Главная»портреты»ансамбли»Vahagn Hayrapetyan & Cats - M-BASE как зеркало армянской джазовой революции
Vahagn Hayrapetyan & Cats - M-BASE как зеркало армянской джазовой революции
16.06.2013
Знаете, почему ереванцы завидуют жителям Нью-Йорка, Парижа или Москвы? Не потому, что у них нет проблем с отоплением или газом как у нас, а потому, что у них в городе жизнь ярче, насыщеннее, все время происходит что-то интересное — выставки в картинных галереях, новые постановки в театрах, концерты... Жители столицы Армении в этом плане пока явно проигрывают. Хотя, надо признать, ситуация в последнее время заметно меняется к лучшему. По крайней мере, в музыкальной сфере на клубном уровне.
Непосредственно перед новым годом я был приглашен в один из двух новых ереванских клубов, посещать которые сейчас считают своим долгом все любители серьезной музыки не зависимо от ее жанра. Один из них — "Авангард-Фолк" клуб знаменит тем, что там всегда ждут исполнителей всех вариаций фольклорной музыки. А главное, в нем всегда предоставляют место для апробации музыкантами своих новых, часто экспериментальных проектов. На сей раз премьером был абсолютно новый коллектив, созданный всего лишь за месяц до события лучшим армянским джазовым пианистом Ваагном Айрапетяном. Опытный и талантливый музыкант собрал под свое крыло молодых джазменов, круто поменял собственный музыкальный имидж и предстал перед поклонниками в совершенно непривычном для них виде.
Ваагн Айрапетян известен в городе и за его пределами (он не раз и не два представлял свое мастерство в России и в дальнем зарубежье, играя на равных и выступая вместе со звездами российского и мирового джаза — Игорем Бутманом, Даниилом Крамером, Барри Харрисом, Элвином Джонсом...) как ярый последователь стиля боп. Его трио (Никогаес Варданян — бас и Александр Агамян — барабаны) являет собой хрестоматийный образец данного направления. И казалось, что эта приверженность у него уже навсегда. Но совсем недавно, "вспомнив молодость", Айрапетян решает вернуться к тому, с чего когда-то начинал — фолк, джаз-рок, авангард.
После концерта я собирался писать рецензию. Но все никак не получалось — после услышанного ходил как во сне, пытаясь понять, что же я там увидел и услышал. И лишь после разговоров с друзьями, после долгих и горячих обсуждений я, наконец-то, могу написать эти строки. Вдруг как-то все стало ясно: прозрел и понял, что в тот вечер мне посчастливилось присутствовать при революции в армянском джазовом мире, при рождении нового музыкального коллектива, не имеющего аналогов в армянском джазовом обществе и при становлении на армянской сцене очередного джазового стиля, который является давним и постоянным гостем во всем мире. А вот у нас, в Армении, насколько мне помнится, никто и никогда так не играл. Может, нечто похожее пытался короткое время представлять лишь квартет INTO. Но коллектив этот просуществовал очень недолго и почти не остался в памяти любителей музыки. Ребята разъехались и коллектив приказал долго жить.
В новом созданном и руководимом Айрапетяном коллективе играют барабанщик Тигран Саноян, басист и виолончелист Артем Манукян, трубач Тигран Сучян и саксофонист Давид Налчаджян. Ребята молодые — средний возраст 22-23 года, но уже с большим джазовым опытом. Так Артем Манукян играл в Pokrjazz'e, уже упоминавшемся INTO, хорошо известном сегодня Армадаме, а остальные ребята — постоянные участники государственного Джаз-оркестра Армении п/у Армена Мартиросяна, квартета Western и других наших коллективов. То есть новичков и случайных людей в джазе среди них нет. Но вот музыка, которую они играют, — это что-то абсолютно новое и необычное для армянской сцены. Я о стиле и манере — громко, напористо, сложно, иногда даже замысловато. Музыка, заставляющая постоянно находиться в напряжении, следить за ходом и развитием мысли композитора и исполнителей. Весь penepтуар квинтета составлен из произведений самого Ваагна Айрапетяна плюс парочка композиций Арто Тунчбояджяна.
