nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Троица - Феномен этно трио Троица

Троица - Феномен этно трио Троица  Пусть рецензия на диск Zhuravy Этна Трыо Троiца станет лишь предлогом для описания целого музыкаль­ного явления, каковым явля­ется белорусское этно-трио Троца и его лидер Иван Кирчук.

Группа существует с 1995 года. Записала две пластин­ки: Troitsa (1998) и Zhuravy (2001), а Кирчук к тому же — сольный диск Heritage of the Lost Villages, все на PAN Records, в Голландии (в этом году в Беларуси вышел тре­тий альбом Трощы "Сем" — прим. переводчика). Музы­канты были в Польше только два раза — в Люблине на Фольклорных Миколайках в 1998-м и Купальской Ночи в 2001-м. Что весьма удиви­тельно, учитывая привлека­тельность белорусской на­родной музыки, качество ее обработки Троiцей и карье­ру, которую к этому времени успели сделать в Польше две другие группы из этой стра­ны: Kriwi и Юр'я (написание экспортное: Ur'ia).

Белорусский музыкаль­ный фольклор красивый и пока у нас совершенно не из­вестен, как, например, укра­инский. Это оригинальная манера пения горлом с ха­рактерными орнаментами, ласкающий ухо говор, обря­ды, от которых веет "давни­ми часами", а также архаич­ные инструменты и мело­дии. Kriwi и Юр'я, хоть счита­ются в принципе фольклор­ными, не слишком углубля­ются в те дебри, ударяясь ско­рее в мифичное, а в конце концов в фантастическое прошлое полесской топи, мир звуков электронных и прогрессивных. В сравне­нии с этими двумя группами творчество Троiцы — как хрустящий хлеб, каждый раз лишь слегка сдобренный маслом.

Группа играет исключи­тельно на акустических ин­струментах. Это позволяет сплетать в единую звуковую ткань аккомпанемент совре­менных инструментов, ко­торые дают сильную, упру­гую основу, и старинных, придающих богатство и колористику всему музыкаль­ному узору. Основой высту­пает гитара (6 и 12 струн) и авторский малый набор ба­рабанов (турецкий, бонги, бочка, тарелки) с широкой гаммой перкуссии (коло­тушки, трещотки, колоколь­чики, дарабука). В сумме не­много, но похожий диск Paranoid группы Black Sabbath тоже был сыгран на элементарном наборе инст­рументов.

Дополнительные гармонично-ритмичные и соль­ные партии исполняют ду­ховые и струнные народные инструменты (домра, цитра, смык, корбовая лира, окари­на, жалейка, язычковые ин­струменты). Пение — вокал Кирчука и голоса его товари­щей — является самой важ­ной частью музыки Троiцы, но находится в равновесии с аккомпанементом. Так что каждый найдет здесь что-ни­будь для себя и не будет разо­чарован.

Акустическая гитара игра­ет темпераментно. Чаще все­го это сильные удары по струнам, иногда они сдер­жанны, но неожиданно сно­ва переходят в сочные, ре­шительные риффы, как в Dobry Vechar или Prykriaknula, хотя не чужды ей и флажолеты, лиричные арпеджио, игра на приглу­шенных струнах и "чес" от­крытыми аккордами, как в песне Kalinka. С выразитель­но свободным звонким ак­компанементом, как в Oj Boru Moi, она вдруг перехо­дит в сольную партию, как Nia Ddaiy, а где-то даже на­полняется атмосферой дилановской тропинки, веду­щей к Pat Garrett and Billy the Kid.

Перкуссия играет добро­совестно, энергетично, ос­новываясь на разнообраз­ных переходах, постукива­ниях и довольно сложных время от времени секвенци­ях колокольчиков. В ней много чувства юмора и изоб­ретательности. Барабаны, ударяемые мягкими палка­ми, щетками или ладонями звучат по-разному, позволяя дифференцировать дина­мику и создавать игру красок В комплекте обращает на се­бя внимание отсутствие сто­пы, функции которой вы­полняет установленная го­ризонтально "бочка". Ее зву­чание дает сходящие вниз отзвуки, что-то вроде дис­кретного спуска на безладовом басе. Аккомпанемент ги­тары и перкуссии довольно современный. Если бы эту самую музыку обработать с помощью электрогитары, полного набора барабанов и баса (которого, заметим, в группе нет, что совершенно при этом не мешает), полу­чился бы крутой рок, полно­стью соответствующий наи­лучшим его образцам. Это ощущается и на концертах.

