Всего лишь вторая за все годы издания «Jazz - Квадрата» встреча с очень известным и ценимым как в Европе, так и в Штатах венгерским гитаристом Ференцом Шнетбергером. Первая состоялась в № 5/98 и тоже на альбоме мюнхенского лэйбла Enja.
Учитывая цыганское происхождение Ференца, легче всего было бы отнести его творчество к gypsy jazz и броситься отыскивать взаимосвязи его музыки с другими великими цыганскими гитаристами, в первую очередь с Джанго Рейнхардтом. Но, на мой взгляд, это было бы неправдой. Вернее — не всей правдой.
Музыка Шнетбергера значительно шире этнических рамок, хотя и от национального наследия он не отказывается. Ференц — в первую очередь импровизатор или даже так: Импровизатор Божьей милостью. И его фантазия вбирает в себя любые темы и мелодии, любые стили и национальные традиции, все, когда-либо им услышанное и осевшее в памяти. Именно поэтому он непредсказуем и стремителен: от танго (Fantasia Alla Tango) к восточным напевам (Song To The East), а потом к родным цыганским мелодиям (Gypsy). Почти весь альбом построен на пьесах, сочиненных самим музыкантом и даже вещи формально чужие, вроде заигранного, казалось бы, до последней ноты стандарта Autumn Leaves, в исполнении Шнетбергера обретают неожиданные, не услышанные, недооцененные раньше импровизационные возможности. Заканчивается же альбом Шнетбергера пьесой самого любимого его композитора —Kunst Der Fuge (Contrapunctus 1) Баха. К его творчеству музыкант относится с особым пиететом и крайне редко отваживается на импровизации на его темы, что делает данный альбом особенно любопытным.
Ференц Шнетбергер обладает редким даром: он способен излагать свои мысли без слов, его гитара красноречивее и убедительнее очень многих косноязычных homo sapiens. Вот только в этом альбоме в ее голосе больше грусти и горечи: Balance Ференц посвятил памяти своего отца и учителя, Роберта Шнетбергера (1929-2002), ушедшего из жизни незадолго до того, как работа над альбомом была завершена.
Для начала несколько слов о том, с кем мы имеем дело и почему альбом назван столь загадочно. «Оркестр берлинских джазовых композиторов» — это понятно, вторая часть названия — это аббревиатура немецкого названия JugendJazzBand ...
Ручаюсь, этот диск заинтересует очень многих. Во-первых, Бобби МакФеррин довольно долго молчал и поклонники этого яркого вокалиста с нетерпением ждали: когда же, наконец, появится его новый релиз? Во- вторых, к участию в своем проекте Бобби и его ...
Ударник Бадди Майлз больше известен широкой публике как участник различных проектов Джими Хендрикса, Карлоса Сантаны и Бутси Коллинза, чем как автор и исполнитель блюзов. Тем не менее он выпустил уже больше десяти собственных альбомов, а также ...
Хорошего джаза становится все больше. Заметьте, музыкантов действительно гениальных, уровня Монка или Дэвиса, становится все меньше, а просто неплохого, очень грамотного, в принципе интересного джаза — больше. Вот уж не знаю, хорошо это или ...
Едва появившись, новый альбом Кассандры Уилсон был немедленно номинирован Ассоциацией джазовых журналистов на звание «диск года». При этом материал альбома практически ничего нового не содержит. Допускаю, что именно поэтому он и попал в ...
Как говорит один из участников дуэта Фил Уиггинс: "Люди часто автоматически ассоциируют блюз с депрессией и печалью. Но ведь на самом деле блюз поднимает настроение, омолаживает вас, вселяет бодрость духа. А если вам плохо, то блюз лечит и ...
Чарлз Ллойд посвятил этот двойной альбом памяти жертв 11 сентября в Нью-Йорке. Здесь сплелись воедино традиционные американские мелодии, джазовые стандарты, сочинения самого Ллойда, аранжировки известных песен протеста, гимнов и т.п. Альбом к ...
Чарлз Ллойд посвятил этот двойной альбом памяти жертв 11 сентября в Нью-Йорке. Здесь сплелись воедино традиционные американские мелодии, джазовые стандарты, сочинения самого Ллойда, аранжировки известных песен протеста, гимнов и т.п. Альбом к ...
Творчество замечательного американского саксофониста Чарли Мариано принято условно разделять на два крупных этапа: первый, длившийся приблизительно с конца сороковых годов до начала шестидесятых, когда Мариано, молодой саксофонист паркеровской ...
Charlie Musselwhite вырос в Мемфисе, в этом, возможно, самом главном музыкальном центре США. Эмоции и дух Мемфиса выражены в коллекции песен альбома One Night in America. Музыка этого альбома состоит из легко сменяющих друг друга стилей, на нем ...
Да, это тот самый Крис Ри, автор и исполнитель красивых, сладких баллад, певец с шикарным низким голосом. Парадокс в том, что этот его альбом действительно блюзовый. Причем блюзовый в смысле корневой, традиционный, с изрядной примесью госпел — ...
Крис Томас Кинг опять пытается выйти за границы блюза, сохраняя при этом хотя бы часть блюзового содержания. На это раз направлением его движения стал хип-хоп, также "черная" музыка, но требующая несколько иной ментальности. Блюз интравертен, ...