nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Ежи Радлинский - Гражданин Джаз (часть 12, Был джаз и до вас )

Был джаз и до вас


В предыдущем разделе Читатель в какой-то степени познакомился с резонансом, вызванным в Польше появлением предвестника джаза в виде американизированной танцевальной музыки. Это стало поводом немного заглянуть в историю.

Распираемые радостью от успехов пионерского вояжа Курылевича в Штутгарт, «Врекерсов» в «логово льва» 421, Намысловского в Альбион 422 или Комеды в Скандинавию, гордые успехами наших среди самых лучших из европейского авангарда и… филармонического зала, мы часто забываем, что джаз в Польше зародился не с «Меломанами» Матушкевича, а что его корни уходят в далёкое, уже минувшее прошлое. Это звучит смешно, но, тем не менее, это факт: нашему любимчику, младшенькому, не десяток с лишним вёсен, а минуло… сорок.

Поэтому в этот раз вернёмся назад не к эпохе рождения лодзинских «Меломанов», а к временам зарождения их творчества. Проводником в нашей увлекательной экскурсии будет «ходячая энциклопедия польского джаза» – известный барабанщик и бэндлидер Мечислав Клецкий, бывший председатель секции музыкантов лёгкой музыки Профессионального Союза Работников Культуры и Искусства, а теперь её опекун и член президиума центрального правления Союза.

Варшава, Театральная площадь неподалеку от Нике 423. Соседство Оперы 424 и маленькое кафе с милым названием «То́ска» настраивают на музыкальные воспоминания.

– Итак, пан Мечислав, как же это на самом деле было «у колыбели»?

– Целиком в соответствии с учебником… политической экономии. Неумолимо действующее право конкуренции среди музыкантов и борьба рестораторов за клиента была причиной того, что выступающие на увеселительных площадках оркестры должны были каждый раз приспосабливаться к новым запросам публики и требованиям моды. К середине двадцатых годов Европой завладела мода на джаз, а точнее на то, что мы сегодня называем границей джаза и лёгкой музыки. Клиентуру ресторанов составляли зажиточные люди, разъезжающие по миру, которые за свои деньги у себя на родине требовали развлечений на уровне Парижа и Берлина. Чтобы удовлетворять их вкусам, серьезные заведения ангажировали заграничных солистов и оркестры. Они играли американский репертуар, имели оригинальные составы инструментов и современные аранжировки. Для музыкальной молодёжи эти ансамбли являлись предметами очарования, а для старших лабухов – образцом подражания, продиктованным необходимостью.

Уже в мои гимназические годы, то есть в 1927-31 г.г., экспансия джаза в Польше была довольно сильной. Предвестниками джаза были известные танцевальные оркестры Фреда Мелодиста, Гольда и Петербургского, а также Генриха Гольда, довольно обильно черпающие из репертуара и опыта американской лёгкой музыки. Однако первым профессиональным оркестром джазового характера был ансамбль Карасинского 425 и Каташека 426. Его слава датируется от Познаньской Всеобщей отечественной выставки 1928 года, во время которой он выступал в представительском павильоне в оригинальном для Польши составе трёх саксофонов, трубы и ритм-секции. Этот оркестр сыграл пионерскую роль в популяризации у нас диксиленда и чикагского стиля; в начале тридцатых годов он совершил знаменитое турне, положив начало – за двадцать с лишним лет до «Меломанов» Матушкевича – джазовому концертному движению в Польше. Состав ансамбля, который объехал все крупные города в стране, был следующим: Зигмунд Карасинский – сопрано-саксофон и альт-саксофон, Казимир Энглард – труба, альт и кларнет, Юлиан Халицкий – тенор-саксофон, Кола Весолов – сузафон и контрабас, Мулат Сэм Салвано – ударные и Шимон Каташек – фортепьяно. Настоящими звёздами импровизации в ансамбле были Халицкий и Карасинский. Этот оркестр я слышал в зале лодзинской филармонии за четверть века до гордо отмеченного в хронике дня 4 января 1958 года, считаемого многими началом «филармонической эры в польском джазе».