Пение Кирчука в основ­ном "течении" напоминает бормотание заклятий каким-то целителем из тайги — это низкий, слегка хрипло­ватый, идущий откуда-то из глубины баритон (Kamiannaia Piechanka). Иногда даже кажется — как в Oi Paidu — что извлекается он с трудом, но обратное до­казывают длиннейшие ноты, берущиеся легко, с мягким вибрато, характерным для тех, кто умеет петь. Впрочем, в следующей части того же самого произведения голос Кирчука показывает всю свою мощь, маневренность, экспрессию и красочность, которые слушатель открыва­ет для себя по-новому в каж­дой последующей песне. Очень удачно дополняет его второй вокал — гитариста Юрия Дмитриева. Более высокий, более мальчишеский, более ясный, но такой же эластичный, и скорее даже более белорусский, он дер­жится шаг в шаг ведущего го­лоса, создавая ему приятный для уха контрапункт.

Песни Троцы прямо ис­крятся от разнообразных эффектов, манер и техник Для их детального описания нужен бы специалист. Чего там только нет! Напевы, скандирования, причита­ния, крики, окрики, стоны, бормотанье и мурлыканье! И все — четко на своем месте в структуре каждого произве­дения. Словом, это один из наилучших примеров раз­нообразного и изобрета­тельного применения чело­веческого голоса, который мы можем встретить в музы­ке вообще. Можно смело ска­зать, что в исполнении Троiцей белорусское горло­вое пение стало полноправ­ным средством выражения современного вокального искусства.

Очень много всего делает­ся в аранжировках, поровну песен динамичных и ре­флексивных, и лирических. В принципе, каждую из них можно описывать отдельно. Часто случается уплотнение либо акцентирование рит­ма, что создает впечатление изменения скорости и све­жего дуновения, подталкива­ющего песню вперед (Pozhnia). Отдельные инст­рументы и напевы соотно­сятся очень чутко. Постоян­но сотрудничая, они самодополняются и уступают друг другу место. В отличие от классической народной му­зыки фразы не складывают­ся в строфы и рефрены, но часто отделены одна от од­ной, как это характерно для современной музыки. Аран­жировки Троiцы заслужива­ют, в принципе, более де­тального комментария, по­скольку группе удается дос­конально оперировать ди­намикой и строем. Каждая песня выстраивается соглас­но строгой схеме. Чаще все­го они начинаются с тихой и ритмичной партии, напри­мер тростниковых палочек, тикающих, как часы (Dobry Vechar), приглушенных струн (Nia Ddaiy, Kalinka) или колокольчиков (Oi Paidu...). На этом фоне появляются следующие инструменты, которые быстро устанавли­вают между собой что-то вроде контакта. Такое вступ­ление настраивает ухо на прослушивание, пробуждает воображение и определяет динамичный минимум лишь чуть-чуть выше уровня ти­шины, благодаря чему песня приобретает большое про­странство для развития, ко­торое обычно очень скоро и используется.

Это немного напоминает метание луча света в недрах пещеры или леса. Можно по­думать, что нас окружает за­мкнутая темнота-тишь. Од­нако отдельные звуки выхва­тывают из нее фрагменты предметов, показывающие, насколько обширно на са­мом деле пространство, в ко­тором мы находимся. Этому помогают отнюдь не искус­ственные отзвуки, а в первую очередь — естественное эхо цитры или звучания гонга, барабана, гитары. Кроме то­го, отметим исключитель­ную избирательность музы­кантов. Это совершенно иной подход к музыке, чем в случае с электрическими поп-фолковыми группами или даже группами из сферы театра звука. В поиске анало­гий, пожалуй, надо бы упомя­нуть лишь творчество Юзэфа и Ешки Бродов.

Каждая из пятнадцати пе­сен развивается свободно и спокойно, без спешки. Такое, кажущееся банальным, ис­кусство на самом деле — ред­кость. Оно свойственно лишь тем группам, которые и властвуют над временем, и живут с ним в дружбе. Владе­ют им и драматические акте­ры, обязанные уметь не толь­ко произносить слова, но и молчать. Иногда случается, что пауза в смысле вырази­тельности является вовсе не пустотой, а тем местом, именно в котором слово и наполняется значением, до­ходящим до зрителя. И на­оборот, бывает, что слово по­сле паузы лишь призывает ее вернуться назад к жизни и показывает, что через не­сколько мгновений мы ощу­тим ее появление.

