Главная»портреты»ансамбли»Vahagn Hayrapetyan & Cats - M-BASE как зеркало армянской джазовой революции
Vahagn Hayrapetyan & Cats - M-BASE как зеркало армянской джазовой революции
16.06.2013
Знаете, почему ереванцы завидуют жителям Нью-Йорка, Парижа или Москвы? Не потому, что у них нет проблем с отоплением или газом как у нас, а потому, что у них в городе жизнь ярче, насыщеннее, все время происходит что-то интересное — выставки в картинных галереях, новые постановки в театрах, концерты... Жители столицы Армении в этом плане пока явно проигрывают. Хотя, надо признать, ситуация в последнее время заметно меняется к лучшему. По крайней мере, в музыкальной сфере на клубном уровне.
Непосредственно перед новым годом я был приглашен в один из двух новых ереванских клубов, посещать которые сейчас считают своим долгом все любители серьезной музыки не зависимо от ее жанра. Один из них — "Авангард-Фолк" клуб знаменит тем, что там всегда ждут исполнителей всех вариаций фольклорной музыки. А главное, в нем всегда предоставляют место для апробации музыкантами своих новых, часто экспериментальных проектов. На сей раз премьером был абсолютно новый коллектив, созданный всего лишь за месяц до события лучшим армянским джазовым пианистом Ваагном Айрапетяном. Опытный и талантливый музыкант собрал под свое крыло молодых джазменов, круто поменял собственный музыкальный имидж и предстал перед поклонниками в совершенно непривычном для них виде.
Ваагн Айрапетян известен в городе и за его пределами (он не раз и не два представлял свое мастерство в России и в дальнем зарубежье, играя на равных и выступая вместе со звездами российского и мирового джаза — Игорем Бутманом, Даниилом Крамером, Барри Харрисом, Элвином Джонсом...) как ярый последователь стиля боп. Его трио (Никогаес Варданян — бас и Александр Агамян — барабаны) являет собой хрестоматийный образец данного направления. И казалось, что эта приверженность у него уже навсегда. Но совсем недавно, "вспомнив молодость", Айрапетян решает вернуться к тому, с чего когда-то начинал — фолк, джаз-рок, авангард.
После концерта я собирался писать рецензию. Но все никак не получалось — после услышанного ходил как во сне, пытаясь понять, что же я там увидел и услышал. И лишь после разговоров с друзьями, после долгих и горячих обсуждений я, наконец-то, могу написать эти строки. Вдруг как-то все стало ясно: прозрел и понял, что в тот вечер мне посчастливилось присутствовать при революции в армянском джазовом мире, при рождении нового музыкального коллектива, не имеющего аналогов в армянском джазовом обществе и при становлении на армянской сцене очередного джазового стиля, который является давним и постоянным гостем во всем мире. А вот у нас, в Армении, насколько мне помнится, никто и никогда так не играл. Может, нечто похожее пытался короткое время представлять лишь квартет INTO. Но коллектив этот просуществовал очень недолго и почти не остался в памяти любителей музыки. Ребята разъехались и коллектив приказал долго жить.
В новом созданном и руководимом Айрапетяном коллективе играют барабанщик Тигран Саноян, басист и виолончелист Артем Манукян, трубач Тигран Сучян и саксофонист Давид Налчаджян. Ребята молодые — средний возраст 22-23 года, но уже с большим джазовым опытом. Так Артем Манукян играл в Pokrjazz'e, уже упоминавшемся INTO, хорошо известном сегодня Армадаме, а остальные ребята — постоянные участники государственного Джаз-оркестра Армении п/у Армена Мартиросяна, квартета Western и других наших коллективов. То есть новичков и случайных людей в джазе среди них нет. Но вот музыка, которую они играют, — это что-то абсолютно новое и необычное для армянской сцены. Я о стиле и манере — громко, напористо, сложно, иногда даже замысловато. Музыка, заставляющая постоянно находиться в напряжении, следить за ходом и развитием мысли композитора и исполнителей. Весь penepтуар квинтета составлен из произведений самого Ваагна Айрапетяна плюс парочка композиций Арто Тунчбояджяна.