– Стало быть, Карасинский был когда-то тем, кем в пятидесятых годах был Матушкевич?

– До мельчайших подробностей. Однако Карасинскому было легче, нежели «Дудушу», так как на помощь к нему приходили многочисленные американские музыкальные фильмы и заграничные ансамбли, выступавшие в Польше. Большой популярностью в то время пользовались достопамятные первые звуковые фильмы: «Поющий шут» 427 и «Певец джаза» с Элом Джолсоном 428, «Корабль комедиантов» 429 с Полом Робсоном, «Король джаза» с Полом Уайтменом 430 и т.п., в особенности этот последний давал возможность знакомства с большим оркестром и многочисленной плеядой замечательных музыкантов – с такими, как Рей Бодук 431, Бад Фриман 432, Эдди Лэнг 433, Френки Трамбауэр 434, Джо Венути 435 и другими. Из заграничных ансамблей, которые мы имели возможность в то время слышать в нашей стране, огромное впечатление произвёл дважды гостивший у нас диксилендовый оркестр негритянского ревю «Шоколадные ребята» 436, а также несколько раз приезжавший к нам хор "Utica Jubilee Singers", в репертуаре которого преобладали спиричуэлс и блюзы.

– Имело ли тогдашнее джазовое движение размеры общественного явления?

– Иначе быть не могло, поскольку тогда в мире развлекательной музыки джаз был наиболее свежей и новой вещью, а средний возраст музыканта в первоклассном, марочном ансамбле составлял менее 25 лет. Молодые всегда были апостолами современности… Несмотря на то, что концертной деятельностью, то есть игрой исключительно для слушания, занимался только оркестр Карасинского и Каташека, был уже достаточно многочисленным отряд профессиональных музыкантов и любителей, игравших в начале тридцатых годов на танцах в новоорлеанском и чикагском стилях. В кругу профессиональных оркестров первенство держали "O’key Band" Леона Мительсбаха 437, "The Jolly Boys" братьев Хенрика и Станислава Спербер 438, "Wileńczycy", "The Speedy Boys" Леопольда Баффина, "The Rosner Players" известного скрипача Германа Рознера и "Sam Wainroth Syncopators" 439. Все играли главным образом американские и английские композиции и находились на относительно высоком художественном уровне; в каждом имелся, по крайней мере, один хороший импровизатор. Наиболее джазовым ансамблем без сомнения был "Wileńczycy" замечательного альтиста Леонарда Илговского, который собрал состав из самых звёзд музыкального ремесла и импровизации; легенды об их игре уже ходили здесь ещё до отъезда их в Варшаву.

Многочисленной была также среда любителей, объединяющая гимназическую и студенческую молодёжь. Центром любительского джаза, как и после последней войны, был Краков. Тамошние оркестры: "The King Jazz" Леопольда Карпфа, "Banda" Станислава Ландау 440 и "Szał" («Страсть») 441 приобрели большую известность и большую группу сторонников; все со временем стали профессионалами. Наибольшей славой пользовалась «Страсть» Бобера и Хабера; опекуном и аранжировщиком «Страсти» был Ежи Герт 442. Оркестр стартовал в составе: Курт Шварцер на кларнете, альте и баритоне, Зджислав Готлиб на кларнете, альте и скрипке, Зигмунд Хаар – на кларнете, теноре и скрипке, Франчишек Гуркевич 443 – на трубе, Стефан Бобер, который был также вокалистом ансамбля, – на гитаре и банджо, Леопольд Хаар 444 – на барабанах и Леопольд Хабер – на фортепьяно. (В этом кругу только Гуркевич и Шварцер были профессиональными музыкантами). «Страсть» с успехом дебютировал в львовском «Бристоле» в 1933 году, после этого завладел краковской «Богемой» и стал любимцем публики. С ним играли самые выдающиеся джазмены того времени: альтисты Леонард Илговский и Юзеф Клоновский, тенорист Владислав Ковальчик, тромбонист Станислав Гайдечка, феноменальный мультиинструменталист Мечислав Хартенберг и другие. Кроме Кракова любительское джазовое движение успешно развивалось в Силезии и в Лодзи. В Силезии наиболее известными были оркестры: "Melody Maker" Яна Потока, в котором играл более поздний столп джаз-клуба варшавской YMCA, а сейчас член биг бенда на радио п/у Курылевича – Альберт Праделла 445, а также руководимый Адамом Поляковским ансамбль текстильной школы в Бельске. В Лодзи тон задавали ученические ансамбли при гимназиях имени ксёндза Скорупки и Объединения Торговцев, куда входил и я. В профессионализированной столице выделялся только академический оркестр братьев Бродзинских – трубача Веслава, студента политехнического института, и тенориста Стефана, медика.

