Всего лишь вторая за все годы издания «Jazz - Квадрата» встреча с очень известным и ценимым как в Европе, так и в Штатах венгерским гитаристом Ференцом Шнетбергером. Первая состоялась в № 5/98 и тоже на альбоме мюнхенского лэйбла Enja.
Учитывая цыганское происхождение Ференца, легче всего было бы отнести его творчество к gypsy jazz и броситься отыскивать взаимосвязи его музыки с другими великими цыганскими гитаристами, в первую очередь с Джанго Рейнхардтом. Но, на мой взгляд, это было бы неправдой. Вернее — не всей правдой.
Музыка Шнетбергера значительно шире этнических рамок, хотя и от национального наследия он не отказывается. Ференц — в первую очередь импровизатор или даже так: Импровизатор Божьей милостью. И его фантазия вбирает в себя любые темы и мелодии, любые стили и национальные традиции, все, когда-либо им услышанное и осевшее в памяти. Именно поэтому он непредсказуем и стремителен: от танго (Fantasia Alla Tango) к восточным напевам (Song To The East), а потом к родным цыганским мелодиям (Gypsy). Почти весь альбом построен на пьесах, сочиненных самим музыкантом и даже вещи формально чужие, вроде заигранного, казалось бы, до последней ноты стандарта Autumn Leaves, в исполнении Шнетбергера обретают неожиданные, не услышанные, недооцененные раньше импровизационные возможности. Заканчивается же альбом Шнетбергера пьесой самого любимого его композитора —Kunst Der Fuge (Contrapunctus 1) Баха. К его творчеству музыкант относится с особым пиететом и крайне редко отваживается на импровизации на его темы, что делает данный альбом особенно любопытным.
Ференц Шнетбергер обладает редким даром: он способен излагать свои мысли без слов, его гитара красноречивее и убедительнее очень многих косноязычных homo sapiens. Вот только в этом альбоме в ее голосе больше грусти и горечи: Balance Ференц посвятил памяти своего отца и учителя, Роберта Шнетбергера (1929-2002), ушедшего из жизни незадолго до того, как работа над альбомом была завершена.
После целого ряда отличных студийных записей Этта Джеймс решилась на выпуск концертного альбома — и не прогадала. Она не растеряла с возрастом ни энергии, ни умения завести публику. Ее голос, правда, за тридцать с лишним лет сильно изменился, и ...
Тенор-саксофонист Аврам Фефер записывает уже третий альбом. У нас музыкант практически неизвестен, 1что неудивительно — музыка, которую он играет со своими коллегами, в целом тяготеет к модальному джазу и фри-джазу. Эти направления, увы, не ...
Дебютный альбом нью-йоркского трио, состоящего из молодых, но уже достаточно приметных в здешнем джазовом обществе музыкантов. Причем в основном в той его части, где предпочитают не мэйнстрим, а более свободную импровизацию. И пианист Виджай Айер ...
Фортепианное трио, представленное в этой записи, является ритм-секцией квинтета Билли Харпера. Вместе музыканты работают уже много лет и поэтому идеально, прямо-таки на телепатическом уровне, понимают и дополняют друг друга. Пианистка Франческа ...
Даже не очень большие знатоки латинского джаза почти наверняка слышали имя Тито Пуэнте. Так вот, перкуссионист Франсиско Агуабелла более пятидесяти лет знал, дружил и работал с этим патриархом афро-кубинской музыки. Его памяти Агуабелла и посвятил ...
Кларнет, аккордеон, туба. Два итальянца и француз. Европа. Американским джазом здесь почти и не пахнет: единственная, тоненькая ниточка — "восточная" пьеса Билли Стрейхорна Isfahan. А чем пахнет? Европой, отчасти Ближним ...
Гэри Мур выпустил, пожалуй, самый блюзовый альбом из всех, которые он до сих пор делал. В этот раз он решился-таки выступить в составе классического трио гитара-бас-ударные вместо прежних напыщенных, сверх меры электрифицированных бэндов. К тому ...
Кажется, только Джо Кокер может тягаться с этим гитариллой по части ненормированных переизданий своих древних произведений. И всякий раз в названиях присутствует слово "лучший". "А чем лучший?'', — как в анекдоте хочется спросить. Просто новая ...
Может ли что-нибудь оттенить, сделать еще замечательнее неповторимую, задушевную, эмоциональную манеру игры Gene Harris' нa фортепиано? Вряд ли, за исключением того случая, когда к музыканту присоединяются его друзья — Gene Harris Superband, и ...
Так называемый "современный джаз" — штука простая по сути, но загадочная по определению. По сути это — красивая (порой до слащавости), очень упруго-ритмичная (чаще всего с применением драм-машин), с ненавязчивыми, абсолютно незапоминающимися ...
Наш журнал уже имел честь знакомить вас с «шекспировским» проектом одного из лучших джазовых музыкантов Италии Джанлуиджи Тровези. И вот — новая работа, своего рода «The Best Of ...», но в очень специфическом варианте. ...
Все четверо главных участников этого проекта — старые приятели, не раз игравшие вместе. Австралийский ударник Тони Бак лет десять назад переехал в Европу, немецкий ударник Нико Шаубле примерно тогда же, наоборот, из Германии перебрался в ...