nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Vahagn Hayrapetyan & Cats - M-BASE как зеркало армянской джазовой революции

Vahagn Hayrapetyan & Cats - M-BASE как зеркало армянской джазовой революции  Знаете, почему ереванцы за­видуют жителям Нью-Йорка, Парижа или Москвы? Не потому, что у них нет про­блем с отоплением или га­зом как у нас, а потому, что у них в городе жизнь ярче, на­сыщеннее, все время проис­ходит что-то интересное — выставки в картинных галереях, новые постановки в театрах, концерты... Жители столицы Армении в этом плане пока явно проигрыва­ют. Хотя, надо признать, си­туация в последнее время за­метно меняется к лучшему. По крайней мере, в музы­кальной сфере на клубном уровне.

Непосредственно перед новым годом я был пригла­шен в один из двух новых ереванских клубов, посе­щать которые сейчас счита­ют своим долгом все любите­ли серьезной музыки не за­висимо от ее жанра. Один из них — "Авангард-Фолк" клуб знаменит тем, что там всегда ждут исполнителей всех ва­риаций фольклорной музы­ки. А главное, в нем всегда предоставляют место для апробации музыкантами сво­их новых, часто эксперимен­тальных проектов. На сей раз премьером был абсолютно новый коллектив, создан­ный всего лишь за месяц до события лучшим армянским джазовым пианистом Ваагном Айрапетяном. Опытный и талантливый музыкант со­брал под свое крыло моло­дых джазменов, круто поме­нял собственный музыкаль­ный имидж и предстал перед поклонниками в совершен­но непривычном для них ви­де.

Ваагн Айрапетян известен в городе и за его пределами (он не раз и не два представ­лял свое мастерство в России и в дальнем зарубежье, играя на равных и выступая вместе со звездами российского и мирового джаза — Игорем Бутманом, Даниилом Краме­ром, Барри Харрисом, Элви­ном Джонсом...) как ярый по­следователь стиля боп. Его трио (Никогаес Варданян — бас и Александр Агамян — ба­рабаны) являет собой хрес­томатийный образец данно­го направления. И казалось, что эта приверженность у него уже навсегда. Но совсем недавно, "вспомнив моло­дость", Айрапетян решает вернуться к тому, с чего ког­да-то начинал — фолк, джаз-рок, авангард.

После концерта я соби­рался писать рецензию. Но все никак не получалось — после услышанного ходил как во сне, пытаясь понять, что же я там увидел и услы­шал. И лишь после разгово­ров с друзьями, после долгих и горячих обсуждений я, на­конец-то, могу написать эти строки. Вдруг как-то все ста­ло ясно: прозрел и понял, что в тот вечер мне посчастливи­лось присутствовать при ре­волюции в армянском джа­зовом мире, при рождении нового музыкального кол­лектива, не имеющего анало­гов в армянском джазовом обществе и при становлении на армянской сцене очеред­ного джазового стиля, кото­рый является давним и по­стоянным гостем во всем ми­ре. А вот у нас, в Армении, на­сколько мне помнится, ни­кто и никогда так не играл. Может, нечто похожее пы­тался короткое время пред­ставлять лишь квартет INTO. Но коллектив этот просуще­ствовал очень недолго и поч­ти не остался в памяти люби­телей музыки. Ребята разъе­хались и коллектив приказал долго жить.

В новом созданном и руко­водимом Айрапетяном кол­лективе играют барабанщик Тигран Саноян, басист и вио­лончелист Артем Манукян, трубач Тигран Сучян и саксо­фонист Давид Налчаджян. Ребята молодые — средний возраст 22-23 года, но уже с большим джазовым опытом. Так Артем Манукян играл в Pokrjazz'e, уже упоминав­шемся INTO, хорошо извест­ном сегодня Армадаме, а ос­тальные ребята — постоян­ные участники государст­венного Джаз-оркестра Ар­мении п/у Армена Мартиро­сяна, квартета Western и дру­гих наших коллективов. То есть новичков и случайных людей в джазе среди них нет. Но вот музыка, которую они играют, — это что-то абсо­лютно новое и необычное для армянской сцены. Я о стиле и манере — громко, на­пористо, сложно, иногда да­же замысловато. Музыка, за­ставляющая постоянно на­ходиться в напряжении, сле­дить за ходом и развитием мысли композитора и исполнителей. Весь penepтуар квинтета составлен из произведений самого Ваагна Айрапетяна плюс парочка композиций Арто Тунчбояджяна.