– Что подтолкнуло вас уже в гимназические годы заинтересоваться джазом?

– Я рано начал интересоваться музыкой. Воспитываясь в климате, созданном американскими музыкальными фильмами, заграничными пластинками и исполняющими джаз отечественными ансамблями, во время кульминационной популярности "Saint Louis Blues", "Dinah", "Bye, Bye Blues", "The Sheik of Araby", "Body and Soul", "Lazy Bounce" и "Tiger Rag", я поддался, как и большинство моих ровесников, чарам джаза. Как музыкант я делал первые шаги в гимназическом "Textil Boys" 446, лидером которого была гордость Гимназии Объединения Торговцев – талантливый альтист Виктор Экерсдорф; мы выступали на школьных вечеринках и украшали балы, устраиваемые нашими матерями в благотворительных целях. В 1931 году после выпускных экзаменов я выехал с группой коллег во Францию. В Клемон-Ферра, где я учился, мы организовали руководимый мною студенческий ансамбль "Mickey Boys". В 1933-35 г.г., во время каникул, мы играли на танцах в уик-энд'овом местечке «Колонна». В построенном для нас павильоне, названным «Колоннадой», мы часто организовывали ночные джем-сэшн с участием многих джазовых знаменитостей, пребывавших в то время в Лодзи; им придавали блеск своей игрой известные в то время импровизаторы, в частности Эдди Рознер 447, Мэни Фришер, Джо Шварцштейн, Адам Булковский, Богдан Наперальский и Зигмунд Берланд.

– А когда вы вернулись после учёбы на родину?

– Как это часто бывает в жизни, я изучал химию, фортепьяно и саксофон, чтобы стать профессиональным… барабанщиком. Войдя во вкус в «Колоннаде» в профессии музыканта танцевального оркестра, я отказался от окончания политехнического института и консерватории, а, следовательно, и от инженерной или филармонической карьеры и, вернувшись в Лодзь, начал работать в ансамбле "O’key Band". Моё возвращение на родину пришлось на период весьма интенсивного развития джазовой жизни, которому поспособствовал фашистский переворот в Германии. После 1933 года из Германии в Польшу эмигрировало множество музыкантов-евреев, среди них замечательные трубачи – Мани Фишер и Эдди Рознер, тенорист Бобби Фидлер, известный барабанщик Джо Шварцштейн, саксофонисты Эрик и Эрвин Вольфейлеры, певец Лотар Лампель, известный свингующий скрипач Аркадий Флато со своим оркестром и т.д. Это были музыканты очень высокого уровня; их приезд повлёк значительное оживление польского джазового сообщества и способствовал – что легко объяснить в условиях конкуренции – быстрому профессиональному и стилистическому совершенствованию отечественных ансамблей. В то же время появилось так называемое первое поколение джазовых функционеров во главе с Яниной «Джеки» Ротвандувной, а также коммерсантами братьями Болеславом и Яцеком Куликами и Хенриком Лебендигером. Благодаря им, в Польшу поступало огромное количество инструментов, нот, «аранжировок», профессиональных журналов и пластинок.

Колоссальное влияние на вид и уровень творимой нашими оркестрами музыки оказывали пластинки. Успех заграничных пластинок являлся стимулом для отечественных заводов; в 1933 году варшавская «Сирена» 448 закупила в Штатах 30 матриц и выпустила серию оригинальных джазовых звукозаписей "Syrena American Record", а вслед за ней пошли «Одеон» и филиал «Коламбии».