Такие вот в театре случа­ются "чудеса", захватываю­щие зрителей собственным предостережением, и есть они в музыке Троiцы. Потому что она очень театральна. Сплетающиеся в песнях ин­струментальные и вокаль­ные партии — как актеры, ко­торые разговаривают между собой, входят и выходят, во­влекая нас в акт представле­ния. Стоит отметить при этом, что музыканты не бо­ятся контрастов и демонст­ративного, в конечном итоге, внедрения архаичных звуков, как в Dobrye Tomu, когда на фоне ударяемого щетками барабана и гитары появляется минималистское соло на язычковой соломин­ке. Минимализм является, наверное, одним из секретов музыки группы. Хорошо продемонстрированное простое соло на ударных, как в Oi Boru Moi, держит в на­пряжении не меньше, чем выступление какого-либо виртуоза. Атмосферу эту Троiца сохраняет и на кон­цертах. Напоминают они му­зыкальную мистерию с Кирчуком за заглавного "шама­на", восседающего по центру сцены.

Иван Кирчук, по образова­нию дирижер хора и "работ­ник культуры", свое после­дипломное образование по­лучил в Институте искусст­воведения, этнографии и фольклора Академии наук Беларуси. Специализация — фольклор. Потом в течение 15 лет руководил Отделени­ем обрядовой деятельности и фольклора Минского учи­лища искусств. За это время он выполнил около тридца­ти реконструкций народных обычаев и праздников, а так­же основал и руководил не­сколькими образовательны­ми лабораториями и фольк­лорными группами ("Прад- весьне", "Блюкавiца", "ДабрадзеГ, "Дз1ва"). В своей рабо­те Кирчук использовал запи­си как архивные, так и со­бранные им самостоятельно во время экспедиций, благо­даря которым ему удалось также собрать и уникальную коллекцию народного кос­тюма, предметов домашнего обихода, инструментов, ри­туальных масок Он знает около 600 песен, а как препо­даватель народной культуры в состоянии отобрать из них наиболее интересные (на своей сольной пластинке сыграл их 33, каждая отлича­ется друг от друга и демонст­рирует иной замысел аран­жировки).

Увлечения лидера Троiцы музыкой, обрядами и обра­зованием нашли свое выра­жение и в театральной дея­тельности. Он принимал участие в возрождении бело­русского кукольного театра XVI века "Батлейка", а как за­меститель директора Наци­онального центра детского творчества руководил теат­ром, в котором дети и подро­стки от 4 до 15 лет занима­лись вместе с известными рукодельниками возраста их дедов. Театр этот работал в области "стилизации аутен­тичного фольклора с эле­ментами современной плас­тики и рок-музыки". Там же начала свою деятельность и Троiца, которая к 1998 году успела выступить с концер­тами аж в 13 странах. В это же время Кирчук преподавал эт­нологию и фольклор в Бело­русском национальном пе­дагогическом университете, а за свои проекты получил награды фондов Сороса и Форда.

Эта короткая история "до­стижений" Ивана Кирчука многое объясняет в проис­хождении и сущности пост­роения музыки Троiцы, а так­же обоснованность некото­рых наблюдений на эту тему. Есть музыканты, о которых можно написать немного, и есть такие, о которых можно писать долго. Зависит это, наверное, от предпочтений автора и его способности слушать, но не только. Если подходить объективно, то чем больше корневой явля­ется музыка, глубоким сам музыкант, чем больше разно­родных интересов и сюже­тов находят в ней свое выра­жение, тем больше значений в ней закодировано, и тем больше ассоциаций она мо­жет вызвать у слушателя. Примером существования таких "дополнительных из­мерений" в музыке является размещение на вкладке к CD аннотаций к песням, особен­но, если они связаны с раз­ными обычаями. На диске Троiцы есть только четыре песни "лирично-развлека­тельных". Остальные связа­ны с обрядами: одна с коля­дованием, одна с Купальской ночью, одна с вечерками (молодежными зимними по­сиделками), а восемь — со свадьбой. Вроде бы ничего особенного, однако совер­шенно по-другому начина­ешь смотреть на музыку-музыкантов, а иными словами — на музыку-жизнь, по­скольку музыка эта связана с наиболее важными событи­ями из жизни отдельных лю­дей и общества. Музыка оста­ется единственным воспо­минанием о тех моментах, единственным свидетельст­вом, что существовал когда- то иной мир, пусть менее "со­временный" и "увлекатель­ный", но, наверное, более че­ловеческий.