Судя по услышанному, на сей раз Айрапетян черпал композиторские идеи в своем происхождении и наследии своей культуры. Это было видно невооруженным глазом. В воздухе незримо присутствовал армянский фолклор. В программных произведениях гораздо большее внимание было уделено композиционному построению тем, чем чистой технике исполнения. Xотя конечно, ребята старались во всю, все вместе и по одиночке. Их пространные, сложные и моментами яростные соло будоражили кровь и заставляли работать мозги. Сложно, не всегда удобоваримо, но очень интересно и увлекательно. Этакий музыкальный пазл, состоящий из многих, моментами не совсем гладко совмещающихся друг с другом мухыкальных фраз, вдруг, по мановению волшебной naлочки, управляемой умелой рукой, складывающихся, тем не менее, в одну цельную музыкальную картину. Это и фолк, и боп, и джаз-рок, и традиционный джаз, и фри-джаз в качестве, в данном случае составляющих одного единого целого.
Довольно долго я пытался "разложить все по noлочкам", втиснуть в узкие рамки определений услышанное. Поверьте, было более чем трудно дать конкретное определение стилю исполняемой музыки. Хотел спросить автора и исполнителей, но помнил, что однажды уже задавал подобный вопрос одному западному музыканту. В ответ услышал тогда достаточно резко, что "музыкант играет то, что у него в душе. а уже потом журналисты и рецензенты придумывают названия всем этим стилям, жанрам и направлениям. сам же музыкант редко когда имеет понятие обо всем этом. Да ему и не нужно". Чтобы не нарываться на нечто подобное в очередной раз, я не стал тревожить музыкантов. Но уже дома, порывшись в теории джаза, я все-таки нашел определение, на мой взгляд, точно соответствующее услышанной мною музыке. Так вот, стиль этот полностью подходит под очень модный с конца 80-х — начала 90-х годов революционный M-BASE. Честь "изобретения" этого стиля, говорят, принадлежит саксофонистам Стиву Коулмену и Грегу Осби.
Молодые музыканты и их композиции в точности следовали законам жанра — исключительно креативная музыка, построенная на базовых чертах национальной культуры. Опять-таки подчиняясь основным канонам, они ни разу не нарушили или, по крайней мере, старались не нарушить баланса между сложными, записанными на бумаге структурированными композициями и свободной импровизацией. В результате появились композиции с искуственно усложненной структурой. Плюс, конечно, чумовые импровизации. Композиции, исполняемые квинтетом, сочетали в себе трезвый, холодный ум руководителя и творческий романтический задор его молодых коллег. Мне кажется, в рассматриваемом случае Ваагн Айрапетян, композитор и пианист, сумел расположить все свои произведения точно между логикой композиции и ее творческим исполнением. Получилось здорово.
Особо хочется остановиться на трех композициях. Первая — "После телефонного звонка" — некий симбиоз доброй старой армянской песни, которая господствовала на нашей эстраде в 60-70-х годах, и классической джазовой баллады, тоже очень доброй и умиротворяющей. Мягкая, теплая, красивая армянская мелодия и абсолютно западное джазовое развитие прекрасно ужились в одной оболочке, созданной автором. Две другие темы, заслуживающие особого разговора, были исполнены дуэтом — клавишные и виолончель — и явились плодом спонтанного музыцирования. Но обе прозвучали так, словно два музыканта давно и упорно репетировали ее. Удивительно красиво, умно и захватывающе, а главное — никакого расчета "на авось". Так как определится со стилем двух последних не представляется никакой возможности, будем считать, что они были исполненны в стиле new age. Как мне показалось, наибольшее количество аплодисментов пришлось именно на эти три композиции, и несмотря на то, что армянский слушатель не приучен к подобного рода музыке, воспринял он ее более чем благосклонно. Значит, сыграно было действительно здорово.