Прежде чем фильм Гудмена «Отель Голливуд» 449 положил в Польше начало эпохе стиля свинг и обожания биг бэнда, в течение двух лет господствовала эра Эдди Рознера. Вскоре после приезда он создал оркестр, который был недостижимым образцом для других ансамблей. В нём выступали выдающиеся музыканты: Рознер на трубе, Тони Левитин и Густав Виренберг – на альтовых саксофонах, Бобби Фидлер – на теноровом саксофоне, Станислав Пецух – на тромбоне и контрабасе, Шимон Хелишковский – на барабанах и вокалист Лотар Лампель. Краковская «Богема», в которой стартовал ансамбль, стала вскоре раем меломанов, настоящим концертным залом, истинные любители джаза не отваживались танцевать, когда играл Рознер. Эдди аранжировал специально для своего ансамбля. Он был блестящим музыкантом и смелым новатором; его оркестр часто поражал слушателей новым, оригинальным составом инструментов. В 1935 году, кажется, он выступил в составе: четыре трубы, тенор и ритм-секция. В этом составе с участием Аржевского и Халицкого он выступал в Париже и Монте Карло, где произвёл не меньшую сенсацию, нежели в Польше. В 1937 году Рознер вновь реорганизовал ансамбль по образцу свингового биг бэнда и выступил с ним в "Palais de Dance" на Рымарской улице. В 1938 и 1939 годах он играл в Лодзи, в кафе летнего сада со специально выстроенной для его оркестра неким предпринимателем концертной раковиной.

– И вот так добрели мы до «нашего времени».

– В 1937 году, когда я переехал в Варшаву, в Польше началось господство свингового стиля. Этому способствовали, прежде всего, американские музыкальные фильмы во главе с уже упоминавшимся "Hollywood Hotel", в котором Гудмен выступил в том же самом составе, что и во время исторического концерта в Карнеги Холл. Следовательно, польские музыканты и меломаны имели возможность видеть и слушать один из самых известных свинговых оркестров в его первом составе – с альтистом Хими Шерцером и Тулсом Монделлом, тенористами Бадом Фрименом и Адрианом Роллини, трубачами Гарри Джеймсом и Зигги Элманом с Бобом Цурке и Джином Крупой и т.д. Мощный приток американских фильмов, нот и пластинок послужил причиной тому, что такой же огромной популярностью, как Гудмен, пользовались у нас оркестры Дюка Эллингтона, Каунта Бэйси, Джимми Лансфорда, Эрла Хайнса, Лаки Миллиндера, Арти Шоу, Глена Грея, братьев Дорси и Чика Уэбба, благодаря которому мы познакомились с Эллой, а из малых – ансамбли Армстронга, Вуди Германа и Рэда Николса. Большой успех имели также английские ансамбли Рэя Фокса, Ната Гонелли и Джо Даниэлса, а также квартет "Hot Club de France" с Джанго Рейнхардтом и Стефаном Грапелли. Отражением постоянно повышающегося интереса публики, особенно молодой, к джазу был рост количества и уровня отечественных ансамблей.