Судя по услышанному, на сей раз Айрапетян черпал композиторские идеи в своем происхождении и наследии своей культуры. Это было видно невооруженным глазом. В воздухе незримо присутствовал армянский фолклор. В программных произведениях гораздо большее внимание было уделено композиционному построению тем, чем чистой технике исполнения. Xотя конечно, ребята старались во всю, все вместе и по одиночке. Их пространные, сложные и моментами яростные соло будоражили кровь и заставляли работать мозги. Сложно, не всегда удобоваримо, но очень интересно и увлекательно. Этакий музыкальный пазл, состоящий из многих, моментами не совсем гладко совмещающихся друг с другом мухыкальных фраз, вдруг, по мановению волшебной naлочки, управляемой умелой рукой, складывающихся, тем не менее, в одну цельную музыкальную картину. Это и фолк, и боп, и джаз-рок, и традиционный джаз, и фри-джаз в качестве, в данном случае составляющих одного единого целого.

Довольно долго я пытался "разложить все по noлочкам", втиснуть в узкие рамки определений услышанное. Поверьте, было более чем трудно дать конкретное определение стилю исполняемой музыки. Хотел спросить автора и исполнителей, но помнил, что однажды уже задавал подобный вопрос одному западному музыканту. В ответ услышал тогда достаточно резко, что "музыкант играет то, что у него в душе. а уже потом журналисты и рецензенты придумывают названия всем этим стилям, жанрам и направлениям. сам же музыкант редко когда имеет понятие обо всем этом. Да ему и не нужно". Чтобы не нарываться на нечто подобное в очередной раз, я не стал тревожить музыкантов. Но уже дома, порывшись в теории джаза, я все-таки нашел определение, на мой взгляд, точно соответствующее услышанной мною музыке. Так вот, стиль этот полностью подходит под очень модный с конца 80-х — начала 90-х годов революционный M-BASE. Честь "изобретения" этого стиля, говорят, принадлежит саксофонистам Стиву Коулмену и Грегу Осби.

Молодые музыканты и их композиции в точности сле­довали законам жанра — ис­ключительно креативная му­зыка, построенная на базо­вых чертах национальной культуры. Опять-таки подчи­няясь основным канонам, они ни разу не нарушили или, по крайней мере, старались не нарушить баланса между сложными, записанными на бумаге структурированными композициями и свободной импровизацией. В результате появились композиции с искуственно усложненной структурой. Плюс, конечно, чумовые импровизации. Композиции, исполняемые квинтетом, сочетали в себе трезвый, холодный ум руко­водителя и творческий ро­мантический задор его моло­дых коллег. Мне кажется, в рассматриваемом случае Ваагн Айрапетян, композитор и пианист, сумел расположить все свои произведения точно между логикой композиции и ее творческим исполнени­ем. Получилось здорово.

Особо хочется остано­виться на трех композици­ях. Первая — "После теле­фонного звонка" — некий симбиоз доброй старой ар­мянской песни, которая гос­подствовала на нашей эст­раде в 60-70-х годах, и клас­сической джазовой баллады, тоже очень доброй и умиро­творяющей. Мягкая, теплая, красивая армянская мело­дия и абсолютно западное джазовое развитие прекрас­но ужились в одной оболоч­ке, созданной автором. Две другие темы, заслуживаю­щие особого разговора, бы­ли исполнены дуэтом — кла­вишные и виолончель — и явились плодом спонтанно­го музыцирования. Но обе прозвучали так, словно два музыканта давно и упорно репетировали ее. Удивитель­но красиво, умно и захваты­вающе, а главное — никако­го расчета "на авось". Так как определится со стилем двух последних не представляет­ся никакой возможности, будем считать, что они были исполненны в стиле new age. Как мне показалось, наи­большее количество апло­дисментов пришлось имен­но на эти три композиции, и несмотря на то, что армян­ский слушатель не приучен к подобного рода музыке, вос­принял он ее более чем бла­госклонно. Значит, сыграно было действительно здоро­во.

