Всего лишь вторая за все годы издания «Jazz - Квадрата» встреча с очень известным и ценимым как в Европе, так и в Штатах венгерским гитаристом Ференцом Шнетбергером. Первая состоялась в № 5/98 и тоже на альбоме мюнхенского лэйбла Enja.
Учитывая цыганское происхождение Ференца, легче всего было бы отнести его творчество к gypsy jazz и броситься отыскивать взаимосвязи его музыки с другими великими цыганскими гитаристами, в первую очередь с Джанго Рейнхардтом. Но, на мой взгляд, это было бы неправдой. Вернее — не всей правдой.
Музыка Шнетбергера значительно шире этнических рамок, хотя и от национального наследия он не отказывается. Ференц — в первую очередь импровизатор или даже так: Импровизатор Божьей милостью. И его фантазия вбирает в себя любые темы и мелодии, любые стили и национальные традиции, все, когда-либо им услышанное и осевшее в памяти. Именно поэтому он непредсказуем и стремителен: от танго (Fantasia Alla Tango) к восточным напевам (Song To The East), а потом к родным цыганским мелодиям (Gypsy). Почти весь альбом построен на пьесах, сочиненных самим музыкантом и даже вещи формально чужие, вроде заигранного, казалось бы, до последней ноты стандарта Autumn Leaves, в исполнении Шнетбергера обретают неожиданные, не услышанные, недооцененные раньше импровизационные возможности. Заканчивается же альбом Шнетбергера пьесой самого любимого его композитора —Kunst Der Fuge (Contrapunctus 1) Баха. К его творчеству музыкант относится с особым пиететом и крайне редко отваживается на импровизации на его темы, что делает данный альбом особенно любопытным.
Ференц Шнетбергер обладает редким даром: он способен излагать свои мысли без слов, его гитара красноречивее и убедительнее очень многих косноязычных homo sapiens. Вот только в этом альбоме в ее голосе больше грусти и горечи: Balance Ференц посвятил памяти своего отца и учителя, Роберта Шнетбергера (1929-2002), ушедшего из жизни незадолго до того, как работа над альбомом была завершена.
Едва появившись, новый альбом Кассандры Уилсон был немедленно номинирован Ассоциацией джазовых журналистов на звание «диск года». При этом материал альбома практически ничего нового не содержит. Допускаю, что именно поэтому он и попал в ...
Как говорит один из участников дуэта Фил Уиггинс: "Люди часто автоматически ассоциируют блюз с депрессией и печалью. Но ведь на самом деле блюз поднимает настроение, омолаживает вас, вселяет бодрость духа. А если вам плохо, то блюз лечит и ...
Чарлз Ллойд посвятил этот двойной альбом памяти жертв 11 сентября в Нью-Йорке. Здесь сплелись воедино традиционные американские мелодии, джазовые стандарты, сочинения самого Ллойда, аранжировки известных песен протеста, гимнов и т.п. Альбом к ...
Чарлз Ллойд посвятил этот двойной альбом памяти жертв 11 сентября в Нью-Йорке. Здесь сплелись воедино традиционные американские мелодии, джазовые стандарты, сочинения самого Ллойда, аранжировки известных песен протеста, гимнов и т.п. Альбом к ...
Творчество замечательного американского саксофониста Чарли Мариано принято условно разделять на два крупных этапа: первый, длившийся приблизительно с конца сороковых годов до начала шестидесятых, когда Мариано, молодой саксофонист паркеровской ...
Charlie Musselwhite вырос в Мемфисе, в этом, возможно, самом главном музыкальном центре США. Эмоции и дух Мемфиса выражены в коллекции песен альбома One Night in America. Музыка этого альбома состоит из легко сменяющих друг друга стилей, на нем ...
Да, это тот самый Крис Ри, автор и исполнитель красивых, сладких баллад, певец с шикарным низким голосом. Парадокс в том, что этот его альбом действительно блюзовый. Причем блюзовый в смысле корневой, традиционный, с изрядной примесью госпел — ...
Крис Томас Кинг опять пытается выйти за границы блюза, сохраняя при этом хотя бы часть блюзового содержания. На это раз направлением его движения стал хип-хоп, также "черная" музыка, но требующая несколько иной ментальности. Блюз интравертен, ...
Чак Редд играет не только на вибрафоне, но и на ударных инструментах. Это музыкант среднего поколения (р.1959 г.), тяготеющий к мэйнстриму и джазовой традиции и немало в том преуспевший. Чак работал с очень многими ...
Второй альбом переехавшей в Штаты чилийской певицы Клаудии Акунья. О его предшественнике мы уже писали в № 5-6/2000. Заняв определенную нишу на рынке, Клаудиа продолжает ее благоустраивать. Ничего принципиально нового я в этой работе не услышал, ...
Мощный, темповый, ритмически изобретательный альбом современного блюз-рока. Или, скорее, рок- блюза. В этой музыке больше грува от рока, чем от блюза. Поэтому диск имеет все шансы стать еще более раскупаемым, чем предыдущий, Suspition — на ...
Кори Харрис, пожалуй, наиболее удачно из всех молодых блюзовых новаторов "заливает в одну форму" блюз, сoул, рок, фанк, хип-хоп, фолк, госпел и еще бог знает что. Причем чем дальше, тем больше. Вот и в его последнем проекте все 18 треков опираются ...