В годы, непосредственно предшествующие войне, а, следовательно, в начальной стадии польского свинга, к наилучшим джазовым оркестрам относились ансамбли Эдди Рознера, Романа Мессинга 450, поразительного мультиинструменталиста Ала Тумеля, Франчишка Витковского 451, «Страсть» и "The Jolly Boys". Особое место в этом пантеоне звёзд занимал ансамбль Витковского, который выступил с очень амбициозной программой в «Кафе Клубе» и быстро приобрёл репутацию первого оркестра в стране. По существу, это был не джазовый, но превосходно свингующий танцевальный оркестр, играющий так называемый sweet jazz 452 в собственных аранжировках. Коллектив представляли молодые и очень способные музыканты: трубач Михал Дидык, альтист Витковский, тенорист Тадеуш Эзельсон, альтист и виброфонист Леон Хенриковский, а также пианист Ежи Рознер. Позже с ними играли: пианист Леон Померанц, барабанщик Славомир Смуга, а также Хенрик Коган и Станислав Пьецух, из которых каждый играл на тромбоне и контрабасе. Оркестр этот отличался наивысшим исполнительским классом, а его члены – матёрые джазмены – на еженощных джемах после завершения программы производили фурор как импровизаторы. Кроме «Кафе Клуба», в который тянулись из-за ансамбля Витковского, наиболее посещаемыми любителями джаза были "FF" и "Palais de Danse", где ежегодно происходили «файфы» 453, а уж настоящей меккой джаза была «Эспланада» – первый джазовый погребок, ангажирующий, как правило, наилучшие отечественные ансамбли. В «Эспланаде» выступали известные биг бэнды Эдди Рознера и Тумеля, а также чудесный квинтет известного композитора, аранжировщика и пианиста Станислава Белзацкого с Брониславом Стасяком на трубе, Алом Тумелем на теноре, Збигневом Померанским на контрабасе и Филиппом Голдбергом на барабанах. Сюда приходили после работы музыканты, играющие в других точках, и каждую ночь участвовали в джем-сешнз.

– Пока взрыв войны не положил конец динамичной джазовой жизни.

– Нет, в том и состоит парадокс истории. Кино и театры были для поляков практически недоступны, следовательно, единственным развлечением осталась музыка. Музыка для слушания. Введённый немцами запрет танцев послужил причиной тому, что танцевальные до тех пор оркестры превратились в концертирующие. Такая форма музицирования побуждала к игре, способной удовлетворить эстетические потребности слушателей, а дополнительным стимулом были устраиваемые конкурсы ансамблей. Общество музыкантов, разумеется, уменьшилось: ансамбль Витковского война застала на Всемирной Выставке в Нью-Йорке; ансамбли Эдди Рознера, Зигмунта Карашинского и Хенрика Варса выехали на Восток прежде, чем пришли немцы, других постигли репрессии оккупантов. Оставшиеся, однако, занимались необыкновенно богатой художественной деятельностью. В "FF" играл чудесный состав Ала Тумеля: Владислав Фигель на трубе, Богдан Наперальский на фортепьяно, Збигнев Померанский на контрабасе и я на барабанах. В театре «Голубой Мотылёк» выступал биг бэнд Бронислава Стасяка, в "Palais de Danse" – Мулата Джорджа Скотта, в "Watrz"е, "Bagatel"и, «Хамелеоне» выступали с концертами ансамбли братьев Броджинских, Фигеля, Обрембского и Микутовского. Также и в гетто, где нашлись многие музыканты во главе с Бобби Фидлером 454 и Артуром Гольдом 455, имели место джазовые концерты. В 1941 году, после того, как Стасяка увезли в Освенцим, я организовал из музыкантов его ансамбля «Золотую семёрку», состоявшую из трёх саксофонов, двух труб, барабанов и фортепьяно, на котором играл известный композитор и аранжировщик Веслав Махан 456. Большую активность в столице развивал так же великолепный саксофонист Чарльз Бовери 457, который с биг бэндом Бобки Брайана в 1942 году приехал в Польшу и здесь остался; он имел свой ансамбль определённо джазового профиля и воспитал ряд известных музыкантов с Юлианом Сковронским во главе.

Огромным благом была для нас в тот тяжкий период деятельность прекрасных фэнов: Кароля Бухольца, итальянца Тадеуша Флориана и Влодзимежа Венжыка, которые делали доступными для нас свои дискотеки, а также облегчали добывание нот и профессиональной литературы… Большим центром джаза был также во время оккупации Краков; в «Казанове» и «Фениксе» играли блестящие джазмены: Казимеж Туревич, Владислав Ковальчик, Збигнев Врубель, Мариан Пуц, Станислав Швидерек и другие.

– Восстание 458 застало Вас в столице?

