание докопаться до корней своего рода....
Когда мать раскрыла мне тайну национальности отца, я стал искать свои корни: нашел сестер отца, своих двоюродных сестер. Самое интересное, что у одной из сестер отца я случайно увидел фотографию: в Крыму мой отец снят с ребенком на руках, но не со мной. Так я узнал, что у отца перед войной была другая семья, и была дочь — моя сводная сестра. Я начал ее искать. Я знал, что до войны они жили в Крыму. Но когда Крым освобождали, то за одну ночь всех татар и болгар согнали в вагоны и вывезли в Сибирь. Ну, как их найти!? Я ходил по этому крымскому поселку, зашел к бывшим соседям сестры и узнал, что соседка переписывалась с сестрой, когда та переехала в Тирасполь. И во время своего следующего концертного тура я отправился в Молдову и встретил-таки свою сводную сестру. Это была такая встреча в Кишиневе — вы просто себе представить не можете!
Так что когда в Ставрополе я встретил и полюбил свою будущую жену, узнав, что она болгарка, я даже не удивился.
Как пришло решение переехать жить в Болгарию?
Когда умерла моя мама, у меня никого родного не осталось в Союзе. Может быть, если бы я года два-три пожил еще в Ленинграде, то остался бы. Но в Болгарии жили родители жены, и когда ее отец попал в больницу, она поехала к нему, и сама заболела. Я должен был поехать к ним...
Я не член компартии, но перед отъездом я должен был пройти партийную комиссию, на которой меня спрашивали: 'Ты хочешь ехать в Болгарию, тогда скажи, кто президент Гондураса?" Бред! Так что я нисколько не жалею об отъезде. К тому же, когда я переехал в Болгарию, я ни минуты не чувствовал себя чужим человеком в этой стране.
Я приехал и уже через месяц получил приглашение из Берлина от моего приятеля, пианиста Ханнееа Цербе, в совместное турне, минуя Госконцерт. Мы откатали отличное турне по ГДР. Это были мои первые самостоятельные гастроли.
Первое время я жил в Софии. Но, однажды приехав на гастроли в Варну, получил предложение собрать там свой биг-бенд. Я — морской житель, и как всякий, рожденный у моря, без моря жить не могу. И попав в Варну, я сказал себе — вот мое место на земле. И вот уже 1б лет я живу в Варне.
Как сложилась после переезда ваша музыкальная карьера?
Обо мне писали, что я вломился в болгарскую музыкальную жизнь и все в ней переиначил. Болгарский джаз был и до меня, и после меня будет, но это был либо американский джаз в болгарском исполнении, либо болгарский фольклор с элементами джаза. И все! Когда я приехал, то болгарских партнеров в своих проектах начал провоцировать на исполнение спонтанной, импровизационной музыки. И некоторые из них потом создали свои ансамбли, стали известными. Мы долго играли с Теодосием Стасовым и Стояном Янкуловым в составе "Fairy Tale Trio", издали два диска в Европе. Я многое сделал в партнерстве с прекрасным болгарским пианистом Антонием Дончевым. Но, признаться, партнеров "для души и сердца" в Болгарии от силы один-два найдется. Поэтому я по сей день очень мало в Болгарии играю: только на своем фестивале (джазовый фестиваль "Варненское лето") и иногда кое-какие концерты но очень редко. По- тому что не с кем играть ту музыку, которую я хочу играть.
А какая в Болгарии джазовая публика?
Публика — отличная, особенно в Варне, потому что за двенадцать лет фестиваля мне удалось воспитать свою публику. Помню, два года назад я пригласил на фестиваль трио из Австрии, исполняющее современную музыку. И вот Варненский фестиваль, собрался полный зал, австрийцы начинают играть: трубач — ш-ш-ш-ш (и так десять минут), потому ударные — пам-пам, и опять трубач — ш- ш-ш. И так весь концерт, одна концептуальная музыка! Мы думали все, пропал концерт: в Софии, думаю, засвистели бы уже на пятой минуте и начали уходить из зала! Варненская публика выдержала весь концерт, все 50 минут! Правда, после ведущий концерта пошутил: 'Теперь я понимаю, почему Венгрия вышла из состава Австро-Венгерской империи!"
Кажется, почти в каждом своем проекте Вы используете болгарский фольклор?
Нет, наоборот, после того, как распалось наше "Fairy Tale Trio", где мы играли только чистую этнику с импровизационной музыкой, я сказал себе: "Все, период моего флирта с болгарским фольклором закончился!". Сегодня меня интересуют мелодии всего мира. Я использую балканские мотивы, турецкие, восточные и славянские — все вместе. Но это не фольклор в чистом виде, я не "цитирую". Я импровизирую, сочиняю мелодию в духе интонаций фольклора выбранного региона. Но это не чистый фольклор, не цитаты.
