Всего лишь вторая за все годы издания «Jazz - Квадрата» встреча с очень известным и ценимым как в Европе, так и в Штатах венгерским гитаристом Ференцом Шнетбергером. Первая состоялась в № 5/98 и тоже на альбоме мюнхенского лэйбла Enja.
Учитывая цыганское происхождение Ференца, легче всего было бы отнести его творчество к gypsy jazz и броситься отыскивать взаимосвязи его музыки с другими великими цыганскими гитаристами, в первую очередь с Джанго Рейнхардтом. Но, на мой взгляд, это было бы неправдой. Вернее — не всей правдой.
Музыка Шнетбергера значительно шире этнических рамок, хотя и от национального наследия он не отказывается. Ференц — в первую очередь импровизатор или даже так: Импровизатор Божьей милостью. И его фантазия вбирает в себя любые темы и мелодии, любые стили и национальные традиции, все, когда-либо им услышанное и осевшее в памяти. Именно поэтому он непредсказуем и стремителен: от танго (Fantasia Alla Tango) к восточным напевам (Song To The East), а потом к родным цыганским мелодиям (Gypsy). Почти весь альбом построен на пьесах, сочиненных самим музыкантом и даже вещи формально чужие, вроде заигранного, казалось бы, до последней ноты стандарта Autumn Leaves, в исполнении Шнетбергера обретают неожиданные, не услышанные, недооцененные раньше импровизационные возможности. Заканчивается же альбом Шнетбергера пьесой самого любимого его композитора —Kunst Der Fuge (Contrapunctus 1) Баха. К его творчеству музыкант относится с особым пиететом и крайне редко отваживается на импровизации на его темы, что делает данный альбом особенно любопытным.
Ференц Шнетбергер обладает редким даром: он способен излагать свои мысли без слов, его гитара красноречивее и убедительнее очень многих косноязычных homo sapiens. Вот только в этом альбоме в ее голосе больше грусти и горечи: Balance Ференц посвятил памяти своего отца и учителя, Роберта Шнетбергера (1929-2002), ушедшего из жизни незадолго до того, как работа над альбомом была завершена.
© & (p) 2002 Enja
9 tks / 60 mins
(F.Snetberger - solo g;)
Леонид АУСКЕРН