– Нет. В 1943 году я перебрался в Люблин, где тотчас после освобождения вступил в армию. Однако и в мундире я не потерял контакт с любимой музыкой. Ещё до того, как была освобождена вся страна, я создал в Люблине музыкальный ансамбль биг-бэндового типа под эгидой Главного Политико-Воспитательного Управления Польской Армии; аранжировал для нас Мечислав Харрис. В известных музыкальных передачах, транслируемых люблинской радиостанцией, помещавшейся в железнодорожном вагоне, была также «Четверть часа джаза». Эту часть передачи заполняла «Наша семёрка», в состав которой входили: кларнетист Тадеуш Мюнх, саксофонист Матеуш Малве, скрипач Юзеф Червинский, гитарист Станислав Хромцевич, пианист Стефан Рембовский, контрабасист Максимилиан Бомковский и я.

Как художественно-эстрадная бригада Главного Политико-Воспитательного Управления мы совершали объезд фронтов и давали концерты для солдат и гражданского населения; в частности, мы приняли участие в первом джазовом концерте в освобождённой Праге 459.

Сразу после перемещения линии фронта на Запад наступил ренессанс джазовой жизни. В Кракове тон задавали Туревич, Врубель и Владислав Фигель, в Лодзи – оркестры братьев Даниеля и Влодзимежа Лопатовских, а также братьев Харрис. Один из Харрисов, Альберт, был автором незыбываемой «Песни о моей Варшаве». Той Варшаве, на руинах которой первым начал культивировать синкопированную музыку наиболее заслуженный для польского джаза чех – Чарльз Бовери. Но это уже новейшая история, периода зрелости, а я ведь являюсь «специалистом» исключительно младенческого возраста польского джаза…