Как вы пишете музыку: ждете Музу, вдохновение?
Слово "вдохновение" для меня уже давно потеряло смысл. Вся моя музыка рождается из импровизации. Муза — понятие дилетантское. Это сознательная идеализация творческого процесса со стороны некоторых творцов. Я думаю, процесс творчества нельзя объяснить так банально, он состоит из тысячи элементов. Важен даже не сам процесс, а результат, путь к которому долог и неоднозначен. У меня лишь однажды случилось "вдохновение": проект "Макбет", вся его структура, идея — абсолютно все приснилось мне во сне.
Переходя к более земным материям, смею поинтересоваться: возможно ли сегодня в Болгарии зарабатывать на жизнь исполнением джаза?
Я никогда в жизни не играл в ресторане, никогда за всю свою долгую жизнь. Сейчас я директор фестиваля и имею круглогодичную зарплату. Я пишу музыку к фильмам, театральным постановкам, много концертирую, получаю гонорары за выступления. Кроме того, я член Союза композиторов Болгарии, пишу серьезную музыку. Только в прошлом году у меня было две премьеры на фестивале "Варненское лето" — старейшем музыкальном фестивале Европы, которому в этом году исполнится 77 лет. Я представил симфоническое произведение "Метаморфозы" и кантату на текст болгарского поэта Христо Смирненского. Это "болгарский Маяковский", трагически погибший в 1923 году. У него есть прозаическое произведение "Сказка о ступенях": эдакий Мефистофель и Фауст, история продажи души дьяволу. Эта тема .меня вдохновила на написание кантаты еще шесть лет назад. Но тогда у власти в Болгарии были демократы, ярые антикоммунисты, которые говорили мне: "Куда ты прешься с этой кантатой? Смирненский был коммунистом!". Кантата пролежала в столе, а два года назад премьер-ми- нистром Болгарии стал царь, а президентом — социалист. На первом заседании парламента книжечку со "Сказкой о ступенях" разложили по всем стульям в зале, и царь цитировал Смирненского в своей речи. Так что моя кантата неожиданно стала очень актуальной!
Я кормлю себя и свою семью своим творчеством. Деньги сверху не капают. Особенно тяжело в турах, когда за день проезжаешь 500 километров, а вечером играешь, а утром опять в путь. Для меня концерт — работа, а для тех, кто в зале — это должен быть праздник
Энергия идущая на концерте из зала для вас важна?
Очень! Знаете, музыка иногда получается интереснее, когда идет борьба за зал или даже сражение с ним. Сражаешься со звуком, с партнером... Однажды я даже с инструментом сражался! Помню, играю на сопрано- саксофоне и вижу, что у меня какая-то деталь отваливается от инструмента и летит прямо в щели между досками сцены. Я продолжаю играть. В антракте полез за деталью, нашел ее, но не смог приделать, и второе отделение проиграл на сломанном инструменте, буквально сражаясь с ним за каждый звук. Потом я этот саксофон целый день ремонтировал.
Но лучше всего, чтобы на сцене во всем была гармония. Для этого надо уметь управлять своим настроением. Одни делают это при помощи выпивки, я же не пью перед концертом. Для меня лучшее вдохновение перед концертом — это хороший звук на сцене. Это самое главное!
Вы так давно на джазовой сцене. Что есть, по-вашему, сегодняшний джаз?
Давно бытует мнение, что джаз в чистом виде — это американская музыка. Но это уже музей. И он меня не интересует. В моем понимании джаз обширнее, в него входят элементы, которые, может быть, с точки зрения классического джазмена не имеют к джазу никакого отношения. Но не может быть сегодня канонического определения джаза. Джаз — это джинн, которого американцы выпустили из бутылки, и он заполнил весь мир и стал жить своей собственной жизнью. Причем не одной: он живет жизнью английского авангарда, европейского джаза, восточнославянского и т.д. В 1967 (45 лет назад!) на Таллиннском фестивале, когда Уиллиса Коновера спросили: "Существует ли советский джаз?", он ответил: "Я считаю, что нет американского джаза, а есть джаз Колтрейна, Колмана, Паркера. Джаз личностей". Это очень важно! Но некоторые даже за прошедшие 45 лет этого так и не поняли. И считают, что вот это джаз, а это не джаз. Пусть считают...
Я думаю, что джаз сохранится в будущем только, если сегодня он воспримет этнику восточноевропейских и восточно-азиатских стран. И не просто воспримет, а будет создавать из нее новую музыку.
Будучи музыкантом и композитором, какую музыку вы сами слушаете?