Судя по услышанному, на сей раз Айрапетян черпал композиторские идеи в своем происхождении и наследии своей культуры. Это было видно невооруженным глазом. В воздухе незримо присутствовал армянский фолклор. В программных произведениях гораздо большее внимание было уделено композиционному построению тем, чем чистой технике исполнения. Xотя конечно, ребята старались во всю, все вместе и по одиночке. Их пространные, сложные и моментами яростные соло будоражили кровь и заставляли работать мозги. Сложно, не всегда удобоваримо, но очень интересно и увлекательно. Этакий музыкальный пазл, состоящий из многих, моментами не совсем гладко совмещающихся друг с другом мухыкальных фраз, вдруг, по мановению волшебной naлочки, управляемой умелой рукой, складывающихся, тем не менее, в одну цельную музыкальную картину. Это и фолк, и боп, и джаз-рок, и традиционный джаз, и фри-джаз в качестве, в данном случае составляющих одного единого целого.
Довольно долго я пытался "разложить все по noлочкам", втиснуть в узкие рамки определений услышанное. Поверьте, было более чем трудно дать конкретное определение стилю исполняемой музыки. Хотел спросить автора и исполнителей, но помнил, что однажды уже задавал подобный вопрос одному западному музыканту. В ответ услышал тогда достаточно резко, что "музыкант играет то, что у него в душе. а уже потом журналисты и рецензенты придумывают названия всем этим стилям, жанрам и направлениям. сам же музыкант редко когда имеет понятие обо всем этом. Да ему и не нужно". Чтобы не нарываться на нечто подобное в очередной раз, я не стал тревожить музыкантов. Но уже дома, порывшись в теории джаза, я все-таки нашел определение, на мой взгляд, точно соответствующее услышанной мною музыке. Так вот, стиль этот полностью подходит под очень модный с конца 80-х — начала 90-х годов революционный M-BASE. Честь "изобретения" этого стиля, говорят, принадлежит саксофонистам Стиву Коулмену и Грегу Осби.
Молодые музыканты и их композиции в точности следовали законам жанра — исключительно креативная музыка, построенная на базовых чертах национальной культуры. Опять-таки подчиняясь основным канонам, они ни разу не нарушили или, по крайней мере, старались не нарушить баланса между сложными, записанными на бумаге структурированными композициями и свободной импровизацией. В результате появились композиции с искуственно усложненной структурой. Плюс, конечно, чумовые импровизации. Композиции, исполняемые квинтетом, сочетали в себе трезвый, холодный ум руководителя и творческий романтический задор его молодых коллег. Мне кажется, в рассматриваемом случае Ваагн Айрапетян, композитор и пианист, сумел расположить все свои произведения точно между логикой композиции и ее творческим исполнением. Получилось здорово.
Особо хочется остановиться на трех композициях. Первая — "После телефонного звонка" — некий симбиоз доброй старой армянской песни, которая господствовала на нашей эстраде в 60-70-х годах, и классической джазовой баллады, тоже очень доброй и умиротворяющей. Мягкая, теплая, красивая армянская мелодия и абсолютно западное джазовое развитие прекрасно ужились в одной оболочке, созданной автором. Две другие темы, заслуживающие особого разговора, были исполнены дуэтом — клавишные и виолончель — и явились плодом спонтанного музыцирования. Но обе прозвучали так, словно два музыканта давно и упорно репетировали ее. Удивительно красиво, умно и захватывающе, а главное — никакого расчета "на авось". Так как определится со стилем двух последних не представляется никакой возможности, будем считать, что они были исполненны в стиле new age. Как мне показалось, наибольшее количество аплодисментов пришлось именно на эти три композиции, и несмотря на то, что армянский слушатель не приучен к подобного рода музыке, воспринял он ее более чем благосклонно. Значит, сыграно было действительно здорово.