421 Англия.
422 Образное обозначение Англии.
423 "Nike" – памятник, изображающий античную богиню победы Нике. Посвящён памяти «Героев Варшавы 1939-1945». С 1964 г. стоял в Варшаве на Театральной площади. С 1997 г. – неподалёку от Старого Города.
424 Teatr Wielki – Opera Narodowa (рус. «Большой театр — Национальная опера») – находится на Театральной площади Варшавы с 1883 г. Был полностью уничтожен немцами в период Второй мировой войны, восстановлен в 1965 году.
425 Зигмунд Карасинский (польск. Zygmunt Karasiński; 1898-1973) – польский композитор, пианист, скрипач, аранжировщик, композитор, автор текстов песен, пионер польского джаза.
426 Шимон Каташек (польск. Szymon Kataszek;1898-1943) — польский композитор, пианист, аранжировщик, пионер польского джаза.
427 Англ. "The Singing Fool", польск. "Śpiewający błazen" – американский фильм (1928) режиссёра Ллойда Бэйкона.
428 Англ. "The Jazz Singer", польск. "Śpiewak jazzbandu" – американский музыкальный фильм (1927) режиссёра Алана Кросланда. Снявшийся в главной роли Эл Джолсон исполнил шесть музыкальных номеров.
429 Англ. "Show Boat", польск. "Statek komediantów"– американский музыкальный фильм (1936) режиссёра Джеймса Уэйла, музыка Джерома Керна.
430 Англ. "King of Jazz", польск. "Król jazzu"– американский музыкальный фильм (1930) режиссёры Джон Мюррей Андерсон и Пал Фейош. В фильме снялся Пол Уайтмен и его оркестр. В нескольких сценах фильма участвовало вокальное трио "Rhythm Boys": Бинг Кросби, Эл Ринкер и Харри Баррис.
431 Ray Bauduc (1906-1988) – американский джазовый барабанщик больше известный работой в оркестре Боба Кросби (George Robert "Bob" Crosby; 1913-1993 – американский свинговый певец и руководитель диксиленда). 432 Lawrence "Bud" Freeman (1906-1991) – американский джазовый тенор-саксофонист и кларнетист, руководитель оркестра, композитор. Один из самых влиятельных и значимых джазовых тенор-саксофонистов эры свинга.
433 Eddie Lang (имя при рождении Salvatore Massaro, известен также как Blind Willie Dunn; 1902-1933) – американский «отец джазовой гитары», первый джазовый солирующий гитарист-виртуоз, скрипач, банджист.
434 Orie Frank ("Frankie" или "Tram") Trumbauer (1901-1956) – один из ведущих американских джазовых саксофонистов 20-е и 30-е г.г. В 1920-е гг. играл на саксофоне в строе «до», звучание которого между альт- и тенор-саксофоном.
435 Giuseppe ‘Joe’ Venuti (1903-1978) -американский джазовый скрипач, руководитель ансамбля, «отец джазовой скрипки».
436 „The Chocolate Kids" – американская негритянская оперетта.
437 Leon Mitelsbach – польский пианист, руководитель оркестра.
438 Henryk Sperber – польский джазовый саксофонист и певец. Stanisław Sperber – польский скрипач и певец.
439 Sam Wainroth – польский скрипач, джазовый музыкант.
440 Stanisław Landau (1912-1992) – польский композитор, пианист, певец, автор текстов песен, дирижёр. Перед Второй Мировой Войной Руководил в Кракове танцевальным джазовым оркестром "Banda", с которым сделал серию звукозаписей для фирмы „Syrena Record". После начала войны был в России членом оркестра Эдди Рознера.
441 „Szał" – русск. «Страсть», «Безумство».
442 Jerzy Gert (наст. имя Józef Gärtner; 1908-1968) – польский дирижер и композитор. Один из наиболее известных музыкантов Польши первых послевоенных лет благодаря Польскому Радио, на волнах которого практически ежедневно звучал оркестр Герта.
443 Franciszek Górkiewicz (1907-1989) – польский джазовый трубач. Дебютировал профессионально ещё до войны, играл в оркестрах Эдди Рознера и Генриха Варса.
444 Leopold Haar (имя при рождении Chaskiel Springer, известен под псевдонимами Leopold Haar и Poli Haar; 1910-1954) – польский музыкант, график и декоратор, автор текстов песен. В студенческие годы Леопольд с братом Зигмундом создали Академический Оркестр „Szał".
445 Albert Pradella – польский джазовый тенор-саксофонист.
446 "Textile Boys" (в оригинале "Textil Boys") – англ. «Текстильные ребята».
447 Ady Rosner (Эдди Рознер, Адольф Эдуард Рознер, Адольф Игнатьевич Рознер, Эдди Игнацы Рознер, Eddie Rosner; 1910-1976) — джазовый трубач, скрипач, дирижер, композитор и аранжировщик. Польский и советский джазовый музыкант, которого в разных источниках называли «Белый Луи Армстронг» или «Польский Луи Армстронг».
448 Syrena Rekord – один из первых лейблов звукозаписи Польши: 1904-1908 г.г. – «Сирена грандъ рекордъ»; 1908-1912 г.г. – "Syrena Rekord"; 1912-1939 г.г. – «Syrena-Electro».
449 "Hollywood Hotel" (1937 г.) – американский фильм Басби Беркли с участием оркестра Бенни Гудмена.
450 Roman Messing (1910-1991) – пионер польского джаза, скрипач и руководитель оркестра. Некоторое время работал в России с оркестром Эдди Рознера.
451 Franciszek Witkowski – польский джазовый кларнетист, саксофонист, руководитель оркестра.
452 Sweet jazz (от англ. sweet – приятный,благозвучный) – музыка преимущественно танцевального характера, с некоторыми средствами выразительности джаза.
453 Fajf (от англ. "five o’ clock") – джазовое мероприятие, название которого идёт от первых неофициальных джем-сешнз, организуемых Леопольдом Тырмандом и называемых «джазовыми файфами».
454 Bobi Fiedler (?-1942, погиб во время Холокоста) – польский джазовый саксофонист.
455 Artur Gold (1897-1943, погиб во время Холокоста) – польский скрипач и композитор танцевальной музыки. 456 Wiesław Machan (1909-1993) – известный польский мультиинструменталист, композитор, аранжировщик, дирижер, разработчик музыкальных инструментов.
457 Charles Bovery (наст. имя Karel Nejdely или Karol Najdl) – чешский теноровый саксофонист, скрипач, вокалист, руководитель оркестра. В 1942-58 г.г. играл в Польше в развлекательных и джазовых оркестрах.
458 Имеется ввиду Варшавское восстание – восстание против нацистских оккупантов в Варшаве с 1 августа по 2 октября 1944 года.
459 Praga – исторический район польской столицы – предместье Варшавы. Расположен на правом берегу Вислы.