Я почти ничего не слушаю. У меня нет времени. Кассеты музыкантов, которых я приглашаю на фестиваль, я слушаю у себя в машине или живьем на фестивале. Мне нравится авторская европейская музыка, но агрессивный английский авангард, я считаю, уже изжил себя. Это должны быть яркие личности, импровизаторы, играющие свою музыку. Таких я всегда рад видеть на сцене своего фестиваля.
По такому же принципу вы выбираете партнеров для совместных проектов?
Да. Но бывает, что музыкант интересный, он отлично играет свою программу, мне хочется помузицировать с ним вместе, но на сцене оказывается, что никакого контакта между нами нет. Контакт на сцене в импровизационной музыке — это редкий талант, которым обладают редкие единицы из тысяч джазовых музыкантов. Я за свою жизнь нашел всего пару таких партнеров: Пятрас Вишняускас, Витас Лабутис, Юрий Кузнецов и еще четыре-пять человек, с которым играешь, а после концерта, когда спрашивают, как долго вы репетировали, отвечаешь: "Всю жизнь!". Когда объясняешь людям, что вся эта музыка родилась прямо на сцене, не верят. Таких партнеров очень мало, но в последнее время я предпочитаю играть пусть реже, но только с ними.
Анастасия КОСТЮКОВИЧ
N. В. Материал подготовлен при содействии оргкомитета фестиваля "Vilnius Mama Jazz" и лично Юдиты Бартошевичене, Юраты Кучинскайте и Витаутаса Лабутиса
"То, как женщины охватывают губами мундштук саксофона, может, и сексапильно, но абсолютно непрофессионально. Да и потом: у них ведь трости все время в помаде!" Виталий ЯМУТЕЕВ (кларнет, тенор- и сопрано-саксофоны) родился 15 марта 1960 года в ...
Многое изменилось за 50 лет - с тех пор, как Бенни Голсон появился на джазовой сцене. Знаменитый тенор- саксофонист и автор многих незабываемых джазовых стандартов начал свою карьеру в 1951 году в бэнде Buffalo Bearcats под управлением Булла Моуза ...
Саксофонист и флейтист Карлос Уод (Carlos Ward) родился 1 мая 1940 года в Анконе (Панама). С 1953 по 1960 обучался игре на кларнете. В 1961 году был послан в составе военной миссии на американскую военную базу в Германии. Переезд в Европу ...
Вряд ли нужно специально представлять нашего сегодняшнего собеседника. Ян Гарбарек — попросту один из лидеров европейского джаза, а в 70-80-е годы — вероятнее всего, и вовсе единоличный лидер. И вот, благодаря содействию компании "Богема Мьюзик" и ...
От переводчика: Это интервью Саймон Саргсян из JazzBluesNews.Space взял у австрийской саксофонистки Мюриэль Гроссман в конце 2017 года. К этому времени вышел ее альбом Momentum, а Мюриэль уже работала над следующим проектом. Им стал альбом Golden ...
Это интервью было взято незадолго до смерти музыканта. Нью-йоркский трубач Кен Фрэдли (Кеn Fradley) встретился со своим кумиром на следующее утро после того, как Таррентайн участвовал в концерте памяти Милта Джексона. Стенли Тэррентайн выходит из ...
Большой неожиданностью на музыкальном рынке Польши в 2003 году стало появление очередного альбома Збигнева Намысловского, который называется незатейливо "Стандарты". Знаменитый польский саксофонист вообще редко, как исключение из правил, ...
Школа Беркли не нуждается в особом представлении. Попасть туда — мечта каждого начинающего джазовый путь музыканта. И все же у многих сложилось устойчивое мнение: нет необходимости долго учиться в бостонской школе. Вполне достаточно побывать месяца ...
Впервые с Алексеем Кругловым мы встретились на совместном выступлении. Презентовали авторскую программу – композиции Леши, его друзей и наставников, кое-что из моего… С первых же сыгранных нот стало понятно, что этот артист относится к творческому ...
Отсутствие информации о музыканте в широкой печати еще не означает его отсутствие или его несостоятельность. Армянский саксофонист Армен Уснунц яркий тому пример. Великолепный музыкант, талантливый педагог, одинаково хорошо исполняющий ...
Екатерина Рамжаева — саксофонист, композитор и преподаватель, бэнд-лидер ансамбля «Kate & Friends», а также выпускница престижнейшего музыкального колледжа США «Berklee College of Music» (Boston). Многочисленный призер и участник фестивалей ...
Игорь Бутман родился в 1961 году в Санкт-Петербурге (Ленинграде). В 11 лет начал играть на кларнете в детской музыкальной школе. В 1976 г. поступил в музыкальное училище им. Мусоргского по классу саксофона. Будучи студентом, играл в ансамбле Давида ...