Троiца не открывает фоль­клор, она лишь использует уникальную стилистичес­кую нишу, в которой удается гармонично соединять со­временность и традицию, и с почтением к живому звуку создавать новое, оригиналь­ное, новую музыкальную идиому. Тайна группы заклю­чается в том, что сквозь со­временное звучание ей уда­ется показать закутки арха­ичной культуры, демонстри­руя одновременно — что встречается весьма редко — всю их глубину и стихий­ность. Троща, одна из немно­гих групп, на канве фолькло­ра вышивает свое собствен­ное повествование, собст­венную сказку, но одновре­менно "правдивую исто­рию", героями которой не­произвольно становимся и мы. Мы можем не понимать ее слов, но обязательно очень сильно ей сопережи­ваем.

Мартин СКШИПЭК,Gadki z Chatki

Перевод с польского: Алесь ОСТРОВЦОВ

Jazz-Квадрат, №1/2005


стиль
этно
страна
Беларусь


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела ансамбли

  • стиль: джаз, джаз
"Это величайшая группа на земле", – сказал про них Дэйв Мэттьюз, когда SOULIVE играли перед его выступлением. Вы еще не слышали про них? Да, возможно, эта группа не очень известна за пределами мира джаза, но ее музыка привлекает все больше и больше ...
  • стиль: джаз, джаз
Оркестру Олега Лундстрема почти столько же лет, сколько и самому джазу. Рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, созданный ровно 70 лет назад в Харбине, и поныне собирающий премии и награды прославленный джазовый оркестр сыграет 30 мая в концертном зале ...
  • стиль: джаз, джаз
Бесчисленно много наберется джазменов, искренне или неискренне верящих в то, что они никогда никого не копировали. А на самом-то деле , тех, кто никого не копировал и никому не подражал, совсем мало. И в то, что к таким самобытным оригиналам ...
  • стиль: джаз, джаз
Владимир Белов: контрабас, бас-гитара. Лидер проекта. Екатерина Гаврилова: фортепиано, клавиши. Александр Сторожук: ударные. Евгения Летун: вокал. Позапрошлой осенью к дежурному ответу на дежурный вопрос "Как дела?" Владимир Белов добавил ...
  • стиль: джаз, джаз
Фирма издает диски. Фирма ведет продюсерскую деятельность, организует фестивали, содержит джазовые клубы, владеет довольно мощной медиа-сетью. Веников фирма не вяжет, но название ее столь же парадоксально, алогично и вызывающе, как и большая часть ...
  • стиль: джаз, джаз
После смерти Чарли Мингуса его дело взялась продолжать Сью Мингус, прожившая рядом с ним много лет и как никто понимавшая все его чувства и устремления. Никогда еще история джаза не знала вдову музыканта, которая бы так много сделала для сохранения ...
  • стиль: этно, этно
Вторая половина 90-х увиде­ла небывалый рост интереса к этнической музыке во всем мире и моду на все этниче­ское. По крайней мере, на му­зыкальном фронте это озна­чает хорошие новости: евро­пейские культурные фонды выделяют тонны евро на га­строли и ...
  • стиль: джаз, джаз
«Tsvetochnyui15» – это первый в истории музыкальный бренд, старающийся уйти далеко за пределы исключительно музыкального искусства. Это союз, который держится на доверии между участниками, что в свою очередь является катализатором для постановки ...
  • стиль: джаз, джаз
Поддерживать жизнь творческого коллектива даже на протяжении десятка лет бывает не просто. 1 апреля ( 2017 года – прим.пер .) ансамбль традиционного джаза «Ренессанс» на полном серьезе можно поздравить с сорокалетием. Этот ...
  • стиль: джаз, джаз
На праздновании 50-летия известного киевского журналиста, музыкального продюсера и неустанного популяризатора джаза Алексея Когана ведущий вечера и не менее известный Владимир Фейертаг, объявляя выход на сцену группы Apple Tea, назвал ее самым ...
  • стиль: этно, этно
Бегона Олавиде Аризкун— одна из самых интересных молодых испанских певиц, исполняющих один очень редкий вид музыки— музыку испанских арабов, вторгшихся на территорию вестготского королевства и завоевавших Иберийский полуостров в раннем ...
  • стиль: блюз, блюз
«Мне хотелось бы видеть возрождение кантри-блюза более молодыми людьми. Больше людей сейчас ходят на концерты, учатся играть музыку. Именно поэтому я продолжаю исполнять традиционную музыку. Я не хочу, чтобы она умерла.» Джон Кефас ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com