Коллектив, созданный Ай­рапетяном, носит название, на первый взгляд, довольно-таки экстравагантное — Vahagn Hayrapetyan & Cats. "Котами", как известно, на джазовом слэнге называют молодых, начинающих му­зыкантов. Так вот, мне кажет­ся, что руководителю запро­сто можно менять название на Vahagn Hayrapetyan & Young Lions. Для тех, кто мо­жет не знает, скажу, что "мо­лодыми львами" на том же слэнге называют молодых, но уже хорошо зарекомен­довавших себя музыкантов. Армянское общество не за­метило, как эти "котята" под­росли и превратились в "красавцев-львов". Недавний концерт достаточно ясно это продемонстрировал.

Армен МАНУКЯН






JAZZ-KBAДPAT №2'2005


стиль
джаз
автор
Армен МАНУКЯН
страна
Армения
музыкальный стиль
этно-джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела ансамбли

  • стиль: этно, этно
Белорусская группа "Троiца" сформировалась в начале 1996 года, в составе Д.Лукьянчика (ударные), В.Шкиленка (гитары) и главного вдохновителя коллектива Ивана Ивановича Кирчука. Иван в то время работал в минском училище искусств на отделении ...
  • стиль: джаз, джаз
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи 1975 года И.-Э.Берендта о "Модерн Джаз Квартете". Тогда между музыкантами произошел разрыв и джазовая общественность широко обсуждала это событие. В начале 70-годов между Джоном Льюисом и Милтом Джексоном ...
  • стиль: джаз, джаз
"Это величайшая группа на земле", – сказал про них Дэйв Мэттьюз, когда SOULIVE играли перед его выступлением. Вы еще не слышали про них? Да, возможно, эта группа не очень известна за пределами мира джаза, но ее музыка привлекает все больше и больше ...
  • стиль: джаз, джаз
Оркестру Олега Лундстрема почти столько же лет, сколько и самому джазу. Рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, созданный ровно 70 лет назад в Харбине, и поныне собирающий премии и награды прославленный джазовый оркестр сыграет 30 мая в концертном зале ...
  • стиль: джаз, джаз
Бесчисленно много наберется джазменов, искренне или неискренне верящих в то, что они никогда никого не копировали. А на самом-то деле , тех, кто никого не копировал и никому не подражал, совсем мало. И в то, что к таким самобытным оригиналам ...
  • стиль: джаз, джаз
Владимир Белов: контрабас, бас-гитара. Лидер проекта. Екатерина Гаврилова: фортепиано, клавиши. Александр Сторожук: ударные. Евгения Летун: вокал. Позапрошлой осенью к дежурному ответу на дежурный вопрос "Как дела?" Владимир Белов добавил ...
  • стиль: джаз, джаз
Фирма издает диски. Фирма ведет продюсерскую деятельность, организует фестивали, содержит джазовые клубы, владеет довольно мощной медиа-сетью. Веников фирма не вяжет, но название ее столь же парадоксально, алогично и вызывающе, как и большая часть ...
  • стиль: джаз, джаз
После смерти Чарли Мингуса его дело взялась продолжать Сью Мингус, прожившая рядом с ним много лет и как никто понимавшая все его чувства и устремления. Никогда еще история джаза не знала вдову музыканта, которая бы так много сделала для сохранения ...
  • стиль: этно, этно
Вторая половина 90-х увиде­ла небывалый рост интереса к этнической музыке во всем мире и моду на все этниче­ское. По крайней мере, на му­зыкальном фронте это озна­чает хорошие новости: евро­пейские культурные фонды выделяют тонны евро на га­строли и ...
  • стиль: джаз, джаз
«Tsvetochnyui15» – это первый в истории музыкальный бренд, старающийся уйти далеко за пределы исключительно музыкального искусства. Это союз, который держится на доверии между участниками, что в свою очередь является катализатором для постановки ...
  • стиль: джаз, джаз
Поддерживать жизнь творческого коллектива даже на протяжении десятка лет бывает не просто. 1 апреля ( 2017 года – прим.пер .) ансамбль традиционного джаза «Ренессанс» на полном серьезе можно поздравить с сорокалетием. Этот ...
  • стиль: джаз, джаз
На праздновании 50-летия известного киевского журналиста, музыкального продюсера и неустанного популяризатора джаза Алексея Когана ведущий вечера и не менее известный Владимир Фейертаг, объявляя выход на сцену группы Apple Tea, назвал ее самым ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com