Перевод с польского, комментарии и примечания: Георгий Искендеров (Россия, Москва, 1974 г., 2014 г.)
Литературный редактор: Михаил Кулль (Израиль, Иехуд, 2014 г.)


стиль
джаз
страна
Польша


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела проза

  • стиль: джаз
Представляется уместным в книге под названием Jazz Anecdotes одну главу посвятить слову «джаз» как таковому. Попыток дать точное определение этого слова было множество, но ни одна из них не была успешной. Некоторые исследователи обнаружили его корни ...
  • стиль: джаз
Лишь немногие музыканты обходились без учителей или наставников. Если человек не получил даже школьного образования, всегда находился кто-то, кто помогал ему пойти по пути настоящего джаза. Вот таких людей было немало. Благодарные джазмены охотно ...
  • стиль: джаз
Фортепиано – важный элемент большинства джазовых составов, но джазовые пианисты считают удачей, если им попадается приличный инструмент там, где они работают. Ведь на уход за фортепиано требуются деньги. Необходимо регулярное техническое ...
    «ДиКое дело!» (смачно, с упором на каждое слово, с некоторой задержкой на «К»). Так резюмировал всякую невероятную сцену, чрезвычайную ситуацию, «дикий» случай Юрий Верменич (1934-2016) – российский джазовый публицист, критик, историк, педагог, ...
    • стиль: джаз
    От редакции: благодаря любезности составителей сборника Альманах «Эрмитаж». JAZZ: серьезное и курьезное", мы получили возможность познакомить и наших читателей с главами из книги американского контрабасиста Билла Кроу Jazz Anecdotes, составляющими ...
    • стиль: джаз, джаз
    Исполнитель и композитор музыку делают. Лейблы записывают ее, издают альбомы. Мы, коллекционеры, по­купаем компакт-диски. Но есть еще люди, которые нам помогают, предлагают вы­брать то или иное, советуют. Мы, конечно, решаем сами, но часто ...
    • стиль: джаз, джаз
    Да, у нас не Америка и не Европа — настоящие любители музыки ста­раются купить люби­мые альбомы не в су­пермаркете и даже не в специализированном магазине, а у хорошего надежного знакомого, который и что-то расскажет-посоветует, и личное мнение ...
    • стиль: джаз
    ПРЕДИСЛОВИЕ Книга, которую вы держите в руках, уникальна. Известный джазмен, музыкант и исполнитель Валерий Сергеевич Кацнельсон, сменив привычную ему музыкальную стезю на неизведанную им дотоле писательско-публицистическую, создал, неожиданно, ...
    • стиль: джаз
    ГЛАВА 5. НАСТОЯЩИЙ ДЖАЗ А между тем назревали большие перемены. Отец Саши Банных был военнослужащий. Его перевели на новое место назначения, и семья переехала в Воронеж. Пришлось искать трубача на замену Саши, и наш кружок разомкнулся. Нашли двоих. ...
    • стиль: джаз
    ГЛАВА 9. «ДЖАЗ 68» 1967 год стал для меня годом сближения с группой музыкантов — приверженцев джазовой традиции, идейным лидером которой был Виталий Клейнот. Я поигрывал с такими музыкантами, как Ваня Васенин, Миша Брансбург, Леша Исплатовский и др. ...
      ГЛАВА 15. «ОКТЯБРЬ» Очная форма обучения занимала много времени, и его хватало только на семью, работу и учебу. Участие в джазовой жизни ограничивалось посещением концертов и других мероприятий, поиграть удавалось нечасто. Работа в ансамбле ...
      • стиль: джаз
      ГЛАВА 19. «ОГНИ МОСКВЫ» Ансамбль, с которым я выехал в поездку, назывался «Огни Москвы» и был создан при композиторе Оскаре Фельцмане, который и являлся его художественным руководителем. Сам композитор был не очень молод и не особенно заинтересован ...
      © 2012-2024 Jazz-квадрат
                                    

      Сайт работает на платформе Nestorclub.com