Коллектив, созданный Айрапетяном, носит название, на первый взгляд, довольно-таки экстравагантное — Vahagn Hayrapetyan & Cats. "Котами", как известно, на джазовом слэнге называют молодых, начинающих музыкантов. Так вот, мне кажется, что руководителю запросто можно менять название на Vahagn Hayrapetyan & Young Lions. Для тех, кто может не знает, скажу, что "молодыми львами" на том же слэнге называют молодых, но уже хорошо зарекомендовавших себя музыкантов. Армянское общество не заметило, как эти "котята" подросли и превратились в "красавцев-львов". Недавний концерт достаточно ясно это продемонстрировал.
Фолк-группа Drobinska – это редчайший сплав болгарских, македонских, сербских и румынских мелодий, собранных Олегом Дробинским ("Наеховичи", экс-"Добраночь") в путешествиях по Венгрии, Румынии, Боснии и Герцеговине, а также в Кишиневской ...
Прошло уже около трех месяцев после окончания Дней джаза в Ереване, а отголоски этого события все еще слышны. Люди обсуждают, судачат, делают выводы и заключения. И сегодня мне бы хотелось рассказать о коллективе, который вызвал больше всего ...
"Мощно, шокирующе, великолепно... Мгновенно узнаваемая гитара Чарли Бэйти и уникальные юмористически-лирические песни Рика Эстрина делают группу одним из самых удачных проектов, синтезирующих блюз, свинг, джаз, рокабилли, и обеспечивают ей все ...
Джаз уже довольно давно, приблизительно со времен окончания эры Свинга, перестал быть поп-музыкой. На авансцену общественных вкусов на родине джаза вышли другие направления, генетически с ним связанные, но изменившиеся до неузнаваемости. Возвращение ...
Есть такое расхожее понятие: новое лицо. Новое лицо в джазе, в литературе, на эстраде и так далее. В случае с ансамблем Medeski, Martin & Wood (далее для краткости будем обозначать его просто аббревиатурой MMW) впору, однако, говорить не о ...
Надрывный звук цыганских гитар опять начинает соблазнять мир романтикой страсти и странствий — так же, как когда-то в прокуренных джазовых клубах послевоенного Парижа. Такие прославленные гитаристы, как голландец Джимми Розенберг (Jimmy ...
Блюз говорит о спасении здесь и сейчас. Госпел говорит о спасении, которое ждет впереди. Так что, блюз — это такой психиатр для бедных. " Гайя Адегбалола К истории вопроса Я листаю блюзовую энциклопедию. Солидную. Этакий увесистый, на ...
В одном темном-темном городе, на одной темной-темной улице, в одном темном- темном джаз-клубе... Стоп, стоп, стоп. На самом деле все обстоит строго наоборот. Город темным назвать трудно, особенно в летние месяцы, когда над ним опускается ...
Ten Years Before, In March'95 (Intro) Весенний мартовский день подходил к концу, и еще не успевшее утомиться яркое оранжевое солнце клонилось к закату. Его ускользающие лучи отражались в окнах домов старого Арбата и близлежащих переулков в виде ...
Хачик Саакян — Армен Уснунц. Вот уже полтора десятка лет имена этих двух великолепных музыкантов и просто славных ребят на устах у армянских любителей музыки всех жанров — от фолк-попа до самого авангардного джаза. Много лет подряд они работали в ...
Группа Ragtime образовалась в 1987 году в городе Нальчике. В ее состав вошли: Арсен Шомахов — гитара, вокал, Аслан Жантуев — бас, Султанбек Мамышев — ударные. За время своего существования группа записала несколько альбомов, стала лауреатом и ...
Пусть рецензия на диск Zhuravy Этна Трыо Троiца станет лишь предлогом для описания целого музыкального явления, каковым является белорусское этно-трио Троца и его лидер Иван Кирчук. Группа существует с 1995 года. Записала две пластинки: Troitsa ...