Коллектив, созданный Айрапетяном, носит название, на первый взгляд, довольно-таки экстравагантное — Vahagn Hayrapetyan & Cats. "Котами", как известно, на джазовом слэнге называют молодых, начинающих музыкантов. Так вот, мне кажется, что руководителю запросто можно менять название на Vahagn Hayrapetyan & Young Lions. Для тех, кто может не знает, скажу, что "молодыми львами" на том же слэнге называют молодых, но уже хорошо зарекомендовавших себя музыкантов. Армянское общество не заметило, как эти "котята" подросли и превратились в "красавцев-львов". Недавний концерт достаточно ясно это продемонстрировал.
Белорусская группа "Троiца" сформировалась в начале 1996 года, в составе Д.Лукьянчика (ударные), В.Шкиленка (гитары) и главного вдохновителя коллектива Ивана Ивановича Кирчука. Иван в то время работал в минском училище искусств на отделении ...
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи 1975 года И.-Э.Берендта о "Модерн Джаз Квартете". Тогда между музыкантами произошел разрыв и джазовая общественность широко обсуждала это событие. В начале 70-годов между Джоном Льюисом и Милтом Джексоном ...
"Это величайшая группа на земле", – сказал про них Дэйв Мэттьюз, когда SOULIVE играли перед его выступлением. Вы еще не слышали про них? Да, возможно, эта группа не очень известна за пределами мира джаза, но ее музыка привлекает все больше и больше ...
Оркестру Олега Лундстрема почти столько же лет, сколько и самому джазу. Рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, созданный ровно 70 лет назад в Харбине, и поныне собирающий премии и награды прославленный джазовый оркестр сыграет 30 мая в концертном зале ...
Бесчисленно много наберется джазменов, искренне или неискренне верящих в то, что они никогда никого не копировали. А на самом-то деле , тех, кто никого не копировал и никому не подражал, совсем мало. И в то, что к таким самобытным оригиналам ...
Владимир Белов: контрабас, бас-гитара. Лидер проекта. Екатерина Гаврилова: фортепиано, клавиши. Александр Сторожук: ударные. Евгения Летун: вокал. Позапрошлой осенью к дежурному ответу на дежурный вопрос "Как дела?" Владимир Белов добавил ...
Фирма издает диски. Фирма ведет продюсерскую деятельность, организует фестивали, содержит джазовые клубы, владеет довольно мощной медиа-сетью. Веников фирма не вяжет, но название ее столь же парадоксально, алогично и вызывающе, как и большая часть ...
После смерти Чарли Мингуса его дело взялась продолжать Сью Мингус, прожившая рядом с ним много лет и как никто понимавшая все его чувства и устремления. Никогда еще история джаза не знала вдову музыканта, которая бы так много сделала для сохранения ...
Вторая половина 90-х увидела небывалый рост интереса к этнической музыке во всем мире и моду на все этническое. По крайней мере, на музыкальном фронте это означает хорошие новости: европейские культурные фонды выделяют тонны евро на гастроли и ...
«Tsvetochnyui15» – это первый в истории музыкальный бренд, старающийся уйти далеко за пределы исключительно музыкального искусства. Это союз, который держится на доверии между участниками, что в свою очередь является катализатором для постановки ...
Поддерживать жизнь творческого коллектива даже на протяжении десятка лет бывает не просто. 1 апреля ( 2017 года – прим.пер .) ансамбль традиционного джаза «Ренессанс» на полном серьезе можно поздравить с сорокалетием. Этот ...
На праздновании 50-летия известного киевского журналиста, музыкального продюсера и неустанного популяризатора джаза Алексея Когана ведущий вечера и не менее известный Владимир Фейертаг, объявляя выход на сцену группы Apple Tea, назвал ее самым ...