Главная»книги»Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия
Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия
18.04.2014
Впервые в нашем "Книжном обозрении" появляется мультимедийное издание, новая редакция ’’Энциклопедии" от "Кирилла и Мефодия". Информировать о нем поклонников джаза мы решили уже хотя бы потому, что в противном случае они могут просто пройти мимо этого проекта. На лицевой стороне красочно оформленной коробки с семью дисками джаз не упоминается вообще, а современные джазфэны уже притерпелись к тому, что их любимая музыка к популярной в широком смысле не относится уже очень давно. Правда, на тыльной стороне имеется подзаголовок "Все о джазе, роке и поп-музыке", но ведь чтобы до него добраться, надо как минимум захотеть повращать эту самую коробку в руках.
А уж заглянув внутрь, можно выяснить, что среди прочего "Энциклопедия" включает иллюстрированный таймлайн "История джаза с 1640 по 2001 гг.". Что и говорить, составители весьма смело выставили столь конкретную точку отсчета в истории джаза. Логика их рассуждений при этом такова: именно в это время начались христианизация черных рабов в Северной Америке, знакомство их с протестантскими хоралами и зарождение спиричуэллс. М-да, ни ведущие исследователи джаза на его родине, ни крупнейшая отечественная специалистка В.Д. Конен в своем капитальном труде "Рождение джаза" к таким однозначным выводам прийти не рискнули...
В отличие от "Истории рока", развернутой составителями на ленте времени в двух вариантах: отдельно для западного и отдельно для отечественного рока, история джаза "у них" и "у нас" совмещена. На фоне событий мировой джазовой истории, его трудная судьба у нас проявляется особенно контрастно, а соседство эпохальных для джаза сдвигов и его робких, на ощупь, шажков в СССР выглядит то комично (удостоен персональной фотографии Матвей Блантер, а вот, скажем, Бенни Гудмен как-то не сподобился), то трагично (пресловутая эра "разгибания саксофонов").
Помимо истории джаза, среди более чем 2800 статей "Энциклопедии" значительное место занимают и материалы, посвященные джазовым музыкантам, присутствует джаз и в словаре музыкальных терминов, и даже в музыкальных развлекательных викторинах. Приятно отметить, что в абсолютном большинстве случаев очень грамотно транскрибированы иностранные имена и фамилии. Правда, на этом фоне особенно режут глаз отдельные "ляпы" вроде невообразимой Урсулы Дуджиак (имеется ввиду Урсула, а если уж совсем по-польски, то Уршуля, Дудзяк). Хотелось бы, конечно, чтобы статьи были побольше, да и визуальный ряд в статьях о джазменах куда скромнее, чем в материалах о даже второразрядных пол-звездочках. Но тут составителей можно оправдать, объять необъятное трудно даже на семи CD-ROMax Что же до самих текстов, то в основном здесь тоже все "по делу", а на отдельных неточностях, в терминологии или в биографиях музыкантов, зацикливаться не хочется. Они есть, они режут глаз, но в целом концентрации "ложки дегтя в бочке меда" все же не достигают. Печальнее, что в списке видных джазменов много лакун. Слабо представлен латинский джаз, и кубинский, и бразильский: нет ни Чучо Вальдеса, ни Тито Пуэнте, ни даже Жобима. Практически отсутствует как молодое, так и относительно молодое джазовое поколение: Кенни Гарретт, Гонсало Рубалькаба, Джон Зорн, и даже Гарбарек, и даже Марсалисы!
Тем не менее, и при подобных издержках "Энциклопедия" вполне достойна занять свое место на полочке с дисками у любителей джаза, разумеется, рядом с менее виртуальными, но более информативными источниками,
P.S. А все-таки приятно было увидеть на ленте "иллюстрированной истории" над датой "1997 год" зеленую "шилклоперовскую" обложку самого первого номера нашего журнала! Что ни говори, для джаза "здесь" это тоже историческое событие...
Мне было очень любопытно читать эту книгу. Это не история джаза в целом, и даже не история советского или, еще уже, карельского джаза. Это сборник коротких очерков, эссе, эскизов к портретам людей джаза, наших (понимая под этим термином все ...
Выдувая блюз" — так называется эта книга. Есть у нее и подзаголовок: *50 лет в британском блюзе". Читать ее безумно нтересно и одновременно очень грустно. Грустно потому, что 19 декабря прошлого года главного ...
Второе издание книги, впервые появившейся в 1984г. в известном нью-йоркском издательстве Harpers & Row под названием «Willie & Dwike». Название изменилось, но герои те же: Дуайк Митчелл и Вилли Раф. Музыканты. Профессора Йельского ...
Я привел название этой изящно изданной, небольшого удобного формата книги так, как оно выглядит на обложке издания. А мог бы привести его еще в трех вариантах, потому что издана эта книга об азербайджанском джазе с идентичным текстом на четырех ...
Солидно изданная, объемная (32 печатных листа) книга вышла в конце 2007 года стараниями первого председателя Ростовского джаз-клуба и автора идеи фестиваля «Джаз по-ростовски» Рафаиля Туишева. Судя по всему – неимоверными стараниями и усилиями, если ...
С первого же года существования Jazz-Квадрата у нас завязались хорошие контакты с Финским музыкальным информационным центром. С тех пор финны регулярно присылают в Минск свои с интервалом в два-три года издаваемые буклеты, посвященные финскому джазу ...
Я не большой знаток поэзии и потому брался за рецензирование этой книги с некоторой опаской. К счастью, автор в предисловии, рассказывая о себе, задал некую систему культурных координат: перечислил любимых поэтов, писателей, музыкантов. И когда я ...
Это название получил роскошный альбом большого формата (американцы придумали для таких книг специальный термин «coffee-table book», т.е. «книга для кофейного столика»), выпущенный дирекцией джазового фестиваля в Монтеррее к ...
Для широкой публики имя Луиса Армстронга уже давно стало символом джаза. Джаза вообще, как вполне определенного вида искусства. А вот критики в отношении Сачмо разделились на два лагеря. Одни принимают и чрезвычайно высоко оценивают все его ...
"У Джимми Лэнсфорда был лучший из всех оркестров. Дюк велик, Бэйзи значителен, но Лэнсфорд превосходит их обоих" - так отзывался об оркестре Джимми Лэнсфорда Гленн Миллер, сам легендарный бэнд-лидер, руководивший одним из знаменитейших оркестров эры ...
Одиноким утесом возвышается фигура Ефима Барбана в отечественной джазовой критике. Есть блестящие специалисты, умницы, подвижники, много сделавшие для джаза и много писавшие о нем, но никого из них не поставишь рядом с Барбаном. Он просто обречен ...
Вашему внимание не случайно предлагается двойная рецензия, посвященная сразу двум книгам. У обеих этих книг, изданных в немецком городе Кёльне молодым издательством Buddy's Knife Jazzedition, возглавляемым Ренатой Да Рин, есть очень много общего. ...